Методика применения игр на уроках природоведения.
Для выяснения влияния игр и игровых ситуаций на качество знаний учащихся нами разработана конкретная методика использования игр в учебном процессе. Было разработано 3 урока. Приведем примеры уроков природоведения. Мы разработали и провели вариант многоплановой сюжетно-ролевой игры - игры-путешествия. Данную игру можно использовать в различных возрастных группах (в рамках начальной школы), создавая реальные условия повышения эффективности работы учителей начальных классов и удобства младшим школьникам для восприятия необходимого дидактического материала. Сюжетно-ролевая игра-путешествие развивающего характера, содержащая план путешествия в рамках урока обобщения по природоведению. I тема: «Игра-путешествие «По Зимней Стране», спланированную в соответствии с темой «Зима». Изменения в живой и неживой природе». Литература: 1) Занимательное азбуковедение. Книга для учителя (ст. В. Волина - М., Просвещение, 1991) 2) Карабельников В.А. Краски природы - М., Просвещение, 1989 3) Журнал «Начальная школа» №2 1995 Оборудование: Плакат-карта Зимней Страны, плакат для игры «Фотоглаз», ребус, жетоны, наборы открыток: «Птицы России», «Птичий двор», «Кошки». Цель: дать младшим школьникам основы экологических знаний, развивать чувство ответственности и бережного отношения к природе, окружающему миру, действительности в целом. Поставить ребенка в ситуацию самостоятельного поиска правильных решений в данной ситуации. Краткое описание. Ребята получают письмо от Сороки-Белобоки и Старичка-Лесовичка с просьбой о помощи, которое определяет необходимость и важность предстоящего путешествия. Письмо знакомит ребят с героиней игры - Зимней Страной и ее противницей - Снежной Королевой, чары которой нужно преодолеть.
В игру участвуют три команды, которые совершают путешествие по Зимней Стране, спешат на помощь к Старичку-Лесовичку и Сороке-Белобоке, которые, сражаясь со Снежной Королевой, жаждут освободить Красавицу Весну, путешествуя в соответствии с указаниями на карте и маршрутных листах, учащиеся выполняют задания Снежной Королевы. В этом им помогают знания по предмету, умение логически мыслить, самостоятельные наблюдения за природой, сообразительность, находчивость. Поэтапное описание. 1. Подготовительный этап заключался в систематизации знаний, полученных на предыдущих уроках. 2. Игровое действие: Первая станция на пути «В гостях у непогодушки»: а) перечислите изменения в неживой природе с приходом зимы. Определите ваши представления о неживой природе. б) обрисуйте характер нынешней зимы: - температуры воздуха, - осадки, - как часто дули ветры. в) В чем основные отличия зимней погоды от осенней? Вторая станция «Снег и лед»: а) Загадка: «Бел, да не сахар, Ног нет, да идет». Каким бывает снег зимой? (Снег белого цвета, непрозрачный, рыхлый, сыпучий, под действием тепла превращается в воду.) б) Назовите, в каких состояниях бывает снег? (Поземка - снег лежит на земле, пороша - первый выпавший снег, крупка - небольшой снег в виде крупок, изморозь - белый пушистый снег, хлопья - сросшиеся слитки, единые кусочки снега.) в) Где можно видеть лед зимой? Какой он? (Бесцветный, прозрачный, хрупкий, под действием тепла превращается в воду.) Третье препятствие - игра «Фотоглаз»: а) Сфотографируйте глазами как можно больше снежных слов и запомните: Снег Пороша Иней Снеговик Крупка Хлопья Поземка Снежинка Сугроб
Снегири Изморозь Снежок Какое слово здесь не снежное? Почему? б) «Зимний лес» 1. Как изменились деревья с приходом зимы? 2. Кто работает в лесу? 3. Какую роль играет снег в жизни растений? Как зимуют клюква, земляника, пшеница, посаженная осенью? Привал «Птичий»: 1. Отгадайте загадки: Верещунья белобока, А зовут ее ….. (сорока)
Маленький мальчишка В сером армячишке По двору шныряет Крохи собирает …. (воробей) 2. Найди птицу. Работа с набором открыток. Преодолев препятствие, мы пришли к замку Снежной Королевы. Осталось разгадать ребус, узнать, кого заточила в своем замке Королева. - - - - - - - сна (Весна) - - - - Сорока-Белобока и Старичок-Лесовичок завершают удачное путешествие своей благодарностью. Второй вариант урока, который мы разработали и провели, направлен на развитие восприятия у детей. II тема: «Весна в жизни растений и животных». Цель: Наблюдения за животными или растениями. Наблюдение за погодой и временем года. Научить ребенка видеть разные стороны животных и растений: познавательные и эстетические, нравственные. Эстетическое восприятие направлено на поэтические сравнения, цветовые сочетания, причудливые формы, контрастные размеры, красоту общего вида и деталей, чувства, которые они вызывают, разнообразие движений и поз у животных, их чувства. Нравственное восприятие предполагает сочувствие, стремление защитить, помочь, видеть отношения между животными. Познавательное восприятие направлено на выделение формы с структурой предмета, его частей, их особенностей (формы, цвета, качества, поверхности, размера, расположение, пропорции, температуры, цвета), образ жизни, повадки, местность произрастания растений и обитания животных. При наблюдении за погодой в разное время года надо уделять внимание небу, осадкам, изменению окраски окружающей местности, изменению настроения у людей, их деятельности, изменению в растительном и животном мире. Здесь важно показать взаимосвязь всех изменений, чтобы сформировать целостный образ явления. Для этого можно использовать поэтические сравнения, стихи, иллюстрации, дать возможность физически ощутить эти изменения и природные воздействия, показать способы их изображения в рисунках, подбирать цвета, характерные для природных изменений.
Главная задача - закрепить за каждым новым понятием (словом, названием) зрительные образы, весь комплекс других ощущений (запаха, звуков, температуры и др.), а также настроений и активной деятельности, эстетическое восприятие и знания об особенностях этих явлений. 1. Расскажи об этих животных. (Даны рисунки - волка, лисы, зайца) Как называются эти животные? Где они живут? Опиши их внешний вид. Какие они по характеру и повадкам? Что ты еще знаешь? По ходу беседы с ребенком добавляем ему новую информацию, помогая последовательно и подроьно отвечать на наши вопросы. Дополнительно читаем рассказы об этих животных, знакомим ребенка с неизвестными ему животными. При описании сравниваем их с другими животными. 2. Угадай, о каком животном здесь говорится: - рыжая, с длинным пушистым хвостом, живет в лесу в норе; - длинные уши, прыгает, короткий хвост, спит под елочкой и в ямках; - долбит дерево длинным носом, в красной шапочке; - у него есть свой шланг, из которого он обливается, когда жарко, и есть два веера, которыми он машет. Он большой и умный; - зеленый, живет у реки, похож на бревно. У него большая пасть и острые зубы. Потом ребенок сам загадывает другим ребятам такие же загадки про других животных. 3. Угадай, о каком цветочке здесь говорится: У него чудесный Желтый сарафанчик Золотистый цвет. Я сменю потом Он большого солнца На легкий и воздушный, Маленький портрет. Ветерку послушный.
Белые платьица, Голубое платьице Желтые брошки, На тоненькой былинке, Ни пятнышка нет Качается и гнется На красивой одежке. У солнечной тропинки. 4. Угадай, о каком времени года здесь говорится:
Вышел на просторы Падают снежинки Погулять мороз. Тихо с высоты. Белые узоры В белые метели В косах у берез. Утром до зари Снежные тропинки, В рощу прилетели Голые кусты, Стайкой снегири. (Е. Авдиенко) Снег теперь уже не тот - Облака бегут быстрей, Потемнел он в поле, Небо стало выше, На озерах треснул лед, Зачирикал воробей Будто раскололи. Веселей на крыше. (С. Маршак) Улетели птицы разные, По лугу пестреют Смолк их звонкий перепев, Яркие цветы, А рябина праздник празднует, Золотом облиты Бусы красные надев. Зеленые листы. (О. Высоцкая) (И. Суриков) Потом дети рисуют к стихам рисунки. 5. Угадай, о какой птичке я расскажу: Мы даем 4 картинки с изображенными на них птицами (кукушка, дятел, ласточка, синица), он мысленно выбирает птицу и рассказывает все, что о ней знает, описывает ее, другой ребенок должен угадать, о какой птице идет речь. Потом то же самое выполняет другой ребенок и так далее. 6. Угадай, какая это погода: - гремит гром, сверкает молния; - с неба льется вода; - с неба падает белая и холодная вата; - все гуляют, загорают; - дождика нет, стало грустно, все краски потускнели. Что еще бывает в такую погоду? Нарисуй погоду. III. Общение детей с природой можно сделать более интересным, если во время прогулок, экскурсий, походов организовать наблюдения, игры, викторины. Нами разработано внеклассное мероприятие, которое мы рекомендуем провести в загородном лагере или во время туристского похода в конце учебного года. В него можно включить одну из игр: «Тропой Робинзона», «По лесной тропинке», «Ключ старого леса», «В лес по загадки», «В царстве Берендея». До начала игры команды прибывают на лесную поляну. Пропуском на нее служит правильный ответ на шуточный вопрос или загадку о природе. Лесной царь Берендей со своей свитой приветствует ребят и выражает надежду, что дети знают правила поведения в лесу и сумеют ответить на вопросы и задания, которые получат во время игры. Далее ведущие знакомят школьников с условиями игры, раздают маршрутные листы. На маршрутном листе указаны названия этапа, номера заданий, оценка, подпись судьи. Внизу — общий итог. Этапы могут быть такими: «Зеленый друг», «Лесная аптека», «Остроглаз», «Маленькие тайны природы», «Охрана природы» или «Береги природу», «Бюро погоды». Количество этапов можно сократить.
На каждом этапе команде выдается карточка с вопросами, а на первых трех этапах даются еще и практические задания: определить по веточкам пять деревьев и кустарников, три лекарственных растения и т. п. Пока жюри подводит итоги, ведущие организуют на поляне игры. Приведенные ниже задания и вопросы можно использовать также при проведении викторин, КВН. «Зеленый друг». Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, лиственница, можжевельник.) Чем ценна древесина лиственницы? (Устойчива против гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолетов, в машиностроении.) Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца.) Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна — светолюбивое дерево.) Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых.) Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берег, защищает водоем от излишнего испарения.) Какое дерево цветет позднеевсех? (Липа. Цветет летом.) Какое растение называют северной мимозой? (Кислицу. За то, что от ярких солнечных лучей, от капли дождя листочки складываются и «вянут», как у мимозы стыдливой.) Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? (Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб, сатанинский гриб.) Съедобен ли дождевик? (Молодые дождевики едят.) В какое время суток следует отправляться за грибами? (С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый.) Название какого ядовитого растениялесасвязано с названием птицы? Зверя? (Вороний глаз. Волчье лыко.) Какую ягоду называют северным гранатом? (Костянику.) «Лесная аптека». Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника.) Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Листья подорожника.) Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол.) Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту.) Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника.) Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев — хорошее средство от кашля.) Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице.) Какие болезни лечит красавица-березка? (Почки березы используют как мочегонное, потогонное и желчегонное средство.) Когда следует собирать лекарственное сырье? (Когда в растениях накапливается больше питательных веществ: цветки — в начале цветения; листья — перед цветением или в начале его; корни и корневища — весной и осенью; кору — весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса.) Назовите правила сушки лекарственного сырья. (Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три-четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса, на солнце.) «Остроглаз» Чем сорочье гнездо отличается от вороньего? (Воронье — лотком, сорочье —круглое, с крышей.) Как по клюву различить молодого грача и взрослого? (У взрослого грача основание клюва белое.) Какие птицы прилетают весной раньше — стрижи или ласточки? Почему? (Ласточки, так как могут ловить насекомых у земли. Высоко в воздухе, где обитают стрижи, насекомые появляются позднее.) Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец.) У птенцов рот ярко-красный или оранжевый. Почему? (Кричат голодные птенцы. Привлеченные красным цветом (сигнал тревоги) птицы-родители суют корм в раскрытый клюв.) На стволе березы кольцом ряд отверстий. Чья работа? (Дятел весной пил березовый сок.) - Кто кукует у кукушки? (Самец.) Какие насекомые появляются весной первыми? Почему? (Зеленовато-синие гренландские мухи, бабочки крапивницы, лимонницы, комары-толкуны, божьи коровки, шмели, пчелы, муравьи. Они зимуют во взрослом состоянии.) Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику.) Что означает «плач» березы весной? (Сокодвижение. В средней полосе бывает в апреле.) Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле.) Какое растение называют «цветок-букетик»? Почему? (Медуницу. Сначала все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая, цветки меняют окраску.) Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от заморозков.) Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе; выброс ненужных веществ с листьями; защита дерева от поломок.) У каких растений листья краснеют? (У рябины, осины, черемухи, смородины, манжетки.) Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые, дольше живут.) Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму? (Зимний дуб.) У каких растений семена снабжены «парашютами»? (У одуванчика, чертополоха, кипрея, осота, тополя, ивы.) Какие животные помогают распространять семена? (Птицы, мыши, собаки, муравьи, бурундуки.) «Маленькие тайны природы». Летом на траве, цветках можно увидеть комочки пены, похожиена слюну. Что это такое? (Это домик личинки цикадки-пенницы, или слюнявицы. Она высасывает сок из растения, выпускает его и ножками взбивает пену, выделяя в нее особое клейкое вещество.) «Летят паутины над сонным жнивьем». (М. Исаковский.) Объясните это явление. Когда оно бывает? (Летающие нити — это паутина, на которой, расселяясь, летят маленькие паучки. Осенью.) Всегда ли ящерица, схваченная за хвост, отбрасывает его? (Нет, только в ответ на боль, даже слабую.) Какое дерево «переодевается»,становясьто серо-серебристым, то зеленым? (Осина. Это дрожат ее листочки. Листья осины дрожат даже в безветренную погоду, так как черешки у них в верхней части сильно сплющены.) Почему крапива «жжется»? (В волосках на листьях крапивы есть муравьиная кислота. При прикосновении к коже кончик волоска ломается, содержащие крем-незем стенки волосков делают ранку на коже жидкость выливается в ранку и вызывает жжение.) Известно, что новорожденных зайчат зайчиха покормит и на трое-четверо суток оставляет одних. Зайчата затаиваются, хотя дрожат: мышцы работают, выделяя тепло. Почему зайчонка не учует никакой зверь? (На теле зайчонка нет потовых желез — они расположены на подошвах лап, а лапки зайчонок подбирает под себя.) Зайчиха может приносить приплод три раза в году. Как называют зайчат каждого выводка? (Зайчата первого выводка — «настовики», так как они появляются, когда на снегу есть наст; летние зайчата — «колосовики» и «травники»; осенние — «листопадники».) Как называют гнездо белки? (Гайно. Шарообразное снаружи гнездо замаскировано листьями, ветками ели, внутри выстлано мхом, травой, шерстью, иногда мелко нащипанным лыком. У заботливой матери белки бывает от трех до пяти гнезд. Когда в теплом гнезде разводятся паразиты, белка переносит бельчат в другое гнездо. То же самое она делает в момент опасности.) Какой зверь самый чистоплотный? (Барсук. Около норы всегда чисто, туалет — глубокие ямки — барсук устраивает в нескольких метрах от норы. Когда ямка заполняется, барсук зарывает ее и делает новую. Уходя на охоту, он очищает шерстка от прилипшей к ней земли, распрямляет примятые в норе волоски.) На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут Для чего? (Принимая «муравьиную ванну», птица освобождается от паразитов — муравьи опрыскивают тело птицы остро пахнущей муравьиной кислотой.) Почему яркую божью коровку птицы не клюют? (Она выделяет едкую жидкость. Раз попробовав, птица запоминает яркого жучка.) Назовите самого прожорливого хищника планеты. (Стрекоза, так как за день она съедает пищи в несколько раз больше, чем весит сама.) Почему луговую герань называют журавельником? (Плодик с длинным отростком похож на клюв журавля.) «Охрана природы». Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют лежащие нг поверхности почвы отмершие хвоя, листы деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых и т. п., предохраняет корни растений от заморозков, от жары.) Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Такой «старатель» погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300—500 лет.) Напомните правила сбора грибов. (Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомых и старых грибов, не трогать ядовитых. Ими лечатся лоси и другие животные.) Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух.) Почему особенно весной и в началелета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофоны, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверюшек искать укромные места.) Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, еслионона земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов.) Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя уносить их домой? (Птицы учат их искать пищу, защищаться от врагов. Дома прокормить птенца трудно; выпущенный на волю, он будет беспомощным.) Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно. (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство.) Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния.) Как правильно разжечь костер? Вырать место подальше от деревьев, снять дерн и положить под куст подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дерн обратно и хорошо полить.) Какая охота разрешается в лесув любоевремя года? (Фотоохота.) «Бюро погоды». Какая будет погода? Рыба не клюет — она сыта. Пчелы сидят в улье и громко гудят. Муравьи не спешат на работу, закрытывсеходы. Опускаются головки красного клевера, складываются мохнатые листочки. Все цветы на лугу сильно пахнут, благоухают цветы сирени, жасмина, желтой акации. Ласточки летают над самой землей, кричат кулики. Куры купаются в пыли, воробьи нахохлились. Возле цветов желтой акации кружится много насекомых. Крот нагребает высокие холмики. Одуванчик складывает свой пушистый зонтик. (Все это признаки ухудшения погоды.) Какая будет погода? Рано просыпаются мухи, чуть свет вылетают из ульев пчелы. Ласточки и стрижи летают высоко. Комары-толкуны толкутся столбом. Поздно вечером сильно трещат кузнечики. Божья коровка, взятая на руку, быстро слетает. Соловей поет всю ночь. Птицы весело поют. Раскрыты цветки кувшинки. Голуби разворковались. Паук усиленно плетет сети. (К сухой погоде.) (Все это признаки хорошей погоды.) Литература. Верзилин Н. М. По следам Робинзона.— Л„ 1974. Балбышев И. Н. Лесные встречи.— Л., 1981; Родная природа.— Л., 1975; Из жизни леса.— Л., 1987. Дмитриев Ю. Д. Путешествие навсюжизнь.— М., 1977; Солнцеворот.— М., 1975. Стрижев А. Н. Календарь русской природы.— М., 1981. Плавильщиков Н. Н. Юным любителям природы.— М., 1975. Ползунов И. Д. Месяцеслов, 1973. Стрижев А.Н. Профиль года («Человек и природа»), 1978.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|