— Виктор Андреевич, расскажите, по-
| вославии, о дореволюционной России не раз-
| раженского монастыря) и архимандрит Исайя
|
|
жалуйста, о том, как у Вас появился интерес
| решена.
| (Белов, насельник Троице-Сергиевой Лавры).
|
|
к православной вере и истории Церкви?
| — И Вы взялись её решать?
| К нам во Фрязино приезжал известный куль-
|
|
— Родился я в Перми, окончил в 1969 году
| туролог академик Сергей Аверинцев. Кстати,
|
|
физфак Пермского государственного универ-
| — Это слишком громко сказано. К тому
| когда его повезли в храм в Гребневе, там тоже
|
|
ситета, трудовую карьеру начал во Фрязине на
| времени я работал в ФИРЭ. Мы, сотрудники,
| возникла известная сложность — храм для
|
|
«Платане». Когда были студентами, мы были
| имели определенные обязательства — напри-
| него нехотя открыли, но очень быстро стали
|
|
«физиками и лириками»: дружили, активно об-
| мер, не вступать в устные или через переписку
| нас оттуда вытеснять. Опять какая-то грубость
|
|
щались с гуманитариями ПГУ — филологами. У
| контакты с иностранцами, не заходить в ино-
| неуместная! Аверинцев тогда уже был изве-
|
|
нас был интерес к иностранным языкам, ведь
| странные представительства. Как же быть?
| стен на всю страну — депутат парламента, ми-
|
|
в это время «хрущёвская оттепель» закончи-
| Ведь единственным источником духовной ли-
| ровая величина. Во Фрязино приезжал и вы-
|
|
лась и «железный занавес» стал крепчать. Мы
| тературы была в основном заграница, куда рус-
| ступал известный публицист, академик Игорь
|
|
были молоды, и нам хотелось знать, как живут
| ские православные люди были изгнаны. Как
| Шафаревич. Приезжал о. Владимир Воробьёв,
|
|
люди в мире. Знание языков позволяло хотя бы
| получить эти книги, журналы? К этому време-
| ныне ректор ПСТГУ; богослов А. И. Осипов.
|
|
читать газеты компартий западных стран (дру-
| ни в г. Фрязино нами было учреждено Благо-
| Фрязино был одним из первых центров воз-
|
|
гих не было). Через филологов мы открывали
| творительное содружество «Православный Па-
| рождения православия в конце 1980-х годов.
|
|
для себя имена русских писателей и поэтов,
| ломник» (официальный статус общественного
| Мы стали печатать книжки в типографиях
|
|
«забытых» в СССР или узнавали о творчестве
| объединения получили в 1991 году). С разре-
| ИРЭ, «Платана», «Истока». Издали молитвослов
|
|
изгнанных, таких как Солженицын. В это вре-
| шения директора ИРЭ академика Ю. В. Гуляе-
| и другие книжечки. Молитвослов издавали по
|
|
мя чтение недозволенного могло испортить
| ва мы получили возможность устанавливать
| вывезенному из-за границы печатному образ-
|
|
и жизнь, и карьеру. Первый случай, когда мы
| контакты с православными за границей. Эми-
| цу на сверхтонкой бумаге. В 1990 году выпу-
|
|
ощутили давление со стороны государственно-
| гранты нам прислали книги и журналы по
| стили первый номер «Гребневского листка».
|
|
го режима, произошел с моим другом — сейчас
| истории России и о православной вере. Дирек-
| 1988–1990 годы были очень плодотворными.
|
|
это пермская писательница Нина Горланова —
| тор и первый отдел разрешили мне, как пред-
| Потом у о. Аркадия матушка умерла от рака,
|
|
её на 2 курсе пытались отчислить за то, что она
| седателю Содружества, вступать в переписку с
| он был переведён в Москву. Сейчас он настоя-
|
|
у себя в комнате общежития повесила икону
| зарубежными издателями. Так нам стали при-
| тель храма при Первой градской больнице —
|
|
как достойное художественное творение. Были
| сылать издания «Православная Русь», «Право-
| ГКБ № 1 им. Н. И. Пирогова.
|
|
и другие ситуации.
| славная жизнь», «Русский пастырь». В это вре-
| Так начался мой миссионерский путь.
|
|
— Расскажите, пожалуйста, о 80-х годах
| мя в г. Фрязино был организован и действовал
| — Сейчас этот путь привёл Вас к напи-
|
|
«Русский клуб». Мы стали с ним сотрудничать.
|
|
прошлого века в г. Фрязино. Как проходило
| Также сотрудники ИРЭ, которые нам симпати-
| санию и изданию серии исследовательских
|
|
возвращение православия в Россию в на-
| зировали и были депутатами городского сове-
| работ о новомучениках. Почему выбрали
|
|
шем городе?
| та, помогли добиться выделения нам домика
| именно эту тему?
|
|
— В 1987 году в Гребнево приехал иерей
| — в бесплатную аренду. Это то строение возле
| — Церковь основана на мощах мучеников.
|
|
Аркадий Шатов. Сейчас он является еписко-
| храма Рождества Христова г. Фрязино, где сей-
| Везде, где идёт служба, лежит плат с мощами
|
|
пом Пантелеимоном, викарием Святейшего
| час располагается церковная книжная лавка.
| (антиминс). Поэтому если нет мучеников, ис-
|
|
Патриарха и назначен управляющим Восточ-
| Наше дело шло не без сложностей. Например,
| поведников, то нет и службы. Были примеры,
|
|
ным викариатством г. Москвы. На гребнев-
| был такой глава города — Юрий Григорьевич
| когда в лагерях и тюрьмах исповедники, не
|
|
ском приходе у меня появилось немало друзей
| Карпов. Наша активность и деятельность была
| имея необходимого плата и осознавая перспек-
|
|
— мы встречались с отцом Иеронимом (Крю-
| ему не по сердцу, наш домик для него был —
| тивы, служили на своей груди. Земля Отечества
|
|
ковым), с алтарником Евгением Богатовым
| как мозоль на глазу. Может, у него были свои
| обильно покрыта костьми мучеников Церкви.
|
|
(он сейчас известен во Фрязине как хороший
| планы на это место — не знаю. Но он заявил:
| Поистине: Россия — открытый небу антиминс.
|
|
иконописец и художник). Но это было время
| «Я сейчас трактор пригоню, и он своротит (…)
| Считается, что насильно никому ничего
|
|
советское. Соответствующее органы ещё не
| этот ваш домик». Потом в его же правление
| навязывать не нужно. Вера — это дар Божий.
|
|
теряли бдительности, а на предприятиях бы-
| такая история была. С ведома руководителей
| Кому-то дано, кому-то нет. У нас много друзей
|
|
товали обветшалые стенгазеты «Атеист». За-
| города устроили административный погром
| было, замечательных и отзывчивых. Я всех
|
|
мечал, что выходишь поздно вечером из цер-
| в общественном православном объединении,
| звал в храм, люди ходили 1–2 раза, и всё. Инте-
|
|
ковной ограды, а у входа автомобиль. Вскоре
| посмевшем разместить дар бесплатных ле-
| рес пропадал. Человек не сам приходит к вере.
|
|
он трогается следом за тобой и медленно едет.
| карств в аптеке, которую администрация спе-
| Это дар, это ответ на жажду человека истины.
|
|
Бывало, что вместо автомобиля сопровождала
| шила превратить в художественный салон.
| История православной дореволюционной Рос-
|
|
«влюбленная» парочка, увязывалась и прово-
| Глава города призвал милицию, нами начало
| сии, история Церкви, история мучеников, по-
|
|
жала до города. Помню такой момент. Прибли-
| заниматься ОБХСС. Лишь благодаря поддерж-
| ложивших жизнь свою за Христа, помогает от-
|
|
жался 1988 год, я спросил у о. Аркадия о том,
| ке депутатов и особенно общественного объ-
| крыть человеку путь к Истине, к связи времен.
|
|
будут ли к юбилею что-то выпускать в печать
| единения «Русский клуб», дар был возвращен
| У нас сейчас есть единственный мостик в то
|
|
— хотелось Библию хотя бы посмотреть, тогда
| общественности.
| время, что было до революции, — это мучени-
|
|
же не было Евангелия у людей. Отец Аркадий
| Потом благодаря батюшке Аркадию, его
| ки. 70 лет, к сожалению, у нас был один един-
|
|
сходил в домик, вышел и что-то мне в рукаве
| столичным друзьям стали проводить вече-
| ственный взгляд на дореволюционную исто-
|
|
рясы протянул. Дома разглядел — это была
| ра — «Разговор о христианстве». В 1988 году
| рию — это народники, съезды РСДРП… Хотя
|
|
юбилейная пластинка с церковными песнопе-
| спланировали, а в начале 1989 года провели
| и эту коммунистическую попытку построения
|
|
ниями, которая ещё и в 1988 году могла ском-
| первый вечер в большом зале ДК «Исток». Весь
| рая на земле следует запомнить, но у нас ещё и
|
|
прометировать советского научного сотрудни-
| зал был полон! Выступал о. Аркадий, о. Иеро-
| огромный пласт неизвестен, забыт. Именно он
|
|
ка. Церковный отдел госбезопасности ещё не
| ним, о. Валентин Асмус. Попечителями наших
| является основным, фундаментальным. Ново-
|
|
был переформатирован — на дворе 1000-лет-
| проектов были также игумен Андроник (Тру-
| мученики — это не только жизнь Церкви, но и
|
|
ний юбилей, а проблема с литературой о пра-
| бачев, наместник Валаамского Спасо-Преоб-
| ключ к истории Отечества.
|
|