Понятие ценностных ориентаций и ее виды
На современном этапе общества проблема ценностей и ценностных ориентаций – одна из важнейших тем в науке. Сформированные условия пересмотра и переосмысления всех имеющихся ценностей выставляет ценностные ориентации личности в особые условия, определяющие развитие и функционирование человека. Поскольку именно ценностные ориентации - важные компоненты структуры личности, они социальны из – за исторической обусловленности и индивидуальными по отношению к опыту конкретного субъекта. Их можно увидеть во всех сферах человеческой жизни, в которых необходимо выполнять регуляторную функцию поведения. Процесс формирования ценностных ориентаций личности сложный и многогранный. С течением времени в каждом периоде жизни человека происходит видоизменение иерархии ценностных ориентаций, но при этом не теряется их определяющее значение для жизнедеятельности личности. Многие ученые изучали проблемы ценностных ориентаций личности, например, К.А. Альбуханово-Славская, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др. Теоретическим основам формирования ценностных ориентаций личности посвящены работы О.Г. Дробицкого, А.Г. Здравомыслова, В.П. Тугаринова и др. Во все времена человечество стремилось узнать смысл своего существования, решив сущностные проблемы личности. Исходя из этого, ценности собственной жизни и своей личности - одна из самых чувствительных сторон человеческой жизни. Человеку свойственно целостное восприятие во взаимосвязи с миром, в единении себя и всего общества. В течение всей жизни человека формируется подобное восприятие, а сформированные социальные институты должны помочь ему на этом направление. В воспитательной системе проблематика создания нравственных устоев как основы личности является главной. Появление хорошего эмоционального фона будет значимым условием создания нравственных устоев. К.Д. Ушинский указывал на особую роль эмоций в формировании нравственных ценностей. Он писал что ничего так не может выразить отношения к миру как его чувства. Чувства передают свойство не отдельной мысли или решения, а всей сути души и ее гармонии.
По мнению К.Д. Ушинского, основой воспитания являются общечеловеческие ценности. Они проявляются в доброте, любви, милосердии, вере в личную свободу человека. Воспитание является личностной ценностью, которая создаст «вторую природу человека», сформирует, просветит сознание человека, откроет перед ним путь к добру.[12] Ориентирующая и направляющая роль в жизнедеятельности человека реализуется с помощью главной функции ценности, выступающей в качестве «оси сознания», саморегуляции его поведения, как в настоящем, так и в будущем.[13] Следовательно, ценностные ориентации включены в структуру личности потому, что именно они, как важный компонент ее структуры, способны резюмировать весь жизненный опыт, который был накоплен личностью в процессе индивидуального развития. Они являются осью сознания, вокруг которой вращаются все мысли и чувства человека при решении многих жизненных вопросов. Специфика ценностных - данная категория управляет процессом поведения субъекта как осознанным действием. Ценностные ориентации – система ценностных пожеланий, показывающих отношение личности к реальным условиям жизни. Ими определяются поступки и действия человека, проявляющиеся в практическом поведении. Структура ценностной ориентации состоит из трех компонентов: 1) когнитивного (смыслового) компонента, с помощью которого обобщается социальный опыт личности, осуществляется научное познание действительности, которое способствует становлению ценностного отношения;
2) эмоционального компонента, который устанавливает личностный смысл отношений индивида к жизненным ценностям; 3) поведенческого компонента, являющегося результатом взаимодействия первых двух компонентов. Познание действительности и ее ценностного переживания субъектом формирует его готовность действовать по продуманному плану. Поэтому ценностные ориентации - результат внутреннего и внешнего координирования в ходе развития личности. Конкретно они и станут в сознании конкретного индивида представлять субъективное отражение объективного мира. В ценностных ориентациях проявляются общечеловеческие ценности, на основании которые являются основой поведения индивида в разных жизненных ситуациях. Ценностные ориентации: 1) Фундамент определяющий качество жизни человека; 2) Характеризуют содержательную сторону направленности личности; 3) Основа мировоззрения и мотивации; 4) Формируют основу ее отношений к событиям, людям, себе, ситуациям окружающему миру. Общие виды ценностей: материальные (экономические), социальные и духовные. К материальным ценностям относятся производственно-потребительские (утилитарные) ценности, которые связаны с отношениями собственности, быта и т.п. Духовные ценности основаны на нравственных, познавательных, эстетических, религиозных и других идеях, представлениях и знаниях. К духовным ценностям относят: книги, музыку, музеи и т.д. через которые человек может реализовать себя как творческую и нравственную индивидуальность. Социальные ценности - представления об интересной работе, профессиональном успехе, рациональном государственном устройстве, общественной справедливости. Разновидности ценностных ориентаций: 1) Эвдемонизм - это этическое направление, которое определяет критерий нравственности и является основой поведения человека, его стремлением к достижению счастья. 2) Гедонизм - этическое учение, которое считает удовольствие высшим благом, главной добродетелью и целью жизни. Добро олицетворяется как нечто приносящее наслаждение и избавление от страданий. 3) Аскетизм - заключается в воздержании удовлетворения своих потребностей, применении предельно возможного отказа от благ для достижения морального и религиозного идеала.
4) Утилитаризм (прагматизм) - это направление, в котором моральная ценность поведения или поступка обусловливается его полезностью. В конечном итоге, обобщая выше изложенную общую характеристику ценностных ориентаций человека и определяя место ориентаций в структуре личности, нужно заметить, что ценностные ориентации стали важными частями внутренней структуры личности. Они закрепляются с приобретением жизненного опыта индивида, накапливанием внутренних переживаний, усовершенствованием умения разграничивать значимого/незначимого, существенного/несущественного для данного человека. Сформировавшиеся ценностные ориентации личности создают определенную ось сознания, обеспечивающую устойчивость личности. Ею связывается конкретный вид поведения с деятельностью, проявляющуюся в направленности интересов и потребностей. Одним из важных факторов, который регулирует и определяет ценностные ориентации личности, является мотивация. Следовательно, мировоззренческие и нравственные убеждения, глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения будут основным результатом сформированности ценностных ориентаций личности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|