Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Организация людских и грузовых потоков




 

Люди могут самостоятельно перемещаться в горизонтальном, а при наличии специальных приспособлений (лестницы и пандусы) даже в вертикальном направлении - с этажа на этаж или с одного уровня на другой. Грузы же возможно перемещать в пространстве только при помощи специальных транспортных механизмов или просто транспорта. Существуют также виды транспорта, предна­значенные для перемещения людей в пространстве зданий. Ис­пользование транспорта обеспечивает удобство и сокращает вре­мя передвижения людей и перемещения грузов.

Лестницы или пандусы являются необходимыми и достаточ­ными элементами, организующими передвижение людей по верти­кали в зданиях, где число этажей невелико - до 5 этажей включи­тельно. Пандусы представляют собой наклонные плоскости, уклон которых составляет 1:6...1:20. Пандусы предусматриваются в об­щественных зданиях, где потоки людей имеют большую плотность, на путях передвижения инвалидов на колясках и в некоторых дру­гих случаях. Уклон лестниц зависит от типа здания и типа лестни­цы, может быть принят от 1:2 до 1:1,25. При числе этажей более 5 в зданиях предусматриваются механические подъемники - лифты, а лестницы в этом случае являются обязательным элементом, вы­полняющим функцию аварийного пути эвакуации.

Транспорт принято классифицировать по двум группам: перио­дического действия и непрерывного действия (рис. 1.2).

Лифтовый транспорт может быть пассажирским, грузо-пасса­жирским и грузовым. Собственно лифт представляет собой кабину, подвешенную на стальных тросах, которая перемещается по верти­кальным направляющим внутри несгораемых лифтовых шахт.

Механизмы, приводящие кабину в движение, располагаются обычно над лифтовой шахтой в специальном машинном помещении.

К напольному рельсовому транспорту относятся обыкновенный железнодорожный транспорт, который находит применение в крупных производственных зданиях, а также передаточные тележ ки, приво­димые в движение посредством канатов и электрической лебедки, козловые и полукозловые краны. К напольному безрельсовому транспорту относятся различного назначения пневмоколесные маши­ны, имеющие электрический привод: электрокары, погрузчики и т.п.

Особенностью подвесного транспорта является то, что он кре­пится (подвешивается) к несущим конструкциям покрытий или пере­крытий зданий. По исполнению механизмы подвесного транспорта можно разделить на тали (монорельсы) и подвесные краны. Тали состоят из тележки с механизмом передвижения, механизма подъе­ма и обоймы с крюком. Тележка тали может передвигаться по ниж - ней полке двутавровой балки, подвешенной к несущим конструкциям здания, поэтому тали обслуживают узкую полосу (шириной около 1 метра) рабочего пространства вдоль монорельса.

 

 

Рис. 1.2. Классификация транспорта

 

Конструкция подвесных кранов состоит из движущейся стальной основной дву­тавровой балки, снабженной катками, которые двигаются по нижним полкам двух или трех двутавровых направляющих балок, закреплен­ных на горизонтальных несущих конструкциях здания. В конструкцию подвесных кранов входит электрическая таль, которая укреплена и движется по нижнему поясу основной балки. Управление подвесным транспортом осуществляется дистанционно или из кабин, закреп­ленных на конструкции тали или подвесного крана.

К опорному транспорту относятся различные типы мостовых кра­нов. Нагрузки от мостовых кранов передаются на специальные вер­тикальные опоры или непосредственно на несущие колонны каркаса здания. Основу конструкции крана составляет мост (две или четыре стальные балки или фермы, соединенные между собой связями), который поставлен на катки, движущиеся по рельсам. Рельсы кре­пятся к стальным или железобетонным подкрановым балкам, кото­рые закреплены на консолях колонн каркаса здания. По верхним поясам балок или ферм моста уложены рельсы, по которым пере­мещается тележка, снабженная механизмами перемещения и подъ­ема груза. Особым разнообразием конструкций тележек отличаются мостовые металлургические краны, среди которых выделяют:

- мульдо-магнитный - применяют для загрузки материалов и скрапа в сталеплавильных цехах;

- завалочный - применяют для загрузки мартеновских и меде­плавильных печей;

- раздевания слитков - используют для выжимания слитков из специальных чугунных форм (изложниц);

- литейный (разливочный и заливочный) - предназначен для транспортирования ковшей, наполненных расплавом, и для раз­ливки металла путем наклона ковша;

- с лапами - служит для перемещения разогретых слитков ме­талла;

- колодцевый - используют для обслуживания (опускание и подъем слитков металла) колодцевых нагревательных печей;

- ковочный - применяют для кантования раскаленных загото­вок металла при ковочных работах.

К непрерывному лифтовому транспорту относятся:

- патерностер (нем. paternoster - четки) - многокабинный пас­сажирский подъемник непрерывного действия с открытыми (без дверей)кабинами;

- скипы (от англ. skip - ковш, бадья) - автоматически разгру­жающиеся (через дно или опрокидыванием) ковши, подвешенные к канату подъемной лебедки и движущиеся по наклонным или вер­тикальным направляющим.

Конвейер (от англ. convey - перевозить) или транспортер -транспортная установка непрерывного действия. Конвейеры по виду грузонесущего элемента разделяются на ленточные, ролико­вые (рольганги), пластинчатые, скребковые, ковшовые, винтовые (шнеки) и т.п. Разновидностью наклонного пассажирского конвейе­ра является эскалатор (от лат. scala - лестница) - наклоненная на 30-35° к горизонту лестница с непрерывно движущимися ступеня­ми, которые прикреплены к цепи, приводимой в движение от элек­тродвигателя через редуктор.

К трубному транспорту относятся трубопроводы различной кон­струкции, по которым перемещают жидкости, сыпучие материалы, взвешенные в воздушном или водном потоке, а также специальные капсулы под воздействием сжатого воздуха.

Проектирование транспорта относится к компетенции техноло­гов, однако строителям также необходимо представлять факторы, определяющие выбор вида транспорта:

- характер перемещаемых грузов (масса, габариты, физиче­ское состояние и т.п.);

- условия перемещения (направление, протяженность, интен­сивность, скорость, свобода пространства и т.п.);

- перспективы модернизации функционально-технологического процесса.

Принятый вид транспорта оказывает порой существенное влияние на архитектурно-конструктивные решения здания. Поэто­му, в конечном счете, целесообразно отдавать предпочтение тому виду транспорта, который в наибольшей степени будет соответст­вовать функционально-технологическим задачам, но в наимень­шей степени будет диктовать принятие конкретных решений при проектировании здания, оставляя архитекторам и проектировщи­кам большую свободу для творческого поиска при разработке ар­хитектурно-строительной части проекта здания.

Вопросы для самоконтроля

> С какой целью используется в зданиях транспорт?

> Какое назначение имеют лестницы в зданиях до 5 этажей и какое - в зданиях большей этажности?

> В каких случаях для организации движения людей применя­ют пандусы?

> На какие две группы можно разделить транспорт?

> Перечислите виды транспорта периодического действия.

> Перечислите виды транспорта непрерывного действия.

> Объясните основные отличия друг от друга подвесного, мос­тового и козлового кранов.

> Перечислите факторы, влияющие на выбор транспорта.

1.3. Объемно-планировочное решение

 

Пространство, необходимое для осуществления функциональ­ного действия или выполнения технологической операции, харак­теризуется определенными размерами по длине, ширине и высо­те. Требуемая площадь пространства представляет собой сумму площадей мест, занимаемых людьми, оборудованием и прохода-

ми. При этом важно не только правильно определить значения площадей, но и линейные размеры мест для людей и оборудова­ния, а также, что не менее важно, решить проблему их рациональ­ного взаимного расположения.

При проектировании гражданских зданий данную проблему можно решить при помощи Нормалей планировочных элементов. Они разработаны для различных типов зданий и содержат сведе­ния о габаритных размерах фигуры человека при выполнении раз­нообразных функциональных действий, а также стандартные габа­ритные размеры мебели и оборудования. Здесь также даны при­меры рационального расположения мебели и оборудования при различных площадях и линейных размерах пространств.

При назначении высоты пространства гражданских зданий руко­водствуются различными требованиями: санитарно-гигиеническими (обеспечение необходимого объема воздуха на 1 человека), функ­циональными (обеспечение условий видимости и слышимости в за­лах большой вместимости) и т.п. В любом случае высота назначает­ся не менее 2,2 м.

В производственных зданиях на размеры пространств опреде­ляющее влияние оказывают технологическое и транспортное обо­рудование. Принципиальная схема назначения размеров про­странства представлена на рис. 1.3.

Функциональная схема и величины площадей и высот про­странств являются основой для разработки КОМПОНОВОЧНОЙ СХЕМЫ.

 

 

Рис. 1.3. Схема назначения размеров пространства производственного здания

 

 

 

Рис. 1.4. Планировочные системы:

а - ячейковая; б - анфиладная; в - коридорная;

г - зальная; д - связанная (бескоридорная)

 

 

КОМПОНОВОЧНАЯ СХЕМА - масштабное графическое изо­бражение группировки пространств в едином объеме в соот­ветствии с характером функциональных связей между ними.

Компоновочную схему можно разработать для планов или раз­резов. По этим изображениям уже достаточно четко можно прочи­тать основную идею архитектурного замысла проектируемого зда­ния. При разработке компоновочной схемы стремятся обеспечить:

- минимально возможную протяженность связей между про­странствами;

- отсутствие пересечений связей друг с другом;

- максимально возможную компактность.

Если на компоновочной схеме плана указать, какие простран­ства будут разделены внутренними ограждениями, и показать в этих ограждениях проемы в соответствии с функциональными свя­зями, то получим уже систему помещений или ПЛАНИРОВОЧНУЮ СИСТЕМУ.

ПЛАНИРОВОЧНАЯ СИСТЕМА - масштабное графическое изображение совокупности помещений на плане со схемати­ческим обозначением наружных и внутренних ограждений и проемов в местах функциональных связей.

Различают следующие простейшие планировочные системы (рис. 1.4):

- ячейковая - относительно небольшие помещения макси­мально изолированы друг от друга и имеют связь только с внеш­ней средой (включая галереи, террасы и т.п.);

- анфиладная - как правило, крупные помещения, последова­тельно (одно за другим) связаны друг с другом;

- коридорная - связь между относительно небольшими поме­щениями осуществляется посредством протяженной горизонталь­ной коммуникации типа коридор;

- зальная - основу планировочной системы составляет боль­шое по размерам помещение (зал), вокруг которого располагаются связанные с ним относительно небольшие помещения;

- связанная (бескоридорная) - связь между относительно не­большими помещениями осуществляется посредством одного из них или через компактную горизонтальную коммуникацию типа холл, рекреация и т.п.

Следует иметь в виду, что часто здания имеют сложные пла­нировочные системы, которые представляют собой комбинации из нескольких простейших планировочных систем.

ОБЪЕМНО-ПЛАНИРОВОЧНОЕ РЕШЕНИЕ - объединенная в едином объеме совокупность помещений конкретных раз­меров и формы, подчиненная функциональным, конструк­тивно-техническим, архитектурно-художественным и эконо­мическим требованиям.

В пояснительных записках к проектам и при защитах разрабо­ток дается описание объемно-планировочного решения проекти­руемого объекта. В описании обязательно приводится следующая информация:

- форма плана, габариты здания в плане и по высоте;

- количество этажей и количество пролетов с указанием их размерных параметров;

- характеристика расположения помещений по этажам и в пределах этажей;

- организация связей между помещениями и использование транспорта;

- решение вопросов естественного освещения и аэрации;

- обеспечение противопожарных требований.

Вопросы для самоконтроля

> Какая информация содержится в Нормалях планировочных

элементов?

> Как назначаются размеры внутренних пространств в граж­данских зданиях?

> Как назначаются размеры внутренних пространств в про­мышленных зданиях?

> Определите термин «компоновочная схема».

> Определите термин «планировочная система».

> Изобразите и назовите простейшие планировочные системы.

> Определите термин «объемно-планировочное решение».

> Какая информация приводится в описании объемно-плани­ровочного решения?

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...