Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Раздел 4. Культурные производители: интеллигенция и интеллектуалы




С точки зрения групповой и классовой организации общества культура предстает перед нами как мир интеллигенции, которая производит и хранит культурные ценности. Однако интеллигенция, как мы уже выяснили, не такое простое понятие. Впервые его систематически разрабатывает известный немецкий социолог К. Манхейм в трудах "О специфике культурно-социологического познания" (1924), "Эссе о социологии культуры" (1931) [9].

Основные черты интеллигенции

Как выделить интеллигенцию из многообразия социальных групп? Безусловно, на основании ее особого отношения к культуре, ведь интеллигенция - это люди культур(ы)ные. Но в каком смысле? По каким признакам это возможно определить? Культурность интеллигенции определяется, прежде всего, различием физического и умственного труда. Интеллигент - это человек умственного (интеллектуального) труда в противоположность труду физическому. Но какие профессиональные занятия здесь подразумеваются? Те, которые принято называть свободными профессиями, которыми человек занят не ради выгод и благ, а ради них самих - занятие искусством, наукой, религией как служение призванию, свободное от материального интереса. Таким образом, интеллигент - это к тому же человек свободной профессии (в противоположность оплачиваемым профессиям). Еще один важный признак интеллигенции - образованность (противоположная невежественности). Он делает эту группу значительно шире, поскольку образование предполагает не только уровень культуры, но и статус, и доход. Однако образованность интеллигенции следует отличать от формальной образованности вообще. Интеллигентность предполагает особый, значительно более глубокий уровень образования, недостижимый в "школе жизни", в которой мы учимся на своем опыте. Источником его является не опыт, а эзотерический поток знания как исторический результат коллективного духовного труда поколений художников и мыслителей. XX в. расширил эти признаки до формального профессионального образования, подтвержденного дипломом и уровнем квалификации (которые, однако, не отменяют требования особенной эзотерической образованности интеллегенции). Так, к свободным профессиям присоединяются некоторые интеллигентные оплачиваемые профессии - юристы, врачи. Интеллигенция становится сложнее по составу, появляются техническая, научная, сельская, городская и другие интеллигенции.

Роль интеллигенции в культуре

Именно интеллигенция приходит в XX в. к осознанию культуры как особого социального феномена, а следовательно, к осознанию себя как группы, имеющей особое к нему отношение. Это происходит именно в XX в., когда на фоне трагических социально-политических свершений (революций, мировых войн) дестабилизируются мировоззрение и сами основы культуры. В результате последняя и обнаруживается современниками не как религиозная доктрина, не как просветительская вера в вечные ценности, не как романтическая упоенность историей и традицией, а как комплекс всех этих мировоззренческих культурных пластов в целом. И ни один из них не может служить краеугольным камнем культуры, только их социальная и историческая относительность имеет ключевое значение. Интеллигенция осознает культуру (и себя в ней) социологически, когда больше не рассматривает ее с позиций доминирования религиозного, просветительского или романтического мировоззрения. Можно сказать, что для интеллигенции существует запрет на абсолютизацию и господство любой доктрины, любого мировоззрения, поэтому она всегда критическая, всегда мобильная, открытая, демократичная группа. Она формирует новое понятие о культуре, в котором необходимо выделить несколько главных моментов:

  1. Релятивизация мировоззрений, культура как исторический плюрализм (а не жесткая иерархия) отдельных сфер и институтов.
  2. Относительность и преходящий характер любой исторической формы культуры, ее процессуальность и изменчивость.
  3. Идеал образования, т.е. соответствующее переживание (субъективное) феномена культуры.
  4. Понимание культуры исходя из ее противополагания природе.
  5. Осознание общественного характера феномена культуры.

Последний пункт очень важен. Общественный характер культуры предполагает, что ее произведения (книги, фильмы, архитектурные сооружения и т.д.) обладают социальной функциональностью. Ее суть в том, что искусство создает общий контекст переживаний, сплачивающих различные группы. Люди переживают свою судьбу и судьбу своего общества не индивидуально, а стремясь разделить эти переживания друг с другом, и именно искусство служит единственным эффективным средством для этого.

Раздел 5. Культура и социальная структура: формы социальной организации искусства

Итак, в этом разделе мы рассмотрим специфические формы того, как группы, ответственные за производство и сохранение культуры, находят свое место в общественной структуре.

Патронаж

Как отмечает Р. Уильямс [10], наиболее раннее свидетельство институционализации художников связано с историей кельтских бардов. Они были официально признаны одним из центральных элементов социальной организации обществ с уже сложившейся аристократической системой. Их функция была тесно связана с другими неспециализированными сакральными и социальными функциями (священник, пророк и т.п.). Однако положение барда было всегда двояко: он призван вещать от имени и для общества (племени), но обязан также воспевать славу вождя (легитимировать его власть) и созидать историю народа/племени. При этом очевидно, что барды сохраняли относительную творческую независимость. С приходом христианства усилилась специализация и барды приобрели более сложное функциональное предназначение: так в X в. в Уэлсе уже существовала своеобразная художественная иерархия - главный поэт, военный поэт, министрель, подчиненная в большей степени нуждам политической и военной власти.

Так возникает первая специфическая форма институционализации искусства - патронаж, сохранившаяся в различных видах и в наши дни. Возникновение патронажа в его первичной форме характеризуется ростом разного рода зависимости художника (обслуживать приемы и демонстрировать гостеприимство, выступать на дому) при безусловном сохранении институционального престижа. Одновременно это переход к новому уровню обмена - блага патрона на творчество художника. Однако суть этих отношений связана с доброй волей и интересами патрона (произведение создавалось для него и обычно ему принадлежало).

В какой-то момент элемент обмена в патронаже усиливается и появляется механизм найма - самая распространенная и долговечная форма патронажа. В ней также сохраняется существенный элемент официального признания (особенно в музыке и живописи). Но артист уже воспринимается как самостоятельный профессионал. На такой модели были основаны отношения церкви и искусства (Ватикан). Хотя, конечно, дополнительным фактором всегда могло быть искреннее религиозное устремление художников. Суть таких отношений патронажа здесь та же, и связана она с доброй волей и легитимацией патрона.

В XIX-XX вв. складываются новые формы патронажа. Например, протекционизм и поддержка. Такой патронаж основан на поддержке и признании художников, на создании условий для работы, продвижении их работ, поддержании престижа (особенно в неблагоприятных ситуациях). Механизм здесь прост: артист или его произведение ассоциируется с влиятельным именем. Как правило, это не связано с денежным обменом, хотя предполагает обоюдную заинтересованность в укреплении чести и репутации (работа на публику). Спонсорство - другой современный вид патронажа - специфично для развитых рыночных отношений в искусстве. Задача - финансовая поддержка начинающих артистов или новых проектов. Спонсорство часто бывает откровенно коммерческим и предполагает финансовую заинтересованность в собственности на произведение или инвестициях в проект.

Когда протекционизм или спонсорство осуществляются от имени общества на основе распределения налогов (или иных общественных фондов) в лице государства, осуществляющего таким образом культурную политику, мы имеем сложную форму институционализации культуры в системе политической власти. Такая политика на уровне формальных правительственных структур предполагает, что культурные учреждения становятся частью правительственных организаций (Государственный Эрмитаж). Здесь, как и в иных случаях, положение патрона остается привилегированным, что на публичном уровне очень часто создает предпосылки для проблем и конфликтов.

Искусство и рынок

Еще одна линия институционализации культуры проходит через взаимодействие художников и рыночных механизмов. Здесь присутствует новое отношение к произведению как товару и артисту как "коммерсанту". Эти отношения весьма непросты и исторически проходят несколько этапов.

В ранний период средневековой ремесленной организации производства художник сам выходит на рынок с готовым произведением и продает свой товар напрямую. В более поздний, постремесленный период художник продает работы через посредника (например, галерея), который обычно становится нанимателем. Это дистрибутивная модель, и она отличается от производственно-капиталистической тем, что в последней работа выполняется на заказ определенной производственной структуры - студии грамзаписи, издательства (обычно предполагает обязанность сделать определенное число типовых работ). Интересно, что представление об артистической свободе творчества возникает после формирования доминирующих структур рынка.

Эти формы наряду с патронажем существуют и сегодня в различных вариациях. Но именно благодаря рынку возникли механизмы правового регулирования этой сферы (авторское право). Копирайт сохраняет права автора на произведение и доходы с копий, а также позволяет бороться с "пиратством" или избежать его. Автор непосредственно участвует в рыночных отношениях. Он приобретает профессиональную независимость, и тем самым происходит переход к профессионально организованному рынку.

Так культурное производство выходит на уровень корпоративного профессионализма. Этот процесс неразрывно связан с развитием технологий и средств массовой информации. Именно корпорации пользуются механизмом найма и профессионального отбора. Фундаментальная роль культурных индустрий - кино, радио, телевидения - заключается в том, что они сделали культурное производство мощной интегральной частью современных обществ (вместо его относительно маргинального положения в прежние периоды).

Формации

Мы говорили о том, как культурное производство вписывается в социальную структуру общества в целом. Но существуют и весьма специфические формы социальной организации в культуре. Эти социальные объединения, которые организуются исключительно для целей внутренней организации и самоорганизации, более приближены собственно к процессам культурного производства и к самой "кухне" творчества, что одновременно делает их порой весьма далекими от общественной жизни. Р. Уильямс предложил для них удачный термин - формации, хотя речь идет, безусловно, об особом типе групповой динамики, сочетающем признаки формальных и неформальных групп.

Ремесленные гильдии Средневековья демонстрируют пример ранних формаций. Художников объединяет искусство как ремесло, имеющее свои стандарты, основанное на формальном обучении (отношения мастер - ученик) и институциализированное на рынке через организацию торговых отношений. Гильдии были также механизмом социальной стратификации, поскольку функционировали на основе внутреннего подчинения (власти), привилегиях, ограничения относительно уровня "мастерства".

Академии, которые стали появляться в эпоху Возрождения, являются более поздней формацией, знаменующей снижение влияния церкви и дифференциацию искусства и ремесла. В них произошла адаптация университетской модели обучения: студент - преподаватель, вместо средневековой мастер - ученик. Образование стало выше ремесла. Тем самым академии обозначают появление собственно "культуры" как сферы. Искусство и искусства теперь неразрывно связаны с образованием (произошел переход от свободных профессий к образованности). Академии также внесли свой существенный вклад в социальную дифференциацию в искусстве, против чего выступали и выступают многие художники. Кроме того, академии стали монополистами в выставочном деле.

В XIX в. развивается еще одна формация - профессиональные сообщества. Их задачи в основном чисто экономические: регулировать отношения профессиональных художников и рынка (например, вопросы авторских прав). Поэтому позднее они интенсивно интегрируются в рынок и становятся, по сути, бизнес-организациями (например, американская ассоциация кинопроизводителей - MPАA, защищающая коммерческие интересы Голливуда по всему миру).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...