Организация людских и грузовых потоков
Люди могут самостоятельно перемещаться в горизонтальном, а при наличии специальных приспособлений (лестницы и пандусы) даже в вертикальном направлении - с этажа на этаж или с одного уровня на другой. Грузы же возможно перемещать в пространстве только при помощи специальных транспортных механизмов или просто транспорта. Существуют также виды транспорта, предназначенные для перемещения людей в пространстве зданий. Использование транспорта обеспечивает удобство и сокращает время передвижения людей и перемещения грузов. Лестницы или пандусы являются необходимыми и достаточными элементами, организующими передвижение людей по вертикали в зданиях, где число этажей невелико - до 5 этажей включительно. Пандусы представляют собой наклонные плоскости, уклон которых составляет 1:6...1:20. Пандусы предусматриваются в общественных зданиях, где потоки людей имеют большую плотность, на путях передвижения инвалидов на колясках и в некоторых других случаях. Уклон лестниц зависит от типа здания и типа лестницы, может быть принят от 1:2 до 1:1,25. При числе этажей более 5 в зданиях предусматриваются механические подъемники - лифты, а лестницы в этом случае являются обязательным элементом, выполняющим функцию аварийного пути эвакуации. Транспорт принято классифицировать по двум группам: периодического действия и непрерывного действия (рис. 1.2). Лифтовый транспорт может быть пассажирским, грузо-пассажирским и грузовым. Собственно лифт представляет собой кабину, подвешенную на стальных тросах, которая перемещается по вертикальным направляющим внутри несгораемых лифтовых шахт. Механизмы, приводящие кабину в движение, располагаются обычно над лифтовой шахтой в специальном машинном помещении.
К напольному рельсовому транспорту относятся обыкновенный железнодорожный транспорт, который находит применение в крупных производственных зданиях, а также передаточные тележ ки, приводимые в движение посредством канатов и электрической лебедки, козловые и полукозловые краны. К напольному безрельсовому транспорту относятся различного назначения пневмоколесные машины, имеющие электрический привод: электрокары, погрузчики и т.п. Особенностью подвесного транспорта является то, что он крепится (подвешивается) к несущим конструкциям покрытий или перекрытий зданий. По исполнению механизмы подвесного транспорта можно разделить на тали (монорельсы) и подвесные краны. Тали состоят из тележки с механизмом передвижения, механизма подъема и обоймы с крюком. Тележка тали может передвигаться по ниж - ней полке двутавровой балки, подвешенной к несущим конструкциям здания, поэтому тали обслуживают узкую полосу (шириной около 1 метра) рабочего пространства вдоль монорельса.
Рис. 1.2. Классификация транспорта
Конструкция подвесных кранов состоит из движущейся стальной основной двутавровой балки, снабженной катками, которые двигаются по нижним полкам двух или трех двутавровых направляющих балок, закрепленных на горизонтальных несущих конструкциях здания. В конструкцию подвесных кранов входит электрическая таль, которая укреплена и движется по нижнему поясу основной балки. Управление подвесным транспортом осуществляется дистанционно или из кабин, закрепленных на конструкции тали или подвесного крана. К опорному транспорту относятся различные типы мостовых кранов. Нагрузки от мостовых кранов передаются на специальные вертикальные опоры или непосредственно на несущие колонны каркаса здания. Основу конструкции крана составляет мост (две или четыре стальные балки или фермы, соединенные между собой связями), который поставлен на катки, движущиеся по рельсам. Рельсы крепятся к стальным или железобетонным подкрановым балкам, которые закреплены на консолях колонн каркаса здания. По верхним поясам балок или ферм моста уложены рельсы, по которым перемещается тележка, снабженная механизмами перемещения и подъема груза. Особым разнообразием конструкций тележек отличаются мостовые металлургические краны, среди которых выделяют:
- мульдо-магнитный - применяют для загрузки материалов и скрапа в сталеплавильных цехах; - завалочный - применяют для загрузки мартеновских и медеплавильных печей; - раздевания слитков - используют для выжимания слитков из специальных чугунных форм (изложниц); - литейный (разливочный и заливочный) - предназначен для транспортирования ковшей, наполненных расплавом, и для разливки металла путем наклона ковша; - с лапами - служит для перемещения разогретых слитков металла; - колодцевый - используют для обслуживания (опускание и подъем слитков металла) колодцевых нагревательных печей; - ковочный - применяют для кантования раскаленных заготовок металла при ковочных работах. К непрерывному лифтовому транспорту относятся: - патерностер (нем. paternoster - четки) - многокабинный пассажирский подъемник непрерывного действия с открытыми (без дверей)кабинами; - скипы (от англ. skip - ковш, бадья) - автоматически разгружающиеся (через дно или опрокидыванием) ковши, подвешенные к канату подъемной лебедки и движущиеся по наклонным или вертикальным направляющим. Конвейер (от англ. convey - перевозить) или транспортер -транспортная установка непрерывного действия. Конвейеры по виду грузонесущего элемента разделяются на ленточные, роликовые (рольганги), пластинчатые, скребковые, ковшовые, винтовые (шнеки) и т.п. Разновидностью наклонного пассажирского конвейера является эскалатор (от лат. scala - лестница) - наклоненная на 30-35° к горизонту лестница с непрерывно движущимися ступенями, которые прикреплены к цепи, приводимой в движение от электродвигателя через редуктор. К трубному транспорту относятся трубопроводы различной конструкции, по которым перемещают жидкости, сыпучие материалы, взвешенные в воздушном или водном потоке, а также специальные капсулы под воздействием сжатого воздуха.
Проектирование транспорта относится к компетенции технологов, однако строителям также необходимо представлять факторы, определяющие выбор вида транспорта: - характер перемещаемых грузов (масса, габариты, физическое состояние и т.п.); - условия перемещения (направление, протяженность, интенсивность, скорость, свобода пространства и т.п.); - перспективы модернизации функционально-технологического процесса. Принятый вид транспорта оказывает порой существенное влияние на архитектурно-конструктивные решения здания. Поэтому, в конечном счете, целесообразно отдавать предпочтение тому виду транспорта, который в наибольшей степени будет соответствовать функционально-технологическим задачам, но в наименьшей степени будет диктовать принятие конкретных решений при проектировании здания, оставляя архитекторам и проектировщикам большую свободу для творческого поиска при разработке архитектурно-строительной части проекта здания. Вопросы для самоконтроля > С какой целью используется в зданиях транспорт? > Какое назначение имеют лестницы в зданиях до 5 этажей и какое - в зданиях большей этажности? > В каких случаях для организации движения людей применяют пандусы? > На какие две группы можно разделить транспорт? > Перечислите виды транспорта периодического действия. > Перечислите виды транспорта непрерывного действия. > Объясните основные отличия друг от друга подвесного, мостового и козлового кранов. > Перечислите факторы, влияющие на выбор транспорта. 1.3. Объемно-планировочное решение
Пространство, необходимое для осуществления функционального действия или выполнения технологической операции, характеризуется определенными размерами по длине, ширине и высоте. Требуемая площадь пространства представляет собой сумму площадей мест, занимаемых людьми, оборудованием и прохода-
ми. При этом важно не только правильно определить значения площадей, но и линейные размеры мест для людей и оборудования, а также, что не менее важно, решить проблему их рационального взаимного расположения. При проектировании гражданских зданий данную проблему можно решить при помощи Нормалей планировочных элементов. Они разработаны для различных типов зданий и содержат сведения о габаритных размерах фигуры человека при выполнении разнообразных функциональных действий, а также стандартные габаритные размеры мебели и оборудования. Здесь также даны примеры рационального расположения мебели и оборудования при различных площадях и линейных размерах пространств. При назначении высоты пространства гражданских зданий руководствуются различными требованиями: санитарно-гигиеническими (обеспечение необходимого объема воздуха на 1 человека), функциональными (обеспечение условий видимости и слышимости в залах большой вместимости) и т.п. В любом случае высота назначается не менее 2,2 м. В производственных зданиях на размеры пространств определяющее влияние оказывают технологическое и транспортное оборудование. Принципиальная схема назначения размеров пространства представлена на рис. 1.3. Функциональная схема и величины площадей и высот пространств являются основой для разработки КОМПОНОВОЧНОЙ СХЕМЫ.
Рис. 1.3. Схема назначения размеров пространства производственного здания
Рис. 1.4. Планировочные системы: а - ячейковая; б - анфиладная; в - коридорная; г - зальная; д - связанная (бескоридорная)
КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА - масштабное графическое изображение группировки пространств в едином объеме в соответствии с характером функциональных связей между ними. Компоновочную схему можно разработать для планов или разрезов. По этим изображениям уже достаточно четко можно прочитать основную идею архитектурного замысла проектируемого здания. При разработке компоновочной схемы стремятся обеспечить: - минимально возможную протяженность связей между пространствами; - отсутствие пересечений связей друг с другом; - максимально возможную компактность. Если на компоновочной схеме плана указать, какие пространства будут разделены внутренними ограждениями, и показать в этих ограждениях проемы в соответствии с функциональными связями, то получим уже систему помещений или ПЛАНИРОВОЧНУЮ СИСТЕМУ. ПЛАНИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА - масштабное графическое изображение совокупности помещений на плане со схематическим обозначением наружных и внутренних ограждений и проемов в местах функциональных связей.
Различают следующие простейшие планировочные системы (рис. 1.4): - ячейковая - относительно небольшие помещения максимально изолированы друг от друга и имеют связь только с внешней средой (включая галереи, террасы и т.п.); - анфиладная - как правило, крупные помещения, последовательно (одно за другим) связаны друг с другом; - коридорная - связь между относительно небольшими помещениями осуществляется посредством протяженной горизонтальной коммуникации типа коридор; - зальная - основу планировочной системы составляет большое по размерам помещение (зал), вокруг которого располагаются связанные с ним относительно небольшие помещения; - связанная (бескоридорная) - связь между относительно небольшими помещениями осуществляется посредством одного из них или через компактную горизонтальную коммуникацию типа холл, рекреация и т.п. Следует иметь в виду, что часто здания имеют сложные планировочные системы, которые представляют собой комбинации из нескольких простейших планировочных систем. ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ - объединенная в едином объеме совокупность помещений конкретных размеров и формы, подчиненная функциональным, конструктивно-техническим, архитектурно-художественным и экономическим требованиям. В пояснительных записках к проектам и при защитах разработок дается описание объемно-планировочного решения проектируемого объекта. В описании обязательно приводится следующая информация: - форма плана, габариты здания в плане и по высоте; - количество этажей и количество пролетов с указанием их размерных параметров; - характеристика расположения помещений по этажам и в пределах этажей; - организация связей между помещениями и использование транспорта; - решение вопросов естественного освещения и аэрации; - обеспечение противопожарных требований. Вопросы для самоконтроля > Какая информация содержится в Нормалях планировочных элементов? > Как назначаются размеры внутренних пространств в гражданских зданиях? > Как назначаются размеры внутренних пространств в промышленных зданиях? > Определите термин «компоновочная схема». > Определите термин «планировочная система». > Изобразите и назовите простейшие планировочные системы. > Определите термин «объемно-планировочное решение». > Какая информация приводится в описании объемно-планировочного решения?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|