Формирование универсальных учебных действий
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта. Способность обучающегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться, обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщённые действия открывают учащимся возможность широкой ориентации как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включающей осознание её целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение обучающимися всех компонентов учебной деятельности, которые включают: познавательные и учебные мотивы, учебную цель, учебную задачу, учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Умение учиться — существенный фактор повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, формирования умений и компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Функции универсальных учебных действий включают: · обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; · создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию, необходимость которого обусловлена поликультурностью общества и высокой профессиональной мобильностью;
· обеспечение успешного усвоения знаний, формирование умений, навыков и компетентностей в любой предмет ной области.
Виды универсальных учебных действий. 1. Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий: - личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; - смыслообразование, т. е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом, другими словами, между результатом учения и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение? — и уметь на него отвечать; -нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор. 2. Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: - целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что ещё неизвестно; - планирование — определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий; - прогнозирование — предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик; - контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция — внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами; - оценка — выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы; - саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий. 3. Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы. Общеучебные универсальные действия: - самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; - поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; - структурирование знаний; - осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; - выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; -рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; - смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации; - постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия: - моделирование — преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта (пространственно-графическая или знаково-символическая);
- преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область. 4. Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и учёт позиции других людей, партнёров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. К коммуникативным действиям относятся: - планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками — определение цели, функций участников, способов взаимодействия; - постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; - разрешение конфликтов — выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация; - управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка его действий; - умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации. Рассмотрим кратко метопредметный подход, применяемый в образовательном процессе. Метапредметный подход – это очень хорошее знание своего предмета, что собственно и позволяет деятельностно пересобирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее – на рефлексивных основаниях. Какие же технологии и методики способствуют формированию метапредметных результатов?
- регулятивные умения (постановка вопросов, формулирование гипотез, определение целей, планирование, выбор тактики, контроль, анализ, коррекция свей деятельности); - качества мышления (гибкость, антиконфоризм, диалектичность, способность к широкому переносу и т.п.). Возможность формирования метадеятельности заложены в ряде методик, подходов и технологий: - развивающее обучение Эльконина-Давыдова;
- мыследеятельностная педагогика; - коммуникативная дидактика; - эвристическое обучение; - технология логико-смыслового моделирования; - школа М. Щетинина и др. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития и саморазвития ребенка, преемственность всех ступеней образовательного процесса, лежит в основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания.
Приложение 8. Как объединить учеников
(Кульневич Т.В., Неделина С.В.Подготовка к междисциплинарному экзамену по педагогике и психологии (педагогический компонент): учебно-методическое пособие / Т.В.Кульневич,С.В.Неделина. -Воронеж: Воронежский госпедуниверситет, 2011.-138с.)
Важнейшим условием формирования коллектива выступает организация совместной деятельности. Для этого необходимо: обозначить общественно значимые и увлекательные для детей перспективы»; включить детей в совместную деятельность, развивать самоуправление и традиции;формировать общественное мнение. Играет роль тон и стиль взаимоотношений в коллективе. Характерными признаками правильного стиля и тона, по Макаренко, являются: бодрость и подтянутость, деловитость и точность в работе, спокойная уверенность в своих силах, радостное, оптимистическое отношение к жизни. По мнению Л.И. Новиковой, основной характеристикой коллектива, рассматриваемого как субъект воспитания, является поле коллектива. В практике воспитания о поле можно судить: 1. по ценностным ориентациям; 2. общественному мнению; 3. традициям; 4. эмоциональному настрою.
Примерный алгоритм организации совместной деятельности
1. Продумайте и подберите необходимые методы и приемы, с помощью которых вы будете изучать межличностные отношения учеников классе, а также определять уровень развития классного коллектива. Организуя совместную деятельность, педагог должен знать, каково положение каждого ученика в классе и каковы отношения между группировками. 2. Вспомните важнейшие принципы, без которых невозможно подлинное коллективное воспитание. 3. Уточните роль педагога, его функции, стиль деятельности по организации классного коллектива. 4. Установите в классе (в соответствии с возрастными особенностями детей) общую цель, одинаковую для всех (или хотя бы для подавляющего большинства), значимую, интересную, позволяющую самоутвердиться. Основные направления, по которым возможна постановка общих целей: а) внеклассные мероприятия разового характера; б) долговременные внеклассные объединения, фундаментом которых является общение; в) цели, дела, связанные с учебной деятельностью, например, коллективный социальный или учебный проект и т. д.; г) ситуативные цели, которые «подбрасывает» ситуация. 5. Продумайте, каким образом можно мотивировать учеников на достижение поставленной общей цели. Смоделируйте способы, приемы вовлечения личности в совместную деятельность по раскрепощению творческого потенциала личности (общая творческая деятельность воспитателей и воспитанников, обучающее воспитание общей заботой, обязательность действия принципа перемены социальных ролей, объединение по интересам и т. д.). 6. Организуйте деятельность таким образом, чтобы наибольший авторитет получали группировки (лидеры) с самыми высокими ценностями. 7. Чтобы сменить позицию «непризнанного»,»отверженного»в классе, следует, во-первых, создать соответствующее поле деятельности, где бы ребенок мог раскрыться и войти в близкую ему группировку; во-вторых, дать ему возможность более тесного общения с учеником, у которого эта роль ярче выражена (необщительному с очень необщительным), формируйте общественное мнение. 8. Смоделируйте содержание воспитательного мероприятия(ценности: нормы поведения, требования, образцы, на которые надо ориентироваться, традиции, закрепляющие ценностные отношения, опыт совместной деятельности, опыт социально значимой деятельности). 9. Продумайте средства воспитания, необходимые для достижения поставленной воспитательной цели. 10. Спроектируйте различные виды деятельности, в том числе, по самоуправлению в детском коллективе (создание управленческих структур, распределение обязанностей, оценку и самооценку собственной деятельности).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|