Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Ход и результаты эксперимента.

Разработанные нами уроки были проверены в опытно-экспериментальном обучении во время педагогической практики в школе №1804 во 2 «Б» классе.

Нам не удалось выделить контрольный класс, поэтому сравнение результатов экспериментального обучения проводилось с результатами констатирующего эксперимента, описанного нами в §3 главы I.

На этапе формирующего эксперимента были проведены разработанные нами и описанные в предыдущем параграфе уроки, в которые включены игры. В этом случае, как показывают наши наблюдения, дети на уроке были более активны, высказывали много своих суждений и проявляли интерес к предмету. Стеснительные и робкие дети стали поднимать руку и пытаться ответить. Так на уроке «Игра-путешествие «По Зимней Стране» мы зафиксировали 7 самостоятельных суждений, а на уроке «Весна в жизни животных и растений», с применением игр, таких суждений было 15.

Эти данные подтверждает заключительная анкета. Она была проведена по тому же тексту. Были получены такие результаты:

08.02.2001 14.03.2001

Нравится ли тебе учиться?

Да - 10 Нет - 2 Не очень - 3 Не знаю - 1 11 --- 1 ---

2. Назови свой любимый предмет.

Большинство отвечали: труд, физкультура, ИЗО, математика Природоведение, чтение, математика

Какая работа на уроках природоведения тебе больше всего нравится?

Экскурсия Практическая, экскурсия

4. Если б ты был учителем, чего на уроках у тебя было бы больше?

Бесед, экскурсий Работы с полезными ископаемыми, практических работ, игр, кроссвордов, походов в лес

5. Нравятся ли тебе уроки природоведения?

Да - 7 Нет - 1                     Не очень - 5 Не знаю - 1 11 --- 2 1

6. Нравятся ли тебе занимательные игры и упражнения на уроках природоведения?

Да - 7 Нет - 2 Не очень - 1 Не знаю - 2 Остальные ответили, что не знают, что такое занимательный материал, и что игр у них на уроках природоведения не было! 14 --- --- ---

7. Если нравятся, то какие?

2 чел. - загадки 1 чел. - доклады 1 чел. - стихи Остальные не знали что ответить! Почти все ответили: загадки, кроссворды, ребусы, занимательные вопросы, лабиринты и т.д.

 

Анализ содержания ответов повторного анкетирования показывает, что дети стали более заинтересованы в предмете, у них пробудилось желание активно участвовать в работе на уроке, они проявляли желание узнать больше того, что они знают. Этот вывод подтверждается и нашими наблюдениями над деятельностью детей на уроках. Игры, несомненно, повысили активность детей.

Таким образом, результаты эксперимента подтвердили выдвинутую в начале исследования гипотезу.

Выводы по II главе.

В педагогике и методике обучения нет единого мнения о том, что такое игра: метод или форма. Однако имеет место неоспоримое утверждение, что игра - это активная деятельность играющего.

В учебном процессе на начальном этапе обучения игра занимает значительное место. Основное ее назначение - перевод ребенка из игровой деятельности в учебную.

Разнообразные игры легко вписываются в обычную методику урока, делают его более разнообразным и результативным.

Анализ экспериментальных материалов показал, что игра активизирует деятельность учащихся, способствует развитию его личностных качеств.

 

Заключение.

Исследование проблемы использования игр на уроках природоведения показало, что игры можно рассматривать как средство реализации занимательности в обучении. В истории становления и развития начального естественнонаучного образования проблема занимательности обучения прошла своеобразную эволюцию от введения в учебники ярких картинок, живых интересных описаний объектов природы до разработки и включения в учебный процесс целого комплекса занимательных материалов, в том числе и игр.

К настоящему времени игра получила серьезное психологическое и дидактическое обоснование как важный вид деятельности ребенка, способствующий развитию его личностных качеств и выполняющая важную функцию постепенного перехода ребенка от игры к учебной деятельности.

Однако в практике обучения природоведению нет системы применения игр. Преимущественно, игровые материалы учителя составляют сами или подбирают из разных источников. Недостаточно разработана и методика использования игр на уроках.

К настоящему времени не решен вопрос статуса игры: идет спор - относить ли ее к формам или методам обучения. Мы определили для себя и придерживаемся мнения, что игра - это форма организации учебной деятельности учащихся, в которой источником знаний может быть слово (словесные методы), наглядность (наглядные методы), практические действия, преимущественно моделирование жизненных ситуаций (практические методы).

Игры легко включаются в уже разработанную методику преподавания природоведения. Они вводят ребенка в мир человеческих действий и отношений, тем самым закрепляя нормы общения в коллективе, способствуют развитию личности, основ ее теоретического мышления, творчества как основы личности младшего школьника; обогащают знания; формируют необходимые умения.

Многоплановые игры обучающего и воспитательного характера позволяют сделать более эффективным процесс обучения, воспитания и развития младших школьников.

Высказанные выше положения являются результатом анализа нашего опытно-экспериментального обучения. Таким образом, подтвердилась гипотеза, высказанная в начале нашего исследования.

 

 

Библиография.

1. Аквилева Г.Н., Клепинина З.А. Методика преподавания естествознания в начальных классах. - М., 2001

2. Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!»: Пособие для учит. - 2-е изд., М.: «Просвещение», 1988

3. Балбышев И.Н. Лесные встречи. - Л., 1981; Родная природа. - Л., 1975; Из жизни леса. - Л., 1987

4. Бахарева А.С. Игра на уроках природоведения: Метод. пособие. - Шадринск: изд. Шадринского пединститута, 1996, с.27

5. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей (форма, цвет, звук): Попул. пособие для родит. и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1998

6. Верзилин Н.М. По следам Робинзона. - Л., 1974

7. Виноградова Н.Ф. Окружающий мир. Методич. рекомендации.

8. Волина В., Маклаков К. Естествознание. - АРД Екатеринбург, 1998

9. Волина В. Занимательное азбуковедение. - М.: Просвещение, 1991

10. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - Союз Санкт-Петербург, 1997

11. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психическом развитии ребенка. - Вопросы к психологии, №6 1966

12. Герд А.Я. Первые уроки минералогии. - Спб, 1874, с.9

13. Горощенко В.П. Хрестоматия по природоведению. Пособие для учителей. - М.: Просвещение, 1979

14. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. - М.: Педагогика, 1986

15. Дмитриев Ю.Д. Путешествие на всю жизнь. - М., 1977; Солнцеворот. - М., 1975

16. Заика Е.В., Лаптушенко Т.Н. Психологическая консультация. Вопросы психологии. №4 1997

17. Запорожец А.В. Психическое развитие ребенка. Избр. псих. труды в 2-х томах. - М., 1986

18. Зуев В.Ф. Избр. педагогич. труды. - М.: изд. АПМРСФСР, 1953, с.56

19. Игра. Рос. пед. Энциклопедия. - М., 1993, т.1

20. Игра как средство обучения младших школьников: Метод. пособие. - Новокузнецк: изд. НПК, 1998

21. Игры и загадки на уроках природоведения: Метод. пособие. - С.-Пб., 1995

22. Игры - обучение, тренинг, досуг / под ред. В.В. Петрусинского. - М.: Новая школа, 1994

23. Карпова Е.В. Дидактические игры в начальной школе: Попул. пособие для родит. и педагогов. - Ярославль «Академия развития», 1997

24. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста. - М.: Просвещение, 1988

25. Колягин Ю.М., Авдеева Т.К. Еще раз о занимательности в обучении младших школьников. «Начальная школа», №9-10 1992

26. Коменский А.Я. Великая дидактика. Прилож. к ж. «Начальная школа», 1975, с.108

27. Крупская Н.К. Педагогические соч. - М., 1959, т.3

28. Макаренко А.С. Собр. соч. в 7 томах. - М., изд. АПНРСФСР, 1983, т.4

29. Мифтакова Л.Н. Игры и игровы задачи на уроках природоведения. «Начальная школа», №9 1994

30. Немов Р.С. Психология в 3-х т. - кн. 2. - 2-е изд., М.: Просвещение «Владос», 1995

31. Пакулова В.М., Кузнецова В.И. Методика исследования природоведения. - М.: Просвещение, 1990

32. Плешаков А.А. Природоведение в 1,2,3,4 кл. Метод. рекомендации к учебникам. - М.: Просвещение, 1994

33. Плавильщиков Н.Н. Юным любителям природы. - М., 1975

34. Ползунов И.Д. Месяцеслов, 1973

35. Пучинина О.А. Игра «В мир за знаниями». - «Начальная школа», №2 1997

36. Рутцова Н.С. Кроссворды на уроках природоведения. - «Начальная школа», №6 1994

37. Сапронова Д.Д. Использование занимательных материалов на уроке природоведение. - «Начальная школа», №7-8 1994

38. Смекалка для малышей. Занимат. задачи, загадки, ребусы, головоломки. Пособие для нач. школы. - М., Омега, 1994

39. Смирнова О.М. Дифференцированный подход в обучении природоведению. Метод. рекомендации в помощь учителю нач. школы. - М., Новая школа, 1997

40. Стрижев А.Н. Календарь русской природы. - М., 1981

41. Сухомлинский В.А. Сухомлинский о воспитании. - М., 1989

42. Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 т. - М.-Л., 1948-1952, т.5

43. Эльконин Д.Б. Избр. психол. труды. - М., 1989

44. Эльконин Д.Б. Психология игры. - М., 1978

45. Эльконин Д.Б. Чтение и письмо по системе Д.Б. Эльконина. - Обучающие игры на уроках грамоты.

 


1 Коменский А.Я. Великая дидактика. Приложение к ж. «Начальная школа» на 1975 г., с.108

1 Ушинский К.Д. Собр. сочин. в 11 томах. М.-Л., 1948-1952, т. 5, с. 250

2 Там же: с.312

1 Ушинский К.Д. Собр. соч. в 11 томах. М.-Л., 1948-1952, т.5, с.27

1 Герд А.Я. Первые уроки минералогии. С-Пб., 1874, с.9

1 Крупская Н.К. Педагогические сочинения. - М., 1959, т.3, с.546

2 Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. - М.: Изд. АПНРСФСР, 1983 г., т.4, с.373

1 Макаренко А.С. Сочинения в 7 т. - М.: Изд. АПНРСФСР, 1983 г., т.4, с.373

1 Амонашвили Ш.А. «Здравствуйте, дети!». Пособие для учителя. 2-е изд. М.: Просвещение, 1998

 

1 Российская педагогическая энциклопедия. - М., 1993, т.1, с.336

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...