В тот день известия будут сокрыты от них, и они не смогут спрашивать друг друга.
Сура 28 «Рассказ», аяты 65-66 Дела в этом мире. В Судный день человека спросято его делах в земной жизни. Всевышний сказал: «Клянусь твоим Господом! Мы непременно спросим всех их о том, что они совершали» (сура 15 «Хиджр», аяты 92-93). Он также сказал: «Мы непременно спросим тех, к кому были отправлены посланники, и непременно спросим самих посланников» (сура 7 «Ограды», аят 6). Абу Барза аль-Аслями передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Не сойдёт раб Аллаха с места своего в Судный день до тех пор, пока не спросят его о жизни его — на что он её потратил, о знании его — что он сделал с ним, о богатстве его — откуда он приобрёл его и на что расходовал, и о теле его — для чего он его использовал» [Тирмизи; Джами' аль-усуль, № 7969]155. 'Абдаллах ибн Мас'уд передаёт, что Пророк сказал: «Не сдвинется раб Аллаха с места своего в Судный день, пока не спросят его о пяти вещах: о жизни его — на что он её потратил, о молодости его — как он провёл её, о богатстве его — откуда он приобрёл его и на что расходовал, и о знании его — что он сделал с ним» [Тирмизи; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 7176]. Кто внимательно посмотрит на подобные хадисы, тот непременно поймёт, почему Посланник призывал мусульман не стремиться к богатству: ведь чем больше имущества было у человека,
155 Ат-Тирмизи назвал этот хадис хорошим достоверным (хасан-сахих), а шейх аль-Албани — достоверным [Сахих аль-джами' ас-сагир, № 7177]. ГЛАВА 10. РАСЧЁТ И ВОЗДАЯНИЕ 415 чем дольше и тяжелее будет его расчёт, а чем меньше было его богатство, тем легче расчёт и тем быстрее он войдёт в Рай. Пророк сообщил нам о том, что бедные из числа переселенцев-мухаджиров войдут в Рай на сорок лет раньше богатых. Абу 'Абд-ар-Рахман аль-Хубли передаёт: «Когда я был у 'Абдаллаха ибн 'Амра ибн аль-'Аса, к нему пришли три человека, которые сказали: "О Абу Мухаммад! Клянёмся Аллахом, у нас нет ничего — ни средств, ни верховых животных, ни каких-либо вещей". Он сказал: "Выбор за вами. Если хотите, приходите к нам снова, и мы дадим вам то, чем наделил нас Аллах. Если хотите, мы расскажем о вашем положении правителю. А если хотите, можете терпеть. Поистине, я слышал, как Посланник Аллаха сказал: <Бедные мухаджиры в Судный день опередят богатых и войдут в Рай на сорок лет раньше, чем они"» [Муслим, № 2979].
Наслаждения в этом мире. Аллах спросит рабов Своих в Судный день о наслаждениях и удовольствиях, которые он предоставил им в этом мире. Всевышний сказал: «В тот день вы будете спрошены о наслаждениях» (сура 102 «Страсть к приумножению», аят 8). Под наслаждениями подразумевается еда, прохладная вода, жилище, прекрасное сложение, сон и так далее. Са'ид ибн Джубайр сказал: «Даже глоток мёда». Муджахид сказал: «Все наслаждения этого мира». Аль-Хасан аль-Басри сказал: «К наслаждениям и благам относится обед и ужин». Абу Киляба сказал: «К наслаждениям относится употребление в пищу масла и мёда с хлебом из чистой, без примесей, муки». Ибн 'Аббас сказал: «Наслаждение — это здоровье тела, слуха и зрения» [Ибн Касир. Тафсир]. Вот такие разнообразные, но не противоречащие друг другу толкования дали наслаждению эти учёные. Существует много видов наслаждения: «Если вы станете считать милости Аллаха, то не сможете сосчитать их» (сура 14 «Ибрахим», аят 34). Некоторые из этих наслаждений и благ являются необходимостью для человека, а другие — только дополнением к необходимому. Причём наслаждения эти различны: это зависит от страны, где живут люди, от эпохи, в которую они живут... Но, как бы там ни было, обо всех этих благах и наслаждениях они будут спрошены. Абу Хурайра передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Вот первое, о чём спросят раба Всевышнего в Судный день из всех испытанных им наслаждений: ему будет сказано: "Разве Мы не сделали здоровым тело твоё? Разве мы не поили тебя прохладной водой?"» [Тирмизи; Мишкат аль-масабих, № 5196].
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 416 Некоторые люди не осознают, как много разных благ и милостей дарует им Всевышний, и не задумываются над этим. Они не понимают, что глоток воды и кусочек пищи, который есть у них, — это милость Всевышнего к ним. И точно так же жилище, супруг или супруга, дети... Многим людям почему-то кажется, что настоящие блага — это только великолепные дворцы, сады, роскошные машины. Однажды один человек спросил 'Абдаллаха ибн 'Амра ибн аль-'Аса: «Разве мы не бедные из числа мухаджиров?» Вместо ответа 'Абдаллах спросил: «Есть ли у тебя жена, с которой ты живёшь?» Он ответил: «Да?» Тогда он спросил: «А есть ли у тебя жилище?» Этот человек ответил: «Да». 'Абдаллах сказал: «Значит, ты из богатых». Тогда этот человек сказал: «У меня также есть слуга». 'Абдаллах сказал: «Значит, ты — из царей!» [Муслим, № 2979]. А Ибн 'Аббас (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Есть два блага, в отношении которых небрежны многие люди. Это здоровье и свободное время» [Бухари; Мишкат аль-масабих, № 5155]. Имеется в виду, что они не благодарят своего Господа за эти блага и не исполняют своих обязанностей по отношению к ним. Посланник Аллаха также сказал: «Богатство не принесёт вреда тому, кто боится Всевышнего Аллаха, однако здоровье для того, кто боится Аллаха, лучше, чем богатство, а спокойствие духа также относится к милостям и благам» [Ахмад; Мишкат аль-масабих, № 5290]. В некоторых хадисах упоминается о том, как именно Всевышний спросит рабов Своих о наслаждениях в День Воскрешения. Абу Хурайра передаёт слова Пророка : «Встретит Господь раба своего, и скажет ему: "О такой-то! Разве Я не почтил тебя, не возвысил тебя и не даровал тебе супругу? Разве Я не подчинил тебе лошадей и верблюдов? И разве Я не предоставил тебе возможность властвовать и наслаждаться жизнью?" Он ответит: "Да, это так". Аллах скажет: "Думал ли ты, что встретишься со Мной?" Он ответит: "Нет". Тогда Аллах скажет ему: "Сегодня Я забуду тебя подобно тому, как ты забыл Меня!" Потом встретит Он другого, и скажет ему: "Разве Я не почтил тебя, не возвысил тебя и не даровал тебе супругу? Разве Я не подчинил тебе лошадей и верблюдов? И разве Я не предоставил тебе возможность властвовать и наслаждаться жизнью?" Он ответит: "Да, Господь мой, все это так". Аллах скажет: "Думал ли ты, что встретишься
со Мной?" Он ответит: "Нет". Тогда Аллах скажет ему: "Я забуду тебя подобно тому, как ты забыл Меня!" Потом Он встретит третьего раба и скажет ему то же самое. Тогда этот человек скажет: "Я уверовал в Тебя, Твою Книгу, Твоего Посланника, и я совершал молитвы, постился и раздавал милостыню..." — и он начнёт расхваливать себя. Тогда Аллах скажет: "Тогда стой здесь". А потом ему будет сказано: "Сейчас мы пошлём свидетеля против тебя?" Он подумает: "Кто же может быть свидетелем против меня?" Тогда Аллах запечатает его уста и скажет бедру его и плоти его и костям его: "Говори!" — и заговорит бедро его, и плоть его, и кости его, рассказывая обо всех деяниях его. Это будет сделано, чтобы разрушить его оправдания. И это и есть лицемер, и он — тот, на кого падёт гнев Всевышнего» [Муслим, № 2968]. Когда мы говорим, что Аллах спросит нас о наслаждениях, мы имеем в виду, что Он спросит нас о том, благодарили мы Его за дарованные нам наслаждения и блага или нет. Если мы благодарили, значит, мы исполнили свой долг в отношении всех этих милостей и благ. Если же мы проявляли неблагодарность, тем самым мы навлекли на себя гнев Всевышнего. Анас передаёт, что Посланник Аллаха сказал: «Поистине, Аллах доволен, когда раб Его ест пищу свою и воздаёт Ему хвалу за неё, и пьёт питьё своё, и воздаёт Ему хвалу за него» [Муслим; Мишкат аль-масабих, № 4200]. Обещания и договоры. Аллах спросит рабов Своих обо всех заветах, которые они заключали с Ним: «А ведь прежде они заключили завет с Аллахом о том, что не обратятся вспять. О завете с Аллахом они будут спрошены» (сура 33 «Союзники», аят 15).
Всевышний также спросит человека о каждом законном и дозволенном договоре, который заключал он с другими людьми: исполнил ли он свои обязательства? Всевышний сказал: «И будьте верны своим обещаниям, ибо за обещания вас призовут к ответу» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 34). Слух, зрение и сердце. Всевышний Аллах спросит Своих рабов обо всём, что они говорили. Именно поэтому Он предостерёг их от того, чтобы говорить что-то без знания: «Не следуй тому, чего ты не знаешь. Воистину, слух, зрение и сердце — все они будут призваны к ответу» (сура 17 «Ночное путешествие», аят 36). Катада сказал: «Не говори: "Я видел" если ты не видел, и не говори: "Я слышал" если ты не слышал, и не говори: "Я знаю" если ты не знаешь, ибо, поистине, Аллах спросит с тебя за всё это» [Ибн Касир. Тафсир]. БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 418 Ибн Касир сказал: «Смысл всего сказанного об этом аяте сводится к следующему: Аллах запретил говорить о чём-то без знания, то есть основываясь на предположениях, которые ни на что не опираются. Всевышний сказал: "Избегайте многих предположений, ибо некоторые предположения — грех" (сура 49 "Комнаты" аят 12). А в хадисе говорится: "Избегайте предположений, ибо предположения — самые лживые слова". В "Сунан" Абу Давуда упоминается о том, что это очень плохо, когда человек использует слова вроде: "Говорят, что..." А в другом хадисе говорится: "Самая отвратительная клевета и ложь — когда человек показывает глазам своим то, чего они не видели 156 ". Есть ещё один достоверный хадис: "Тому, кто станет рассказывать сон, которого на самом деле не видел, в Судный день будет велено связать в узел два ячменных зёрнышка, чего он никогда не сможет сделать"» [Ибн Касир. Тафсир].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|