Динамика развития культурно-досуговых учреждений в 20-30 гг. ХХ века
Рассмотрение данного вопроса хотелось начать с освещения особенностей исторического аспекта того времени. Это были первые годы Советской власти, когда ставились и решались задачи создания государственной системы народного образования, самообразования, системы культурно-досуговых учреждений, приобщения народа к знаниям и культуре. Об этом свидетельствует Программа РКП(б), принятая в 1919 г. на VIII съезде партии, в которой был специальный раздел в области развития просвещения, науки и культуры [12, с.154]. Впервые вся культурно-досуговая деятельность стала носить государственный характер. Были национализированы основные объекты культуры (театры, кино, народные дома, музеи, богатейшие коллекции произведений искусства, в частности Третьяковская галерея, галереи Щукина, Морозова, Остроухова в Москве, Эрмитаж - в Петрограде и т.д.). Введено бесплатное их посещение. Эти учреждения стали доступны для народа. Культурная революция предполагала: - построение единой системы культурно-досуговых учреждений; - подготовка квалифицированных кадров в данной области; - государственное финансирование; - создание прочной материальной базы; Исторический анализ просветительской и досуговой деятельности в 1920-1930 гг. дает возможность трезво оценить это важный период в развитии культурно-досуговой деятельности. Условно мы можем разделить его на два десятилетия. Первое десятилетие было отмечено значительной активностью самого населения в области культуры, в т.ч. и культурно-досуговой деятельности. Повсеместно в городе и деревне создавались клубы, избы-читальни, народные дома и библиотеки; коллективные органы управления этими учреждениями - советы, правления - избирались на общих собраниях их посетителей. Государство и партия занимает главное место в системе руководства культурным строительством.
В 1920 г. Внешкольный отдел при Народном комиссариате просвещения РСФСР преобразовывается в Главный политико-просветительный комитет республики (Главполитпросвет). Он был создан на правах отдела ЦК партии. В структуре губернских, уездных партийных комитетов сначала имелись различные отделы, коллегии, комиссии для руководства вопросами культуры и идеологии. Так, например, Московский комитет РКП(б) во второй половине 1918 г. создал институт партийных организаторов, в обязанности которых входили вопросы агитационно-пропагандисткой и культурно-просветительной работы. К началу 1921 г. был создан агитационный отдел с шестью подотделами: агитационный, литературно-издательский, учета и использования агитационных сил, учета и обработки материалов, библиотечный и национальных меньшинств [12, с. 186]. В данный период росло значение профсоюзов в общей системе руководства сферой культуры, их вклад в организацию культурно-просветительной работы, укрепление материально-технической базы профсоюзных учреждений культуры. Но вся деятельность профсоюзов в сфере культуры была подчинена политпросветам. В послереволюционный период страна переживала тяжелые экономические трудности: гражданская война, голод, разруха, отсюда слабая материально-техническая база культуры. Не хватало бумаги, печатных станков, музыкальных инструментов, около 75% населения России было безграмотным (в различных источниках называются разные показатели процента грамотности населения России). В национальных окраинах процент грамотности был еще ниже, 48 национальностей вообще не имели своей письменности [5, с.82]. Невосполнимой утратой для культуры России явился фактор оттока интеллигенции. Многие представители интеллигенции депортированы. В 1922 г. более 100 крупнейших ученых были вывезены, в том числе такие известные ученые, как И.А. Бердяев, из России на пароходе. Из 45 членов Академии наук 7 человек в первый год после революции умерли от голода. За два месяца после революции были закрыты 120 газет, а за 1917-18 гг. - 337 различных органов печати [6, с.94]. Под видом уничтожения старых памятников разрушались монастыри, церкви и храмы, сносились памятники; культурные ценности, иконы вывозились за границу, разворовывались фонды библиотек. К 1920 г. было ликвидировано около 700 монастырей, разорено большое число дворянских усадеб, уничтожены ценные архитектурные сооружения.
Можно говорить и об интеллектуальном и психологическом ущербе, о разрушительной силе послереволюционного процесса. Происходила ломка традиций, отрицалась религия, идеи "массы" противопоставлялись идее "личности". Победившая партия утверждала свою идеологию, используя все средства воздействия, различные учреждения культуры и общественные движения, в т.ч. клубы, библиотеки, художественную самодеятельность. Российское телеграфное агентство выпустило огромное количество политических плакатов. Работал огромный агитационный аппарат, включая и политизированные в 20-е годы учреждения культуры (агитпоезда, агитпароходы). В июле 1920 г. создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности. С 1922 года была создана Всероссийская Комиссия помощи самообразованию при Главполитпросвете, которая через год приступила к выпуску популярного журнала "Помощь самообразованию". С 1923 года начала работать Центральная комиссия по самообразованию и стали открывать губернские и уездные самообразовательные бюро [12, с.193]. Ликвидация неграмотности становилась делом государственным и обязательным. Все граждане от 8 до 50 лет были обязаны учиться, обучение проводилось за счет средств государства. При этом рабочий день обучающихся сокращался на два часа с сохранением заработной платы. Была введена чтецкая повинность, привлечено все грамотное население для осведомления населения о мероприятиях Советской власти. Государством были отпущены средства на эту работу, напечатано около 5 млн. букварей для взрослых, улучшено продовольственное снабжение работников ликбеза. С 1918 г. стали открываться пункты по ликвидации неграмотности, школы для малограмотных при учебных заведениях, фабриках, заводских клубах, избах-читальнях и библиотеках. Представляет интерес и исторический анализ проводимых в 20-30-х гг. культпоходов (детский, библиотечный и др.), положительные и отрицательные моменты в их организации, роли учреждений культуры в этой работе. Культпоход в деревню начался по инициативе молодежи, комсомольцев в 1928 г [6, с.124]. Целью культпохода была ликвидация неграмотности и связанное с ней бескультурье в быту. В дальнейшем в задачи культпохода входила помощь культурно-досуговым учреждениям в создании материальной базы (закупка книг, музыкальных инструментов и т.д.). В результате культпоходов значительно повысился общий культурный уровень населения, было открыто большое количество учреждений культуры, чайных вместо пивных лавок, столовых и общежитий.
Новым в организации досугового общения в первые послереволюционные годы стал усиленный рост клубов, состав которых отличался большим разнообразием: рабочие, крестьянские, комсомольские, партийные, красноармейские, школьные, детские и т. д. В общем русле тотальной социализации стоявшие у власти люди увидели одно из важных средств "коммунистической организации свободного времени". Приобрел популярность лозунг о том, что общественному характеру производства должен соответствовать и общественный характер досуга. На этой основе родился самый настоящий клубный бум. При клубах создавались библиотеки, читальни, партшколы. В феврале 1919 года газета "Правда" разъясняла, что через клуб партия должна воспитывать новое поколение трудящихся и формировать идею новой жизни. Предусматривалась организация экскурсионной работы, развитие художественного творчества путем создания литературных драматических, музыкальных и других кружков художественной самодеятельности. В общественно-политическую и культурно-просветительную жизнь молодой Советской республики быстро входили клубы заводов, фабрик, создавшиеся профсоюзными комитетами. Они открывались в национализированных имениях, особняках царской знати, капиталистов и помещиков. В сентябре 1921 года ЦК РКП(б) утвердил положение о единой сети и типах клубов. В нем указывалось на необходимость повышения идейного содержания клубной работы, преодоления существующей тенденции к превращению клубов, народных домов в коммерческие учреждения чисто развлекательного характера. Партийным организациям следовало пресекать увлечение руководителей клубных учреждений принципами безубыточности, доходности клубной работы в ущерб ее идейности и содержательности [5, с. 304]. Именно на клубы партия возлагала одну из коренных задач культурно-просветительной работы - задачу политического просвещения трудящихся.
С 1922 года, в начале НЭПА, происходит перевод всей сферы культуры и просвещения на местное финансирование. Данный процесс повлек за собой резкий спад в развитии сети культурно-просветительных учреждений, сокращение работников. По данным Главполитпросвета, в 1922 году по сравнению с 1921 годом число изб-читален сократилось почти в 4 раза, библиотек в 2 раза, клубов и народных домов в 2 раза [5, с.312]. Только благодаря развитию широкой народной инициативы по укреплению материально-технической базы учреждений культуры удалось преодолеть трудности. Клубы превращались в действительные центры массовой пропаганды и развития творческих способностей трудящихся, они использовались как места отдыха и разумного развлечения. Процесс повсеместного создания клубов, особое внимание содержанию их работы, поддержка партии - все это действительно положительно отразилось на культурно-просветительной деятельности страны. Но существовали и негативные стороны в работе культурно-просветительных учреждений. Уже с середины 20-х годов деятельность клубов стала вызывать серьезное недовольство со стороны некоторой общественности. Разгорелась бурная дискуссия по поводу, каким должен быть клуб и чем он призван заниматься. Уместно вспомнить в этой связи о горячих спорах, прокатившихся по страницам газет и журналов в 1924-1925 годах. Зачинателями его стали заводские рабочие, письмо которых было напечатано в газете "Правда". Это они первыми выступили против учреждавшейся агитационно-пропагандистской модели клуба, в рамках которой не оставалось места ни свободному общению, ни обыкновенному отдыху, ни так необходимому для человека развлечению. Вполне понятно, что переломить партийную линию в области клубного дела в ту суровую пору не удалось. Конец 20-х и начало 30-х годов стали временем прямого запрещения клубного членства, в результате которого клуб перестал отличаться от обычного учреждения - сюда можно было заглянуть на какое-то массовое мероприятие или заседание политического кружка - но не более того. Клубы на глазах перерождались в казенные агитационно-пропагандистские учреждения. Тотальная идеологизация и политическая ангажированность со временем буквально выдавили из клубной деятельности то, ради чего она, собственно, и возникла - свободное досуговое общение.
Очень плохо пришлось свободным молодежным объединениям. Конец 20-х и последующее десятилетие стали временем, когда эти объединения разгоняли ни за что. Так случилось, например, с филологическим кружком ленинградских студентов, членом которого был тогда будущий академик Д.С. Лихачев, Еще более трагичной оказалась судьба литературно-театральной группы "Объединение реального искусства" (ОБЭРИУ) - поэтов Д. Хармса, Н. Заболоцкого, А. Введенского и др. Культурно - просветительная деятельность в Советском Союзе, наряду с остальными видами деятельности во всех сферах и отраслях производства осуществлялась на основе долгосрочного планирования. Социально-культурное строительство подразумевало выполнение пятилетнего Госплана. К началу 30-х годов закончилась деятельность по ликвидации безграмотности. Возросшему уровню грамотности населения страны не могли соответствовать старые тины учреждений культуры. Параллельно с клубами в городах открывались дома и дворцы культуры, парки культуры и отдыха, технические библиотеки, а в деревне - сельские и колхозные клубы, массовые библиотеки и дома социалистической культуры в районных центрах. В 1930-е гг. была создана сеть высших учебных заведений, готовящих работников культурно-досуговых учреждений. В 1930 г. открылись Московский и Харьковский библиотечные институты. В 1928 году создается первый рабоче-крестьянский радиоуниверситет с общеобразовательным, сельскохозяйственным, кооперативным и педагогическим факультетами. В 1930 году он был преобразован в институт заочного обучения по радио (ИЗОР), который имел целый ряд филиалов в регионах. В середине 30-х годов в системе центрального радиовещания начал работать специальный сектор самообразования. Содержанием его деятельности стала организация эпизодических и цикловых лекций по различным наукам и отраслям народного хозяйства. На смену краткосрочной курсовой системы подготовки избачей, библиотекарей и клубных работников пришла планомерная подготовка высококвалифицированных кадров. В 1920-е гг. никакая статистика не могла учесть количества кружков и художественных студий. Преобладали театральные коллективы, однако развивались и другие жанры творческой деятельности; кружки, как правило, были многочисленными, имели от 50 до 100 участников, которые сами шили, готовили реквизит, рисовали декорации, будучи одновременно "артистами". В репертуаре театральных кружков были классические пьесы, но предпочтение отдавалось героическим, таким, например, как "Разбойники" Шиллера, "Взятие Бастилии" Р.Роллана, "Ткачи" Гаутмана и др. Популярностью пользовались пьесы Гоголя, Островского, Чехова, Горького. Важное место в художественном воспитании населения занимала культурно-просветительная организация "Пролетарская культура" (Пролеткульт). В 1919 г. Пролеткульт имел 88 губернских и уездных организаций и издавал в центре и на местах 15 журналов, в том числе "Пролетарскую культуру", "Горн" и другие. Эта культурно-просветительная организация создавала рабочие клубы, театры, различные художественные студии. В 30-40 гг. расширяются жанры художественной самодеятельности. Наряду с драматическими, хоровыми и музыкальными коллективами возникают изостудии и танцевальные коллективы. Начали создаваться первые самодеятельные симфонические оркестры, любительские оперные коллективы. Происходит также количественный рост художественной самодеятельности. Первый театр рабочей молодежи возник в Ленинграде в 1925 г., в 1930 г. их количество достигло 70. Прочное место в репертуаре театров занимали пьесы русской классической литературы, популярны инсценировки. Возникло и прочно закрепилось шефство профессиональных коллективов и отдельных деятелей искусства в сфере художественной самодеятельности. Известна в этом плане деятельность театра им. Е. Вахтангова, великих артистов - К.С. Станиславского, В.И. Качалова, А.Л. Яблочкиной и других. В кружках художественной самодеятельности 1930-х гг. проводится систематическая учебно-воспитательная работа, заметно улучшается репертуар. Коллективы художественной самодеятельности с увлечением начинают работать над произведениями русской и западной классики. В числе лучших коллективов тех лет были: капелла Юго-Западной железной дороги, хор бандуристов металлозавода Днепропетровска, хор гусляров ленинградских строителей, вокально-танцевальный коллектив Батумского нефтезавода и другие. Планомерный характер приобрела учеба руководителей художественной самодеятельности. В 1930 г. Дом им. В. Поленова был реорганизован в Центральный дом самодеятельного искусства им. Н.К. Крупской (с 1939 г. он стал называться Всесоюзным домом народного творчества), который развернул инструкторско-методическую работу, проводил семинары и курсы руководителей художественной самодеятельности, рассылал репертуарные бюллетени и т.п. Дома самодеятельного искусства создавались и на местах, в областных центрах. В 1935 г. в Москве был открыт первый в стране театр народного творчества. Таким образом, в результате анализа всех изменений в культурной жизни страны, хотелось бы отметить, что 20-30 гг. ХХ века являются переломными для становления и развития различных культурно-досуговых учреждений.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|