I. Основная идея проекта ОЭР, включая обоснование значимости для развития системы образования Санкт-Петербурга
ПРОЕКТ опытно-экспериментальной работы по теме: Проектирование моделей интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся в общеобразовательной организации I. Основная идея проекта ОЭР, включая обоснование значимости для развития системы образования Санкт-Петербурга Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения уделяет особое внимание внеурочной деятельности обучающихся, которая становится неотъемлемой частью образовательной программы. Интеграция основных и дополнительных общеобразовательных программ как тенденция развития современной системы образования нашла отражение в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в положениях (ст. 19.3), предусматривающем, в частности, включение внеурочной деятельности в основную образовательную программу, и требующем включения состава и структуры направлений внеурочной деятельности по классам (годам обучения) в учебный план. Аналогичное требование содержится в Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования (п.19.4). В указанных документах прописано, что «при организации внеурочной деятельности обучающихся образовательным учреждением используются возможности образовательных учреждений дополнительного образования детей, организаций культуры и спорта». Одним из критериев полной готовности образовательного учреждения к введению ФГОС является определение оптимальной модели организации образовательного процесса, обеспечивающей организацию внеурочной деятельности. Оптимальность образовательного процесса в условиях внедрения ФГОС должна обеспечить целостность образовательного процесса. Концептуально целостность образовательного процесса обеспечивается единством и взаимосвязью обучения и воспитания, а в практической деятельности общеобразовательной организации для обеспечения целостности требуется интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся.
В реальной практике работы образовательных организаций стремление объединить внеурочную деятельность и дополнительные образовательные программы часто ограничивается внешней формальной интеграцией, а по сути- взаимодействием схожих по содержанию форм внеурочной деятельности и деятельности в рамках программ дополнительного образования. Однако, интеграция (от лат. integrum — целое; лат. integratio — восстановление, восполнение) — в общем случае обозначает объединение, взаимопроникновение, объединение каких-либо элементов (частей) в целое, процесс взаимного сближения и образования взаимосвязей. Интеграция внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся создает дополнительные ресурсы повышения эффективности работы образовательной организации в целом по нескольким причинам. В результате интеграции формируется устойчивый интерес к новым видам деятельности, повышается мотивация к обучению и делает его личностно- значимым, расширяются и углубляются предметные знания (что оказывает положительное воздействие на освоение основных образовательных программ), развивается способность к самоорганизации и саморегулированию деятельности школьника. Основная идея проекта ОЭР - апробация модели интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся в образовательной организации через (посредством) организацию деятельности интегративных школьных проектов и образовательных событий, реализуемых в рамках взаимодействия и совместной реализации программ внеурочной деятельности и дополнительных образовательных программ отделения дополнительного образования детей. Такая модель позволит обеспечить организационную интеграцию (т.е. перейти от совокупности отельных видов внеурочной деятельности к увеличению числа самоуправляемых творческих объединений); содержательную интеграцию (т.е. переход от программ по отдельным видам деятельности к комплексным проектам, где в основу деятельности могут быть положены базовые ценности и крупные дидактические единицы); технологическую интеграцию (т.е. использование в реализации программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования обучающихся методов и технологий, нацеленных на развитие личностных, предметных и метапредметных результатов); и интеграцию оценочную (т.е. использование интегральной оценки индивидуальных достижений учащихся). Предлагаемая модель интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обеспечит рост эффективности освоения программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования.
Центральным элементом деятельности образовательной организации в рамках предлагаемой модели интеграции является интегративный школьный проект и общешкольное образовательное событие. Примером таких школьных проектов может быть работа школьного медиа холдинга, деятельность школьной исследовательской лаборатории, школьного центра искусств. Школьное образовательное событие – изменение в образовательной среде, личностно значимое для школьника, включающего его в многочисленные связи (в том числе и в связи внеурочной деятельности и дополнительного образования). Примерами образовательных событий могут быть фестивали («Фестиваль изобретений», «Фестиваль науки»), погружения (в науку, в искусство), экспедиции (экологические, фольклорные, туристические). Такие формы как интегративный проект и образовательноей событие могут объединять обучающихся, занимающихся по программам дополнительного образования и в различных видах внеурочной деятельности вне образовательной организации, усиливая качество и значимость предлагаемых форм интеграции, а также (при соответствующем нормативно- правовом обеспечении) могут обеспечить интеграцию и основных образовательных программ с внеурочными и программами дополнительного образования.
Значимость проекта ОЭР для развития системы образования Санкт- Петербурга обусловлена особенностями развития системы дополнительного образования. По итогам 2015-2016 учебного года в общеобразовательных учреждениях функционировало 431 отделение дополнительного образования. Стратегической целью развития дополнительного образования является создание в каждой школе отделения дополнительного образования (из выступления председателя Комитета по образованию Санкт- Петербурга Воробъёвой Ж.В. на международном образовательном форуме). Учитывая поэтапность введения ФГОС основного общего образования, уже сегодня образовательные учреждения решают проблему координации содержания, объемов и обеспечения ресурсами программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования в ОДОДе. По мере увеличения количества ОДОДов и внедрения ФГОС во всех классах основной школы (с обязательным включением программ внеурочной деятельности в образовательную программу) эта проблема потребует кардинального решения.
II. Цели проекта ОЭР Целью проекта ОЭР является разработка и апробация модели интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся в образовательной организации посредством организации деятельности интегративных школьных проектов и образовательных событий. III. Задачи проекта ОЭР 1. Разработать направления, содержание и формы деятельности интегративных школьных проектов (Интегративный школьный проект - система взаимосвязанных общим содержанием видов деятельности- внеурочной, по дополнительным образовательным программам- организуемых на протяжении определенного учебного периода (как правило- в течение учебного года) с участием разновозрастных групп обучающихся). 2. Разработать направления, содержание и формы проведения образовательных событий (Образовательное событие - изменение в образовательной среде, личностно значимое для школьника, включающего его в многочисленные связи в ходе реализации программ внеурочной деятельности и программ дополнительного образования). 3. Разработать модель интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся в образовательной организации. 4. Провести экспериментальную проверку модели интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования в образовательной организации. 5. Обобщить и предложить к распространению модель интеграции внеурочной деятельности и дополнительного образования обучающихся в образовательной организации посредством организации деятельности интегративных школьных проектов и образовательных событий. 6.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|