Раздел 4. Культурные производители: интеллигенция и интеллектуалы
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 С точки зрения групповой и классовой организации общества культура предстает перед нами как мир интеллигенции, которая производит и хранит культурные ценности. Однако интеллигенция, как мы уже выяснили, не такое простое понятие. Впервые его систематически разрабатывает известный немецкий социолог К. Манхейм в трудах "О специфике культурно-социологического познания" (1924), "Эссе о социологии культуры" (1931) [9]. Основные черты интеллигенции Как выделить интеллигенцию из многообразия социальных групп? Безусловно, на основании ее особого отношения к культуре, ведь интеллигенция - это люди культур(ы)ные. Но в каком смысле? По каким признакам это возможно определить? Культурность интеллигенции определяется, прежде всего, различием физического и умственного труда. Интеллигент - это человек умственного (интеллектуального) труда в противоположность труду физическому. Но какие профессиональные занятия здесь подразумеваются? Те, которые принято называть свободными профессиями, которыми человек занят не ради выгод и благ, а ради них самих - занятие искусством, наукой, религией как служение призванию, свободное от материального интереса. Таким образом, интеллигент - это к тому же человек свободной профессии (в противоположность оплачиваемым профессиям). Еще один важный признак интеллигенции - образованность (противоположная невежественности). Он делает эту группу значительно шире, поскольку образование предполагает не только уровень культуры, но и статус, и доход. Однако образованность интеллигенции следует отличать от формальной образованности вообще. Интеллигентность предполагает особый, значительно более глубокий уровень образования, недостижимый в "школе жизни", в которой мы учимся на своем опыте. Источником его является не опыт, а эзотерический поток знания как исторический результат коллективного духовного труда поколений художников и мыслителей. XX в. расширил эти признаки до формального профессионального образования, подтвержденного дипломом и уровнем квалификации (которые, однако, не отменяют требования особенной эзотерической образованности интеллегенции). Так, к свободным профессиям присоединяются некоторые интеллигентные оплачиваемые профессии - юристы, врачи. Интеллигенция становится сложнее по составу, появляются техническая, научная, сельская, городская и другие интеллигенции.
Роль интеллигенции в культуре Именно интеллигенция приходит в XX в. к осознанию культуры как особого социального феномена, а следовательно, к осознанию себя как группы, имеющей особое к нему отношение. Это происходит именно в XX в., когда на фоне трагических социально-политических свершений (революций, мировых войн) дестабилизируются мировоззрение и сами основы культуры. В результате последняя и обнаруживается современниками не как религиозная доктрина, не как просветительская вера в вечные ценности, не как романтическая упоенность историей и традицией, а как комплекс всех этих мировоззренческих культурных пластов в целом. И ни один из них не может служить краеугольным камнем культуры, только их социальная и историческая относительность имеет ключевое значение. Интеллигенция осознает культуру (и себя в ней) социологически, когда больше не рассматривает ее с позиций доминирования религиозного, просветительского или романтического мировоззрения. Можно сказать, что для интеллигенции существует запрет на абсолютизацию и господство любой доктрины, любого мировоззрения, поэтому она всегда критическая, всегда мобильная, открытая, демократичная группа. Она формирует новое понятие о культуре, в котором необходимо выделить несколько главных моментов:
Последний пункт очень важен. Общественный характер культуры предполагает, что ее произведения (книги, фильмы, архитектурные сооружения и т.д.) обладают социальной функциональностью. Ее суть в том, что искусство создает общий контекст переживаний, сплачивающих различные группы. Люди переживают свою судьбу и судьбу своего общества не индивидуально, а стремясь разделить эти переживания друг с другом, и именно искусство служит единственным эффективным средством для этого. Раздел 5. Культура и социальная структура: формы социальной организации искусства Итак, в этом разделе мы рассмотрим специфические формы того, как группы, ответственные за производство и сохранение культуры, находят свое место в общественной структуре. Патронаж Как отмечает Р. Уильямс [10], наиболее раннее свидетельство институционализации художников связано с историей кельтских бардов. Они были официально признаны одним из центральных элементов социальной организации обществ с уже сложившейся аристократической системой. Их функция была тесно связана с другими неспециализированными сакральными и социальными функциями (священник, пророк и т.п.). Однако положение барда было всегда двояко: он призван вещать от имени и для общества (племени), но обязан также воспевать славу вождя (легитимировать его власть) и созидать историю народа/племени. При этом очевидно, что барды сохраняли относительную творческую независимость. С приходом христианства усилилась специализация и барды приобрели более сложное функциональное предназначение: так в X в. в Уэлсе уже существовала своеобразная художественная иерархия - главный поэт, военный поэт, министрель, подчиненная в большей степени нуждам политической и военной власти.
Так возникает первая специфическая форма институционализации искусства - патронаж, сохранившаяся в различных видах и в наши дни. Возникновение патронажа в его первичной форме характеризуется ростом разного рода зависимости художника (обслуживать приемы и демонстрировать гостеприимство, выступать на дому) при безусловном сохранении институционального престижа. Одновременно это переход к новому уровню обмена - блага патрона на творчество художника. Однако суть этих отношений связана с доброй волей и интересами патрона (произведение создавалось для него и обычно ему принадлежало). В какой-то момент элемент обмена в патронаже усиливается и появляется механизм найма - самая распространенная и долговечная форма патронажа. В ней также сохраняется существенный элемент официального признания (особенно в музыке и живописи). Но артист уже воспринимается как самостоятельный профессионал. На такой модели были основаны отношения церкви и искусства (Ватикан). Хотя, конечно, дополнительным фактором всегда могло быть искреннее религиозное устремление художников. Суть таких отношений патронажа здесь та же, и связана она с доброй волей и легитимацией патрона. В XIX-XX вв. складываются новые формы патронажа. Например, протекционизм и поддержка. Такой патронаж основан на поддержке и признании художников, на создании условий для работы, продвижении их работ, поддержании престижа (особенно в неблагоприятных ситуациях). Механизм здесь прост: артист или его произведение ассоциируется с влиятельным именем. Как правило, это не связано с денежным обменом, хотя предполагает обоюдную заинтересованность в укреплении чести и репутации (работа на публику). Спонсорство - другой современный вид патронажа - специфично для развитых рыночных отношений в искусстве. Задача - финансовая поддержка начинающих артистов или новых проектов. Спонсорство часто бывает откровенно коммерческим и предполагает финансовую заинтересованность в собственности на произведение или инвестициях в проект.
Когда протекционизм или спонсорство осуществляются от имени общества на основе распределения налогов (или иных общественных фондов) в лице государства, осуществляющего таким образом культурную политику, мы имеем сложную форму институционализации культуры в системе политической власти. Такая политика на уровне формальных правительственных структур предполагает, что культурные учреждения становятся частью правительственных организаций (Государственный Эрмитаж). Здесь, как и в иных случаях, положение патрона остается привилегированным, что на публичном уровне очень часто создает предпосылки для проблем и конфликтов. Искусство и рынок Еще одна линия институционализации культуры проходит через взаимодействие художников и рыночных механизмов. Здесь присутствует новое отношение к произведению как товару и артисту как "коммерсанту". Эти отношения весьма непросты и исторически проходят несколько этапов. В ранний период средневековой ремесленной организации производства художник сам выходит на рынок с готовым произведением и продает свой товар напрямую. В более поздний, постремесленный период художник продает работы через посредника (например, галерея), который обычно становится нанимателем. Это дистрибутивная модель, и она отличается от производственно-капиталистической тем, что в последней работа выполняется на заказ определенной производственной структуры - студии грамзаписи, издательства (обычно предполагает обязанность сделать определенное число типовых работ). Интересно, что представление об артистической свободе творчества возникает после формирования доминирующих структур рынка. Эти формы наряду с патронажем существуют и сегодня в различных вариациях. Но именно благодаря рынку возникли механизмы правового регулирования этой сферы (авторское право). Копирайт сохраняет права автора на произведение и доходы с копий, а также позволяет бороться с "пиратством" или избежать его. Автор непосредственно участвует в рыночных отношениях. Он приобретает профессиональную независимость, и тем самым происходит переход к профессионально организованному рынку. Так культурное производство выходит на уровень корпоративного профессионализма. Этот процесс неразрывно связан с развитием технологий и средств массовой информации. Именно корпорации пользуются механизмом найма и профессионального отбора. Фундаментальная роль культурных индустрий - кино, радио, телевидения - заключается в том, что они сделали культурное производство мощной интегральной частью современных обществ (вместо его относительно маргинального положения в прежние периоды).
Формации Мы говорили о том, как культурное производство вписывается в социальную структуру общества в целом. Но существуют и весьма специфические формы социальной организации в культуре. Эти социальные объединения, которые организуются исключительно для целей внутренней организации и самоорганизации, более приближены собственно к процессам культурного производства и к самой "кухне" творчества, что одновременно делает их порой весьма далекими от общественной жизни. Р. Уильямс предложил для них удачный термин - формации, хотя речь идет, безусловно, об особом типе групповой динамики, сочетающем признаки формальных и неформальных групп. Ремесленные гильдии Средневековья демонстрируют пример ранних формаций. Художников объединяет искусство как ремесло, имеющее свои стандарты, основанное на формальном обучении (отношения мастер - ученик) и институциализированное на рынке через организацию торговых отношений. Гильдии были также механизмом социальной стратификации, поскольку функционировали на основе внутреннего подчинения (власти), привилегиях, ограничения относительно уровня "мастерства". Академии, которые стали появляться в эпоху Возрождения, являются более поздней формацией, знаменующей снижение влияния церкви и дифференциацию искусства и ремесла. В них произошла адаптация университетской модели обучения: студент - преподаватель, вместо средневековой мастер - ученик. Образование стало выше ремесла. Тем самым академии обозначают появление собственно "культуры" как сферы. Искусство и искусства теперь неразрывно связаны с образованием (произошел переход от свободных профессий к образованности). Академии также внесли свой существенный вклад в социальную дифференциацию в искусстве, против чего выступали и выступают многие художники. Кроме того, академии стали монополистами в выставочном деле. В XIX в. развивается еще одна формация - профессиональные сообщества. Их задачи в основном чисто экономические: регулировать отношения профессиональных художников и рынка (например, вопросы авторских прав). Поэтому позднее они интенсивно интегрируются в рынок и становятся, по сути, бизнес-организациями (например, американская ассоциация кинопроизводителей - MPАA, защищающая коммерческие интересы Голливуда по всему миру).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|