Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Пути повышения эффективности государственного регулирования банковской деятельности




 

Проанализировав работы современных исследователей и пронаблюдав изменение эффективности деятельности банковской системы Российской Федерации за определенный промежуток времени, можно выделить пути повышения эффективности государственного регулирования банковской деятельности:

. В сфере правового обеспечения банковской деятельности необходимо создать правовые условия функционирования кредитных организаций в соответствии с международными нормами:

укрепить права кредиторов, в первую очередь их права требования, обеспеченные залогом;

обеспечить совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на совершение банковских операций;

укрепить правовые механизмы конкуренции и предотвращения действий по ограничению свободы коммерческой деятельности в банковской сфере;

упростить процедуры слияния и присоединения кредитных организаций;

создать правовые условия для более широкого применения в банковском деле современных электронных технологий, которые могут привести к снижению операционных издержек.

продолжить работу по совершенствованию системы налогообложения банковской деятельности.

. Формирование благоприятных условий для участия банков в финансовом посредничестве.

Для укрепления роли банков в системе финансового посредничества необходимо обеспечить открытость деятельности хозяйствующих субъектов на основе раскрытия информации о финансовом состоянии и показателях хозяйственной деятельности в соответствии с международными стандартами финансовой отчетности; совершенствовать механизм рефинансирования и управления ликвидностью банков;

. Повышение эффективности банковского регулирования и банковского надзора.

В сфере банковского регулирования и надзора важнейшими направлениями являются: определение режима банковского надзора и применение при необходимости мер надзорного реагирования; обеспечение функционирования системы раннего реагирования и применения комплексной оценки деятельности кредитных организаций, включающей оценку качества управления и внутреннего контроля; повышение оперативности и эффективности решений, принимаемых в рамках банковского надзора.

. Развитие конкурентной среды и обеспечение транспарентности в деятельности кредитных организаций;

В сфере развития конкурентной среды и укрепления рыночной дисциплины необходимо создать более благоприятные условия для развития инфраструктуры рынка банковских услуг, прежде всего в регионах; обеспечить открытость деятельности кредитных организаций, в том числе прозрачность структуры собственников (акционеров, участников); повысить эффективность и качество аудиторской деятельности путем внедрения федеральных стандартов аудиторской деятельности, разработанных на основе международных стандартов аудита; укрепление рыночной дисциплины в банковской сфере и обеспечение равных условий конкуренции для всех кредитных организаций, включая банки, контролируемые государством.

. Контроль за банковскими рисками - один из важнейших факторов, определяющих прибыльность банка в ближайшей перспективе. Ключевыми элементами эффективного контроля за банковским кредитным риском являются: хорошо развитые кредитная политика и процедуры; хорошее управление портфелем; эффективный контроль за кредитами.

. Консолидация банковского бизнеса.

Снизить риски банковской системы необходимо за счет ее укрупнения. В частности, рассматривается возможность повышения минимального капитала банков до 250-500 млн руб., что, по подсчетам экспертов, может сократить количество кредитных организаций на треть. Уже с 2010 года требования к размеру капиталов банков повышаются с 90 млн рублей, а к 2012 году эта сумма должна быть не менее 180 миллионов. Меньшее количество банков облегчит регулятивный надзор за ними, способствует повышению прозрачности системы, а главное - ее устойчивости.

. Повышение требований к качеству корпоративного управления в кредитных организациях.

В сфере корпоративного управления в кредитных организациях особое внимание необходимо уделить повышению эффективности управления рисками, возникающими при осуществлении банками своей деятельности, повышению эффективности систем внутреннего контроля; достижению уровня прозрачности системы корпоративного управления, который обеспечит всем категориям заинтересованных лиц, включая акционеров (участников), своевременное и точное раскрытие предусмотренной законодательством информации по вопросам деятельности кредитной организации, включая данные о ее финансовом положении, структуре собственников и управления; обеспечению прав собственников.

. Развитие инфраструктуры банковского бизнеса.

В области участия в развитии инфраструктуры банковского бизнеса особое внимание должно быть уделено вопросам функционирования системы страхования вкладов, создания бюро кредитных историй и системы межбанковских расчетов в режиме реального времени.

. Стимулирование банковского обслуживания малого и среднего бизнеса,

Программы кредитования МСБ предлагались рынком и предлагаются активно сегодня, но доля портфелей МСБ в кредитных портфелях банков мала. По итогам I полугодия 2010 года объем предоставленных МСБ кредитов на 40% превысил результаты аналогичного периода 2009 года. Государству необходимо обратить особое внимание на расширение программ предоставления государственных поручительств начинающим предпринимателям.

. Усиление защиты интересов вкладчиков и других кредиторов банков;

. Повышение эффективности осуществляемой банковским сектором деятельности по аккумулированию денежных средств населения и организаций и их трансформации в кредиты и инвестиции.

. Повышение конкурентоспособности российских кредитных организаций.

Одним из способов повысить уровень конкуренции в России является повышение доли иностранных банков на российском рынке. До 2008 года участие нерезидентов в банковском секторе не превышало 10% от общих банковских активов и их присутствие стало увеличиваться только в последний год. Иностранные банки остаются источниками ресурсов для российских финансовых и нефинансовых институтов, приносят передовые практики управления.

. Рост числа специализированных банков: ипотечных, "пластиковых", потребительских. Развитая система межбанковского кредита и доступность средств институциональных инвесторов обеспечат им стабильные источники финансирования, а узкая специализация - рост эффективности.

. Предотвращение использования кредитных организаций для осуществления недобросовестной коммерческой деятельности и в противоправных целях (прежде всего таких, как финансирование терроризма и легализация доходов, полученных преступным путем);

. Мониторинг текущего состояния и динамики развития банковской деятельности;

. Укрепление доверия к российскому банковскому сектору со стороны инвесторов, кредиторов и вкладчиков.

. Развитие новых сегментов рынка банковских услуг, ориентированных на предоставление широкого спектра банковских продуктов конечному потребителю, повышение их привлекательности для населения.

Ключевые сегменты с этой точки зрения - ипотека, создающая условия для повышения доступности жилья, и образовательные кредиты, работающие на профессиональный рост граждан России. Выход на целевые ориентиры по качеству жизни, предусмотренные проектом Концепции социально-экономического развития на период до 2020 г., невозможен без быстрого развития сегмента ипотечного кредитования. За счет этих сегментов доля кредитов физическим лицам вырастет до 30-35%, среди которых на долгосрочные (свыше года) придется не менее 65%.

. Повышение доступности банковских услуг.

. Повышение финансовой грамотности населения.

Таким образом, динамика решения проблем эффективности банковской деятельности будет в значительной степени зависеть от состояния правовой среды, инвестиционного и делового климата, налоговых условий, совершенствования регулирования банковской деятельности и системы банковского надзора, эффективности функционирования системы страхования вкладов.

Повышение эффективности банковской деятельности позволит преодолеть инерционную динамику развития, выйти на новую траекторию роста


Заключение

 

Банк, юридическое лицо, которое имеет исключительное право осуществлять в совокупности банковские операции, а именно привлекать денежные средства физических и юридических лиц в депозиты, размещать эти средства от имени банка и за его счет на условиях возвратности, платности и срочности, открывать и вести банковские счета физических и юридических лиц. Банковская деятельность имеет не абстрактный, а конкретный характер. Услуги банков отличаются от других услуг предпринимательства, они появляются в результате глубокого анализа потребностей рынка, тщательно подготовлены, соответствуют перечню и технологии проведения банковских операций. Задачи банка как предприятия связаны с удовлетворением потребностей народного хозяйства и населения. Банки имеют дело со специфическим товаром - деньгами, и их услуги связаны главным образом с движением денег.

На сегодняшний день существует ряд проблем в функционировании банков, что приводит к отставанию российской банковской системы от иностранных, для решения выявленных проблем были предложены пути совершенствования банковской деятельности в России. Необходимо осуществлять дальнейшее совершенствование правового обеспечения банковской деятельности, повышение эффективности банковского регулирования и конкурентоспособности российских кредитных организаций, повышение эффективности информационного взаимодействия с органами государственной власти, ответственными за стабильность финансового сектора и осуществляющими функции контроля и надзора в финансово-экономической сфере. Основным принципом совершенствования системы регулирования банковской деятельности, банковского надзора является внедрение в полном объеме международных подходов к их методике и организации. Это потребует внесения изменений и дополнений в действующее законодательство, а также улучшения практики его применения. Необходимо также продолжить работу по повышению эффективности механизмов путем предотвращения банкротства кредитных организаций, недопущения использования кредитных организаций для осуществления коммерческой деятельности в противоправных целях, совершенствование правовых механизмов ликвидации кредитных организаций, у которых отозваны лицензии на осуществление банковских операций, направленных на создание эффективного механизма реализации активов ликвидируемых кредитных организаций, повышение прозрачности ликвидационных процедур, создание условий для наиболее полного удовлетворения требований кредиторов ликвидируемых кредитных организаций.

Для России повышение эффективности банковской деятельности становится актуальной задачей, решение которой позволит не только сохранить, но и качественно усовершенствовать банковскую систему.


Список использованной литературы

 

1. Конституция Российской Федерации // Консультант плюс

2. Федеральный закон о Центральном банке Российской Федерации от 10 июля 2002 N 86-ФЗ (с изм. и доп. от 10 января 2003) // Консультант плюс

.   Федеральный закон о банках и банковской деятельности (с изменениями от 31 июля 1998 г., 5, 8 июля 1999,19 июня, 7 августа 2001, 21 марта 2002) // Консультант плюс

.   Федеральный закон о страховании вкладов физических лиц в банках Российской Федерации от декабря 2003 (в ред. от 27 июля 2006) // Консультант плюс

.   Федеральный закон о валютном регулировании и валютном контроле от 10 декабря 2003 № 173-ФЗ (в ред. От 10 января 2003, от 3 мая 2000 // Консультант плюс

.   Указ Президента РФ о совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации от 10 июня 1994 N 1184 о совершенствовании работы банковской системы Российской Федерации (с изменениями от 27 апреля 1995) // Консультант плюс

.   Постановление Правительства РФ об условиях антимонопольного контроля на рынке финансовых услуг и об утверждении методики определения оборота и границ рынка финансовых услуг финансовых организаций от 7 марта 2000 N 194 // Консультант плюс

.   Распоряжение Правительства РФ о прекращении участия федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений в уставных капиталах кредитных организаций от 2 апреля 2002 N 454-р о прекращении участия федеральных государственных унитарных предприятий и федеральных государственных учреждений в уставных капиталах кредитных организаций // Консультант плюс

.   Алексеева Д.Г., Пыхтин С.В., Хоменко Е.Г. Банковское право // 2-е издание, Юрист, 2005

.   Алехин Б.И. Рынок ценных бумаг // 2-е издание, ЮНИТИ-ДАНА, 2006

.   Авдейский В.И. Роль государства и права в становлении развития банковской системы // Москва 2003

.   Балабанов И.Т. Банки и банковское дело // ОМЕГА-Л, 2002

.   Белоглазова Г.Н. Кроливецкая Л.П. Банковское дело // 2-е издание Питер 2002

.   Гамза В.А., Ткачук И.Б. Безопасность банковской деятельности // 2-е издание ЮНИТИ-ДАНА, 2010

.   Голанов В.А. Основы банковского дела // ОМЕГА, 2010

.   Глушкова Н.Б. Банковское дело // Альша Матер Москва, 2005

.   Жарковская Е.П. Банковское дело // 7-е издание ОМЕГА-Л, Москва 2010

.   Килесханова И.Ш. Банковское право // Издание ЮНИТИ-ДАНА, 2008

.   Лаврушина О.И. Банковское дело // Издание КНОРУС, 2007

.   Эриашвили Н.Д. Банковское право // Издание ЮНИТИ-ДАНА, 2010

.   РБК Рейтинг // http://rating. rbc.ru/

.   Банкир. ру // http://bankir.ru/rating/

.   Банк России // http://www.cbr.ru/

.   Попов Р.И. Тенденции и проблемы финансовых рынков // Журнал Банковское дело // № 12 2011

.   Попов Р.И. Эффективность регулирования денежно-кредитной политики // Журнал Банковское дело // № 11 2011

.   Бурыкина Н.С. Сфера интересов банков и банкиров // Журнал Банковское обозрение // № 6 2011

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...