Темы докладов и выступлений
1. Г. Спенсер – основоположник социологии. 2. Социология М. Вебера и “веберовский ренессанс” в развитии современной социологии. 3. П. Сорокин – выдающийся социолог ХХ века. 4. Социально-политические взгляды Ч. Валиханова, А. Кунанбаева, А. Байтурсынова на процессы развития казахского общества во второй половине XIX – начале ХХ вв. 5. Основные направления современных социологических школ. Список литературы 1. Американская социология. Перспективы. проблемы. Методы. – М., 1972. 2. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. – М., 1993. 3. Вебер М. О некоторых категориях понимающей социологии // Вебер М. Избранные произведения. – М., 1990. – С. 495–546. 4. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология М. Вебера и веберовский ренессанс. – М., 1991. – С. 28–62. 5. Голосенко И.А. Оглядываясь на Огюста Конта // Социологические исследования. – 1999. – №1. 6. Джонстон Б.В. Питирим Сорокин и социокультурные тенденции нашего времени // Социс. – 1999. – №6. 7. Дюркгейм Э. О разделении общественного труда. Метод социологии. – М., 1990. – С. 391–532. 8. Кареев Н.И. Общие основы социологии. – Пг., 1913. 9. Коломийцев В.Ф. Социология Герберта Спенсера // Социс. – 2000. -№1. 10. Култыгин В.П. Теория рационального выбора – возникновение и современное состояние // Социс. – 2004. – №1. 11. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. – М., 1992. – С. 156–189. 12. Шпакова Р.П. Макс Вебер о становлении демократии в России // Социс. – 2003.– №3. 13. Қарабаев Ш.К. Әлеуметтану негіздері. Оқу құралы. – Экономика баспасы. – Алматы, 2009. 14. Фливберг Б. Хабермас и Фуко – теоретики гражданского общества //Социс. – 2000. – №2. Методические советы История социологии – не просто собрание документов и разного рода сведений о том, что и как происходило в тех или иных школах социологической мысли. Первый вопрос можно начать с того, что с самых незапамятных времен люди проявляли живой интерес к объяснению, к социальному устройству общества и строили самые разные “теории”, интерпретировавшие те или иные общественные явления.
Наиболее ярко и полно обосновывал необходимость “строительства” социологии “снизу” выдающийся французский философ Огюст Конт (1797–1857), которого можно назвать родоначальником этой науки. Позитивистский дух социологии получил дальнейшее развитие у Герберта Спенсера (1820–1905). Продумайте: почему социологию Спенсера называют социальный дарвинизм? Второй вопрос уместно начать с того, что в XIX веке были созданы важнейшие предпосылки для превращения социологии в общепризнанную универсальную социальную науку и каким образом на это повлияли социальные условия, активная разработка эмпирических исследований в этой области. Ключевые идеи западноевропейской социологии XIX – начала ХХ века
Третий вопрос. Наибольшее развитие социологические исследования получили в США. Начиная с 20-х годов XIX века США удерживают позиции лидера в мировой социологии. Объясните, какие объективные предпосылки способствовали этому, и дайте характеристику основным направлениям современной западной социологии. Четвертый вопрос – требует понимания того, что социологическая мысль в России развивается как часть общемировой социологической науки. Она выдвигает оригинальные теории, в которых выдвигается своеобразие российского общества. Выделяют 3 основных этапа в развитии социологической мысли. Какие?
Здесь уместно раскрыть деятельность П.А. Сорокина – виднейшего социолога ХХ в., крупного организатора социологии, внесшего существенный вклад в развитие отечественной и мировой социологии. Методика и техника проведения социологического исследования 1. Понятие социального и социологического исследования. Виды социологического исследования. 2. Разработка программы исследования. Структура программы. 3. Методы сбора первичной социологической информации. 4. Методика обработки информации и анализ ее результатов. Темы докладов и выступлений 1. Место и роль прикладных исследований в структуре социологического знания. 2. Выборочные методы социологического исследования 3. Организация группового опроса в студенческой группе Список литературы 1. Аитов Н.А. Основы социологии. – Алматы, 1997. 2. Социология: Учебное пособие для студентов ВУЗов. – Алматы: Санат, 1997. 3. Социологический энциклопедический словарь. – М.: Норма, 1998. 4. Социология на пороге ХХI века. Основные направления исследований. – М., 1999. 5. Капитонов Э.А. Социология ХХ века: история и технология. – Ростов – на – Дону, 1996. 6. Гречихин В.Г. Лекции по методике и технике социологических исследований: Учебн. пос. – М., 1988. 7. Рабочая книга социолога. – изд.П. – М.,1983. 8. Как провести социологическое исследование. – М.,1990. 9. Михайлов С. Эмпирическое социологическое исследование. – М., 1975. Социология на пороге ХХI века. Основные направления исследований. – М., 1999. 10. Морено Дж. Социометрия. Эксперментальный метод и наука об обществе. – М., 1958. 11. Методы анализа документов в социологических исследованиях. – М., 1987. 12. Огрызко-Вевюровский Г. Версии вопроса при исследовании общественного мнения // Социс. – 2003. - №6. 13. Эфендиев А.Г. Основы социологии. – М., 1994. 14. Ядов Социологическое исследование: методология, программа, методы. – М., 1987. Методические советы Цель семинара: разобраться в современных методах проведения социологического исследования, приобрести навыки и умения в составлении анкеты, бланка интервью, социометрического опроса.
Первый вопрос. Каждый из нас в той или иной степени соприкасается с эмпирическими социологическими исследованиями в качестве слушателя радио, читателя газет, журналов, научной литературы и т.п. По характеру поставленных целей и задач, а также по широте и глубине анализа социального явления или процесса социологические исследования подразделяются на разведывательные, описательные и аналитические. Дайте характеристику видам исследования. Далее необходимо обратить внимание на подготовку и организацию социологического исследования. Выясните из каких этапов и задач состоит процедура подготовки исследования. При подготовке второго вопроса необходимо понять, что проведение социологического исследования требует его тщательной подготовки. На этапе подготовительной работы создаются программа и план социологического исследования. Из каких разделов состоит программа социологического исследования? Дайте им подробную характеристику. Третий вопрос. Современная социология имеет в своем арсенале самые разнообразные эмпирические методы, используемые в комплексе. Основными методами являются анализ письменных источников информации (документов), наблюдение, методы опроса. Опишите каждый метод сбора первичной социологической информации Более подробно остановитесь на таком распространенном виде, как анкета. Укажите специфические особенности анкетирования и интервьюирования. Назовите их основные разновидности. В каких случаях они применяются? Существует несколько разновидностей вопросов при подготовке анкеты. Они различаются характером постановки, а также целями, для которых они используются. Охарактеризуйте различные виды вопросов, укажите цели их применения, сформулируйте примеры подобных вопросов. Заключительный этап эмпирического социологического исследования предполагает обработку, анализ и интерпретацию данных, получение эмпирически обоснованных обобщений, выводов и рекомендаций. Глубина интерпретации данных зависит и от того, насколько исследователь в ходе анализа результатов анкетного опроса, умело воспользуется современными математико-статистическими методами обработки социологической информации. Какие моменты включает в себя обработка данных?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|