Сегодня Мы запечатаем их уста. Их руки будут говорить с Нами, а их ноги будут свидетельствовать о том, что они творили.
Сура 36 «Йа Син», аят 65
57 То есть люди будут заходить в мечеть и выходить из нее, не совершая молитвы, или, заходя в мечеть, будут проходить, не совершая двух рак'атов приветствия мечети. МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 158 Они скажут кожам своим: «Почему вы стали свидетельствовать против нас?» Они скажут: «Нас заставил говорить Аллах, Который заставляет говорить всякую вещь». Сура 41 «Разъяснены», аят 21
Возможно также, что люди достигнут таких вершин знания, что научатся понимать язык животных и заставят «говорить» неодушевлённые предметы, как это было, например, когда изобрели телевизор и радио.
Воды Евфрата обнажат гору золота Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Близится то время, когда обнажит Евфрат золото, и пусть тот, кто застанет это время, ничего не берёт из него». А в другой версии говорится: «Обнажит Евфрат гору золота» [Бухари; Муслим]. А в версии Муслима говорится: «Не наступит Час, пока не обнажит Евфрат гору золота, из-за которого люди станут сражаться, и из каждой сотни будет убито девяносто девять. И каждый из них будет говорить: "Может быть, именно я спасусь"» [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 78; Муслим, № 2894]. А вот как передаёт этот хадис Убайй ибн Ка'б: «Близится время, когда Евфрат обнажит гору золота и люди, услышав об этом, устремятся к ней. А стоящие возле неё скажут: "Если мы оставим людей в покое, они всё растащат", и они начнут сражаться за это золото, и из каждой сотни будет убито девяносто девять человек» [Муслим, № 2295]. Под словом «обнажит» подразумевается, что вода Евфрата высохнет, — так говорит ан-Навави. Причиной этого может быть изменение направления его течения. Это золото находится под землёй, и местонахождение его неизвестно, и когда река перестанет течь по своему обычному руслу и потечёт возле этой горы, она обнажится. А Аллах знает обо всём лучше.
Посланник запретил тем, кто окажется рядом с этой горой, брать из неё что-либо потому, что это послужит поводом для смуты, сражения и кровопролития. ГЛАВА 9. ЕЩЕ НЕ ПРОИЗОШЕДШИЕ СОБЫТИЯ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРИБЛИЖЕНИЕ ЧАСА 159 Земля обнажит скрытые в её недрах сокровища Абу Хурайра передаёт слова Посланника Аллаха : «Земля обнажит свои сокровища, и будут возвышаться подобия колонн из золота и серебра. И придёт убийца и скажет: "Вот из-за этого я убил!" И придёт человек, порвавший родственные связи, и скажет: "Вот из-за этого я порвал родственные связи!" И придёт вор и скажет: "Вот из-за этого мне отрубили руку!" После этого они оставят их и уйдут, ничего не взяв» [Муслим, № 1013]. Это одно из чудесных знамений Аллаха. Он повелит земле вытолкнуть из своих недр скрытые в них сокровища. А когда люди увидят, как много вокруг золота и серебра, у них пропадет желание брать его и им станет больно от того, что они совершили грехи и ослушивались Аллаха ради того, чтобы получить эту ничтожную по сути вещь.
Мусульмане будут искать убежища и защиты в Медине Когда приблизится Час, мусульмане ослабеют и потеряют былую мощь. Их окружат враги и осадят их, укрывшихся в Медине. Ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт слова Посланника Аллаха : «Близится то время, когда начнётся осада мусульман, укрывшихся в Медине, так что самым дальним укреплённым пунктом их будет Салях 58 » [Абу Давуд; аль-Нкйк; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 8033].
Появление правителя по имени Джахджах Аль-Джахджах — человек из потомства Кахтана. Он окажется у власти и будет могущественным и суровым правителем. Абу Хурайра передаёт, что Пророк сказал: «Не наступит Час, пока не появится человек из потомства Кахтана, который будет руководить людьми с помощью своей палки» [Бухари; Муслим].
А в версии Муслима говорится: «Не уйдут навсегда дни и ночи, пока не станет правителем человек по имени Джахджах». Возможно, что речь идёт о двух разных людях. В «Сунан» ат-Тирмизи в хадисе от Абу Хурайры упоминается о том, что этот
58 Салях — место недалеко от Хайбара. МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 160 человек — из мавали 59. Абу Хурайра передаёт слова Посланника Аллаха : «Не уйдут навсегда дни и ночи, пока не станет правителем человек из числа мавали, которого будут называть Джахджах» [Тирмизи; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 7561]. Под словами «будет руководить людьми с помощью своей палки» подразумевается, что он будет подчинять себе людей с помощью силы, принуждать их, и они будут покоряться ему, то есть это указание на его могущество и суровость. Слово джахджах означает 'тот, кто много кричит', а это свойственно как раз тому, кто правит «с палкой», как говорит Ибн Хаджар [Фатх Аль-Бари, т. 13, с. 78]. А вот к добру или злу будет он направлять людей таким образом, мы не знаем, потому что Посланник нам об этом не сообщил.
Смуты и испытания 'Абдаллах ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт: «Мы сидели у Посланника Аллаха ,разговаривая о грядущих смутах и испытаниях. И он упомянул о многих из них, а когда дошёл до "смуты попон", один человек спросил: "А что такое <смута попон >?" Он ответил: "Это смута, от которой люди будут бежать, теряя своё имущество и близких. А после неё будет <смута благоденствия>. Выйдет она из-под ног человека из моей семьи. Он станет утверждать, что он — от меня, но на самом деле он не имеет ко мне отношения, ибо мои приближённые — только богобоязненные. Потом люди помирятся и совместно изберут человека, который на самом деле будет столь же неподходящим для них, как не подходит бедро к ребру. Затем будет <чёрная смута>, и она не обойдёт стороной никого из этой общины, и когда скажут, что она прекратилась, она продолжится дальше. И во время неё будет человек просыпаться верующим, а засыпать уже неверующим. И будет человек засыпать верующим, а просыпаться уже неверующим. И разделятся люди на два лагеря — лагерь, в котором только верующие и нет лицемеров, и лагерь, в котором только лицемеры и нет верующих. И если увидите это, ждите, что сегодня-завтра
59 Мавали (ед. ч. мауля) — вольноотпущенники или неарабы, которые присоединялись к какому-нибудь племени и находились под его покровительством, становясь его союзниками. ГЛАВА 9. ЕЩЕ НЕ ПРОИЗОШЕДШИЕ СОБЫТИЯ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРИБЛИЖЕНИЕ ЧАСА 161 появится Даджжаль"» [Абу Давуд; Ахмад; аль-Хаким; Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 974]. Попона — это ткань, которой покрывают спину верблюда до того, как положить на неё седло. Добавление слова «попона» к слову «смута» указывает на то, что смута эта, начавшись среди людей, будет неотступно сопровождать людей подобно тому, как плотно прилегающая попона «сопровождает» спину верблюда. Аль-Хаттаби сказал: "Возможно, что эта смута сравнивали с попоной из-за того, что она будет беспросветной и тёмной, подобно чёрной верблюжьей попоне». «Смута благоденствия» названа так потому, что причиной её зарождения станет всё то, что составляет собой благополучие и радует человека: достаток, здоровье и т. д. Ведь человек совершает грехи и ослушивается, когда у него много благ и есть все возможности и средства для этого. «Как не подходит бедро к ребру» — так по-арабски говорят о чём-то неподходящем, потому что бедро никак не присоединить к ребру, да и пользы от такого соединения никакой, ибо оно туда явно не подходит. «Чёрная смута» названа так потому, что она покроет людей своим злом словно копотью»
Появление Махди
Хадисы, в которых упоминается Махди В достоверных хадисах говорится, что Всевышний Аллах в конце времён пошлёт справедливого правителя, который встанет во главе нашей общины. Будет он из семейства Посланника ,одним из потомков Фатымы , и имя его и имя его отца будет совпадать с именем Посланника и именем его отца. В хадисах он описывается как человек с широким лбом и орлиным носом. Он наполнит землю справедливостью после того, как наполнилась она притеснением и несправедливостью.
Вот некоторые хадисы о нём. 1. 'Абдаллах ибн Мас'уд передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Не наступит конец миру этому, пока не станет правителем арабов человек из людей дома моего, причём имя его будет совпадать с моим» [Тирмизи; Абу Давуд]. МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 162 А в версии Абу Давуда говорится: «Если бы осталось миру существовать всего один день, Аллах продлил бы этот день, чтобы послать в него человека из моего потомства [или: из людей дома моего]. Имя его будет совпадать с моим именем, а имя его отца будет совпадать с именем моего отца. Он наполнит землю справедливостью после того, как наполнилась она притеснением и несправедливостью» [Сахих аль-джами' ас-сагир, № 5180]. 2. Умм Саляма передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Махди — из моей семьи, из потомства Фатымы» [Абу Давуд; Ибн Маджа; аль-Хаким; Сахих аль-джами' ас-сагир, т. 6, с. 22]60. 3. 'Али передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Махди — один из нас, людей дома. Аллах подготовит его за одну ночь» [Ахмад; Ибн Маджа; Сахих аль-джами ас-сагир, т. 6, с. 22]61. 4. 'Али также передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Даже если бы до конца времён оставался всего один день, Аллах послал бы человека из людей дома моего, который наполнит землю справедливостью подобно тому, как до этого наполнилась она притеснением» [Ахмад; Абу Давуд; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 5181]. 5. Абу Са'ид аль-Худри передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Махди — из моего потомства. Это человек с широким лбом и орлиным носом. Он наполнит землю справедливостью подобно тому, как до этого наполнилась она притеснением и несправедливостью. Править он будет семь лет» [Абу Давуд; Миш кат аль-масабих, № 5454]62. 6. Абу Са'ид аль-Худри также передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Наполнится земля несправедливостью и притеснением, и когда это произойдёт, Аллах пошлёт человека из моего потомства с таким же именем, как у меня. Он наполнит землю справедливостью после того, как наполнилась она когда-то притеснением и насилием» [Баззар; аль-Хаким; Ахмад; Ибн Хиббан]. Абу Ну'айм приводит этот хадис в книге «Аль-Хилья = Украшение» в таком виде: «Не наступит Час, пока не наполнится земля притеснением, несправедливостью и жестокостью, после 60 Аль-Албани назвал этот хадис достоверным. 61 Аль-Албани назвал этот хадис достоверным. 62 Хадис с хорошим иснадом.
ГЛАВА 9. ЕЩЕ НЕ ПРОИЗОШЕДШИЕ СОБЫТИЯ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРИБЛИЖЕНИЕ ЧАСА 163 чего появится человек из моей семьи и наполнит землю справедливостью подобно тому, как раньше наполнилась она притеснением и несправедливостью» 63.
Абу Са'ид передаёт такой хадис: «Появится в моей общине Махди, и Аллах дарует ему дождь, и земля выведет свои растения, и даровано будет людям богатство, которое будет распределяться справедливо, и станет много скота, и община обретёт могущество. Проживёт он так семь или восемь лет» [аль-Хаким]64. А вот версия этого хадиса, приводимая у Абу Давуда: «Даже если бы миру этому осталось существовать всего один день, Аллах продлил бы этот день для того, чтобы послать в него человека из моего потомства. Имя его будет совпадать с моим именем, а имя его отца — с именем моего отца, и он наполнит землю справедливостью» [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, № 1529].
Насколько достоверны хадисы, в которых упоминается Махди? Шейх 'Абд-аль-'Азиз ибн 'Абдаллах ибн Баз (да помилует его Аллах) сказал по этому поводу следующее: «Люди осведомлены о Махди, хадисов о нём существует немало, и они передаются большим количеством людей, что не оставляет сомнений в их достоверности. Об этом говорили многие учёные. Хадисы эти передаются по разным путям, от разных людей, однако смысл у них у всех один, хотя он и облачён в разные формы. Эти хадисы указывают на появление в будущем реального человека, обладающего определёнными качествами. Его имя Мухаммад ибн 'Абдаллах аль-'Аляви аль-Хасани65. Он будет потомком аль-Хасана ибн 'Али ибн Абу Талиба . Этот правитель — милость Всевышнего Аллаха, которую пошлёт он нашей общине в конце времён. Он придёт и установит справедливость, и при нём восторжествует истина. Он устранит насилие и притеснение, и через него Аллах распространит благо и справедливость в мусульманской общине и выведет людей на истинный путь. 63 Аль-Хаким сказал, что иснадэтой версии хадиса безупречен согласно требованиям аль-Бухари и Муслима. 64 Аль-Хаким, аз-Захаби и Ибн Хальдун назвали этот хадис достоверным. 65 То есть он потомок аль-Хасана, сына 'Али ибн Абу Талиба и Фатымы, дочери Посланника Аллаха . МАЛОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 164 Я изучил немало хадисов, в которых говорится о Махди, и пришёл к такому же выводу, как и аш-Шаукани, Ибн аль-Каййим и другие. Среди них есть достоверные, есть хорошие, есть слабые, но подкрепляющие друг друга, и есть присочинённые. Нам же достаточно тех, у которых нормальные иснады, независимо от того, достоверны ли они сами по себе или считаются таковыми из-за наличия других достоверных хадисов с таким же смыслом. А слабые хадисы, подкрепляющие друг друга, принимаются учёными в качестве аргумента. Абсолютное большинство учёных считают, что Махди действительно появится в конце времён и это — истина. Что же касается тех немногих учёных, которые отрицают грядущий приход Махди, то на их слова не стоит обращать внимания» ['Абд-аль-Мухсин ибн Хамд аль-'Аббад. Ар-Радд 'аля ман каззаба би-ль-ахадис ас-сахиха аль-варида фи ль-Махди]. Шейх 'Абд-аль-Мухсин ибн Хамд аль-'Аббад посчитал, от скольких сподвижников передаются хадисы о Махди, и оказалось, что их двадцать шесть, а книг, в которых эти хадисы приводятся, — тридцать шесть. Они есть в четырёх «Суннах», в «Муснаде» Ахмада, в «Сахихе» Ибн Хиббана, в «Мустадраке» аль-Хакима и других источниках ['Абд-аль-Мухсин ибн Хамд аль-'Аббад. 'Акидат ахль ас-сунна ва-ль-асар фи ль-Махди аль-мунтазар]. Многие учёные собрали эти хадисы и посвятили им отдельные труды. Они привели цепочки передатчиков и изучили их. Среди них Абу Бакр ибн Абу Хайсама Зухайр ибн Харб, как говорит Ибн Хальдун, и среди них Абу Ну'айм. Ас-Суюты сократил написанное Абу Ну'аймом в его книге «Аль-'Урф аль-варди фи ахбар аль-Махди = Сообщения о Махди»и внёс некоторые добавления. Материал этот есть в его изданном сборнике фетв «Аль-Хави». А Ибн Касир посвятил упоминаниям о Махди отдельную небольшую книгу, а также некоторую часть своей книги «Аль-Фитан ва-ль-маляхим = Смуты и битвы». Ибн Хаджар аль-Мекки написал книгу «Аль-Кауль аль-мухтасар фи 'аля-мат аль-Махди аль-мунтазар = Сокращённый рассказ о приметах Махди». Писал на эту тему и аль-Муттаки аль-Хинди и Мулла аль-Кари, который назвал свою книгу «Аль-Мащраб аль-варди фи маз-хаб аль-Махди = Сообщения о Махди», а также Мар'и ибн Юсуф аль-Ханбали, ас-Сан'ани и другие. Многие исследователи хадисов, в том числе аль-Хаким, аз-Захаби, Абу Ну'айм, Ибн аль-'Араби аль-Малики, аль-Куртуби. шейх ислама Ибн Таймийя, Ибн Каййим аль-Джаузийя, Ибн Хаджар аль-'Аскаляни, ас-Суюты и другие, подтвердили достоверность хадисов, в которых упоминается аль-Махди [Сильсилят аль-ахадис ас-сахиха, т. 4,с. 40-41], поэтому не стоит обращать внимание на слова тех, кто, будучи недостаточно сведущим в этой науке, утверждает, что эти хадисы слабые или даже присочинённые.
Что говорят о Махди представители различных течений в исламе 1. Приверженцы Сунны. Их убеждения основаны на приведённых нами достоверных хадисах. Они верят в то, что Махди — это праведный и справедливый правитель, которого Аллах пошлёт к людям в качестве обновителя религии, и с помощью него Аллах возвысит ислам. Ибн Хальдун говорит: «Знай, что всем последователям ислама на протяжении веков было известно, что в конце времён появится человек из семейства Пророка ,который укрепит религию и установит справедливость. За ним последуют мусульмане, и в его распоряжении окажутся владения мусульман. Его будут называть Махди... Следом за его приходом появится Даджжаль и произойдут все события, указывающие на приближение Судного дня. 'Иса спустится после его прихода и убьёт Даджжаля или поможет Махди убить его, и будет совершать молитву под руководством Махди» [Ибн Хальдун. Мукаддима]. 2. Шииты-имамиты. Они считают, что Махди — это их последний, двенадцатый имам, Мухаммад ибн аль-Хасан аль-'Аскари, который, согласно их убеждениям, является потомком аль-Хусейна ибн 'Али, а не аль-Хасана. Они убеждены в том, что он вошёл в подземное помещение в Самарре более тысячи ста лет назад, а было ему тогда пять лет, и с тех пор он где-то живёт, но его никто не видит. Он и есть Махди, пришествия которого они ожидают. Однако никаких доказательств и подтверждений этой их теории нет. Более того, она явно противоречит логике. К тому же Аллах сделал людей смертными и дал им относительно недолгую жизнь, а в их теории это установление Аллаха в расчёт не принимается. И ещё — какой смысл ему скрываться где-то, если он жив? Как раз напротив — он обязан выйти, призывать к одобряемому и удерживать от порицаемого... 3. Те, кто отрицает существование Махди. Это отдельные люди, относящие себя к приверженцам Сунны, которые, однако, не обладают особыми знаниями в области исследования текстов и цепочек передатчиков. Их доводы разбили учёные, посвятившие этому отдельные сочинения. Последнее из таких сочинений, которое я видел, принадлежит перу выдающегося учёного шейха 'Абд-аль-Мухсина и называется «Ар-Радд 'аля ман каззаба би-ль-ахадис ас-сахиха аль-варида фи ль-Махди». Есть ещё книга шейха Хамуда ибн 'Абдаллаха ибн Хамда ат-Тувайджри, которая называется «Аль-Ихтиджадж би-ль-асар 'аля ман анкара аль-Махди аль-Мунтазар». 4. Люди, находившиеся у власти в прошлом, каждый из которых утверждал, что он и есть аль-Махди, или это говорили о них некоторые люди. Некоторые из них были праведными людьми, каждого из которых называли Махди — не потому, что считали его тем самым Махди, о котором говорил Посланник ,а просто в надежде на то, что он будет одним из имамов, ведомых прямым путём, которые говорят и судят по Истине. Один из таких людей — аббасидский халиф аль-Махди. А некоторые из правителей, утверждавших, что они и есть Махди или о которых говорили так грешные и порочные люди, были далеко не праведными. Например, безбожник 'Убайдаллах ибн Маймун аль-Каддах, родившийся в 259 г. х. и умерший в 322 г. х. Его дед был иудеем, выходцем из семьи огнепоклонников. Он объявил о своей принадлежности к семейству Посланника Аллаха, хотя это была заведомая ложь. Он заявил, что он и есть Махди, пришествие которого предсказал Пророк . Он пришёл к власти и обрёл могущество. Его потомки установили своё правление в Магрибе, Египте, Хиджазе, Шаме. Немало горя и бед принесли они мусульманам. Они говорили даже о своей божественности и утверждали, что у Шариата есть внешняя (явная) и внутренняя (сокрытая) сторона. Это были правители рафидитов и карматов, принадлежащих к секте батынийя. Они прикрывались рафидизмом и принадлежностью к семейству Пророка , которой на самом деле не было. Их религией было безбожие, которое они и распространяли. Они имели немалое влияние до тех пор, пока Аллах не избавил от них мусульманскую общину посредством Салях-ад-дина аль-Айюби, который уничтожил их. Был ещё магрибский «Махди» Мухаммад ибн Тумарт (485-524 г. х.). Это был лжец и притеснитель. Он заявил о том, что он и есть ожидаемый всеми Махди. Он приказывал своим сподвижникам сидеть в могилах66 и сообщать людям о том, что он — Махди, а потом, ночью, засыпал
66 То есть они спускались в могилу, после чего закрывали её сверху и говорили людям, оказавшимся поблизости, что Мухаммад ибн Тумарт — Махди, чтобы люди решили, что это умершие вещают из своих могил. ГЛАВА 9. ЕЩЕ НЕ ПРОИЗОШЕДШИЕ СОБЫТИЯ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРИБЛИЖЕНИЕ ЧАСА 167 их, живых, землёй в этих могилах, чтобы никто никогда не разоблачил его [Ибн аль-Каййим. Аль-Манар аль-муниф]. 5. Кисаниты. Они утверждают, что Махди — это Мухаммад ибн аль-Ханафийя (сын 'Али ибн Абу Талиба, брат аль-Хасанаи аль-Хусейна по отцу), который до сих пор жив и находится на горе Ридва, между двумя львами, которые охраняют его, и там у него два источника, из воды и мёда. С ним туда вошли сорок его сподвижников, и сейчас о них ничего неизвестно. Они утверждают, что все они живы и что он вернётся после долгого отсутствия и наполнит землю справедливостью после того, как она наполнилась насилием и притеснением. А держат его там в качестве наказания за его выход к 'Абд-аль-Малику ибн Марвану, а по другой версии, к Язиду ибн Му'авии. Именно об этом говорил Касир 'Изза:
Внук, который не вкусит смерти до тех пор, пока Не поведёт за собою конницу с поднятым знаменем. Некоторое время его не будет видно среди них. Он на горе Ридва, и у него — вода и мёд.
Ас-Сейид аль-Хумайри тоже был последователем этого течения, и вот написанные им строки:
Скажи имаму: «Да стану я выкупом за тебя! На этой горе затянулось твоё пребывание...»
Как же ничтожны их умы, как мало они понимают — верят абсолютно бездоказательным утверждениям...
Время пришествия Махди Шейх 'Абд-аль-'Азиз ибн Баз говорит: «Ибн Касир в книге "Аль-Фитан ва-ль-маляхим" пишет: "Я думаю, произойдёт это, когда спустится 'Иса. На это указывает хадис, переданный аль-Харисом ибн Абу Усама. В нём говорится: < Их предводитель Махди >,а это указывает на то, что, когда спустится 'Иса ибн Марьям, Махди уже будет с людьми. На это указывают и некоторые версии хадиса, приводимые у Муслима, и не только. Однако чётких указаний в них нет, поэтому утверждение это хотя и очень вероятное, но далеко не категоричное"» [Ар-Радд 'аля ман каззаба би-ль-ахадис ас-сахиха аль-варида фи ль-Махди]. Муслим приводит в своём «Сахихе» сообщение от трёх матерей верующих — Умм Салямы, Хафсы и 'Аиши — о том, как Посланник сообщил, что войско отправится к Дому за укрывшимся там человеком и Аллах сделает так, чтобы оно провалилось под землю в пустыне. Умм Саляма рассказывает: «Посланник Аллаха сказал: "Один человек будет искать убежища у Дома, и пошлют за ним войско, и, когда будут они проезжать через пустыню, земля под ними провалится". Я спросила: "О Посланник Аллаха, а как же те, кто был с ними не по своей воле?" Он ответил: "Они тоже провалятся вместе с ними, однако в Судный день, когда они будут воскрешены, с каждым из них поступят согласно его намерению"» [Муслим, № 2882]. А Хафса передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «К этому Дому непременно направится войско, которое предпримет поход на него. Когда они будут в пустыне, земля под теми, кто был в середине, провалится и идущие в начале закричат тем, кто едет позади, а потом земля провалится и под ними, и останется только один человек, который и сообщит людям о том, что произошло». А в другой версии хадиса говорится: «Придут к Дому в поисках защиты люди, которые будут немногочисленны и беззащитны, и у них не будет оружия и снаряжения...» [Муслим, № 2883]. 'Аиша передаёт, что однажды Пророк стал вздрагивать во сне. Она говорит: «И мы сказали: "О Посланник Аллаха! Ты делал во сне то, чего никогда не делал раньше". Он сказал: " Удивительное дело... Люди из моей общины отправятся к Дому за человеком из Курайша, который укроется там. И когда будут они пересекать пустыню, земля под ними провалится". Мы сказали: "О Посланник Аллаха, ведь в этом месте могут оказаться и другие люди". Он сказал: "Да, среди них будут те, кто действовал сознательно, те, кого принудили, а также случайные путники. Все они погибнут разом, однако в Судный день их ждёт разная участь" » [Муслим, № 2884]67. Кто этот человек, который станет искать убежища у Дома и которому поможет Аллах, погубив тех, кто пожелает причинить
67 Другие версии этого хадиса приводятся у Ахмада, Абу Я'ля, аль-Хакима, Ибн Маджа, ат-Тирмизи и других. ГЛАВА 9. ЕЩЕ НЕ ПРОИЗОШЕДШИЕ СОБЫТИЯ, УКАЗЫВАЮЩИЕ НА ПРИБЛИЖЕНИЕ ЧАСА 169 ему вред? Будет ли это Махди, о котором говорилось в вышеупомянутых хадисах? Мы не знаем... Это знает только Аллах.
Махди — тот самый халиф, который будет сыпать деньги горстями? В хадисах упоминается халиф, во время правления которого умножится благо — так, что будет он сыпать деньги горстями, не считая их. Будет ли это Махди или кто-то другой? Это известно только Аллаху. Джабир ибн 'Абдаллах (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «При жизни последних поколений моей общины появится халиф, который будет сыпать деньги горстями» [Муслим, № 2913]. А Абу Са'ид передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Будет среди ваших халифов такой, который будет сыпать деньги горстями, не считая их» [Муслим, № 2914].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|