Методика архитектурного конструирования
Разработка конструктивного решения зданий начинается с выбора конструктивной системы, конструктивной схемы и строительной системы. Как было отмечено выше, решение этих вопросов взаимосвязано с характером объемно-планировочного решения здания. На следующем этапе конструирования архитектурного объекта принимаются решения по отдельным строительным конструкциям и их элементам. Архитектурное конструирование элементов строительных конструкций осуществляется в следующей последовательности: - определяется комплекс силовых и не силовых воздействий; - устанавливаются требования к конструктивному элементу в соответствии с выявленными нагрузками и воздействиями; - выбирается тип строительной конструкции и материал, наиболее полно отвечающие предъявленным требованиям; - назначается разрезка строительной конструкции на элементы и определяются номинальные размерные параметры элементов; - выполняется конструктивная проработка мест сопряжения и крепления конструктивных элементов (профилировка стыкуемых поверхностей, назначение конструктивных размеров); - прорабатываются детали монтажных соединений и заполнения участков стыков. После архитектурного конструирования осуществляется строительное конструирование, включающее расчет конструктивных элементов и элементов узлов их крепления, выполняются чертежи строительных изделий и спецификации к ним. Каждая строительная конструкция (фундаменты, стены, колонны, перекрытия, покрытия, лестницы, окна и т. д.) состоит из конструктивных элементов, которые испытывают на себе комплекс СИЛОВЫХ и НЕСИЛОВЫХ воздействий. К силовым воздействиям относят СТАТИЧЕСКИЕ (постоянные во времени) и ДИНАМИЧЕСКИЕ (переменные во времени) НАГРУЗКИ. К статическим нагрузкам относят собственный вес конструкции, вес опирающихся на нее других конструкций, полезную нагрузку (люди, мебель, оборудование), вес снегового покрова, отпор грунта и боковое давление грунта, гидростатическое давление грунтовых вод. Динамические нагрузки это - ветровой напор и ветровой отпор, воздействие сейсмических сил, нагрузки от кранового оборудования и другие.
Не силовые воздействия отличаются большим разнообразием: температурный перепад, диффузия водяного пара, внутренний и наружный шумы, атмосферные осадки, солнечная радиация и т.п. Характер воздействий прямо связан с назначением конкретной строительной конструкции и ее местом в конструктивной структуре здания. В зависимости от этого конструктивные элементы должны удовлетворять конкретным техническим требованиям, таким как прочность, устойчивость, жесткость и долговечность, сопротивления теплопередаче, паропроницанию и воздухопроницанию, шумо-защита, морозостойкость, малая истираемость и другие. При архитектурном конструировании необходимо обеспечить минимальную материалоемкость, максимальную индустриаль-ность и возможность производства монтажа. Так, сборные железобетонные элементы в строго определенных местах оснащаются стальными закладными деталями, необходимыми для соединения конструкций при монтаже. Такие соединения часто выполняются при помощи сварки. Кроме того, каждый сборный бетонный или железобетонный элемент снабжается деталями, необходимыми для его захвата при монтажных операциях. Посредством этих деталей в конструктивных элементах устраивают монтажные петли из арматурной стали или строповочные отверстия для специальных монтажных захватов. Следует помнить, что при конструировании стыков к ним следует предъявить в полном объеме те требования, которые предъявлены к конструкции в целом. Однако обеспечение требований в стыках представляет собой сложную проблему и, несмотря на все усилия проектировщиков и строителей, стыки являются наиболее слабым местом строительных конструкций.
Вопросы для самоконтроля > Последовательность архитектурного конструирования элементов строительных конструкций. > Содержание строительного конструирования. > Виды воздействий на строительные конструкции зданий. > Назначение закладных деталей в сборных железобетонных и бетонных элементах. Глава 3. ОСНОВЫ АРХИТЕКТУРНОЙ КОМПОЗИЦИИ Форма в архитектуре
Форма архитектурного объекта существует в двух выражениях: «ВНУТРЕННЕЕ ПРОСТРАНСТВО» и «ВНЕШНИЙ ОБЪЕМ». При этом наружные очертания здания или сооружения, прежде всего, определяются его внутренним пространством. Однако здесь нет абсолютной взаимосвязи. Например, египетские пирамиды (рис. 3.1, а) имеют небольшое внутреннее пространство, а противоречащий ему циклопический внешний объем создан с целью сильного эмоционального воздействия. Диаметрально противоположный пример -автовокзал (рис. 3.1, б), который, несмотря на внушительное по размерам внутреннее пространство, имеет весьма «скромный» наземный внешний объем, что обусловлено стремлением не нарушить сложившийся ансамбль застройки.
Рис. 3.1. Примеры соотношений внутреннего пространства и внешнего объема: а - египетская пирамида; б - автовокзал
В любом случае на организацию внутреннего пространства наибольшее влияние оказывают функционально-технологические процессы. Однако не только они определяют форму в архитектуре. Велико влияние на форму строительных материалов, конструкций и уровня развития строительной техники. Так, современные большепролетные конструкции часто являются определяющими в формировании художественного образа общественных и промышленных зданий. В этом смысле справедливо мнение о том, что ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВО - СЛЕДСТВИЕ ТЕХНИЧЕСКОГО СОВЕРШЕНСТВА. Подводя итог, можно констатировать, что на форму в архитектуре оказывает влияние целый комплекс разнообразных факторов (рис. 3.2). Причем каждый фактор в различных архитектурных объектах проявляется по-разному.
Содержание в архитектуре есть функция, а форма является средством реализации функции. Каждой конкретной функции, каждому типу здания, как правило, соответствует конкретная форма. Как правило, значит не всегда. Дело в том, что форма консервативнее функции и это проявляется в том, что новые функции уживаются со старыми, сложившимися формами. Этому утверждению можно найти множество подтверждений. Так, бывшая резиденция российских императоров Зимний Дворец в настоящее время является крупнейшим музеем, а здание Манежа в Москве, где изначально размещались царские конюшни, сегодня используется как выставочный зал.
Рис. 3.2. Факторы, влияющие на форму архитектурного объекта Форма и содержание по существу являются философскими категориями и, как философские категории, взаимосвязаны через 3 понятия: СУЩНОСТЬ, ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА и ВНЕШНЯЯ ФОРМА. СУЩНОСТЬ архитектурного объекта - функционально-планировочная и конструктивная СТРУКТУРА ГЛАВНЫХ ПОМЕЩЕНИЙ, определяющих назначение здания. ВНУТРЕННЯЯ ФОРМА - функционально-планировочная и конструктивная структура ЗДАНИЯ, соответствующая его сущности. ВНЕШНЯЯ ФОРМА - объемно-пространственная композиция, ее приемы и средства, дающие информацию о назначении архитектурного объекта. Внешняя форма обладает относительной самостоятельностью. Архитектурный объект со временем может утратить изначальную функцию, но его яркий и своеобразный образ может бесконечно долго восхищать и впечатлять. Вопросы для самоконтроля > Два выражения формы в архитектуре. > Взаимосвязь внутреннего пространства и внешнего объема. > Факторы, влияющие на форму в архитектуре. > Существо взаимосвязи содержания и формы в архитектуре. > Объясните консерватизм формы в архитектуре. > Определите термин «сущность» архитектурного объекта. > Определите термин «внутренняя форма». > Определите термин «внешняя форма».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|