Составление, вступительная статья и примечания Е.И.Тихомирова
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Очнись, Святая Русь, очнись, Не время спор вести кровавый: Твои враги уж поднялись, Готовит месть их сонм лукавый. Л. Кологривова Данная работа знакомит современного читателя с творчеством замечательной русской женщины - поэтессы Лидии Александровны Кологривовой. В издании использованы стихотворения, изданные поэтессой в разные годы: 1902, 1903, 1905, 1910, 1912; два сборника изданы в 1907 году. Удалось обнаружить её стихотворения в рукописном отделе РГБ, в рукописном отделе Исторического музея Москвы, в журналах «Мирный труд», «Русский вестник» и значительное количество в Московских ведомостях за 1908-1914 годы. Лидия Александровна в своем творчестве использовала сюжеты из событий старины, воспевала красоту родной природы, а также призывала встать на защиту Отечества. Она всегда была верной спутницей и помощницей своего мужа. Её супруг Сергей Николаевич Кологривов - учёный, историк, архивариус. Они оба изучали славное героическое прошлое Отечества и хотели, чтоб русский народ гордился тем, что он русский, и делали все, чтобы Россия возродилась и выстояла.· В её книге «Стихотворения», опубликованной в 1905 году, в разделе с названием «Война 1904 года» порядка сорока стихотворений, посвящённых Русско-японской войне - её военным эпизодам, гибели людей, флота, о чём история предпочитала умалчивать. В следующем сборнике за 1907 год целый раздел под названием «Политические» посвящён революционным событиям 1905 года. Она обращается к народу с призывом благоразумия и к правительству сделать всё возможное к сохранению государства. Несколько стихотворений посвящены «На смерть Великого Князя Сергея Александровича». Сегодня Россия отмечает 150 лет со дня рождения его супруги великой княгини Елизаветы Фёдоровны. Лидия Александровна посвятила ей стихотворение с названием: «Ответ Великой Княгини Елизаветы Фёдоровны Московской Думе».
Стихотворения, посвящённые православию, требуют от современно читателя внимательного прочтения и знакомства с дополнительной православной литературой по тому или иному сюжету. Мне хотелось бы остановиться и ещё на одном моменте. В последнее время большое внимание уделяется изданию литературы так называемого Серебряного века. Однозначно, это положительный факт: прекрасная поэзия, великие имена, неопубликованные ранее произведения. Но Серебряный век - это и мотивы упадничества, и расцвет человеческих пороков. Несмотря на то, что расцвет творчества Л.А.Кологривовой пришел на эти годы, ни одного упоминания о ней в литературе о Серебряном веке нет. Почему? Ведь такого патриотизма, чистоты поэзии, прославления православия нет ни у одного поэта того времени. Мне кажется, что настало время «открытия» творчества Л.А. для современного читателя, так как ее поэзия может стать в наши дни оружием против отрицания всего вековечного, корневого, отечественного, против пренебрежения к глубоким истокам духовности русского народа. На сегодняшнюю Россию вновь направлено агрессивное воздействие, и наша задача дать пищу для утоления «духовной жажды», а творчество Л.А.Кологривовой является неиссякаемым источником для этой цели.
О Лидии Александровне Кологривовой и её творчестве В книгах «Легенды и быль Нового Милета», вышедшей в 2011 г. и «Последние владельцы усадьбы царевны Софьи» – 2013 г. (они есть в РГБ), мне удалось уточнить её биографические данные и ответить на досадные неточности в изданиях последних лет. В изданиях, посвященных жизни и творчеству Лидии Кологривовой, есть много неточностей и по дате ее рождения, и по ее родителям. В данном месте необходимо остановиться и обратить внимание на разночтения, имеющиеся в публикациях. В энциклопедии А.И. Серкова «Русское масонство» Лидия, в замужестве Кологривова, числится дочерью Ухтомского Александра Ивановича (1791-1854 гг.) и его жены Голицыной Марии Дмитриевны - 1802 года рождения. На мой запрос (в ЦИАМ) пришел ответ: «В фонде Московской духовной консистории в метрической книге церкви Покровской в Лёвшине г. Москвы за 1915 год имеется актовая запись №3 от 24 марта 1915 года о смерти 20 марта 1915 года в доме Дворцового ведомства Лидии Александровны Кологривовой, жены Коллежского Советника, в возрасте 44 лет, от рака. Тело для погребения было отправлено в село Милеты Богородского уезда Московской губернии на местное кладбище». Из документа видно, что Лидия Александровна родилась в 1871 году. Получается нелепость, что папа умер за 17 лет до её рождения или, если бы родители были живы, то папе было бы 80 лет, а маме 70. В документах крупнейшего генеалога российской эмиграции Николая Флегонтовича Иконникова находим ответ: «Князь Сергей Александрович даты жизни: (28.07. 1831-16.11.1885). Женат на Людмиле Михайловне Морголи (? - 16.08.1911), умершей в своём имении Милет Московской провинции. У неё были земли в Богородском имении, и была замужем в первом браке с Александром Казаковым. Лидия Александровна была дочерью от первого брака Людмилы Михайловны, что подтверждается её отчеством Александровна».
Лидия Александровна Кологривова, урожденная Казакова, происходила из старой дворянской семьи. Родилась она в Петербурге, но детство провела за границей, по преимуществу в Италии и Франции, где получила тщательное домашнее воспитание, причем большое внимание было обращено на изучение ею новых языков: французского, немецкого, английского и итальянского, с их литературами. Особенную склонность всегда испытывала к занятиям историей, плодом которых, между прочим, явилась статья на французском языке, посвященная исследованию о Лжедмитрии. В 1888 году Л.А. вышла замуж за С.Н. Кологривова. В 2012 году в архиве «Древних актов» РГАДА (фонд 1239, Дворцовый отдел, опись 35, дело 105) обнаружил «Дело о службе архивариуса С. Н. Кологривова 14.02. 1894 г.- 03.09. 1917 г.» на 250 листах, где есть запись: «В 1888 году Сергей Николаевич женился на дочери Коллежского Асессора Александра Казакова девице Лидии Александровне, исповедания православного».
Сергей Николаевич Кологривов (01.08.1855-10.02.1919), заслуженный археолог, с 1908 года придворный советник на службе в министерстве Императорского Двора в Москве.
С.Н. Кологривов Слева 1.С.Н. Кологривов 3.Л.М. (Морголи) Ухтомская, 4. Л.А.Кологривова Людмила Михайловна Ухтомская (? - 16.08. 1911 г.) владела усадьбой (ныне село Новый Милет) до 1911 г. 16 августа 1911 г. умерла и похоронена в этом селе у церкви Святителя Николая. После смерти Людмилы Михайловны имение переходит к дочери - Лидии Александровне. После её смерти в 1915 г. супруг Сергей Николаевич управлял имением до 1917 года. Первая публикация стихов Лидии Александровны появилась в 1902 г. Это был сборник «Стихотворения и переводы» трех поэтесс - Л.Кологривовой, А.Милорадович и В.Гордеевой. Книжка имела успех и получила хорошие отзывы критиков. «Тогдашняя критика с особенною похвалою отозвалась о выдающихся сочинениях поэтессы Кологривовой, как о легкости и плавности ее стиха, так и за интересные сюжеты, которые Л.А. брала, с одной стороны - из жизни природы и из настроений человеческого сердца, а с другой - из событий родной старины», - отмечалось в одной из статей, посвященных Л.А.Кологривовой. Первый успех ободрил поэтессу, и с этого времени из-под ее пера непрерывной вереницей стали появляться оригинальные стихотворения. В 1903 г. Лидия Александровна выпустила собственный сборник стихов, под незамысловатым названием «Стихотворения». Лидия Александровна обладала огромной силой изобразительности и в изящных, поэтических образах выражала свои впечатления: «Люблю я зелёной дубравы раскидистый зыбкий шатёр, густые и сочные травы и мхом бархатистый шатёр». Или: «Я не могу молчать - мне столько дивных грёз нашептывают шелест трепетных берёз». Сколько гимнов пропето красоте русской берёзы. Её ветви мне всегда кажутся гроздьями винограда. Подтверждение нахожу у Л.А.: «Волшебные картины последних летних дней, когда в аллеях сада, как кисти золотого винограда, мелькает желтизна на зелени ветвей».
Возможно, кому-то из вас удалось видеть по весне ледоход, это грандиозное зрелищное явление (мне лично в Ловцах на Оке). После спада воды часть льдин остаётся по берегам, и можно видеть, как они на солнце светятся всеми цветами радуги. В стихотворении поэтессы «Льдина» есть такие строчки: «Пришла пора, и солнца луч победный её проник и гордость растопил, и блеск красы её немой и бледной алмазных искр сияньем оживил». Как говорит она, чем был полон день: «Земной услады жаждой бесконечной, земных желаний суетной игрой, погонею бесплодной и беспечной за грёзами летучими, как рой». Кто из вас, дорогой читатель, не любовался звёздным небом? Лидия Александровна подметила: «Если в звёзды вглядеться полночные, любоваться их милым мерцанием, точно очи небес беспорочные, смотрят в душу с немым порицанием». С величайшей сердечностью говорит о временах года. О весне: «Безлиствен лес, в оковах воды, в полях угрюмых тишина, но пробудились неба своды, на небесах уже весна». О лете: «Природы летний пир раскошен, вступил июнь в свои права, широкий луг ещё не скошен, полна цветов его трава». Сегодня многие дети не знают, как растет просо, овёс, рожь и т.д., как от ветра колышется рожь, какая это величественная картина! Лидия Александровна подметила: «В алмазных переливах, качая капельки росы, рожь зацвела на пышных нивах, и ярко зелены овсы». Про осень: «Летают нити лёгкие осенних паутин, алеют кисти яркие развесистых рябин; уж осень приближается изменчивой порой, и роща одевается листвою золотой». О зиме: «Даль сливается с дымкою мглистой, путь под белым покровом исчез, и вокруг только снег серебристый, звёзд алмазы, да бархат небес». Работал в Переславле-Залесском и, отправляясь на работу по набережной Плещеева озера, испытывал желание поклониться озеру, обнять это русское диво. Оно было в разное время года, и даже в разные часы дня, разным. У Лидии Александровны такие строчки: «То ты в безмятежной лазури, ласкаешь песок берегов, то мчишь, в час смятенья и бури жемчужные гребни валов». Стихотворение «Будущий переворот» о стремлении женщин к власти начинается словами: «В России женщины, - покинув свой очаг, - бразды правления и кафедры науки хотят забрать в свои испытанные руки», а заканчивается: - «Украсят жен кресты, - а бедные мужья, жизнь изучая вновь под строгою указкой, начнут качать ребят и усыплять их сказкой». В 1903-1904 гг. сотрудничала в журнале «Вестник Европы», а с 1905 г. стала постоянной сотрудницей газеты «Московские ведомости», где по выходным дням печатались ее стихотворные отклики на текущие исторические события. Особое место в творчестве поэтессы занимала православная тематика («Воскресение Христово», «Иоанн Креститель», «Рождественская ночь», «Саровская пустынь», «Молитва» и др.).
В ночь на 27 августа 1904 года отряд японских миноносцев внезапно атаковал русские военные суда, стоявшие на внешнем рейде гавани Порт–Артура. Величайшей трагедией для России явилась война с Японией и подписание 23 августа 1905 г. позорного Портсмутского мирного договора. В 1904–1905 гг. Лидия Александровна посвятила военным событиям порядка сорока стихотворений, опубликованных в её сборнике «Стихотворения» за 1905 г. Едва открылись военные действия, как уже она призывает родину на бой и бодро высказывает надежду, что с честью и на этот раз выйдет из испытания: Ударил первый гром! И недруги лихие Стоят с мечом в руке у дальних берегов; Уж льётся кровь! Восстань, могучая Россия, И отрази, как встарь, зазнавшихся врагов. Порукой за конечное торжество родины служит всё её прошлое: Припомни, как Москвы клонилася держава, Как погибала в смутах Русская земля, Как дерзкие полки стояли Владислава, Раскинув стан, в стенах священного Кремля. Но внял Господь святым молитвам Гермогена, Его призывный клич услышала страна, Рассеялись, как дым, раздоры и измена, И Русь воспрянула спокойна и сильна; Не сокрушил русской мощи и гений Наполеона, этого «баловня побед»: В Европе трепетной под вражеским ударом Поникла не одна венчанная глава, Но не сдалася Русь, и встретила пожаром Врага надменного старинная Москва. Теперь также нечего бояться нового противника на бранном поле, потому что русские не утратили своей исконной доблести и остались верны своим историческим преданиям: О Русь! И в этот час тебе не грозны беды, Не грозен бранный шум поднявшейся войны, Ты знаешь, что пойдут бесстрашно на победы Твои отважные и верные сыны, Что для тебя они не пожалеют крови, Что их не устрашит загробная заря, Что их сердца исполнены любови К заветам старины: за Веру и Царя!
Вера в победу звучит и в другом стихотворении, в котором; Россия представляется в виде орла. Куда ни залетал,. Всегда он, отважный и славный, К победам сынов её вёл. Где только его ни видали: Над быстрой Дунайской стремниной, Над горным Кавказским хребтом, Над синей волною Евксина (море) Он доблестным реял крылом. И Альп снеговые изломы И склоны Ломбардских долин, С Орлом нашим смелым знакомы, Над ними парил исполин. Можно было бы присоединить еще много мест, где побывали победоносные русские войска. Но время прошло боевое, Орёл свои крылья сложил И замер в недвижном покое В сознании царственных сил. Однако не долго пришлось наслаждаться покоем державному орлу:
Гроза наступает с Востока, Час новых побед подошёл, И крылья расправил широко Наш славный Российский Орёл.
Удивительное стихотворение, в котором воплощается могущество России в образе Орла, тогда как Япония в соответствии с этим олицетворением в виде Восходящего Солнца, её национального герба.
Над бездною эфирной величаво Парит Орёл, могуч и одинок, И видит он вдали зарёй кровавой Вдруг занялся пылающий Восток. Но, разгораясь на небе высоком, Не ослепят лучи орлиный взор, Недрогнувшим Орёл взирает оком На солнце восходящее в упор. С болью в сердце говорит она о гибели людей. Сами названия стихотворений говорят об этом: «Морякам Варяга», «Памяти В.А.Тучкова», «В бой», «Ночная атака», «На поле битвы». Многое о солдатской доле она выразила простыми словами в стихотворении «Солдаты». Не тем, кто славен и известен, не тем, кто венчан торжеством, слагаю я созвучья песен моим послушливым пером. Я тем неузнанным героям, в рядах затерянным пою, что в бой выходят строй за строем, Отчизне жизнь даря свою. Очень не простые вопросы были ей подняты об отношении к военной службе. Прошло уже более 100 лет, и сейчас этот вопрос стоит остро: отпускать детей служить и защищать Отчизну или нет? В стихотворении «Русским женщинам» Л.А. выражает мысль: «Победа далека - так лучше мир позорный, нам жизнь детей дороже, чем России честь!» И отвечает: «Они не русские! Они не сёстры наши,…коль отказались пить из общей горькой чаши и жертву принести за честь родной земли»! В эти годы Л.А. принимает участие в учреждении с названием: «Склад ее императорского высочества княгини Елизаветы Фёдоровны для приема пожертвований вещами и деньгами для оказания помощи раненым и больным защитникам родины и их семьям» (Вся Москва 1905 г., Ч.3, С.219, 1906 г., Ч.3, С.174). Политический кризис, вызванный обострением внутренних противоречий и неудачным для России ходом войны с Японией, вылился в события 9 января 1905 года в Петербурге «Кровавое воскресенье», когда войсками была расстреляна мирная демонстрация. В годы революционной смуты 1905-1907 Кологривова проявила себя как писательница, обладавшая глубоким патриотическим чувством. Между политическими стихотворениями Л.А. видное место занимает «Третье пробуждение Потока-Богатыря» представляющее подражание известной поэме гр. А.К.Толстого. У А. К.Толстого Поток- Богатырь, заснув в Киеве при ласковом князе Владимире, пробуждается в Москве при царе Иване Грозном, а затем в Петербурге в самый разгар нигилистического движения шестидесятых и семидесятых годов. Л.А.Кологривова заставляет того же героя пробудиться в её время, можно добавить, и в наши дни: Он проспал бы, пожалуй, лет двести подряд, Его шум разбудил ненароком, Видит он, что толпа возле пышных палат Разлилась неудержным потоком, Красный флаг потрясая, вещает она: «Зимний мрак миновал, пробудилась весна, Наступает пора ликованья - Переделки старинного зданья!»
Богатырь, пораженный несоответствием состояния погоды с названием времени года и непонятным для него смыслом речей, подходит ближе к толпе и старается вникнуть в то, что слышит. Но шумела толпа, словно мутный ручей, И понять он не мог ни полслова Выражений лишь странных наслушался он, Иноземных названий и чуждых имен: «Конституция», «вольная пресса», «Петрункевич», «система Жореса». Тогда Поток обращается за разъяснением своих недоумений к ближайшему соседу. И решился спросить он: о чем этот бред? Посмотрев на него в удивленье: - «Здесь дебаты ведутся, ответил сосед, - О новейшей системе правленья». Оценив конституций различных успех, Нам пригодней французская, кажется, всех, Но хотим мы для большего веса Испросить указаний Жореса. Поток удивлен, что иностранцу предоставляют право судить о системе правления, наиболее подходящей для Русского народа: - Кто Жорес мне неведомо, молвил Поток, - Но, слыхать, что не русского роду, Печенег ли он, грек ли, какой же в нем прок Православному будет народу? Но оказывается, что теперь с народом не признают уже нужным считаться, что в настоящее время первую роль отводят так называемому третьему сословию, которому и должно принадлежать управление государством: О народе ли речь? Ведь народ - темнота, На Руси народился теперь tiers-etat, Надо место ему предоставить, Чтоб страной обновлённою править. Поток не может себе представить, чтобы Россией мог управлять кто-нибудь другой кроме царя или временно бояр: «Править Русью? Ужели покинул нас Царь, иль в полон его вороги взяли? Но князей выручать доводилось и встарь, А бояре пока управляли». Собеседник героя видит, с каким отсталым субъектом он имеет дело, и старается его просветить. Чувствуя все свое превосходство над этим последним, он усмехнулся: Нам не нужно опеки, мы духом сильны И управиться сами сумеем, Вырвем с корнем посевы лихой старины, Новым семенем ниву засеем. Зацветет алым цветом тогда сторона! Для того ж, чтоб была перестройка прочна, Заложить надо новый фундамент, Учредив всесословный парламент. Лишь когда мы парламент такой заведем, Мы татарами слыть перестанем Надлежащее место в Европе займем, Просвещенною нацией станем. Для народа мы выпустим множество книг, Чтоб значенье прогресса вполне он постиг, Чтоб, немедля, к нему приобщился И гражданственность чтить научился.
Но Потока не может подкупить слово прогресс: он слышал его уже несколько десятков лет тому назад, Россия же за это время не двинулась вперед: «А»! воскликнул Поток, - «наконец услыхал Хоть одно я знакомое слово, О прогрессе кричали, как я засыпал, Оно, значит, для русских не ново. Не далеко, однако, привел вас прогресс, Коли Русь - все еще нерасчищенный лес, Где лишь нужен топор дровосека, А проспал я почти что полвека»! Так же мало верит богатырь и в другое еще боле модное теперь словечко «свобода». «Мнится мне, что напрасна вся эта печаль О какой-то свободе; Дальнозорки вы больно, все смотрите вдаль, Что творится в чужом огороде. Оглянуться бы вам, государи, назад На минувшее кинуть внимательный взгляд, И понять, что для русского царства Иноземные вредны лекарства». И усталый Поток Лишь зевнул и промолвил угрюмо: - Ну, теперь я пойду, поищу уголок, Где б вздремнуть было можно без шума. В ваших мудрых речах я едва ль разберусь, Но я верю в здоровую, мощную Русь, Самобытною мощью слагалась она И забота ей ваша и впредь не нужна. Я дедовскому верен наказу: Где семь нянек-дитя там без глазу». И, быть - может, как высплюсь изрядно, Все опять здесь окажется ладно. Она выступает против братоубийства, уничтожения государственности, необузданного воровства, бандитизма и погромов. Патриотической тематике были посвящены многие стихотворения: «Наши исконные заветы», «О, Русь!», «Русь идет!» «Суд истории» и др. Томят мне душу думы невеселые: Что ждет тебя, родимая страна? … реют коршуны кровожадные, наводя кругом смуту дикую, погубить хотят Русь великую. Довольно! Родина устала от нестроенья и вражды. Рассеяв лживые обманы и отряхнув тяжёлый гнёт, Чтоб залечить Отчизны раны, в строю сомкнутом Русь идёт! С 1909 по 1911 гг. Л.А. принимает активное участие в благотворительном обществе с названием «Дамское попечительство о бедных» («Вся Москва» за 1909 г. Ч.3, С.191; 1910 г., Ч.3, С. 214; 1911 г., Ч.3, С.275). Последующие поэтические сборники Л.А.Кологривовой выходили в 1905, 1907, 1910 и 1912 гг. Современник поэтессы Николай Васильев в Московских ведомостях 28.04. 1915 г. в статье «К сороковому дню её кончины» назвал её творчество «Чистым родником поэзии»: «Л.А.Кологривова не принадлежала к числу гигантов поэзии. Ее милый, скромный облик никогда не затмит собою лица других видных ее современников. Она сама к этому никогда не стремилась. На ее долю выпала трудная роль. Особенно энергично ее деятельность развивалась как раз в тот период, когда всем низким и темным инстинктам души были настежь распахнуты двери: идите и гуляйте себе на воле. В момент разнузданной вакханалии, низменных страстей и подавленности духа - голос Л.А.Кологривовой звучал удивительно уверенно, спокойно, убежденно и, главное, искренно. Раз, определив себе самый содержательный выбранный путь и объем своего мировоззрения, Л.А.Кологривова уже ни на миг не отступит от него. Л.А.Кологривова - лирик чистейшей воды, много попыток творить в эпическом стиле. Она часто берется за исторические сюжеты. Она избирает их, как средство выразить при их помощи свои субъективные настроения, всегда тесно связанные с переживаниями ею действительности. Эпос ведь - воспоминание, и лирика - живой голос взволнованной души. Л.А.Кологривова вечно в стремлении, порыве, в движении - это ее стихия. Она - борец, а не созерцатель. В ту пору, когда развивалась деятельность поэтессы, было не до созерцания. Надо было действовать, и Л.А. действовала пером и словом, эпический сюжет для нее - только повод обнажить свою душу. Эпос питается внешними впечатлениями, а лирика - лучшими соками души. Поэзия выпила душу Лидии Александровны до последней капли, и тогда поэтесса умерла. Бог, отчизна, природа - вот три кита, на которых основывается всё поэтическое миросозерцание Лидии Александровны». Сегодня творчество Лидии Александровны, как и раньше, очень актуально. Патриотизм, православие, лирика как производная душевных переживаний поэтессы вызывают интерес и у сегодняшнего читателя.
Сергей Николаевич Кологривов Л. А. Кологривова Л..А. Кологривова, 1911 г. В храме
Обедня отошла, пустеет храм соборный По плитам редкие доносятся шаги; Перед иконою поникнув чудотворной Шепчу я трепетно: "Внемли и помоги"! Не в строгих возгласах молитвы заученной Тебе хвалебный гимн, пречистая пою; Склоняясь пред тобой с душою удручённой В бесхитростных словах я сердце изолью. Кругом меня невзгод теснится вереница: Верни мне радости, довольство и покой Владычица земли, небесная царица, Ты сердцем чуткая до горести людской. Ты в милостях благих к земле неистощима, Для страждущих к тебе проторен верный след, Услышь, услышь меня, да пронесутся мимо, Как тучи чёрные, угрозы мрачных бед.
30.03. 1908 г. М.в. №75. Молитва В борьбе бесплодной и унылой И дух поникший воскреси. И гнева молнией небесной Вновь мощь уснувшая воспрянет И Ангел Смерти в очи глянет
С В О Б О Д А. Кумир толпы безумной и слепой, Небес далёких светлая жарптица, Ты для земли лишь призрак роковой, Мечтаний юных властная царица; Но места нет тебе среди людей, Где гнётся всё пред силой самовластья, Где все рабы послушные страстей, Где всюду узы и в любви и в счастье. А между тем, обман твой вековой Бессмертен – воскресая вечно новый, И ослеплённые стремятся за тобой Рабы земли, влача свои оковы. Сквозь обольщенья призрачные грёз Манит их блеск обманчивой зарницы, И алым током кровь из-под колёс Твоей победной брызжет колесницы. Как много жертв тебе принесены, Как много глав склонилось под секиру. Твои поборники на смерть обречены, Но даровать бессильны счастье миру. Там, где, мечтая рушить иго зол, Они на миг оплот свергают власти, Владычествует дикий произвол И царствуют разнузданные страсти. Кровавый рассевается туман, Смиряются бурливые волненья, И снова жаждой мира обуян Усталый край завёт успокоенье; Как шумный рёв вспенённых бурей вод, Смолкают черни бешеные клики. Твой кончен пир – склоняется народ Перед законом нового владыки. 1907 с.238 Тяжелые времена Что ждет тебя, родимая страна? Ты смуты и волнения полна. О, не спеши в тревоге возбуждения, Взгляни назад, припомни, сколько славного Как властию Царя Самодержавного Как побежден был богатырской волею Как и в беде не гнулась ты пред долею, Будь в этот час борьбы и потрясения Не верь наветам ложного учения, В решеньях будь разумна и тверда. И пред твоею силой сокрушающей Как ранним утром солнца луч сверкающий
1907 с. 16
Садко Сидит у царя водяного Садко, Сидит и уныло вздыхает. В подводной тиши так привольно, легко, Никто здесь печали не знает. То рыбок весёлых промчатся стада, Блестя золотой чешуёю, То раковин розовых мимо гряда Катится ленивой волною. А царь, на Садко устремляя свой взгляд, В довольстве усами поводит: «Садко, увидаться с тобою я рад», Он речь, улыбаясь, заводит, О старом не станем теперь поминать, Хоть груб и бывал ты порою, Я помню, ты мастер на гуслях играть И тешил нас славной игрою. Но всё о земле ты тогда тосковал, Любилось тебе лишь земное, Поведай же нам, отчего ты попал Вновь в царство моё водяное? О царь, от добра без причин не уйдёшь, Нырнул я в зелёные воды Затем, что теперь на земле невтерпёж, С тех пор, как нам дали «свободы». Ведь вольности всякие там развели, Не в меру ослабили вожжи, И бродят все вредные силы земли, Как в печке распаренной дрожжи.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|