Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Работа классного руководителя с родителями

Приложение 5.

(Дереклеева Н.И. Справочник классного руководителя (5-9 классы) /Н.И. Дереклева. - М.: ВАКО, 2005.- 304с.)

 

КОНСУЛЬТАЦИИ РОДИТЕЛЕЙ

 

Тематические и индивидуальные консультации проводятся по запросам самих родителей, если они сталкиваются с проблемой в воспитании ребенка, которую самостоятельно решить не могут. Тематические и индивидуальные консультации могут быть проведены для родителей по рекомендации классного руководителя, если классный руководитель видит, что родители не в состоянии самостоятельно разобраться с проблемой или проблема доведена до конфликтной ситуации, или родители пытаются уйти от решения трудной ситуации.

Тематические и индивидуальные консультации должны тщательно готовиться. При подготовке к консультации необходимо побеседовать с ребенком, его ближайшим окружением, педагогами, причем делать это необходимо тактично и умело. Каждая консультация предполагает не только обсуждение проблемы, но и практические рекомендации по ее решению. Не всякий классный руководитель может провести такую консультацию, поэтому всегда уместно привлечение компетентных людей и специалистов к поиску решения в трудной ситуации.

Требования к проведению консультации

1. Консультация проводится по запросам родителей, ребенка и классного руководителя.

2. Проблема, которая будет обсуждаться, классному руководителю хорошо известна и рассматривалась им самим с различных позиций: ребенка, родителей, педагогов.

3. В ходе консультации необходимо дать возможность заинтересованным сторонам высказать свое мнение и свое отношение к проблеме.

4. Участники консультации, которые пытаются помочь родителям, должны быть компетентны в решаемой проблеме.

5. Консультация должна проходить в доброжелательной атмосфере, без назидания и угроз.

6. В ходе консультации необходимо обратить внимание на все то хорошее и положительное, что есть в ребенке, и только потом говорить о проблемах.

7. В ходе консультации неуместно сравнивать детей друг с другом, можно лишь говорить о прежних качествах, успехах и недостатках в сравнении с сегодняшним днем.

8. Консультация должна дать родителям реальные рекомендации по проблеме специалистов, педагогов, классного руководителя.

9. Консультация должна быть перспективной и способствовать реальным изменениям в семье и в лучшую сторону.

10. Результаты консультации не должны стать темой обсуждения посторонних людей.

 

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ СОБРАНИЙ

 

Одной из главных ступенек в сотрудничестве родителей со школой является классное родительское собрание. Классное родительское собрание проводится 4-5 раз в учебном году. На классном родительском собрании обсуждаются задачи учебно-воспитательного процесса в классе, планируется и обсуждается построение воспитательного процесса, определяются стратегические линии сотрудничества родителей и школы, подводятся итоги работы за год. Обсуждение успеваемости учащихся не должно стать главным аргументом в организации и проведении родительского собрания.

Родительские собрания могут быть:

· организационными;

· текущими или тематическими;

· итоговыми;

· общешкольными и классными.

Родительское собрание закономерно считается в среде учителей не менее сложным «жанром», чем уроки или внеклассная работа. Здесь встречаются две стороны, участвующие в образовательном процессе, - педагоги и родители - для того чтобы выслушать друг друга и обсудить основные проблемы третьей, самой главной стороны - детей. Именно поэтому в разделе функциональных обязанностей классных руководителей проведению родительских собраний отведена первая строка. Это обстоятельство налагает большую ответственность на классного руководителя на всех этапах подготовки, проведения и осмысления итогов родительского собрания.

Для школьных психологов родительские собрания также являются одним из важнейших средств сопровождения детей. Все сотрудники школьного психологического центра: психологи, логопеды, социальные педагоги - постоянно участвуют в собраниях, готовят отдельные собрания, обсуждают сценарии собраний, предлагают актуальные темы для собраний и, наконец, анализируют итоги.

В подготовке родительского собрания можно выделить следующие этапы.

Этап 1. Организация родительского собрания. Этот этап, несомненно, начинается с определения повестки дня собрания и приглашения на него всех участников.

Опыт показывает, что далее разумно провести собеседование классного руководителя с учителями-предметниками. Цель этой встречи - персональное обсуждение учебных достижений и особенностей поведения учащихся на уроках. Полученную информацию можно использовать для анализа и обобщения основных тенденций участия школьников в образовательном процессе, в противном случае любые рассуждения классного руководителя на эту тему будут носить характер частных замечаний. Вместе с тем совершенно ясно, что родителей интересуют и подробные результаты учебной работы их ребенка, именно поэтому нам кажется разумной подготовка сводных листов успеваемости по каждому ребенку отдельно. В тех случаях, когда учебная ситуация вызывает тревогу педагогов, классному руководителю стоит особо подчеркнуть тот или иной ряд оценок (маркером, например). При всей трудоемкости этой процедуры она себя оправдывает, так как широко известно, что дневник целостной картины развития ученика в учебном процессе не дает.

При подготовке собрания следует продумать и организацию явки родителей. Практика показывает, что эта часть работы гораздо важнее, чем контроль записей в дневнике учащихся. Очень важно создать атмосферу ожидания родительского собрания: заблаговременно пригласить родителей, разослать именные приглашения, подготовить альбомы и видеоматериалы, освещающие внеклассную жизнь детей, заранее оформить благодарственные письма тем родителям, чьи дети принимали участие в конкурсах и олимпиадах. Завершает организационную часть этапа подготовки оформление классного помещения для проведения в нем родительского собрания. Нам не раз приходилось наблюдать, как менялся в лучшую сторону настрой родителей, когда их встречал элегантный приветливый педагог в праздничном, чисто убранном классе.

Этап 2. Подготовка сценария и проведение собрания. Сценарий и проведение собрания - предмет творчества педагога. Учитель лучше знает родителей своего класса, чутко улавливает их настроение. Тем не менее любое собрание должно, на наш взгляд, включать в себя 5 обязательных компонентов:

- Анализ учебных достижений учащихся класса. В этой части родительского собрания классный руководитель знакомит родителей с общими результатами учебной деятельности класса; с самого начала стоит предупредить родителей, что ответы на частные вопросы они получат только в ходе персональной встречи. Знакомя участников родительского собрания с мнением педагогов-предметников, следует помнить о повышенной тревожности родителей и, передавая те или иные суждения, разумно отказаться от субъективных интерпретаций.

- Ознакомление родителей с состоянием социально-эмоционального климата в классе. Классный руководитель делится наблюдениями о поведении ребят в значимых для них ситуациях (на уроках, на переменах, в столовой, на экскурсиях и т. д.). Темой разговора могут быть и взаимоотношения, и речь, и внешний вид учащихся, и другие вопросы. Очевидно, что родители должны понимать миссию школы как института социализации, в котором ребенок получает опыт взаимодействия с другими людьми, не менее важный, чем сумма знаний. Излишне напоминать о необходимости быть предельно деликатным, избегать негативных оценок в адрес конкретного ученика, а тем более родителя. Не стоит превращать эту часть собрания в перечисление «греховшкольников».

- Психолого-педагогическое просвещение. Важно помнить, что задача повышения уровня психолого-педагогической компетентности родителей - одна из важнейших задач классного руководителя. Неплохо предложить родителям информацию о новинках педагогической литературы, об интересных выставках, фильмах и т. д.

- Обсуждение организационных вопросов (экскурсии, классные вечера, приобретение учебных пособий и т. д.) состоит их двух составляющих: отчета о проведенной работе и информации о предстоящих делах: заметим, что финансовые проблемы лучше всего заранее обсудить с родительским комитетом.

- Личные беседы с родителями. На этом этапе объектом внимания номер один должны стать родители детей, имеющих проблемы в обучении и развитии. Сложность состоит в том, что очень часто эти родители, опасаясь критики, избегают родительских собраний, и классный руководитель должен стремиться обеспечить им чувство безопасности, дать понять, что их здесь не судят, а стремятся помочь. Очень эффективна тактика присоединения: «Я вас понимаю!», «Я с вами согласен!»

Этап 3. Осмысление итогов родительского собрания. Подведение итогов собрания начинается на самом собрании: необходимо сделать выводы, сформулировать необходимые решения, дать информацию о следующем собрании. Важно выяснить и отношение родителей к проведенному собранию, разумно заранее подготовить необходимые опросные листы для оценок и пожеланий родителей; все это впоследствии станет предметом размышлений. Предметом анализа должны будут стать точно так же персональный состав родителей, оставшихся на личную беседу, вопросы родителей в ходе собрания, явка родителей, причины отсутствия, участие родителей в обсуждении и т. д. Информация об итогах родительского собрания должна быть доведена до администрации школы и коллег-педагогов.

 

ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ КЛАССНОГО РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

Правило первое. Тема родительского собрания должна быть актуальна для родителей.

Правило второе. Родительское собрание должно проводиться в удобное для родителей время.

Правило третье. План проведения родительского собрания должен быть им известен.

Правило четвертое. Общение классного руководителя и родителей должно быть тактичным и выдержанным.

Правило пятое. Родительское собрание не должно навешивать ярлыков.

Правило шестое. Родительское собрание должно быть педагогически полезным и хорошо подготовленным.

Советы психологов:

· перед началом собрания лучше «оставить за дверью» плохое настроение;

· отведите на проведение собрания не более 1,5 часов;

· самый приятный звук для человека - его имя: положите перед собой список с именами и отчествами родителей;

· перед началом родительского собрания объявите вопросы, которые планируете обсудить;

· не забудьте «золотое правило» педагогического анализа: начинать с позитивного, затем говорить о негативном, завершать разговор предложениями на будущее;

· предупредите родителей, что не вся информация может быть передана детям;

· поблагодарите всех, кто нашел время прийти (особенно отцов);

· дайте понять родителям, что вы хорошо понимаете, как трудно ребенку учиться;

· в личной беседе оценивайте успехи детей относительно их потенциальных возможностей;

· доведите до родителей мысль: что «плохой ученик» не означает «плохой человек».

· родитель должен уйти с собрания с ощущением, что он может помочь своему ребенку.

Не стоит:

- осуждать присутствующих родителей за неявку на предыдущие собрания;.

- сравнивать успехи отдельных учащихся и разных классов;

- давать негативную оценку всему классу;

- переоценивать значение отдельных предметов;

- использовать в общении с родителями назидательный тон.

И еще раз - будьте предельно корректны и тактичны!

 

Приложение 6.

Личностная ситуация

(Крюкова Е.А. Личностно-развивающие образовательные технологии: природа, проектирование, реализация: Монография. - Волгоград: Перемена, 1999. - 196с.)

 

 

Личностная ситуация - «совокупность условий и обстоятельств, порождающих лично-значимое для ученика отношение к тому, что он видит, слышит, делает.

Личностная ситуация не возникает случайно, а создается педагогом целенаправленно. При этом воспитанник оказывается в новых условиях, востребующих от него новую модель поведения, связанную с рефлексией, осмыслением, переосмыслением, переживанием собственной жизненной истории и, в конечном итоге, проектировании такого способа жизнедеятельности, который адекватен природе личностного развития индивида.

В своей основе ЛС может содержать следующее:

- нравственный выбор;

- самостоятельную постановку целей;

- ощущение собственной значимости для других людей;самоанализ и самооценку;

- отказ от прежних воззрений и принятие новых ценностей;

- препятствие, требующее проявление воли и переживания радости собственного открытия;

- осознание своей ответственности за явления природной и социальной действительности.

Взяв за основу фундаментальные функции(проявления) личности - смыслоопределения,рефлексии, творческой самореализации, построения «Я»-образа, автономности и ответственности, мы выделяем следующие базовые личностные (личностно -развивающие) ситуации:

- избирательности (проявляется и формируется в результате выбора ценностей ребенком);

- рефлексии и самооценки (невозможно вести воспитание личности вне ее самостроительства)

- поиска смысла (самообоснование собственных действий);

- ответственного решения (внутренняя ответственность, система внутренних запретов, «категорический» императив);

- волевого усилия при постановке и достижении целей (самоорганизация, накопление опыта собственной личностной деятельности);

- креативности создание себя возможно только в режиме творчества);

- свободы и автономности (свобода как важнейшее условие личностного развития человека))

Элементарной технологической единицей создания личностно-развивающей ситуации выступает диалог как форма обмена духовно-личностными потенциалами, как способ согласованного взаиморазвития и взаимной деятельности педагогов и воспитанников.

Личностно-развивающая ситуация выступает как своеобразная игра, смысл которой не в достижении цели, а в свободном выражении своих творческих сил, в возможности познавать и решать практические задачи «играючи».

 

Приведем примеры личностных ситуаций.

 

(Шевцова М.А. Личностная ситуация на уроке иностранного языка в первом классе общеобразовательной школы как условие формирования познавательного интереса / Известия Воронежского пеуниверситета.Том 250. Личностно ориентированное образование: история, теория, практика. Сборник научных трудов. - Воронеж: ВГПУ, 2000.- 217с.

Лаврикова Т.В. Личностный подход в обучении и его технологии. Учебное пособие для студентов педвузов. Часть 1. - Воронеж: ВГПУ, 1994. - 43с.):

 

В сюжетно-ролевой игре «Покупки дети не только тренируют лексические единицы, повторяют тему «Игрушки», но они также подвержены особым переживаниям, затрагивающим их важнейшие личностные функции. Вместо традиционной цели «запомнить» и «ответить» у детей возникает цель реального достижения, а процесс учения приобретает черту непроизвольности, состязательности, сотрудничества. Учитель объясняет детям, что в волшебном магазине они могут купить любые подарки мамам, папам, бабушкам, дедушкам, другим родственникам и друзьям к Новому году (или другому празднику). Выступая в роли продавца, он помогает детям укрепить ценностно-смысловые ориентиры в педагогическом взаимодействии, такие, как любовь к родным (всем надо купить подарок, чтобы никого не обидеть), взаимопомощь (ребенок забыл, как будет по-английски «кукла», «машинка», -друзья ему помогают), взаимовыручка (ученику не хватает денег, чтобы купить понравившуюся ему игрушку, дети проявляют великодушие и не оставляют его в беде, одолжив необходимую сумму), радость творения добра (ребенок начинает понимать, что приятно не только получать подарки, но и готовить их, дарить).

 

На уроке английского языка дети первого класса изучают тему «Цвета». Сюжет построен таким образом, что по пути в лес они наталкиваются на волшебную речку, где почему-то все рыбки бесцветные и нет воды. Учитель ставит перед детьми ответственную задачу — спасти всех рыбок, в противном случае, они умрут без воды. Для этого ученики должны вспомнить названия цветов на английском языке, чтобы раскрасить рыбок и воду. Ребенок понимает, что на нем лежит огромная ответственность за живые существа, которые он обязан спасти. Дети увлеченно пытаются решить эту непростую задачу, вспоминают английские слова, сопереживают, т. к. для них важен только положительный результат.

 

...Варианты контрольной по математике, написанные на доске, - разной степени сложности. Учитель поясняет, что выбрать можно любой, но «отлично» оценивается лишь выполнение всех заданий избранного варианта, добавив: «Для тех, кто рискнет испытать свои возможности, самый лучший вариант — четвертый». Ученик «идущий на медаль», уже прикинув вариант попроще, вдруг замечает устремленные на него глаза одноклассников. Секунды замешательства, и его рука, помедлив, выводит номер «трудного» варианта.

Чем больше ЛС в педагогическом взаимодействии, тем больше этот процесс «ориентирован личностно». В зависимости от поставленных учителем целей, они могут предназначаться всему классу («фронтальные») или конкретному ученику («индивидуальные»).

 

Коммуникативная атака

(Лещинский В.И. Педагогическая технология личностной ориентации / В.И.Лещинский. -Воронеж:Изд-во им. Е.А.Болховитинова, 2001.-157с.)

 

Урок по лирике Пушкина. Учительница зажигает свечу в красивом подсвечнике. «Именно в этот день, много лет назад умер великий русский поэт Александр Сергеевич Пушкин. Пусть горит эта свеча...».

 

Учительница держит в руках две розы: белую и красную.

- Найдите эпитеты к белой розе.

- Чистая, робкая хрупкая, нежная, юная...

- А теперь к алой.

- Страстная, жгучая...

- Знаете, ребята, эти две розы, как героини пушкинского «Бахчисарайского фонтана» Зарема и Мария...

 

Урок анатомии. Тема «Органы дыхания». Учительница начинает урок со странного соревнования: просит ребят засечь время и задержать дыхание — кто сколько выдержит. (Включение в урок было моментальным. Интерес к последующему объяснению — огромный).

 

Тема лекции «К.Д.Ушинский — основоположник российской педагогической науки». Прежде чем перейти к основным идеям этого великого педагога, лектор останавливается на описании его портрета: «Внешне это был ничем не примечательный человек, достаточно аскетичного телосложения; не отличался он и отменным здоровьем. Вот еще один удивительный момент в его биографии — в молодости К.Д. Ушинский не планировал посвятить свою жизнь педагогике. Что же произошло в его жизни? Как сложились обстоятельства, в результате которых мы получили такого гениального российского педагога? Откуда в этом человеке столько сил и желания помочь России, ее народу?!»

 

Урок психологии в 8 классе. Тема урока «Темперамент». Слова учителя: «Ребята, каждый из вас, наверно, думает, что знает сам себя лучше остальных. Конечно, каждый может при случае рассказать о себе много интересного. Но я уверена, что вы о себе еще не все знаете… А хотите узнать прямо сейчас? И сегодня на уроке психология поможет каждому из вас открыть эту тайну: Кто вы? Каковы ваши индивидуально-своеобразные свойства психики, которые объясняют особенности поведения? Что такое темперамент? К какому типу темперамента принадлежите вы? Но: обратите внимание, что вы сами поможете найти ответы на эти интересные и важные для всех вас вопросы. Итак, начинаем.»

 

Приложение 7.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...