Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Преподавание и воспитательная работа как виды педагогической деятельности




В педагогике традиционно выделяются два вида педагогической деятельности: воспитание (формирование и развитие духовной сферы личности ученика) и преподавание (организацию педагогом учебного процесса).

В школьной практике принято различать преподавательскую деятельность (преподавание) и воспитательную работу. Преподавание в основном ориентировано на организацию познавательной деятельности обучающихся, а смысл воспитательной работы состоит в организации особой воспитывающей среды в классном и школьном коллективе, в педагогическом управлении обучающимися, необходимом для решения задач гармоничного развития личности.

Отличия между воспитанием и преподаванием заключаются, прежде всего, в ставящихся перед ними целях. Если целью воспитания является изменение в лучшую для общества сторону сознания учеников, то качество преподавания зависит от глубины изменений в их интеллектуальной сфере и количества полученных практических навыков.

Преподавание и воспитание отличаются между собой и некоторыми характерными чертами. Преподавание осуществляется в жестких рамках временны́х ограничений (ограничения во времени задаются расписанием занятий, временем урока, сроками учебного года, полугодия, четверти) и стандартизации учебного материала, подлежащего усвоению (в преподавании строго ставятся цели и планируется их реализация, существуют чёткие нормативы для контроля результатов). Воспитательная работа тоже предполагает постановку целей и наличие плана, осуществляется в рамках конкретных организационных форм, однако результаты воспитания измерить и оценить намного сложней, он не всегда может быть выражен в количественных показателях.

Преподавание и воспитание неразрывно связаны друг с другом и нацелены на формирование гармонично развитой личности, обладающей широким кругозором и подготовленной к жизни в обществе. В реальной педагогической деятельности они осуществляются в единстве и взаимосвязи, их «безболезненное» разделение возможно только в теории.

 

 


Профессиональная педагогическая деятельность

Педагогическая деятельность – одна из древних и распространённых в мире. Ею занимаются многие люди, и не все из них являются профессиональными педагогами. В семье воспитанием ребёнка занимаются родители и старшие родственники, вне семьи воспитание происходит под влиянием разных субъектов окружающего социального мира. Многие энтузиасты, организуют развивающую деятельность детей и подростков, не являясь специалистами в вопросах образования и компенсируя нехватку педагогических знаний своей увлечённостью и самоотверженностью.

Таким образом, педагогическая деятельность может быть непрофессиональной и профессиональной (рис.1.4).

Рис.1.4. Непрофессиональная и профессиональная педагогическая деятельность

Если педагогической деятельностью могут заниматься непрофессионалы, то возникает вопрос: в чём разница между профессиональной и непрофессиональной педагогической деятельностью?

Очевидно, в первую очередь речь идёт о профессиональном долге, ответственности за результат, которую несёт учитель-профессионал, как лицо, работающее не просто «для души», но и «за зарплату». Профессионал должен совершенствоваться, развиваться, осваивать новые способы и средства педагогической деятельности, воплощать в ней общественные ценности, соответствовать требованиям государственных стандартов, и установленным в образовательной организации должностным обязанностям.

То обстоятельство, что педагогической деятельностью в ряде случаев могут заниматься непрофессионалы, часто создаёт обманчивое впечатление о простоте организации обучения и воспитания, о лёгкости педагогического труда, о том, что от педагога в действительности мало что зависит.

Так, многие считают, что главная и чуть ли не единственная задача учителя состоит в том, чтобы «дать ребёнку информацию в доступной форме». Это заблуждение в разных формулировках встречается, пожалуй, особенно часто.

На самом деле «дать информацию» – лишь одна из многих задач педагога-профессионала, причём, как показывает массовый опыт, задача далеко не самая сложная.

Более того – дать информацию может не только педагог. К тому же средства передачи информации у педагога весьма ограничены, если сравнивать с другими способами информирования. Средний актёр превзойдёт хорошего учителя по удержанию внимания аудитории. А хорошая познавательная телепередача с продуманным видеорядом, компьютерной графикой, анимацией, спецэффектами гораздо более насыщена информацией, чем объяснение нового материала учителем у доски – пусть даже и интерактивной.

Это в прошлом веке дети шли в школу «за знаниями». В современном мире доступ к информации открыт каждому. Сегодня любой, подключившись к сети Интернет, может неограниченно искать и получать разнообразную информацию. Однако сегодня в интернете лишь один из трёх россиян пользуется поиском, остальные довольствуются тем, что есть в социальных сетях. Не потому ли, что со школьных лет большинство привыкло получать готовые знания? А ведь ещё в середине XIX века немецкий педагог А. Дистервег утверждал: «Плохой учитель преподносит истину, хороший учит её находить».

Особенность профессиональной педагогической деятельности заключается в том, что учитель не просто «даёт информацию», он ещё организует деятельность учащихся по её усвоению: восприятие, осмысление, запоминание, применение на практике, коррекцию неправильного усвоения… Кроме того, учитель отвечает за результат усвоения информации. Именно в этом сила педагогического воздействия, с которой не сравнится всё богатство средств информационно-коммуникационных технологий.

Ещё одно распространённое заблуждение о педагогической профессии состоит в том, что учить другого легче, чем делать самому.

Задумайтесь, почему многие мамы не загружают своих детей работой по дому и выполняют за них домашние задания? Не потому ли, что заправить кровать, сделать уборку в детской комнате или решить школьные задачки самой оказывается намного проще (скорость и качество), чем добиться того же от ребёнка?

Когда человек хорошо умеет что-то делать, то самому выполнить действия легче, чем научить этому другого. Если умеешь, то взял и сделал! А ученику ещё надо объяснить, показать, организовать практические действия, исправить ошибки, да ещё и периодически повторять с ним пройденный материал – времени и сил требуется намного больше.

Это очевидно! Но… только в том случае, когда важен результат. Просто поучать других, давать ни к чему не обязывающие советы, оценивать и критиковать, не неся ответственности за последствия, действительно легче, чем делать что-то самому. Как раз про таких «учителей» Бернард Шоу написал: «Кто не умеет, тот учит других».

Если учитель отвечает за результаты обучения, серьёзно относится к своим профессиональным обязанностям, ему приходится прикладывать много сил, чтобы действительно учить, а не поучать.

Тезис о том, что научить сложней, чем сделать самому, может показаться неверным, когда речь идёт о высоких достижениях, которых педагог не может добиться сам, но может привести к высокому результату ученика, например, спортсмена. Но кто скажет, что в спорте высоких достижений тренеру-педагогу приходится легче, чем спортсмену-ученику?

Говоря о высоких достижениях, вспомним и о работе с одарёнными учениками. Казалось бы, уж их-то учить легче всего! Однако и уровень их результатов должен быть выше, чем у среднего ученика, а значит, работая с ними, учителю тоже нельзя «расслабляться».

Третье заблуждение фактически отрицает саму необходимость профессиональных педагогов. Его суть в том, что практика учит лучше любого преподавателя.

В действительности так можно выразиться только образно и только в том смысле, что без практики нельзя освоить никакую деятельность.

Бесспорно, практика создаёт условия для наилучшего овладения способами действий, для формирования умений и навыков. Практическое выполнение действий помогает лучше понять некоторые аспекты научных знаний, посмотрев на них с практической, «пользовательской» точки зрения. Именно практика зачастую становится для человека ключевым пунктом обучения, позволяющим ему проверить свои силы, определить свои профессиональные предпочтения, ответить для себя на вопрос: «Хочу ли я заниматься этой деятельностью в дальнейшем?».

Да, практика учит. Но это происходит не «само собой» и зависит от множества условий. Даже попав в коллектив высококлассных специалистов, практикант не обязательно будет осваивать профессию «на острие инноваций». Он вполне может оказаться для других ненужной обузой, «мальчиком на побегушках», которого все пытаются загрузить мелкими поручениями, чтобы он «не путался под ногами». Мало чему можно научиться на практике и в коллективе, где сотрудники изо дня в день кое-как «отбывают» рабочее время. Это только часть внешних условий, негативно влияющих на обучение в ходе практики. Есть ещё и условия, связанные с отношением практиканта к деятельности, с его подготовленностью к ней.

Без педагогического руководства «обучение на практике» занимает слишком много времени, ведь обучающийся практически всё вынужден осваивать методом проб и ошибок. Поэтому за студентом, проходящим практику, закрепляется наставник – и если наставник является хорошим педагогом, то и обучающий эффект практики гораздо выше.

Хороший преподаватель не только и не столько информирует, он организует учебную работу. И в том числе – практическую деятельность обучающихся. Конечно, аудиторное преподавание не заменит собой практику, поскольку в учебной аудитории можно лишь смоделировать некоторые ситуации практической деятельности. Однако и обучающая практика без педагогического руководства теряет свою эффективность.

Таким образом, при профессиональной организации учебного процесса преподавание и практика дополняют друг друга, их крайне нежелательно разделять, а тем более – противопоставлять и пытаться однозначно определить, что из них «лучше» или «хуже».

Итак, профессиональная педагогическая деятельность сложна и многогранна. Она ориентирована на конечный результат и объединяет в себе организацию теоретического познания и практической деятельности обучающихся.


Педагогическое общение

Педагогическое общение – это общение, способствующее решению педагогических задач. Оно является основой педагогической деятельности, поскольку без него вообще немыслим педагогический процесс, не может быть реализована любая методика.

Чтобы лучше понять отличие педагогического общения от общения обыкновенного, рассмотрим весьма характерный пример.

Молодая учительница приходит работать в школу. У неё сравнительно небольшая разница в возрасте со своими учениками. Возможно, есть общие с ними интересы, которые чужды старшему поколению – остальным учителям, давно работающим с данным классом. Наконец, она новый человек в педагогическом коллективе. Всё это вызывает к ней интерес со стороны детей, делает общение с ними лёгким, непринуждённым. Кажется, что «контакт с детьми» благополучно найден. Но является ли это общение педагогическим?

Необязательно. Содержанием общения быть могут интересные случаи из студенческой жизни молодой учительницы, обсуждение с девочками новых нарядов, а то и просто «перемывание косточек» другим учителям и отсутствующим в данный момент одноклассникам. Это просто приятельское общение, так могут общаться одноклассники или одногруппники, соседи, малознакомые и даже незнакомые лично друг с другом люди, зашедшие на веб-форум или чат. У такого общение нет конкретных целей. Как и в чате, можно в любой момент «прекратить контакт», не чувствуя по отношению к собеседнику никаких серьёзных обязательств.

Внешнее благополучие заканчивается, как только учительница начинает что-либо требовать от учеников. Вот тут-то и выясняется, что они совершенно не воспринимают её как педагога, искренне считают себя её друзьями, а друзьям ведь не приказывают, их можно только попросить!

Этого можно было избежать, если бы учительница с первого момента ставила конкретные педагогические задачи, сочетая доброжелательность с требовательностью, а увлекательность – с педагогической целесообразностью.

Общение педагога с детьми становится педагогическим только при соблюдении следующих условий:

- постановка педагогических задач;

- определение путей и способов их решения;

- планирование общения как процесса решения поставленных задач;

- реализация плана общения в педагогической деятельности;

- анализ и оценивание результатов общения.

Таким образом, педагогическое общение представляет собой сложный процесс, в котором педагог не «просто общается», он ещё и управляет коммуникативной деятельностью (общением) детей, решая задачи их обучения и воспитания, развития их личности.

В педагогическом общении выделяются следующие стадии или этапы (В.А. Кан-Калик):

1) моделирование предстоящего общения (прогностический этап);

2) организация общения (начальный этап, называемый также коммуникативной атакой);

3) управление общением в педагогическом процессе (основной этап);

4) анализ осуществлённого общения (аналитический этап).

Эти стадии образуют цикл педагогического общения, при котором за 4-й стадией (анализом) вновь следует 1-я (моделирование) и т.п. На стадии моделирования происходит прогнозирование, выработка педагогом модели общения с учащимися.

Опираясь на рекомендации В.А. Кан-Калика, технологию моделирования предстоящего педагогического общения можно представить в виде такой памятки:

1) вспомните класс, группу, конкретных воспитанников, общение с которыми вам предстоит;

2) вспомните предыдущий опыт вашего общения с этими детьми; выделите в нём хорошие воспоминания; старайтесь развивать в себе положительные эмоции и блокировать отрицательные;

3) вспомните, как обычно проходит ваше общение с данным коллективом и отдельными учениками, решите, стоит ли при предстоящем общении с этими воспитанниками придерживаться обычного для вас стиля (настолько он способствует решению поставленных задач) или его следует как-то изменить;

4) постарайтесь представить, как дети воспримут вас и содержание того, что вы будете им говорить;

5) вспомните ваши взаимоотношения с отдельными воспитанниками, постарайтесь понять, не влияют ли на эти взаимоотношения сложившиеся у вас стереотипы, предубеждения;

6) попытайтесь почувствовать предстоящую атмосферу общения, представить себе отдельные моменты общения (что скажете или сделаете вы, и как ответят дети; кто из воспитанников и как именно может отреагировать на те или иные Ваши слова и действия и т.д.);

7) старайтесь почувствовать уверенность, убедите себя в том, что предстоящее общение пройдёт успешно.

Основная цель, которую требуется достичь на стадии организации общения – взять на себя инициативу в общении (поэтому этап и называется иначе «коммуникативная атака»).

Инициатива в педагогическом общении – ключевое понятие, позволяющее представить роль педагога в общении с учащимися. Именно неумение учителя, воспитателя с первых секунд взять инициативу в свои руки является основной причиной недисциплинированности детей на уроке и во внеурочной деятельности. Владение инициативой подразумевает организацию коммуникативной деятельности воспитанников, направленной на решение выдвинутых педагогом воспитательных задач. Это не означает, что педагог обязательно должен говорить больше всех; зачастую гораздо лучше, когда в основном говорят дети, а педагог лишь направляет общение.

Для успешной организации общения следует придерживаться правил:

1) сразу вступайте в контакт с детьми, не оттягивайте начало общения, перекладывая вещи у себя на столе, усиленно перечитывая конспект мероприятия или занимаясь другим неинтересным для наблюдения со стороны делом;

2) привлеките к себе внимание; для этого можно воспользоваться следующими приёмами:
- обратитесь к детям;
- выдержите паузу, дожидаясь тишины и внимания;
- скажите, что предстоящая деятельность очень важна (интересна, легка, полезна, престижна и т.д.);
- примените наглядное пособие или техническое средство;
- быстро (но аккуратно!) сделайте запись или рисунок на доске;
- сделайте эмоционально-образное вступление;
- поставьте перед детьми проблему.

На стадии управления общением необходимо удерживать «завоёванную» в начале общения инициативу, развивать успех. Для этого надо…
- не затягивать организационное начало;
- после организации общения сразу переходить к следующему этапу, и вообще стараться не допускать промежутков неорганизованности;
- ставить вопросы и задачи, которые способны уже в начале общения мобилизовать детей;
- наряду с речью использовать невербальные средства общения, устанавливать зрительный контакт;
- каждое слово, жест, движение педагога должны быть чёткими, уверенными, несуетливыми;
- следует внимательно относиться к своему внешнему виду, выглядеть опрятно, собранно, бодро;
- быть эмоциональным, демонстрировать детям свой интерес к ним, свою увлечённость предметом общения;
- общаться со всей группой учащихся, никого не упуская из вида;
- общение с коллективом учащихся обязательно должно иметь и личностный аспект – обращение не только ко всем сразу, но и к отдельным воспитанникам;
- стараться почувствовать своё социально-психологическое единство с воспитанниками;
- формировать у воспитанников чувство общности настроения, интересов и стремлений, дружеского единения, создавать атмосферу сотрудничества;
- настроиться на положительное восприятие детей и демонстрируйте воспитанникам свое дружелюбие;
- пресекать нарушения дисциплины, дезорганизующие действия, не нарушая при этом предыдущего правила;
- стараться увидеть, на кого из детей (на их знания, опыт, интересы, коммуникабельность) уже можно опереться в общении, а кого предстоит заинтересовать, убедить, организовать, «разговорить»;
- ставить яркие и притягательные для детей данного возраста цели, показывать интересные для них пути достижения целей;
- избегать стереотипных негативных установок на данный класс или отдельных учеников;
- стремиться к пониманию каждой педагогической ситуации, ситуативной внутренней настроенности детей, демонстрировать детям своё понимание их настроения, добиваться взаимопонимания;
- не злоупотреблять запретами и негативными оценками;
- в борьбе за инициативу в общении не игнорировать и не «давить» разумные инициативы воспитанников: замечать конструктивные идеи и помогать детям их развить.

Стадию анализа хода и результатов педагогического общения часто называют стадией «обратной связи». Её главное назначение – диагностика и коррекция педагогического общения. При анализе…

1. Вспомните ход общения и соотнесите его с моделью. Насколько верно вы смоделировали педагогическое общение? Какие отступления от модели были и почему? Насколько верно вы строили общение в непредусмотренных заранее ситуациях?

2. Соотнесите поставленные задачи с полученным результатом. Насколько вам удалось решить задачи? Какие задачи остались нерешёнными и почему?

3. Сделайте выводы. Какие ошибки вы допустили на каждой стадии, начиная с моделирования? Как их можно устранить? Какие возможности общения вы использовали недостаточно? Результаты анализа учитываются при следующем моделировании и осуществлении педагогического общения. Таким образом, последовательное осуществление цикла технологических стадий способствует совершенствованию педагогического общения: педагог развивает свой коммуникативный опыт и «подстраивается» под конкретный класс, конкретных учеников, учитывая особенности и динамику их развития.

Педагогическое руководство

Ранее мы выяснили, что управление деятельностью воспитанников, педагогическое руководство – обязательная часть педагогической профессии.

Стиль педагогического руководства – совокупность индивидуально-типологических особенностей взаимодействия педагога с учащимися. Понятие «стиль педагогического руководства» может иметь следующие значения:

- стиль руководства детьми, присущий конкретному педагогу (индивидуальный стиль педагогического руководства);

- тип руководства детьми, обладающий определёнными свойствами.


Существует несколько классификаций стилей педагогического руководства. Среди них наиболее распространена классификация, разработанная немецким психологом К. Левиным. Согласно этой классификации, выделяются три основных стиля педагогического руководства авторитарный, попустительский (анархический, игнорирующий, либеральный) и демократический (сотрудничающий).

Таблица 1.1

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...