Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 2. Социологические концепции культуры




РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

УНИВЕРСИТЕТ ИМ. А. И. ГЕРЦЕНА

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОПД.Ф.18 СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

ОСНОВНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 040201 (020300)- СОЦИОЛОГИЯ

 

 

Утверждено на заседании кафедры истории и теории социологии (протокол №__ от «__» _______ 200_ г.) Зав. кафедрой истории и теории социологии _____________________Воронцов А.В.   Утверждено на заседании Совета факультета социальных наук (протокол № __от «__» ________ 200_ г.) Председатель Совета ____________________Барабанов В.В.

 

 

ДИСЦИПЛИНА СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ

Специальность: 040201 (020300)– Социология

Форма обучения: экстерант

Трудоемкость: 150 часов

 

Цель дисциплины:

Раскрыть место и роль культуры в системе общества, ее соотнесенность с другими общественными явлениями, ее строение и функционирование в различных слоях, классах и группах общества, социальное содержание и значение культуры в разные исторические эпохи, принципы и методы анализа культуры как общественного явления.

Задачи дисциплины:

В процессе овладения дисциплиной студенты должны уяснить основные закономерности функционирования и развития культуры, овладеть умением прогнозировать развитие социокультурных процессов. Должны освоить навыки социокультурного подхода, ознакомиться с принципами и методами социологического анализа культуры, условиями, задачами и границами осуществимости культурной политики. Важной задачей является формирование у студентов потребности в творческом осмыслении проблем социологии культуры, потребности самостоятельно и систематически совершенствовать систему своих знаний.

В процессе изучения данной дисциплины студенты должны

иметь представление:

- об объекте и предмете социологии культуры; морфологии культуры; о повседневной, массовой и «высокой» культуре;

- об основных субкультурах в современном обществе; о контркультурах и «ядре» культуры;

- об основных социальных институтах культуры, обеспечивающих воспроизводство культуры – науке, искусстве, образовании и др.;

- о последствиях перехода современного российского общества к рыночной экономике в плане функционирования таких институтов культуры как наука, искусство, образование и др.;

- о социокультурные последствиях коммерциализации искусства;

- о социологическом понимании личности как объекте, субъекте и носителе культуры; о роли интернета в социализации личности;

- о социокультурных характеристиках России, проблемах и противоречиях развития ее культуры;

- о проблемах и противоречиях развития культуры России в контексте процессов глобализации;

- о достижениях мировой и отечественной науки, разрабатывающей проблемы социологии культуры.

знать:

- предысторию и социально-философских предпосылки возникновения социологии культуры;

- основные этапы развития социологических представлений о культуре, современные направления социологической теории;

- современные проблемы социология религии, социология искусства, социология науки, социология образования;

- особенности взаимодействия культуры и социальной системы;

- общие и специфические особенности субкультур социальных общностей;

- функции культуры.

уметь:

- охарактеризовать сущность культуры, ее место и роль в жизни человека и общества;

- анализировать особенности того или иного типа культуры;

- понимать и использовать языки культуры, быть способным к диалогу как способу отношения к культуре и обществу;

- анализировать основные проблемы социокультурной стратификации российского общества, возникновения субкультур и контркультур;

- активно и творчески использовать полученные знания для решении конкретных задач служебной деятельности.

владеть:

- навыками использования качественных методов в процессе социокультурного анализа.

Принципы отбора содержания и организации учебного материала дисциплины:

Социология культуры – научная и учебная дисциплина, занимающая “пограничное” положение между дисциплинами социологического и культурологического циклов. Это и определяет основной принцип отбора и организации учебного материала - рассмотрение содержательной проблематики культурологии с точки зрения социологической теории и одновременно - анализ культурного наполнения форм социальной жизни общества.

Текущий контроль качества усвоения знаний:

Предусмотрены такие формы контроля, как проблемно-творческие разработки отдельных аспектов проблематики курса по выбору студентов, проведение контент-анализа конкретных текстов (публицистических, политико-идеологических, художественных, научных), составление библиографии по конкретным темам, составление социологических анкет и методик проведения социологического исследования определенного рода и др.

Итоговая аттестация по дисциплине

Экзамен.

 

Основное содержание:

Тема 1. Социологии культуры – отрасль научного знания

 

Культура как объект междисциплинарного знания (этнография, культурная антропология, социальная психология, философия, культурология и др.). Взаимосвязь наук, изучающих социум и культуру. Культура как объект и предмет социального и гуманитарного знания.

Объект и предмет социологии культуры. Социология культуры – научная и учебная дисциплина, занимающая «пограничное» положение между дисциплинами социологического и культурологического циклов. Специфика социологического подхода в изучении и регуляции явлений культуры. Отличие социологии культуры от других дисциплин культурологического и социологического циклов (общая социология и социология культуры; культурология и социология культуры). Предмет социологии культуры. Объекты, действия, процессы, события и т. п. как внешняя форма социального бытия; культурные значения и их интерпретация – его внутренний смысл. Осмысление социокультурных явлений и процессов в социологии культуры. Основные позиции по вопросу о статусе социологии культуры

Структура социологии культуры. Соотношение фундаментального и прикладного, эмпирического и теоретического в социологии культуры. Особенности применения методов социологии в сфере культуры. Место и роль социологии культуры в современном обществе, ее основные функции.

 

Тема 2. Социологические концепции культуры

Многообразие концепций культуры как отражение многомерности и многозначности феноменов культуры в общественно-историческом контексте. Предыстория научной социологии культуры: социокультурные идеи просветителей и представителей классической философии. Социокультурные концепции европейского романтизма.

Зарождение социологии (а вместе с ней и социологии культуры) как науки. Позитивизм в социологии и социологии культуры. Социология культуры О. Конта. Социокультурные идеи И. Тэна. Социология Г. Спенсера и возникновение эволюционизма в социологическом изучении культуры (Л. Морган, Ф. Энгельс, Э. Тайлор, Дж. Фрезер и др.). Теория подражания Г. Тарда. Социология толпы Г. Лебона.

Социокультурные идеи неокантианцев В. Виндельбанда и Г. Риккерта. Антипозитивизм в социологии культуры. Социокультурная концепция О. Шпенглера.

Социокультурные идеи З. Фрейда, К.Г. Юнга и др. представителей фрейдизма. Концепция М. Вебера и ее значение для социологии культуры. Понятия идеального типа и рациональности как средств религиозной и культурной компаративистики. Вебер о человеческом поведении как внешнем проявлении осмысленности: типы социального действия. Типология господства М. Вебера.

Интегральная модель общества и культуры П.А. Сорокина. Культура как сверхорганическое явление, имеющее символический компонент. Идеологический, материальный, поведенческий компоненты культуры, индивиды как социокультурные личности. Культура как система систем. Суперсистемы культуры. Теория социокультурной динамики: основные идеи и категории. Альтруистическая любовь как предмет социологии П.А. Сорокина.

Структурно-функциональный подход в социологии культуры. Структура и функция как ключевые понятия социологии, их возникновение и развитие. Значение Э. Дюркгейма в разработке проблем социологии культуры. Теория обрядов Э. Дюркгейма. Структурный функционализм Б. Малиновского и А. Радклифф-Брауна. Культура в социологической теории Т. Парсонса: система ценностей, нормы, социальное действие, институты и роли. Функции социальных институтов культуры (явные и латентные, функция и дисфункция), конфликт ценностей и столкновение культур в современном западном обществе (Р. Мертон).

Современные подходы и направления в социологии культуры. Теория коммуникативного поведения Ю. Хабермаса. М. Фуко как теоретик власти: понятия субъект, знание и власть. П. Бурдье как социолог культуры. Центральные понятия социологии П. Бурдье: формы капитала (капитал культурный, социальный, экономический, символический), понятия габитуса, поля, вкуса и жизненного стиля.

Развитие социологии культуры в России конца ХХ в. (Ю.Левада, Б.Грушин, В.Ядов, А.Здравомыслов, Л.Коган, Э.Маркарян, Э.Орлова, Л.Ионин и др.).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...