Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 3. Социологическое понятие о культуре и типология культур




Раздел 1. Социология культуры в системе научного знания о культуре

В первом приближении и с большим упрощением мы можем сказать, что предметом исследования в социологии культуры являются сфера культуры и составляющие ее институты, в которых организуется творческая деятельность людей искусства (театр, кино, литература, музеи, книгоиздание, творческие союзы, профессиональные организации, самодеятельное творчество и т.д.), функционируют объекты культуры (произведения искусства, памятники истории) и осуществляется социальное производство и потребление культурных благ.

Социология изучает культуру, пытаясь понять два принципиальных момента: 1) социальную организацию в мире искусства и культуры, 2) механизмы социальной идентификации последних. Исследователи исходят из того, что культура всегда присуща исключительно обществу и вне общества не может существовать, а следовательно, именно в контексте общественных отношений и процессов определяется специфика культурной жизни (например, признание произведений искусства как "шедевров", а их авторов как "гениев").

Говоря о проблеме социальной организации в мире искусства и культуры, мы можем схематично представить то, как видится мир культуры в социологии: отношения между производителями ("художниками", "интеллектуалами") и потребителями ("поклонниками", "аудиторией") культурных благ. Речь здесь, конечно, не идет о биографии авторов, истории стилей и произведений - это вопросы истории культуры и искусства. Социология пытается понять место культурного производства в системе социальных отношений в различные исторические периоды, исследуя динамику социальных процессов культурного производства, институты и формации, в которых оно осуществляется; те способы, которыми внутри социальных отношений культура и культурное производство получают социальную идентификацию, а также специфические художественные формы (драма, музыка, живопись и т.д.) в системе социального и культурного воспроизводства.

Так, например, одной из важнейших тем социологии культуры является тема интеллигенции - ключевой социальной группы, ответственной за культурное производство и сохранение культуры (включая искусство, науку, религию). Карл Манхейм считал, что в социальной структуре общества интеллигенция занимает особое вне/межклассовое положение. Она - "свободно парящая интеллигенция", "относительно свободная интеллигенция", не представляющая никаких специфических общественных интересов. Поэтому в современной культуре она формируется как относительно открытая и демократичная группа, характерными чертами которой следует считать образованность и способность к сопереживанию.

Историческое многообразие форм социальной организации интеллигенции составляет, пожалуй, одну из наиболее разработанных проблем социологии культуры. Одним из самых сложных аспектов этой проблемы можно назвать внутренний плюрализм, исключительное внутренне многообразие, присущее этой группе. Мы относим к интеллигенции столь разнородные явления, как праведная аскетичная жизнь религиозных деятелей и полный экстравагантности и крайностей мир богемы. Проблема усложняется тем, что исторические изменения в общественной жизни приводят к изменениям и в мире интеллигенции. Вплоть до того, что мы вынуждены искать новые термины и понятия для анализа, такие как "интеллектуалы", "новый класс", "креативный класс", чтобы наше исследование было более адекватно новым реалиям.

Раздел 2. Основы методологии социологии культуры

Чтобы основательно понять специфику социологии культуры, необходимо рассмотреть особенности методологии социологических исследований в этой сфере.

Итак, мы исходим из того, что процесс культурного производства и результаты этого процесса - сами произведения искусства и культуры - определяются социальным контекстом. Поэтому для социологического анализа культуры в этом контексте необходимо, как считал К. Манхейм [2], приближение уровня понятий социологии к исследованию феноменов культуры. Среди этих понятий следует, прежде всего, выделить такие базовые категории, как социальная структура, социализация, социальное взаимодействие, группа, социальная стратификация, девиантное поведение. Далее мы несколько подробнее рассмотрим эти понятия и попытаемся приблизить их к явлениям культуры [3].

Социальная структура предполагает изучение социальных институтов, т.е. формального и организованного поведения людей, ориентированного на удовлетворение потребностей общества. Так, за воспроизводство общества отвечают институты семьи и образования, за безопасность - армия, полиция и так далее вплоть до железных дверей и ворот; за снабжение всем необходимым для жизни - экономическая система и так далее. Поскольку институт есть формально организованное поведение, постольку принято говорить о статусах и ролях, характеризующих особенности этой организации (например, статусы преподавателя и студента в университете, которые в конкретном вузе получают конкретные индивиды). К примеру, режиссер кино - это статус (набор обязанностей и возможностей) и роль (ожидаемое поведение в этом статусе) в структуре киноиндустрии вне зависимости от того, кто конкретно является режиссером.

В сфере культуры искусство как институт может функционировать в рамках рыночных институтов или в рамках особого института патронажа. Для сферы культуры характерны собственные внутренние механизмы создания и поддержания статусов, в частности через определенные механизмы признания. В мире искусства существует особая связь между личностью, конкретным "гением" и его статусом. Без социальной структуры талант не состоится, но она ему всегда тесна и лишь ограничивает масштаб личности. Однако важно то, что благодаря институционализации искусство включается в более общую систему социальных институтов и общественную жизнь в целом. Мы можем также эмпирически изучать конкретное функционирование кино или театра как институтов, т.е. пытаться измерить, как и в каком объеме они удовлетворяют или не удовлетворяют социальные потребности в подобного рода культурной продукции. Остается, правда, лишь ответить на вопрос: потребности в чем удовлетворяют искусство и культура? Или, может быть, эстетическая теория права, настаивая на бесполезности искусства?

Раздел 3. Социологическое понятие о культуре и типология культур

Социологическое понятие о культуре является довольно сложным и довольно специфическим. Прежде всего, мы должны сказать, что оно трактуется в двух основных значениях: 1) культура как механизм социальной интеграции и регуляции (Г. Спенсер, М. Вебер, Т. Парсонс); 2) культура как особая социальная сфера (сфера духовного производства), включающая социальный контекст мира искусств а. Попытаемся дать более подробное определение в развитие приведенного выше, помня, что подобный взгляд на культуру отражает характерное именно для ХХ в. видение культуры.

Огромный вклад в социологическое определение самого понятия "культура" внес английский социолог Р. Уильямс [5]. В различной литературе, как исследовательской, так и учебной, мы можем проследить момент конвенциональности этого определения (т.е. принятия как базового многими учеными) в социологической науке.

Трудно не согласиться с Р. Уильямсом, когда он утверждает, что слово "культура" - одно из самых сложных слов в современном языке. Это объясняется отчасти многообразием сложных коннотаций этого слова в европейских языках, а отчасти - причинами чисто теоретическими, поскольку термин "культура" используется в различных дисциплинах.

Общеизвестен факт, что корни слова "культура" мы находим в латинском языке в значении "населять, возделывать, возносить молитвы (культ), защищать". Известно также, что это слово попало в английский язык из французского в XV в., однако его написание как culture появляется лишь в XVII в. В его ранних значениях преобладала отсылка к процессу - возделывать, растить, культивировать. В XVII-XIX вв., в значительной мере благодаря идеям эпохи Просвещения, закрепилось метафорическое значение возделывания как развития человека (в особенности его разумных способностей). И уже в XVIII в. осознается важность этого понятия, а в XIX в. оно становится общеупотребительным. Характерно, что практически параллельно входил в обиход и термин "цивилизация". В немецкий язык это слово также проникло из французского в XVIII в. и в XIX в. приобрело немецкую транскрипцию - "kultura". Одновременно оно приобрело более абстрактное значение, синонимичное ' цивилизации (в просвещенческом смысле человеческого развития, знания и т.д.). Однако уже Гердер - один из ярких умов эпохи Просвещения - вводит принципиальное использование слова во множественном числе, подчеркивая самостоятельность и различия в динамике разных культур. Благодаря немецким романтикам произошла первая демаркация между понятиями "культура" (в значении традиция, гуманность-духовность) и "цивилизация" (в значении механистичности мира, дегуманизации). Это, безусловно, отражало историческое восприятие процессов индустриализации в Европе.

В XIX в. культурная антропология - первая культурологическая наука - использует понятие "культура" как ключевое теоретическое понятие для характеристики эволюции человека и общества в их движении к эмансипации - движении к свободе.

Народная культура

Обычно о народной культуре говорят как о культуре необразованных сельских слоев, которая существует исключительно для нужд местного коллективного образа жизни. Оно никак не связано ни с какой эстетической традицией (требованиями вкуса, определениями прекрасного) и представляет собой наивный способ выражения коллективных настроений. В народном искусстве доминирует момент коллективного поведения и выражения коллективной души, поэтому индивидуальное творчество подчинено ритуальной стороне общинного единения. Поэтому здесь практически отсутствует разделение на производителей и потребителей культуры. А это значит, что 1) нет и не может быть элемента профессионализма в творчестве; 2) народная культура доступна абсолютно для всех. Это похоже на исполнение песен под гитару в компании, где все и слушатели, и певцы. Отсюда важная черта народной культуры - анонимность творчества. Здесь нет нужды знать автора песни, орнамента или сказки. Авторы конечно были, но в признании их авторства нет необходимости (справедливости ради следует сказать, что порой этнографам не так уж трудно установить и автора, и период, и место происхождения произведений народной культуры). Передача культурной традиции происходит в последовательных актах творчества от представителей одного поколения представителям другого, в результате у народной культуры не может быть истории - это вневременная традиция.

Нередко подчеркивается, что народное творчество - это проявление чистого и простого, глубинного, инстинктивного, подлинного естественного духовного порыва, не скованного никакой традицией и суждениями вкуса. Именно поэтому такое искусство производит эффект открытой, живой, если угодно, истинной коммуникации между людьми.

Народная культура оказывала и оказывает серьезное влияние на высокую и популярную культуру. Великие композиторы - Моцарт, Гайдн, Бетховен - с удовольствием использовали мотивы народной музыки в своих произведениях. Имеет место и обратный процесс, когда народная культура заимствует элементы высокой культуры, делая их частью народной традиции.

К сожалению, XX в. стал временем катастрофического разрушения народной культуры. Вместе с процессами урбанизации, упразднением традиционного сельского уклада народная культура все более замещается формами коммерческой популярной культуры, доминирующей в современных городах.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...