Гуманистическая природа педагогической деятельности
Стр 1 из 2Следующая ⇒ ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ И ПЕРЕПОДГОТОВКИ – ГОРОД МОСКВА
Рабочая программа По дисциплине для направления подготовки Педагогическое образование Педагогика
Москва-2015 Гуманистическая природа педагогической деятельности Педагогическая деятельность – это особая сфера деятельности, направленная на передачу новому поколению человечества опыта, накопленного предыдущими поколениями. Педагогическая деятельность представляет собой управление деятельностью воспитанника и процессом взаимодействия с ним с целью его воспитания и обучения, развития его как личности. В глубокой древности, когда ещё не было разделения труда, и цель любой деятельности человека сводилась к добыче пищи, знания и опыт передавались детям в труде. По мере совершенствования орудий труда от тяжёлой работы освобождались старики и инвалиды, которым община поручала присматривать за детьми и обучать их самому необходимому. Постепенно объём необходимых знаний и опыта стал столь велик, что воспитание детей смогли осуществлять лишь наиболее знающие, опытные и уважаемые члены общины. Эти люди и образовали особую социальную группу воспитателей, наставников молодёжи. С возникновением семьи как социального института часть обязанностей по воспитанию детей была возложена на родителей. Появление письменности также повлияло на развитие педагогической деятельности, поскольку письменность позволяла дольше сохранять знания, чем память человека. С появлением государства возникла потребность в массовом обучении и воспроизводстве различных специалистов (прежде всего воинов для защиты и расширения земель и чиновников для государственно-бюрократического аппарата), поэтому в государствах начали формироваться системы образования.
У разных народов в различные исторические эпохи складывались определённые требования к уровню образованности, и педагогическая деятельность всегда являлась средством, сохранения и приумножения накопленных человечеством знаний. Социальная потребность в образовании находила отражение в развивающихся потребностях рода, племени, общества, семьи, государства. Наряду с ними, развивались и потребности обучающихся, новым поколениям учеников становилось нужно всё больше знаний и умений. Чтобы удовлетворить эти потребности, воспитатели должны были сами овладевать всё большим объёмом знаний и опыта, совершенствовать способы их передачи ученикам. Таким образом, развитие социальных и личностных потребностей в образовании обусловило развитие педагогической деятельности (рис.1.1). Рис.1.1. Становление педагогической деятельности Главное условие возникновения педагогической деятельности – наличие общественной потребности передавать новым поколениям опыта предыдущих поколений. Во все времена педагогическая деятельность воспринималась как важная миссия, направленная на служение людям и обществу, имеющая гуманистическую природу. Качествами, отличающими учителя, считались глубокие знания, любовь к детям, патриотизм, безукоризненная честность, преданность делу. Несведущие учителя становились объектом для насмешек, а обман и вероломство со стороны наставников воспринимались как тяжкое преступление. Например, древнеримский полководец Марк Фурий Камилл во время осады города Фалерии сурово наказал фалерийского учителя, который привёл ему в заложники детей из осаждённого города: он велел связать учителя, сорвать с него одежду, а детям дать палки и плети, чтобы они с позором гнали предателя обратно. Но этот факт – исключение.
Мы знаем о Сократе из произведений его учеников Платона и Ксенофонта. Легендарный философ античности не оставил после себя никаких трактатов, считая, что его призвание – учить других умению открывать истину. Обратите внимание: не преподносить готовые знания, а добиваться, чтобы ученик сам их находил! И это в V в. до н.э.! А ведь у него были ученики и последователи, самый знаменитый из которых – Платон – был учителем другого великого философа – Аристотеля – воспитателя Александра Македонского. Конфуций жил приблизительно в 551-479 гг. до н.э. и прославился как первый профессиональный педагог Китая, с юных лет осознавший свою высокую миссию наставника людей. Педагогической деятельностью он начал заниматься в возрасте немногим более 20 лет. Наверняка для этого ему потребовалось быть не по годам мудрым и терпеливым. Ян Амос Коменский (1592-1670) – чешский педагог-гуманист, писатель, общественный деятель – по праву считается основателем научной педагогики.
Любовь к людям – основной мотив всей жизни и педагогической деятельности прославленного швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци (1746-1827). Рано потеряв отца, Иоганн Генрих с детства проникся сочувствием к бедным и сиротам. Не очень успешное обучение в школе укрепило его в мысли о необходимости улучшить учебный процесс, сделать его интересным, а образование – доступным для всех детей, независимо от их происхождения и уровня достатка их семьи.
Прославленный советский педагог Антон Семёнович Макаренко (1888-1939) начал педагогическую деятельность в 1905 году учителем народной (начальной) школы, после окончания учительских курсов. В 1917 году, когда в России произошло целых две революции, он закончил Полтавский учительский институт и был назначен заведующим одного из училищ.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|