Структурные элементы культуры.
⇐ ПредыдущаяСтр 4 из 4 3 подхода: 1) По соотношению универсальных и специфических характеристик: Культура Специализирования: (1) Культурные аспекты социальной организации (политическая культура, правовая,...) (2) Социально значимые знания (религия, философия, наука) (3) Каналы трансляции социального опыта (образование, СМИ)
Обыденная: (1) Культурные аспекты социальной организации (домашнее хозяйство) (2) Социально значимые знания (повседневные знания, приметы, стериотипы) (3) Каналы трансляции социального опыта (слухи и сплетни)
2) С точки зрения характеристик уровня и особенностей развития культуры: (1) Готовые продукты материальной и духовной деятельности (2) Умения использовать готовые продукты материальной и духовной деятельности (3) Творческая деятельность субъектов; способы и приёмы создания новой культурной продукции (4) Тип личности, характерный для данного общества (5) Язык (6) Невербальные средства коммуникации
3) С точки зрения уровней и способов бытия культуры (Ночной социолог одобряет и подсказывает «4 +1») Культура: (1) Ценности (материальные и духовные); (2) Нормы; (3) Знания; (4) Социальные образцы (патерны); (5) Знаки (+1); Типы знаков: Типология Пирса: Иконы Индексы Символы (знаки, отображаемые (часть – целое) (приписанная, объект наиболее точно) условная связь) Картина «Печенье и Павел» Типы культуры: 1) В зависимости от типа формации / цивилизации (античная культура, средневековая); 2) По носителю: личностная культура, социально-групповая (классовая, этническая), системная (общество в целом); 3) По видам: материальная и духовная (деление весьма условное; к примеру книга – материальна, но содержание – духовное);
4) По характеру: религиозная и светская; 5) Типология культурных сверх систем Петерима Сорокина Идеоциональная Чувственная Идеалистическая 6) По функциональной роли: повседневная и высокая (специализированная, т.к. создана специалистами) 7) По происхождению и объекту воздействия: народная (фолклёр) элитарная (верхушка общества) массовая 8) По месту и роли в общественной жизни: доминирующая культура общества субкультура
Субкультура – это культура определённой социальной группы (этнической, профессиональной,...) Контркультура – субкультура, противоречущая доминирующей культуре. Антикультура – то, что только разрушает культуру (спорный вопрос, разве что ядерная бомба, которая является предметом культуры, но несёт только разрушение)
Закономерность развития культуры: 1) Сушествует взаимосвязь культуры и системы воспроизводства материальной жизни. Материальные условия общественной жизни в конечном счёте определяют содержание культуры. 2) Влияние культуры на социально-экономические процессы. 3) Неравномерность и противоречивость в развитие культуры (у разных слоёв разный доступ к культурным ценностям) Социальные функции культуры: 1) Адаптивная; 2) Социализационная; 3) Нормативная (регулятивная); 4) Семиотическая (знаковая); 5) Коммуникативная; 6) Интегративная; 7) Эстетическая; 8) Ценностно-ориентационная; 9) Идентификационная; 10) Мировоззренческая; 11) Познавательная; 12) Рекреативная (восстановительная); 13) Образовательно-воспитательная; 14) Творческая (гуманитарная); 15) Информационная; 16) Накопление и трансляция социального опыта. 20.10.11 Модель Моля (распространения культурной продукции):
Творческая личность (создатель культурной продукции) Малая группа поддержки (первичные потребители) Культура масс Каналлы: 1) Межличностное общение; 2) Средства массовой коммуникации.
VI] Общественное мнение (ОМ) как феномен 1) Понятие «объект», «субъект» и «выразитель общественного мнения»; 2) Признаки общественного мнения; 3) Особенности формирования и социологического изучения общественного мнения
Мнение – оценочные суждения людей (выражения отношения к чему/кому –либо). ОМ формируется по общезначимым вопросам и возникает в связи с расхождением взглядов людей по интересующим их вопросам (где хранить деньги: в банке или в Банке?) Объекты ОМ – факты, события, явления общественной жизни, социально-значимые и интересующие факты. Субъекты ОМ – устойчивая общность людей, которой изначально принадлежит данное мнение, с точки зрения интересов которой оно высказывается. Выразитель ОМ – любое объединение людей, выступающее его носителем, в том числе и инициатором его формирования. Главный выразитель ОМ – общественность или доминирующее большинство.
Признаки ОМ: 1) ОМ всегда выражает отношение людей к вопросам общественной жизни; 2) ОМ формируется по общезначимым вопросам и возникает в связи с расхождением взглядов людей по данным вопросам; 3) Публичность и широкая социальная распространенность ОМ; 4) Множественность компонентов ОМ: 1. Сочетание в ОМ знаний и заблуждений, верований и идеологических установок, социальных мифов и стереотипов и всякого другого...; 2. Наличие В ОМ рациональных и иррациональных компонентов (инстинкты, влечения); 3. Сочетание в ОМ рациональных, эмоциональных и волевых компонентов; 4. ОМ – духовно-практическое образование (практические действия и побуждения); 5. Внутреннее единство ОМ как мнения доминирующего большинства; 6. Подвижность и изменчивость ОМ. Формирование ОМ. Формирование ОМ происходит как стихийно, так и сознательно (СМИ, политтехнологии,...). Движущие силы (причины) формирования ОМ: 1) Массовые потребности (осознанное желание людей достичь определённого уровня жизни и развития) 2) Массовые интересы 3) Массовые ценностные ориентации Интересы и ценностные ориентации выражают направленность сознания и действий людей на определённые социально-значимые объекты действительности. Изначальный субъект ОМ – социально-значимая общность / группа, располагающая необходимыми ресурсами для внедрения своего мнения в массовое сознание.
Каналы формирования ОМ: 1) СМИ; 2) Межличностное общение Сущность деятельности СМИ – внедрение в массовое сознание оценок актуальных событий, явлений и процессов, с точки зрения социальных субъектов, контролирующих СМИ.
Функции (на случай, если Ночной Социолог захочет крови): 1) Информационная; 2) Коммуникативная; 3) Социализационная; 4) Рекреативная; 5) Развлекательная; 6) Просветительская; 7) и т.п. В рамках межличностного общения важную роль играют слухи и сплетни. Слух – это информативное сообщение, основу которого составляют правдивые или ложные сведения о реальных или вымышленных объектах действительности. Источник формирования слухов – неудовлетворенный интерес людей к какой-либо социально-значимой проблематике в сочетании с дефицитом надёжной достоверной информации. Типы слухов: 1) Правдоподобные и Неправдоподобные; 2) Стихийные и Целенаправленно-создаваемые; 3) Предупреждающие и Провокационные; 4) Слухи-желания и Слухи-пугало; 5) Агрессивные (стимулирующие к агрессии). Главный метод изучения ОМ – опрос ОМ.
27.10.11 VII] Социальный контроль в механизме регуляции социального поведения. 1) Понятия функции и элементы системы социального поведения; 2) Ценности, нормы и социальные санкции; 3) Девиантное (отклоняющееся) поведения. Уровни социального окружения по Питеру Бергеру «Жить в обществе и быть свободным от общества НЕЛЬЗЯ!» Ленин Социальный Контроль (СК): 1) СК – способ саморегуляции социальной системы, обеспечивающий упорядоченное взаимодействие составляющих её элементов по средствам нормативного (в том числе правового) регулирования. 2) СК – совокупность средств и механизмов регуляции поведения членов общества {понятие «СК» ввёл предположительно Тард (фр.)} СК – элемент более общей системы регулирующих воздействий на индивида со стороны общества. Направленность и содержания СК зависят от исторически обусловленных социально-экономических, политических, идеологических, моральных и других социокультурных характеристик данной социальной системы.
Черты СК: 1) Упорядоченность; 2) Формализованность; 3) Категоричность требований, предъявляемых к субъекту; 4) Нормативность; 5) Обеспеченность их санкциями (формальными и неформальными) Функции СК: 1) Регулятивная (это же ОЧЕВИДНО); 2) Стабилизирующая (стабильность + порядок); 3) Охранительная; 4) Социализационная; 5) Коммуникационная; 6) Семиотическая (знаковая); 7) Накопление и трансляция социального опыта. Система СК использует социальные нормы, которые находят отражение в идеологии, филосовско-этических воззрениях и различных формах художественного творчества (к примеру в сказках).
Система СК (вопрос на «5»): Объект (что контролируется, т.е. Субъект (кто контролирует, т.е. социум + конкретные социальное поведение и социальные действия) представители социума, наделённые полномочиями, т.е. агенты социального контроля) Интерактивная матрица: Индивид Социум (он же социальная система, он же социально-структурное образование) 1) Индивидуальные действия, акты познавательного характера; 2) Социальная шкала оценок, являющаяся производной от системы ценностей, жизненных интересов, устремлений и идеалов социума; 3) Категоризация индивидуального акта со стороны социума социальное восприятие (отнесение его к категории одобряемого/порицаемого); 4) Общественное самосознание и самооценка (в том числе оценка социума ситуаций, в которых он действует);
5) Социальные действия; 6) Индивидуальная шкала оценок, являющаяся производной от системы ценностей, жизненных интересов, устремлений и идеалов индивида; 7) Самокатегоризация индивида (что он сам о себе думает); 8) Индивидуальное самосознание / самооценка. От характера индивидуального самосознания зависят последующие идивидуальные действия, являющиеся реакцией на социальные действия. Вся система регуляции социального поведения основывается на 3х китах: Ценности, Нормы и Социальные санкции. Ценность (вообще) – способность какого-либо объекта действительности удовлетворять определённую потребность субъекта. Социальные ценности – это значимые компоненты СК, принципиально-важные для группового или социального сознания. Типы ценностей: 1) Материальные и Духовные; 2) Личностные, Социально-групповые и Общественные; 3) Терминальные (ценности-цели) и Инструментальные (ценности-средства). Социальные нормы – это правила и стандарты поведения субъектов в определённых ситуациях (меры должного поведения). Типы норм: 1) (по сферам общественной жизни) правовые, политические, морально-этические, эстетические,...;
2) Формальные и неформальные; 3) Нормы-запреты, нормы-рамки и нормы-идеалы. Социальные санкции – это мера воздействия (реакция) социума на поведение его членов, отклоняющееся в позитивном или негативном смысле от принятых в данном социуме норм. Типы социальных санкций: 1) Формальные и неформальные; 2) Позитивные и негативные; 3) Физические, экономические и символические. Дивиантное поведение – это форма социального поведения, несоответствующая официально-признанным или фактически сложившимся нормам Делинквентное поведение – это противоправное поведение (антисоциальное поведение) Типы социальных отклонений: 1) Первичные и вторичные; 2) Позитивные и негативные; 3) Индивидуальные и групповые; 4) Культурные и психические.
03.11.11 Социальные отклонения: Позитивные Негативные Героизм, самопожертвование, сдача крови Преступность, благотворительность, творчество алкоголизм, сквернословие,...
Творчество – создание чего-то нового (новаторство) преодоление существующих норм и типов деятельности.
Эксперимент, проламывающий брешь (он же Гарфинкелинг) Пример №1: В магазине к даме с наполненной тележкой подходит социолог с пустой тележкой и, не говоря ни слова, начинает перекладывать продукты из её тележки в свою. Дама, после первоначального шока, начинает возмущаться, на что социолог невозмутимо отвечает, что в её тележке именно тот набор продуктов, что ЕМУ нужен, а времени на обход всего магазина у НЕГО нет. К тому же она без проблем наберёт себе эти продукты заново, она же не купила их. P.S. этого социолога больше никто не видел. Пример №2: Один известный советский диктор имел свой коронный приём: когда к нему подходили поздороваться и говорили что-либо похожее на «... Как мы рады вас видеть!...» от он громогласно отвечал: «ПЛЕВАЛ Я НА ВАШУ РАДОСТЬ!», после чего делал краткую паузу и продолжал: «Ибо ваша радость ничто, по сравнению с тем чувством безграничного счастья, которое я испытываю при виде вас!» Идея – люди в крайней степени консервативны и зависят от принятых норм, отсутствие которых в какой-либо ситуации ведёт к дискомфорту.
VIII] Социальные институты (СИ) и их роль в общественной жизни. 1) Понятия и признаки СИ; 2) Типы СИ; 3) Жизненный цикл СИ; 4) Явные и неявные (латентные) функции СИ. СИ – это устойчивая система социальных связей и отношений, ориентированная на удовлетворение базовых потребностей общества, обладающая легетивной силой и регулируемая социальными нормами. СИ – совокупность функционально-нормативных основ жизнедеятельности людей, имеющая законодательные рамки и организационные реформы. Понятие СИ ввёл Геберт Спенсер (ьудет такой вопрос).
2 подхода: 1) Структурно-функциональный рассматривать СИ как некоторое структурное образование с внутренним устройством 2) Статусно-ролевой важно - не структуры, а люди! Признаки СИ: Внутренние: Внешние: 1) Наличие ценностей и идей; 1) Объективность существования СИ 2) Наличие стандартов и образцов поведения; 2) Принудительность функционирования СИ 3) Наличие кодексов и уставов. 3) Моральный авторитет и легетивность 4) Наличие физических объектов и сооружения 4) Историчность СИ 5) Наличие символов и знаков
Условия возникновения СИ-ов: 1) Наличие в обществе социально-значимой потребности и осознание её членами общества; 2) Наличие в обществе операциональных средств для удовлетворения потребности; 3) Наличие необходимых ресурсов; 4) Формирование особой культурной среды, обеспечивющей саморазвитие СИ. Система СИ (институциональная структура общества) Вся совокупность существующих в обществе СИ, обеспечивающих социальный порядок, стабильность и развитие. 1) Институты семьи и брака; 2) Политические СИ (государство, право,...); 3) Экономические институты (производство, банки,...); 4) Образование и культура (Кино, Театр, СМИ, Наука, Спорт,...); 5) Военный СИ (лет 10 назат относили к политическим СИ, но потом появился генерал ФСБ, который в академии наук защищал диссер по СИ, в котором предложил выделить военный институт отдельно); 6) Институты социальной сферы (здравоохранение и пенсионная сфера); 7) Религия; Общество, в ходе своего развития, проходит процесс институционализации. Жизненный цикл СИ: I] Зарождение (формирование) СИ Ленски – основные потребности в формирование: 1) Потребность в коммуникации; 2) Потребность в производстве и рапределении материальных благ; 3) Потребность в социальном контроле; 4) Потребность в безопасности; 5) Потребность в регулировании социального неравенства; 6) Потребность в регулировании властных отношений. II] Стадия эффективности; III] Стадия формализации и бюрократизации; IV] Стадия дезорганизации / дезодаптации.
Эволюция СИ в обществе характеризуется возрастанием их числа и усложнением выполняемых ими функций. 10.11.11
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|