Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 7. Социодинамика культуры




Культурная статика и культурная динамика. Понятие социокультурной динамики. Социокультурная динамика как совокупность процессов и тенденций, имеющих место в культуре и связанных с ее изменением. Краткосрочные и длительные социокультурные процессы. Макро- и микродинамика культуры.

Типы культурных изменений. Эволюционные и революционные процессы в культуре. Понятие социокультурной парадигмы. Относительная стабильность и устойчивость парадигм. Механизмы смены культурных парадигм в культурной истории общества. Культурный взрыв и механизмы, его обусловливающие в истории культуры (Ю. Лотман). Смена и «ломка» культурных парадигм. Смена символических кодов в процессе динамики культурных парадигм и социокультурных систем. Культурная революция как социологическая и культурологическая проблема. Культурная революция в России. Первая культурная революция в России – Петровские реформы. Русская культурная революция в ХХ в. Китайская культурная революция.

Источники и факторы культурной динамики (Б.С. Ерасов). Культурное наследие и инновация. Диффузия как источник и фактор социокультурной динамики. Синтез как соединение заимствованного и элементов собственного культурного наследия. Роль синтеза в формировании национальных культур и цивилизаций. Традиционализм как сопротивление нововведениям.

Современные концепции социокультурной динамики. П.А. Сорокин о трех типах сверхкультур (идеациональной, чувственной и идеалистической), причинах их «флуктуации», особенностях кризиса современной чувственной формы культуры. А. Моль о природе и формах циклов коммуникации в сфере культуры, о специфики каналов культуры, семантическом и эстетическом аспектах сообщения, о каналах обратной связи в сфере культуры.

 

Тема 8. Культура и мир повседневности

Повседневность как предмет анализа социологии культуры. А. Шюц как основоположник феноменологической социологии. Повседневное взаимодействие между людьми как предмет микросоциологии. Предмет этнометодологии – скрытые, неосознаваемые механизмы социальной коммуникации (Г. Гарфинкель). Драматургическая социология И. Гофмана.

Понятие «повседневность» в социологии. Повседневность – одна из форм человеческого опыта (другие формы опыта – религиозный, научное теоретизирование и др.). Важнейшие характеристики повседневности: «нормальность», телесно-предметное переживание реальности, прагматичность и нерефлексивность, ситуации общения «лицом к лицу». Механизмы повседневной типизации и интерпретации поведения людей, их высказываний и др. Три трактовки историзма повседневности (Л.Г. Ионин).

Мир повседневности как организованная система практик.

Фоновые практики. Г. Гарфинкель о «фоновых ожиданиях». Социокультурный контекст человеческого общения как «сложное коллективное знание», вводимое в игру участвующими сторонами. Фоновые практики как условия взаимопонимания между представителями одной и той же культуры, а также как своеобразный межкультурный «барьер».

Неречевые практики. Типы неречевых практик: (1) использование материальных предметов, имеющих символическое значение; (2) жестовое поведение людей. Обмен взглядами и «гражданское невнимание» (И. Гофман). Выражение лица, жесты и позы. Интонация речи. Личностное пространство.

Речевые практики. Особенности разговорного стиля: ярко эмоциональная окраска, спонтанность. Использование невнятных восклицаний и др.. Официально-деловой стиль: стандартизация речевых оборотов, отсутствие личностной позиции и др. Научный стиль: использование аппарата понятий, стремление к объективности и др. Публицистический стиль: чередование экспрессивности и стандартизации речи, прямое и скрытое воздействие и др. Художественный стиль: широкое использование выразительных средств языка, разнообразие лексики, глубоко личностная форма изложения и др.

Тема 9. Личность в контексте культуры

Личность и культура. Понятия «социализация»/«культурация» личности. Личность как социокультурное качество индивида, приобретаемое им в процессе жизни: личность как «микрокосм социально-культурной системы». Индивиды как социокультурные персонажи (короли, фермеры, святые, преступники, православные, социалисты и т. п.). Проявление и утверждение личностью того или иного набора смыслов и ценностей в поступках, ритуалах, церемониях.

Освоение и интериоризация ценностей определенной культуры (субкультуры) и формирование индивидуальной картины мира. Личность — объект и субъект ценностно-смыслового мира. Различные степени интеграции личности в социокультурные системы и «суперсистемы». Культура как фактор индивидуализации и социально-культурной интеграции личности (А.С. Запесоцкий). Интернет и его роль в социализации личности. Личность как объект, субъект и носитель культуры.

Структура личности как предмет социологического анализа: потребности, интересы, ценностные ориентации, индивидуальная картина мира. Понятия «потребность личности», «интерес личности» (А.Г. Здравомыслов). Четыре типа интересов: интерес-отношение, интерес-действие, интерес-установка, интерес-ориентация. Превращение интересов в цели – высший уровень мотивации деятельности личности. Установка как социально детерминированная предрасположенность личности к определенному действию в конкретной ситуации. Система диспозиций личности (В.А. Ядов).

Особенности формирования индивидуальной картины мира в традиционном и современном обществах. Особенности культурации индивида в традиционных культурах Китая и Японии. Конфуцианское понимание личности. Представления о личности в неоконфуцианстве. Понимание личности в Японии. Христианская трактовка личности. Формирование личности и индивидуальности в западноевропейской культуре. Социокультурные причины дезорганизации личности: участие в социокультурных группах с противоречивыми картинами мира, кризис индивидуальной картины мира и мировоззренческих ориентаций.

Исторические и социальные типы личности. Социокультурное «ядро» личности как результат социализации и культурации в определенной социокультурной среде. Понятие «социальный характер» (Э. Фромм, Д. Рисмен). Социальный и индивидуальный характер. «Социальный характер» как система ценностных ориентаций, обусловленная всей суммой реальных условий социализации и культурации. Типы социальных характеров: авторитарный, демократический, конформный, творческий и др. (Э. Фромм, Т. Адорно). Историческая типология личности Д. Рисмена: личность, ориентарованная на традицию; личность, ориентированная на себя; личность, ориентированная на другого; аномический тип личности; автономный тип личности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...