Первое дело, за которое будет рассчитан человек в Судный день
Первое из прав Всевышнего, за которое будет рассчитан человек, — это молитва. Если человек совершал её должным образом, он преуспеет, а если нет — тогда он окажется в убытке. Абу Хурайра
156 Имеется в виду человек, который говорит о том, что он что-то видел, хотя на самом деле он этого не видел. ГЛАВА 10. РАСЧЁТ И ВОЗДАЯНИЕ 419 были какие-то упущения, Он скажет: "Посмотрите, есть ли у раба Моего добровольные молитвы". И если у него были добровольные молитвы, Он скажет: "Дополните обязательные молитвы раба Моего добровольными". После этого он будет рассчитан за все остальные дела» [Абу Давуд; Сахих аль-джами' ас-сагир, № 2568]. Виды расчёта с примерами
Виды расчёта Расчёт не будет одинаковым для всех людей. Для некоторых он будет тяжким — это неверующие, которые придали Аллаху в сотоварищи то, о чём Он не ниспосылал никакого веления, восстали против закона Всевышнего и обвинили во лжи посланников. Расчёт может быть долгим и тяжким и для некоторых грешников из числа приверженцев единобожия. Причина этого во множестве грехов, которые они совершали в этом мире.
А некоторые рабы Аллаха войдут в Рай без расчёта. Таких будет немного — не более семидесяти тысяч человек. Это — самые лучшие члены нашей общины, с самой глубокой верой, самые богобоязненные, самые праведные, больше всех трудившиеся на пути Всевышнего. Мы подробнее расскажем о них, когда речь пойдёт об обитателях Рая. Некоторые люди подвергнутся лёгкому расчёту. Их расчёт не будет долго обсуждаться, и дела их не станут разбирать подробно. Им просто покажут их грехи, которые тут же простятся им. Всевышний сказал об этом: «Тот, кому его книга будет вручена в правую руку, получит лёгкий расчёт» (сура 84 «Разверзнется», аяты 7-8). 'Аиша передаёт: «Посланник Аллаха Ан-Навави сказал, комментируя этот хадис: «Расчёт с обсуждением означает, что дела человека будут разбираться очень тщательно и подробно. Кади ['Ияд] сказал: "Слова <будет подвергнут мучениям> имеют два значения. Первое: само обсуждение и представление дел будет мучением, потому что само по себе оно является порицанием, упрёком и позором. Второе: этот расчёт приводит человека к мучениям в Огне. Второе значение подтверждает и употреблённое в другой версии хадиса слово <погибнет> вместо <будет подвергнут мучениям>". И это второе значение является правильным. Это означает, что большинство людей пренебрегают какими-то из своих обязанностей, делают упущения, и те из них, чьи дела будут разбираться подробно и кому не простятся их грехи, войдут в Огонь. Однако Всевышний Аллах прощает всё, кроме ширка, кому пожелает» [Навави. Шарх Сахих Муслим, т. 17, с. 208].
Ибн Хаджар передаёт слова аль-Куртуби о значении фразы «Это только представление дел»:«Упомянутый расчёт заключается в том, что верующему будут представлены все его дела с тем, чтобы он ощутил то, как велико милосердие Аллаха к нему: Он покрыл его в этом мире, а в мире вечном простил ему его грехи» [Фатх Аль-Бари, т. 11, с. 402]. Под представлением дел подразумевается, как следует из этих хадисов, что верующим будут показаны все их грехи, чтобы они могли осознать, какую великую милость оказывает им Аллах, прощая им все эти грехи.
Примеры В хадисах описывается то, как будет происходить представление дел, их обсуждение, а также то, как Аллах будет порицать и упрекать Своих рабов. К каждому виду мы приведём в качестве примера достоверные хадисы. Обсуждение дел тех, кто делал что-то напоказ. Шафи ибн Мати' аль-Асбахи будто очнувшись, провёл руками по лицу и сказал: "Я сделаю это... Я расскажу тебе хадис, который мне рассказал Посланник Аллаха
Аль-Валид Абу 'Усман аль-Мадаини сказал: «'Укба ибн Муслим сообщил мне, что именно Шафи пришёл к Му'авии и пересказал ему этот хадис».
Абу 'Усман сказал: «Аль-'Аля' ибн Абу Хаким рассказал мне, что он был палачом у Му'авии, и однажды к нему пришёл один человек и пересказал ему этот хадис от Абу Хурайры. Му'авия сказал: "Так поступят с этими... А что сделают с остальными?!" После этого Му'авия зарыдал так, что мы испугались за него и сказали: "Человек этот пришёл со злом!" Потом Му'авия пришёл в себя, провёл руками по лицу и сказал: "Истину сказал Аллах и Его Посланник: <Тем, кто желает жизни в этом мире и её украшений, Мы сполна воздадим за их поступки в этом мире, и они не будут обделены. Они — те, которые в Последней жизни не получат ничего, кроме Огня. Тщетны их усилия в этом мире, и бесполезны их деяния>"» [Тирмизи]. А втой версии этого хадиса, которую передаёт Сулейман ибн Ясар, говорится следующее: Люди стали расходиться, послушав Абу Хурайру. Тогда один человек из Шама сказал ему: «О шейх! Расскажи мне хадис, который ты слышал от Посланника Аллаха
ГЛАВА 10. РАСЧЁТ И ВОЗДАЯНИЕ 423 напомнит ему о Своих милостях, и он признает их, а потом Аллах спросит: <И что же ты сделал в благодарность за них?> Он ответит: <Я не упускал ни одной возможности потратить дарованное так, как это угодно Тебе!> Аллах скажет: <Ты лжёшь, ибо ты делал это только для того, чтобы люди говорили: 'Щедрый!' — и они говорили так!> Затем относительно этого человека будет отдано повеление, и его поволокут лицом вниз, чтобы ввергнуть в Ад"» [Муслим; Насаи].
Аллах покажет рабу Своему его грехи. 'Абдаллах ибн 'Умар (да будет доволен Аллах им и его отцом) передаёт, что Посланник Аллаха Аль-Куртуби сказал о словах «и укроет его»:«То есть окутает Своей милостью и почтит его, будет обращаться к нему мягко, с теплом, как обращаются к близкому другу или брату. И Он будет говорить ему: "Знаешь ли ты [о таком-то своём грехе]?" А тот будет отвечать: "Знаю, Господи!" А потом Аллах скажет, проявляя милость Свою к нему и милосердие: "Я покрыл твои грехи в этом мире и не выставил их напоказ людям, а сегодня Я прощаю их тебе!"» [Куртуби. Тазкира]. Всевышний будет упрекать раба Своего за его упущения и проступки. Посланник
БОЛЬШОЕ ВОСКРЕШЕНИЕ 424 Меня!" Человек скажет: "О Господь мой, как же я мог навестить Тебя, когда Ты — Господь миров?!" Аллах скажет: "Разве ты не знал, что Мой раб такой-то заболел, а ты не навестил его? Разве ты не знал, что если бы ты его навестил, то нашёл бы рядом с ним и Меня? О сын Адама, Я просил тебя накормить Меня, но ты Меня не накормил!" Человек скажет: "О Господь мой, как же я мог накормить Тебя, когда Ты — Господь миров?!" Аллах скажет: "Разве ты не знал, что Мой раб такой-то просил тебя накормить его, а ты не накормил его? Разве ты не знал, что если бы ты накормил его, то потом непременно нашёл бы это у Меня? О сын Адама, Я просил у тебя воды, а ты не напоил Меня!" Человек скажет: "О Господь мой, как же я мог напоить Тебя, когда Ты — Господь миров?!" Аллах скажет: "Мой раб такой-то просил у тебя воды, а ты не напоил его! Разве не знал ты, что если бы ты напоил его, то потом непременно нашёл бы это у Меня?"» [Муслим; Мишкат аль-масабих, № 1528].
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|