Тема 2. Социологические концепции культуры
Стр 1 из 2Следующая ⇒ РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД.Ф.18 СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040201 (020300)- СОЦИОЛОГИЯ
ДИСЦИПЛИНА СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ Специальность: 040201 (020300)– Социология Форма обучения: экстерант Трудоемкость: 150 часов
Цель дисциплины: Раскрыть место и роль культуры в системе общества, ее соотнесенность с другими общественными явлениями, ее строение и функционирование в различных слоях, классах и группах общества, социальное содержание и значение культуры в разные исторические эпохи, принципы и методы анализа культуры как общественного явления. Задачи дисциплины: В процессе овладения дисциплиной студенты должны уяснить основные закономерности функционирования и развития культуры, овладеть умением прогнозировать развитие социокультурных процессов. Должны освоить навыки социокультурного подхода, ознакомиться с принципами и методами социологического анализа культуры, условиями, задачами и границами осуществимости культурной политики. Важной задачей является формирование у студентов потребности в творческом осмыслении проблем социологии культуры, потребности самостоятельно и систематически совершенствовать систему своих знаний.
В процессе изучения данной дисциплины студенты должны иметь представление: - об объекте и предмете социологии культуры; морфологии культуры; о повседневной, массовой и «высокой» культуре; - об основных субкультурах в современном обществе; о контркультурах и «ядре» культуры; - об основных социальных институтах культуры, обеспечивающих воспроизводство культуры – науке, искусстве, образовании и др.; - о последствиях перехода современного российского общества к рыночной экономике в плане функционирования таких институтов культуры как наука, искусство, образование и др.; - о социокультурные последствиях коммерциализации искусства; - о социологическом понимании личности как объекте, субъекте и носителе культуры; о роли интернета в социализации личности; - о социокультурных характеристиках России, проблемах и противоречиях развития ее культуры; - о проблемах и противоречиях развития культуры России в контексте процессов глобализации; - о достижениях мировой и отечественной науки, разрабатывающей проблемы социологии культуры. знать: - предысторию и социально-философских предпосылки возникновения социологии культуры; - основные этапы развития социологических представлений о культуре, современные направления социологической теории; - современные проблемы социология религии, социология искусства, социология науки, социология образования; - особенности взаимодействия культуры и социальной системы; - общие и специфические особенности субкультур социальных общностей; - функции культуры. уметь: - охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества; - анализировать особенности того или иного типа культуры; - понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу; - анализировать основные проблемы социокультурной стратификации российского общества, возникновения субкультур и контркультур;
- активно и творчески использовать полученные знания для решении конкретных задач служебной деятельности. владеть: - навыками использования качественных методов в процессе социокультурного анализа. Принципы отбора содержания и организации учебного материала дисциплины: Социология культуры – научная и учебная дисциплина, занимающая “пограничное” положение между дисциплинами социологического и культурологического циклов. Это и определяет основной принцип отбора и организации учебного материала - рассмотрение содержательной проблематики культурологии с точки зрения социологической теории и одновременно - анализ культурного наполнения форм социальной жизни общества. Текущий контроль качества усвоения знаний: Предусмотрены такие формы контроля, как проблемно-творческие разработки отдельных аспектов проблематики курса по выбору студентов, проведение контент-анализа конкретных текстов (публицистических, политико-идеологических, художественных, научных), составление библиографии по конкретным темам, составление социологических анкет и методик проведения социологического исследования определенного рода и др. Итоговая аттестация по дисциплине Экзамен.
Основное содержание: Тема 1. Социологии культуры – отрасль научного знания
Культура как объект междисциплинарного знания (этнография, культурная антропология, социальная психология, философия, культурология и др.). Взаимосвязь наук, изучающих социум и культуру. Культура как объект и предмет социального и гуманитарного знания. Объект и предмет социологии культуры. Социология культуры – научная и учебная дисциплина, занимающая «пограничное» положение между дисциплинами социологического и культурологического циклов. Специфика социологического подхода в изучении и регуляции явлений культуры. Отличие социологии культуры от других дисциплин культурологического и социологического циклов (общая социология и социология культуры; культурология и социология культуры). Предмет социологии культуры. Объекты, действия, процессы, события и т. п. как внешняя форма социального бытия; культурные значения и их интерпретация – его внутренний смысл. Осмысление социокультурных явлений и процессов в социологии культуры. Основные позиции по вопросу о статусе социологии культуры
Структура социологии культуры. Соотношение фундаментального и прикладного, эмпирического и теоретического в социологии культуры. Особенности применения методов социологии в сфере культуры. Место и роль социологии культуры в современном обществе, ее основные функции.
Тема 2. Социологические концепции культуры Многообразие концепций культуры как отражение многомерности и многозначности феноменов культуры в общественно-историческом контексте. Предыстория научной социологии культуры: социокультурные идеи просветителей и представителей классической философии. Социокультурные концепции европейского романтизма. Зарождение социологии (а вместе с ней и социологии культуры) как науки. Позитивизм в социологии и социологии культуры. Социология культуры О. Конта. Социокультурные идеи И. Тэна. Социология Г. Спенсера и возникновение эволюционизма в социологическом изучении культуры (Л. Морган, Ф. Энгельс, Э. Тайлор, Дж. Фрезер и др.). Теория подражания Г. Тарда. Социология толпы Г. Лебона. Социокультурные идеи неокантианцев В. Виндельбанда и Г. Риккерта. Антипозитивизм в социологии культуры. Социокультурная концепция О. Шпенглера. Социокультурные идеи З. Фрейда, К.Г. Юнга и др. представителей фрейдизма. Концепция М. Вебера и ее значение для социологии культуры. Понятия идеального типа и рациональности как средств религиозной и культурной компаративистики. Вебер о человеческом поведении как внешнем проявлении осмысленности: типы социального действия. Типология господства М. Вебера. Интегральная модель общества и культуры П.А. Сорокина. Культура как сверхорганическое явление, имеющее символический компонент. Идеологический, материальный, поведенческий компоненты культуры, индивиды как социокультурные личности. Культура как система систем. Суперсистемы культуры. Теория социокультурной динамики: основные идеи и категории. Альтруистическая любовь как предмет социологии П.А. Сорокина.
Структурно-функциональный подход в социологии культуры. Структура и функция как ключевые понятия социологии, их возникновение и развитие. Значение Э. Дюркгейма в разработке проблем социологии культуры. Теория обрядов Э. Дюркгейма. Структурный функционализм Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна. Культура в социологической теории Т. Парсонса: система ценностей, нормы, социальное действие, институты и роли. Функции социальных институтов культуры (явные и латентные, функция и дисфункция), конфликт ценностей и столкновение культур в современном западном обществе (Р. Мертон). Современные подходы и направления в социологии культуры. Теория коммуникативного поведения Ю. Хабермаса. М. Фуко как теоретик власти: понятия субъект, знание и власть. П. Бурдье как социолог культуры. Центральные понятия социологии П. Бурдье: формы капитала (капитал культурный, социальный, экономический, символический), понятия габитуса, поля, вкуса и жизненного стиля. Развитие социологии культуры в России конца ХХ в. (Ю.Левада, Б.Грушин, В.Ядов, А.Здравомыслов, Л.Коган, Э.Маркарян, Э.Орлова, Л.Ионин и др.).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|