Становление специальности «социальная работа»
Стр 1 из 2Следующая ⇒ КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА Современное социальное образование, его социальные функции и проблемы
г. Мурманск г. СОДЕРЖАНИЕ Введение Профессиональные особенности социальной работы 2. Становление специальности «социальная работа» 3. Структура социального образования . Проблемы содержания социального образования Заключение Список литературы ВВЕДЕНИЕ
В современном мире профессия специалиста по социальной работе в связи с бурным развитием социальной сферы общества стала одной из самых востребованных на рынке труда. В условиях России в связи со становлением и развитием системы учреждений и организаций социальной защиты населения, социальная сфера остро нуждается в высококвалифицированных специалистах, которые могут решать самые сложные задачи, связанные с осуществлением социального прогнозирования, социальной реабилитации, проводить консультативную, профилактическую и другие виды работ с различными категориям населения, нуждающимися в социальной помощи и поддержке. В то же время последние десятилетия в России стали временем серьезного переосмысления подходов к содержанию и организации социального образования, определению критериев его качества, поиску эффективных образовательных технологий. Претерпели изменения известные определения социального образования, соответствующего обучения и воспитания, широкое распространение получил опыт социального образования за рубежом, дореволюционный опыт России в этой области образовательной деятельности. Поэтому представляется необходимым рассмотрение социального образования в рамках настоящей контрольной работы, цель которой: исследование сущности современного социального образования, его социальных функций и проблем.
Для достижения указанной цели требуется решение следующих задач: 1. Выявить профессиональные особенности социальной работы. 2. Рассмотреть процесс становления специальности «социальная работа». . Охарактеризовать структуру социального образования. . Рассмотреть проблемы содержания социального образования. ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ ОСОБЕННОСТИ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Принципиальной особенностью социальной работы как профессии является ее пограничный характер. Социальный работник - в некотором смысле универсал, хотя его универсализм имеет достаточно четкие предметные границы, задаваемые содержанием жизненных проблем клиента и возможными путями их решения. Смысловое и инструментальное содержание социальной работы аккумулирует в себе пограничные элементы смежных профессий (психологии, социологии, педагогики, юриспруденции и т.д.) на основе взаимообмена информацией, инструментарием, технологиями. Еще одна важная особенность социальной работы как профессии проявляется в ее посредническом характере, что является следствием ее ориентации на жизненные проблемы реальных людей. Основные направления посредничества: ¾ между клиентом и различными социальными институтами; ¾ между клиентом и другими специалистами; ¾ между другими специалистами, привлекаемыми к решению жизненных проблем клиента; ¾ между клиентами. Одним из главных направлений деятельности социального работника является работа с клиентом, в основе которой лежит общение прежде всего в его индивидуально-личностном выражении. Социальный работник должен уметь выслушать и понять, объяснить и доказать, спросить и ответить, убедить и переубедить, создать атмосферу доверия в беседе и делового настроя в собеседовании, найти индивидуальный психологический подход к клиенту, разрешить конфликт, снять напряжение.
В основе такой деятельности лежит коммуникативная техника общения, владение которой является важным признаком профессиональной пригодности социального работника. Характеристики, составляющие профессиональный портрет социального работника с точки зрения владения им коммуникативной техникой, называются коммуникативной профессиограммой социального работника. Социальный работник должен: ¾ знать речевой этикет и уметь его использовать; ¾ уметь формулировать цели и задачи делового общения; ¾ организовывать общение и управлять им; ¾ анализировать предмет общения, разбирать жалобу, заявление, ставить вопросы и конкретно отвечать на них; ¾ владеть навыками и приемами делового общения, его тактикой и стратегией; ¾ уметь вести беседу, собеседование, деловой разговор, спор, полемику, дискуссию, диалог, дебаты, прения, диспут, круглый стол, деловое совещание, деловую игру, переговоры, торги; ¾ иметь навык доказывать и обосновывать, аргументировать и убеждать, критиковать и опровергать, достигать соглашений и решений, компромиссов и конвенций, делать оценки и предложения; ¾ владеть техникой речи, риторическими приемами и фигурами, уметь правильно строить речь и другие публичные выступления; ¾ уметь с помощью слова проводить психотерапию, снимать стресс, страх, адаптировать клиента к соответствующим условиям, корректировать его поведение и оценки. Таким образом, задача социального работника - помочь клиенту обрести себя, найти свое место в динамично меняющемся мире, сориентироваться в новых социальных отношениях, и общение является важным инструментом в этом процессе. СТАНОВЛЕНИЕ СПЕЦИАЛЬНОСТИ «СОЦИАЛЬНАЯ РАБОТА» Социальная работа - особый вид социального взаимодействия людей с целью оказания им помощи в социализации и ресоциализации. В этом смысле она выступает как условие социального воспроизводства общества, средство его социального конструирования, обеспечения преемственности в развитии. Социальная работа возникла как благотворительность, религиозный долг личности. И только в XX веке социальная работа была признана профессией, требующей специальной подготовки. Система обучения социальных работников берет начало в конце XIX века и обязана своим возникновением усилиям социальных служб, заботившихся об улучшении качества и системном характере оказания помощи бедным и вообще всем людям, находящимся на иждивении у других.
Многие руководители благотворительных организаций, имевшие опыт практической работы, пришли к выводу о необходимости постепенной замены на социальной работе добровольцев штатными служащими. Поэтому стало необходимым соответствующее образование, которое позволило бы обеспечить достаточно высокий уровень работы социальных служб. В центре внимания первых программ обучения социальных работников находились: ¾ обязательный минимум практических и теоретических знаний, которые должны содержаться в учебных планах; ¾ соответствие образования требованиям практики; ¾ выработка и применение стандартов обучения. В современной России специальность «социальная работа» была введена в систему профессионального образования страны 7 августа 1991 года приказом Государственного комитета образования СССР. В том же году новая должность «специалист по социальной работе» была внесена в Квалификационный Справочник должностей руководителей и служащих. В соответствии с законом Российской Федерации «Об образовании» и Закон «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» важнейшими принципами образования в Российской Федерации были названы его гуманистический характер, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности, воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье. В соответствии с этими законами были введены в действие государственные образовательные стандарты начального профессионального, среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования.
За прошедшие годы была проведена большая научно-исследовательская и учебно-методическая работа, опубликованы сотни научных, учебных и учебно-методических работ и материалов, защищены десятки кандидатских и докторских диссертаций по различным аспектам социальной работы. Накоплен эмпирический материал по истории и практике социальной работы, разработан ряд важных теоретико-методологических моментов, имеющих большую эвристическую ценность, проведена большая работа по разработке содержания образования в области социальной работы. Выделилась значительная группа исследователей, активно занимающихся теорией социальной работы, среди которых следует назвать Жукова В. И., Беличеву С. А., Блинкова Ю. А., Гуслякову Л. Г., Зимнюю И. А., Лаврененко И. М., Мартыненко А. В., Павленка П. Д., Топчия Л. В., Фирсова М. В., Холостову Е. И. и других. Сегодня эффективность деятельности социальных служб обеспечивают специалисты, имеющие профессиональное образование, соответствующее требованиям и характеру выполняемой работы, опыт работы в области социального обслуживания и склонные по своим личным качествам к оказанию социальных услуг. Подготовкой специалистов в области социальной работы ныне занимаются 120 вузов и свыше 60 их филиалов почти в 80 регионах России. В них обучаются около 30 тыс. студентов и работают более 3 тыс. преподавателей, свыше 80 % которых имеют ученые степени кандидатов или докторов наук.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|