Виды самозанятости и ее масштабы
Личное подсобное хозяйство (ЛПХ) - это потребительское хозяйство на приусадебном или садово-огородном участке, основанное на личном труде. В ЛПХ выращивают ягоды, овощи, картофель, содержат скот, птицу, т.е. получают продовольственные товары, пополняя свои доходы в натуральной форме. Для некоторой части населения это и источник денежных доходов в результате реализации продукции ЛПХ. При этом роль ЛПХ в доходах сельского населения значительно выше, чем городского. Предпринимательством занимается значительная часть самозанятых. Начало формированию предпринимательства было положено законом СССР «Об индивидуальной трудовой деятельности» от 19.11.86 г. законами РСФСР «О собственности в РСФСР» от 24.12.90 г., «О предприятиях и предпринимательской деятельности» от 25.12.90 г. Позже развитие предпринимательства регулируется законами Российской Федерации: «Об акционерных обществах» от 26.12.95 г., «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» от 14.06.95 г. Предпринимателей можно разделить на три слоя: большой бизнес (крупный капитал, группа миллионеров), средний бизнес - большинство коммерческих структур (торговля, посредническая деятельность, коммерческие банки, инвестиционные фонды, агентства и конторы по недвижимости) и, наконец, мелкий бизнес (лавочники, «челноки», владельцы индивидуальных мастерских, владельцы автомобилей, используемых как средство извоза, уличные торговцы). В большинстве случаев мелкий бизнес - это бизнес временный, обусловленный определенными обстоятельствами. Предпринимательство как форма занятости населения гражданским законодательством понимается как самостоятельная, осуществляемая на свой страх и риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, от продажи товаров или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве. Предприниматели самостоятельно организуют свою коммерческую деятельность и сами же несут связанные с ней убытки. Предпринимательством можно заниматься без образования юридического лица. В этом случае предпринимательство будет индивидуальным. Это те, кто занят торговлей, продажей товаров, оказанием услуг, т.е. то, что ранее называли индивидуальной трудовой деятельностью (ИТД).
Предпринимательство без образования юридического лица — довольно распространенное явление в России. К нему относятся такие виды самостоятельных занятий, как частная неорганизованная торговля, надомное кустарное производство и оказание частных услуг. Примерно 27% розничного товарооборота в стране — это торговля с рук на рынках, улицах (средняя доходность примерно 1,5-3 долл. в час). Предпринимательство в качестве ИТД и частной практики проявляется в такой деятельности, как строительство, ремонт домов, квартир, репетиторство, обучение, ремонт бытовой техники, медицинские и ветеринарные услуги и т.д. Самостоятельной сферой индивидуального предпринимательства является деятельность по предоставлению в пользование другим лицам принадлежащего предпринимателю имущества (земельный участок, недвижимость, вещи). Эти доходы могут составлять значительную статью в доходе семьи, особенно в крупных городах. Существует и предпринимательский доход, получаемый от вложения денег в банки, и доходы от ценных бумаг. Это рисковый бизнес, и в качестве награды за сообразительность человек получает определенный доход. Правда, доля этих видов доходов в настоящее время невелика. Особую группу в предпринимательстве занимают фермеры - фермерское хозяйство по Гражданскому кодексу не является юридическим лицом, а его глава выступает индивидуальным предпринимателем.
Предпринимательство может быть индивидуальным, семейным, коллективным. Если в бизнесе заняты только сам предприниматель и члены его семьи, то это индивидуальная предпринимательская деятельность. Если же привлекаются работники со стороны, то это будет уже малое предприятие. Малое предприятие - это юридически самостоятельная фирма, имеющая высокую хозяйственно-финансовую независимость, небольшую численность персонала, упрощенную организационную структуру, способность к быстрой перестройке своих хозяйственных структур, а также сравнительно небольшой объем хозяйственного оборота. Термин «малое предприятие» в российской экономике характеризует размер только по численности персонала, которая определяется по среднесписочной численности основного производственного персонала плюс сотрудники, работающие по договорам по совместительству. К малым относятся предприятия в промышленности, строительстве и на транспорте с численностью работающих не более 100 человек, в сельском хозяйстве и научно-технической сфере - до 60, в оптовой торговле - до 50, в розничной торговле и бытовом обслуживании - до 30 человек. По оценкам Госкомитета РФ по статистике, на 85% учтенных малых предприятий среднее число постоянно занятых - 30 человек. В США, например, к малым относят предприятия с численностью не свыше 500 человек. В Германии средняя численность в фирмах малого бизнеса составляет 250 человек (средние - от 50 до 499 чел., мелкие - до 49 чел.[1]). Выделяют также малое предпринимательство. Не могут относиться к категории малых: - предприятия, которые занимают доминирующее положение на республиканском или местном товарном рынке; - предприятия, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества или товарищества, если в его уставном капитале доля, принадлежащая одному или нескольким предприятиям с численностью работающих более 1000 человек либо органу государственного управления, превышает 35%; - предприятия, имеющие организационно-правовую форму акционерного общества или товарищества, если в его уставном капитале доля, принадлежащая одному или нескольким предприятиям, не относящимся к категории малых, превышает 75%.
Любое предприятие - государственное, арендное, кооперативное акционерное общество с ограниченной ответственностью, семейное частное и т.п. — может быть малым. Таким образом, термин «малое» характеризует размер предприятия и не определяет ни форму собственности, на которой оно основано, ни форму организации хозяйственной деятельности. Под малым же предпринимательством понимается такой вид деятельности во всех отраслях экономики, который осуществляют физические лица, зарегистрированные в качестве предпринимателей, а так же предприятия любой организационно-правовой формы, определяемой устойчивыми качественными и количественными показателями. На практике и в теории пока эти показатели чаще идентифицируются (т.е. малый бизнес и малое предпринимательство). Малый бизнес имеет ряд достоинств: довольно низкие операционные и управленческие расходы, небольшие инвестиции в оборудование, возможность реально рассчитывать на быстрый материальный успех. При этом предприниматели одновременно получают заработную плату и все причитающиеся доходы от бизнеса. Малый бизнес располагает и досрочными выгодами. Если дела идут успешно, при необходимости предприниматель всегда может выгодно продать дело. К тому же в сфере малого бизнеса люди имеют возможность совмещать несколько профессий, быть в одном лице и финансистом, и менеджером. Нельзя забывать и о том, что малый бизнес более маневренный, чем крупный, который, как правило, ограничен в своих действиях из-за процедур, разработанных головным предприятием. Это преимущество особенно отчетливо выражено при сезонном характере работ или в специфических условиях. И последнее — в малых фирмах наиболее ярко проявляется инновационный, предпринимательский дух, о чем свидетельствует преобладание за рубежом малого бизнеса в электронике, генной инженерии, компьютерной технологии. В условиях перехода к рыночным отношениям развитие малого предпринимательства стало экономически необходимым для преодоления диспропорций в экономике, монополизма и диктата производителей («рынок продавцов»), избавления от структурных перекосов, которые свойственны крупным предприятиям с их инерционностью, традиционными методами планирования и сбыта. «Рассыпая» находящиеся в критическом состоянии крупные предприятия на малые предприятия, можно решить проблему их выживания.
Малый бизнес располагает большими резервами для трудоустройства населения, так как здесь могут быть предложены не только новые рабочие места, но и места с неполным рабочим днем. Поддержка малого предпринимательства очень важна, так как оно является своеобразной экономической основой, обеспечивающей постоянное воспроизводство полноценных рыночных отношений. Во всех странах с рыночной экономикой инициируется развитие малого бизнеса и предпринимательства. В России малые формы хозяйствования стали развиваться с конца 80-х годов. В разные годы число предприятий малого бизнеса составляло от 400 до 900 тыс. с общей численностью занятых в них до 8,5 млн. чел. (около 12% занятых в народном хозяйстве)[2]. Особенностью российской экономики является то, что занятость малым бизнесом - в основном вторая работа, совместительство, возможность найти дополнительный доход, реже - стремление самореализоваться. Сфера развития предпринимательства — торговля, строительство, наука, кредиты и финансирование, общественное питание. Наиболее эффективное направление развития малого предпринимательства — переработка сельскохоязйственной продукции. Но рост малого бизнеса в перерабатывающих отраслях оказывает минимальное влияние на общую ситуацию в экономике и не обеспечивает необходимых структурных сдвигов. Развитие же малых форм предпринимательства в сферах производства, инноваций, коммунальных и финансовых услуг требует значительных единовременных инвестиций при продолжительных сроках окупаемости, поэтому указанные сферы в настоящее время менее привлекательны. Для их развития нужна серьезная поддержка государства. В развитых странах именно в этих отраслях деятельности насчитываются миллионы мелких предприятий: в Великобритании - 2,4 млн., они составляют примерно 96% общего числа частных компаний, в США - свыше 4,5 млн - это 95% всех американских деловых компаний. И здесь малый бизнес является проводником научно-технического прогресса. До 2/3 новых идей реализуются в малом бизнесе. Критическую массу собственников определяют в пределах 3-5 млн. малых предприятий, при гаком их количестве появится конкуренция, начнет работать рынок. Для создания же нормальной рыночной структуры в России необходимы 10-15 млн. малых предприятий[3]. В настоящее время отмечается понижение жизнеспособности малого бизнеса, увеличение числа банкротств и снижение темпов роста числа новых малых предприятий.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|