Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мы предложили небесам, земле и горам взять на себя ответственность, но они отказались нести её и испугались этого, а человек взялся нести её. Воистину, он несправедлив и невежественен.




Сура 33 «Союзники», аят 72

 

 

Ответственность, о которой идёт речь в аяте, — это вера и обязанности, наложенные на нас Аллахом. И сюда относится соблюдение правлюдей, в том числе и прав, касающихся имущества. Посланник Аллахасообщил о том, что эта ответственность исчезнет, причём забирать её Аллах будет постепенно. При жизни Хузайфы это уже былозаметно, однако в наше время это видно намного яснее, и наступятвремена, когда ответственности, надёжности и честности в людях станет ещё меньше.

Хузайфа передаёт: «Посланник Аллаха сообщил нам о двух вещах, одну из которых я видел потом своими глазами, а теперь ожидаю и второй. Он сообщил нам о том, что ответственность [амана] была ниспослана в самую основу сердец людей, а потом они узнали об этом из Корана и Сунны. А потом он сообщил нам о том, как будет взята эта ответственность, сказав: "Заснёт человек ненадолго, и будет взята эта ответственность из сердца его, после него останется от неё только еле заметный след. Потом снова заснёт он на короткое время, и будет взята эта ответственность из сердца его [полностью], после него останется от неё только подобие волдыря 53.

53 С этими словами он положил маленький камешек себе на ногу для наглядности.

МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 148


Это как если бы ты уронил на ногу раскалённый уголь и увидел, что то место, на которое он упал, вздулось, но внутри него ничего нет. А потом люди станут заключать друг с другом сделки, но никто из них не будет даже намереваться возвращать доверенное! И дело дойдёт до того, что будут говорить: <Есть среди людей такого-то племени надёжный человек!> И о человеке будут говорить: <Не найти более стойкого, более сообразительного и более разумного, чем он!> — хотя в сердце его не будет веры и на вес горчичного зерна!"».

Хузайфа сказал: «И я пережил то время, когда мне не приходилось задумываться о том, с кем вести торговые дела. Если человек был мусульманином, то доверенное обязательно возвращала мне его религия54. Если же он был христианином или иудеем, то это обязательно возвращал мне его правитель55. А сегодня не могу я заключить сделку ни с кем, кроме такого-то и такого-то!» [Муслим, № 143].

Посланник имел в виду, что ответственность эта была ниспослана в самые глубины людских сердец, а потом она будет извлечена из них так, что останется от неё только едва заметный след.

 

 

Рабыня родит себе госпожу, а босые нагие пастухи овец будут состязаться в высоте построек

'Умар ибн аль-Хаттаб рассказал о том, как к Посланнику пришёл Джибриль в образе человека с чёрными волосами, облачённого в белоснежные одежды, и спросил его об исламе, вере (иман)и благодеянии (ихсан). Посланник ответил ему. Тогда он спросил о Часе, и Посланник сказал: «Тот, кого спрашивают, знает об атом не больше того, кто спрашивает». Джибриль попросил: «Расскажи мне о признаках его приближения». Тот сказал: «Рабыня родит свою госпожу. И ты увидишь, как босые нагие пастухи овец будут состязаться в высоте своих построек» [Муслим; Джами' аль-улюм ва-ль-хикам].

А Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что на этот вопрос Посланник ответил так: «Когда увидишь ты рабыню, родившую себе госпожу или господина, и увидишь,

54 То есть богобоязненность этого человека не позволяла ему совершить нечто, не одобряемое или запрещаемое Шариатом.

55 То есть с такого человека всегда можно вытребовать положенное, обратившись к наместнику той области, где он проживает.

ГЛАВА 8. ПРОИСХОДЯЩИЕ СОБЫТИЯ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРИБЛИЖЕНИЕ ЧАСА 149


как пастухи овец состязаются в высоте своих построек, и увидишь, как босые, голодные и нищие станут руководить людьми, это и будут признаки приближения Часа». Джибриль спросил: «О Посланник Аллаха, а кто эти пастухи овец и босые, голодные и нищие?» Он ответил: «Арабы» [Ахмад; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1345].

Ибн Раджаб сказал, комментируя этот хадис: «Общий смысл хадиса в том, что дела будут поручены тем, кто для этого не подходит. Об этом же упомянул Пророк , отвечая на вопрос одного человека о Часе: "Когда будут поручены дела тем, кто для этого не подходит, тогда и жди Часа". Когда босые нагие пастухи овец — невежественные, грубые люди — станут предводителями людей и обладателями огромных богатств так, что даже будут состязаться между собой в высоте построек, это нанесёт удар по религии и всему укладу жизни в целом...» [Джами' аль-улюм ва-ль-хикам].

А слова Пророка «рабыня родит себе госпожу», по мнению учёных, — сообщение о том, что будет много наложниц, которые будут рожать детей, а дети эти станут их господами, потому что имущество человека переходит к его детям, и до этого времени дети могут распоряжаться имуществом либо с разрешения самого отца, либо согласно существующему обычаю. Возможно также, что женщины эти родят будущих правителей и сами окажутся в числе подвластных им, и такой правитель будет господином и для своей матери, и для остальных людей [Навави. Шарх Сахих Муслим]. И это уже имело место. У людей стало много наложниц, захваченных во времена войн, а в Шариате оговорено, что дети, рождённые наложницами от господ, считаются свободными. И получалось, что женщина и в самом деле рожала себе господина. А некоторые из таких детей стали правителями.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...