Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Проблемы содержания социального образования




Содержание и объем понятия «социальное образование» за годы, прошедшие с 1991 года, существенно расширились. Это произошло, во-первых, благодаря введению новых специальностей и развертыванию подготовки кадров по нетрадиционным специализациям, ориентированным на социальную сферу, управление и воспроизводство специалистов в области социальных наук. Во-вторых, это связано со значительным обогащением программ социального образования за счет привлечения литературы, представляющей различные парадигмы социального мышления. В-третьих, расширение произошло в связи с активным освоением зарубежного и дореволюционного отечественного опыта решения социальных проблем. Наконец, в-четвертых, данное обстоятельство обусловлено растущей сложностью, многообразием социокультурного развития, его темпов, возникновением новой социальной культуры, требующей нетрадиционных форм и содержания социального образования.

Все это привело к тому, что под социальным образованием в начале XXI века стали понимать:

¾ подготовку и переподготовку специалистов в области социальных наук;

¾ обучение специалистов различного профиля социальным наукам, их социальное воспитание;

¾ подготовку и переподготовку специалистов для учреждений социальной сферы и управления;

¾ социальное просвещение, воспитание широких масс населения, формирование у них умения взаимодействовать в социуме в рамках определенного социально-исторического пространства - времени;

¾ формирование, воспроизводство определенного менталитета, систем социокультурных принципов, смысложизненных ориентации, социальных идеалов, составляющих фундамент социальной культуры, общественного интеллекта, образа жизни народа того или иного государства, нации, человеческой общности.

Следует также сказать, что в узком смысле социальное образование иногда сводят или к социологическому (нередко к обществоведческому), или к подготовке кадров для учреждений социальной сферы. В широком смысле оно трактуется как овладение основами социальной культуры, умение жить в обществе.

Если говорить об изменениях в содержании социального образования, то в главном они заключаются в следующем. Во-первых, конечно, это изменение содержания учебных планов и программ, составляющих основу подготовки и переподготовки специалистов в области социальных наук. В России эти изменения последнего десятилетия были связаны в основном с радикальным реформированием всех сторон жизни общества, сменой государственного строя, господствующей идеологии, а с другой - с массовым распространением зарубежной литературы по проблемам социального развития, трансформацией индустриального общества в постиндустриальное, а также признанием полипарадигмального статуса социальных наук, прежде всего социологии.

Нельзя не отметить в этой связи и саморазвития социальных наук, их интеграции и дифференциации, трансформации в связи со сменой, эволюцией научных картин мира и способов познания во второй половине текущего столетия. Показательным в данном плане следует считать и гуманизацию социальных наук, сближение наук о человеке и обществе.

Это сближение вместе с тем оказалось многократно осложнено многообразием парадигм социального знания вообще и социологии как науки об обществе, его строе как типах функционирования и развития - в особенности. В XX в. получили дальнейшее развитие, пережили ренессанс не только многие из классических социологических парадигм (понимающая социология, социобиология, социология конфликта и др.), но и возникли новые направления, школы и теории.

В результате существенно изменилось содержание классических социальных дисциплин, наук о человеке и обществе, прежде всего социологии, психологии, истории, политологии и др. Возникли новые социальные науки, отражающие как тенденцию углубления, дифференциации социального знания, так и его интеграцию, взаимодействия смежных научных дисциплин. Так, возникли теория и методика социальной работы, конфликтология, валеология, социальная психология, этнопсихология, социальная история, социальная экология, этнология, социогенетика, социальная антропология и др.

Еще одним направлением эволюции, совершенствования содержания социального образования является дифференциация общего социального образования в зависимости от сферы деятельности, где предстоит работать специалисту (например, образование, медицина, управление, журналистика, энергетика, промышленность, сельское хозяйство, финансы и др.). Все более глубокая и детальная «привязка» общего социального образования к сфере деятельности, где предстоит работать специалисту, связана как с усложнением общества и человека в целом, форм социальности, так и с растущим разнообразием, а также универсализацией организационных основ осуществления профессиональной деятельности во всех отраслях хозяйства, областях общественной жизни в целом.

Во весь рост встала проблема социального воспитания, опирающегося на достоверное социальное знание, его прогнозы, создаваемые на этой основе социальные идеалы, технику социального проектирования, оптимальные технологии разрешения социальных противоречий, конфликтов, возникающих проблем. Эта проблема многократно усложнилась вследствие ускорения темпов социокультурного развития, радикальных общественных реформ в России, разделивших ценностными барьерами разные поколения, социальные и национальные, территориальные и образовательные группы.

Еще одним направлением развития социального образования в России последнего десятилетия стало массовое развертывание подготовки профессиональных социальных работников и социальных педагогов, создание специальных программ обучения, переподготовки, повышения квалификации. Обозначены и развиваются наиболее нужные для практики специализации (социальная работа: с семьей, в службах занятости, в здравоохранении, с группами риска, в армии, в правоохранительных органах, в системе социального обеспечения и др.).

Эти специализированные программы в содержательном плане испытывают влияние трех групп факторов. Во-первых, конечно, это потребности практики, та проблематика, которая является предметом забот современного общества в целом и в каждой стране в отдельности, в том числе и в России. Здесь серьезное значение имеет и специфика регионов, те проблемы, которые им приходится решать в плане обеспечения социальной защиты населения. Во-вторых, на них оказывают влияние предпочтения, симпатии (антипатии) преподавательского корпуса, его подготовленность, научные интересы. В-третьих, на выбор моделей подготовки социальных работников, на формирование программ их обучения, повышения квалификации влияет развитие теорий социальной работы.

Все это в полной мере относится и к сфере управления, эффективность которого в последние годы в нашей стране стала заметно падать. Реформирование общества в России потребовало конкретного изменения содержания подготовки и переподготовки кадров управленцев всех уровней. Это связано прежде всего с уходом от практики преимущественно директивного, командного управления, соответствующего ему регулирования социальных процессов в обществе.

В данном плане Россия сегодня переживает настоящую революцию, переход на новые принципы управления, а также обеспечивающие его образовательные и экспертно-аналитические программы. При этом центральной программой становится поиск адекватных типов социокультурного развития российского общества, программ обучения менеджеров, способных эффективно управлять, понимать, что происходит в России.

К сожалению, как и во многих других направлениях реформирования российского общества, эта работа ведется преимущественно по западному образцу. Понимание данной проблемы, конечно, есть, но адекватных действий пока не происходит в силу доминирующего влияния в стране западно-ориентированных политиков и финансистов.

Последнее имеет прямое отношение к четвертому направлению модернизации социального образования в современной России - обновлению массового социального просвещения, социального воспитания широких масс. В условиях, когда оказалось разрушенным политическое и экономическое просвещение через систему общества «Знание», советскую и партийную учебу, содержание которых было продиктовано ценностями и практикой управления советского строя, потребовалось определить новое содержание массового экономического, политического и социокультурного просвещения, обеспечить преемственность его содержания.

Главное, что сейчас требуется от массового социального просвещения, сводится, во-первых, к достоверному информированию людей о реальных масштабах социальных проблем и путях их решения в каждом поселении, районе, области, крае. Во-вторых, узловое значение имеет просвещение людей в области социального права федерального и регионального уровней. В-третьих, существенно важно информирование населения о работе системы учреждений управления и социальной защиты каждого района, поселения, области, края, республики. В-четвертых, фундаментальное значение приобрела подготовка людей к социальной самозащите, обучение основам сохранения, безопасности жизни. Наконец, в-пятых, как существенные для социального просвещения сохраняются задачи массового воспитания патриотизма, любви к своей стране, ее народу, истории, культуре, языку, формирование социальных ориентации, адекватных этим ценностям.

Пятое направление совершенствования содержания социального образования в современной России связано с фундаментальными основами бытия человека и общества, типами их жизнедеятельности, социальной культуры. Это в главном связано с развитием представлений о смысле жизни и справедливости, о социальных идеалах.

Например, система социального образования в советское время ориентировала обучающихся на справедливость социального равенства, на целесообразность вмешательства государства в ограничение доходов граждан, на общественную собственность, коллективистские ценности. После 1991 г. в стране формируется иная идеология, которая все более основательно закрепляется в программах обучения социальным наукам, в социальном образовании в целом. Она исходит из того, что социальное неравенство естественно и справедливо, оно должно стимулировать жизненную активность, предприимчивость. При этом государство не должно вмешиваться в доходы богатых граждан, ограничивать их. Святым признается право частной собственности, приоритет индивидуально-личностных интересов и ценностей.

Необходимо в этих взаимоисключающих подходах выделить то ценное истинное, что содержится в каждом из них, сохранять преемственность в развитии общества и человека. В этом заключается одна из основных задач модернизации социального образования, повышения уровня его культуры


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

социальная работа образование общество

Таким образом, изучение социального образования, его социальных функций и проблем позволяет прийти к следующему заключению.

За последнее десятилетие преподавание социологии в России прошло большой путь. Социология как учебная и научная дисциплина вошла в Государственный стандарт.

Подготовка социальных работников основана на принципах гуманизма, толерантности, практической направленности и др., представляет собой многоуровневый процесс, каждый из уровней которого (ориентировочный, исполнительный, практический) имеет свой субъект, цель, задачи, способы и средства реализации. При этом системообразующим фактором является соответствие личностных качеств студентов, определяемых тестированием, практике обучения, соответствующего целям, условиям работы и задачам практической деятельности будущего специалиста.

Выпускники вузов по направлению и специальности «социальная работа» получают фундаментальную социально-гуманитарную и естественнонаучную, общепрофессиональную и специальную подготовку. Не считая дисциплин регионально-вузовского компонента, элективных курсов, факультативов и дисциплин специализации, выпускники вузов в области социальной работы должны изучить не менее 35 - 40 дисциплин общефедерального цикла. Например, будущий дипломированный специалист социальной работы должен знать не только историю, теорию и технологию социальной работы, но и антропологию, социологию, социальную политику, социальную экологию, педагогику, психологию, основы социальной медицины, правовое обеспечение социальной работы, конфликтологию в социальной работе, прогнозирование, проектирование и моделирование в социальной работе, методику исследований в социальной работе, андрологию, феминологию, семьеведение, проблемы работы с молодежью, геронтологию и т. п. Особое внимание уделено практической подготовке будущих специалистов социальной работы; практика рассматривается как органическая часть образования в области социальной работы.

Проведенная Минобразованием Российской Федерации государственная аттестация и аккредитация вузов показала в целом достаточно высокие показатели подготовки специалистов в области социальной работы.

Но в тоже время остаются еще не решенными многие проблемы. Это прежде всего касается включения этой дисциплины в единую систему непрерывного гуманитарного образования, обновления методологических и методических основ ее преподавания. Назрел вопрос об укреплении статуса социологии в составе комплекса наук об обществе, преподаваемых во всех звеньях российской образовательной системы.


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О высшем и послевузовском профессиональном образовании: Федеральный закон от 22.08.1996 г. № 125 - ФЗ: в ред. от 20.04.2007 г. // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. - Режим доступа: [http: // www.consultant.ru].

2. Об образовании: Федеральный закон от 10.07.1992 г. № 3266 1: в ред. от 30.06.1997 г. // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. - Режим доступа: [http: // www.consultant.ru].

.   Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации: Федеральный закон от 10.12.1995 г. № 195 ФЗ: в ред. от 22.08.2004 г. // КонсультантПлюс [Электрон. ресурс]: информ. правовая поисковая система. - Режим доступа: [http: // www.consultant.ru].

.   Никитин, В. А. Социальная работа: проблемы теории и подготовки специалистов: учебное пособие / Владислав Алексеевич Никитин. М.: Москов. психолого-социал. ин-т, 2002. С. 15.

5. Социальная работа за рубежом: учебное пособие / cост. Е.С. Новак, Е.Г. Лозовская, М.А. Кузнецова; под общ. ред. Е.С. Новак. Волгоград: Изд-во ВолГУ, 2001. С. 140.

6. Теория социальной работы: учебник / под. ред. проф. Е.И. Холостовой. - М.: Юристь, 2001. С. 240.

7. Фирсов, М. В. История социальной работы в России: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / М. В. Фирсов. М.: ВЛАДОС, 2001. С. 169.

.   Фирсов, М.В. Теория социальной работы: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений М. В. Фирсов, Е. Г. Студенова. М.: ВЛАДОС, 2001. С. 216.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...