Тема 4. Психологические характеристики темпераментов
Темперамент — это врожденные наклонности, тенденции и предрасположенности, комбинация наследственных черт, закодированных генетически на основе пола, культуры и других факторов, которые подсознательно влияют на поведение человека. Тип темперамента — врожденный, но от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено. Изменить типы темперамент невозможно, но знать отрицательные черты, несущие в себе каждый из них — необходимо. Всего есть 4 типа темперамента: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик; чистых не бывает; смешанные - в разных комбинациях. Определение по критериям: 1) Активность — подвижность, выразительность движений, расположенность к труду, участию в какой-либо работе, деятельность в чем-либо. 2) Реактивность — (реактология — учение о поведении человека, как о совокупности реакций) реакция человека на внешние воздействия, на эмоциональные раздражители, его поведение при этом и внутреннее состояние. 3) Энергетический комплекс — интроверт иди экстраверт. Интроверт — хорошее самочувствие, спокойствие и энергия, необходимая для жизнедеятельности, поступает за счет внутренних ресурсов, эмоций и мыслей. Чувствует себя лучше наедине, в лесу, в одиночестве, подчинен больше чувствам, решает сердцем, это люди с воображением. Экстраверт — хорошее самочувствие, энергия и творчество приходит к ним от людей и предметов. Они успокаиваются, лучше думают и творят, когда окружены людьми. Склонны думать вслух, много говорят и активны. Без общества, в одиночестве устают. 4) Эмоциональные характеристики — положительные и отрицательные. 5) Взаимоотношения в обществе — положительные и отрицательные.
6) Отношение к работе и разным видам деятельности — положительные и отрицательные. 7) Его нужды в помощи, в молитве, в изменении.
Зная эти особенности и подводные рифы в каждом темпераменте, можно понять человека и многое простить, а не стараться изменить по своему образу и подобию. Знание этой характеристики поможет раскрыть и наши собственные ошибки и опасности, а также достоинства и возможности к наилучшей реализации себя в обществе.
ХОЛЕРИК 1) Активность — высокая. Может быстро включаться в работу, но не очень пластичен. Прямолинейность в отношениях помогает стать хорошим помощником в любой работе. Обладает большой настойчивостью. 2) Реактивность — высокая, преобладает над активностью, поэтому проявляется несдержанность в чувствах, нетерпение, вспыльчивость и необузданность. Большая устойчивость стремлений и интересов, но возможны затруднения в переключении внимания. 3) Экстраверт. 4) Эмоциональные характеристики
5) Взаимоотношения с другими:
Работа и другие виды деятельности.
В чем нуждается:
• больше чувствовать нужды других, • быть более терпимым к другим, • прощать и сочувствовать, • сотрудничать в отношении программ и планов, • делиться идеями, • больше слушать, меньше говорить, • не давить на других. Один из учеников Иисуса обладал темпераментом холерика — Петр. Очень большие задатки сильного руководителя и организатора, решительный (в случае с лодкой на море), уверен в себе (в разговоре со Христом о будущих испытаниях), любовь к действию, к труду — все говорит именно об этом темпераменте. Все ошибки в поведении Петра характерны холерику — стремление подчинить, чрезмерная самоуверенность, быстрая речевая реакция, недостаток сочувствия (в Гефсиманском саду) — это как раз то, что хотел Иисус исправить в характере Петра.
САНГВИНИК 1) Активность — высокая. Он живо откликается на потребность в его личной помощи, активно принимается за новое дело, очень работоспособен, энергичен. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, без усилий переключается с одной работы на другую, быстро переучивается, овладевая новыми навыками. Легко сходится с новыми людьми. Дисциплинирован. 2) Реактивность — высокая. Быстро откликается на внешние впечатления, обладает живой мимикой, выразительными движениями и жестами. По незначительному поводу громко хохочет, но несущественный факт может рассердить. По лицу легко угадать настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. При желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.
3) Экстраверт. 4) Эмоциональные характеристики
5) Взаимоотношения с другими:
6) Работа и другие виды деятельности:
7) В чем нуждается: • научиться говорить наполовину меньше, • больше слушать, • развивать последовательность и самодисциплину, • наблюдать за происходящим, • научиться слушать Бога, а не только говорить с Ним! • вовремя останавливаться. Наиболее яркий пример сангвиника в Библии — апостол Павел. Его радостный, неунывающий дух, способность руководить и рассказывать, увлечь за собою массы, его дружелюбие и отзывчивость — подтверждает, что этот человек рожден именно с таким темпераментом. А проявление некоторой резкости и огорчения (в случае с Марком), его эмоциональное поведение и реакция говорят о подверженности ошибкам и слабостям в этом темпераменте, которые можно исправлять и искоренять с помощью Святого Духа.
ФЛЕГМАТИК 1) Активность — высокая. Он работоспособен, энергичен, но не любит работать в больших компаниях, трудно сходится с новыми людьми. 2) Реактивность — значительно ниже активности, отличается малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить. Когда все вокруг смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены так же, как и речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. Отличается терпеливостью, выдержкой и самообладанием. 3) Интроверт. 4) Эмоциональные характеристики
5) Взаимоотношения с другими:
6) Работа и другие виды деятельности
7) В чем нуждается: • упражняться в принятии решений, • быть более решительным, • принимать ответственность на себя, 4 преодолевать пассивность, • обмениваться чувствами и мыслями с другими, • планировать и следовать планам,
• заняться физическими упражнениями. Примером флегматичного темперамента может служить Авраам. Все достоинства выражены в его жизни — миролюбие (в поступках с Лотом), постоянство и верность, его дипломатичность в разговорах с Богом и царями, легко работает под Божьим руководством. Но так же легко поддается уговорам, идет на компромисс ( в случае с фараоном, а также с Агарью). Господь помогал Аврааму справиться с минусами своего темперамента и благословил его, а за свое постоянство и верность он был названдругом Божиим.
МЕЛАНХОЛИК 1) активность — низкая. Очень быстро утомляется в окружении группы, мало работоспособен. Движения замедленны, не настойчив. Малейшая трудность заставляет опускать руки. 2) Реактивность — Обладает очень высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать слезы. Очень обидчив, болезненно чувствителен, но мимика и жесты невыразительны, поэтому о его внутренней реакции приходится догадываться. Голос тихий. Обычно не уверен в себе, робок. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов. 3) Интроверт. 4) Эмоциональные характеристики
5) Взаимоотношения с другими:
6) Работа и другие виды деятельности:
7) В чем нуждается: • не критиковать других, • не обвинять их в своих неудачах, • меньше погружаться в себя, • больше доверять Богу свои трудности, • не принимать неудачи близко к сердцу, • прекратить себя жалеть, • искать вокруг позитивное, • справляться с тяжелыми мыслями и плохим настроением, • быть более открытым и гибким. Примером меланхолического темперамента может быть Соломон. Очень чувствительная и мыслящая натура, чрезвычайный аналитический ум, склонность к философии и изучению психики человека, оценка своих возможностей, любовь к музыке, а также его осторожность при появлении новых друзей сделали его выдающимся, мудрым царем Израиля, но недостатки, присущие этому темпераменту одолели даже такого мудрого человека. Беззащитность перед мнением окружающих царей и народов привели к вынужденному увеличению числа жен и наложниц. А такой большой состав царской семьи привел его к пессимизму и депрессии. Свои мысли по этому поводу он постоянно описывает в книгах Притчи Соломона и Екклесиаста.
Применение материала. 1. Перечисленные нами признаки являются источником для определения своего темперамента. Это можно сделать посредством тестов или продумывания и сравнивания со своими наклонностями и мыслями. Если раздать этот материал и предоставить слушателям возможность отметить имеющиеся у них как отрицательные, так и положительные признаки, то в группе молодежи обнаружатся 4 подгруппы по типам темпераментов. 2. Необходимо рассадить их по отдельным группам и дать несколько заданий на определение своей реакции на какие-либо действия или поступки окружающих. Например: Задание № 1. Как вы поступите, если ваш гость разбил дорогую для вас статуэтку? Задание № 2. -Назначено свидание, но ваш друг опаздывает на 40 минут. Что вы будете делать? Задание № 3. Вас попросили провести урок Субботней школы в новом классе? Что вы сделаете? Задание № 4. Вас не заслужено оскорбили. Как вы поступите?
Каждая группа обдумывает свое решение и потом зачитывает его перед всеми. Из этого видно, как по-разному решаются проблемы представителями разных темпераментов. 3. Можно усложнить задание тем, что девушки и юноши будут отдельно решать проблемы своей реакции на жизненные ситуации, созданные представителями других темпераментов. Например:
Задание № 1 Дружат двое: девушка-сангвиник и юноша-флегматик. Дружба продолжается 2 года. Что свойственно думать и чувствовать девушке в этой ситуации и что юноше? Задание № 2 Семья, состоящая из холерика-мужа и жены-меланхолика. Необходимо сделать ремонт в кухне. С какими проблемами встретится эта семья? Задание № 3 Двое молодых перед свадьбой готовятся к торжеству, оба меланхолика. Какие могут быть проблемы у них, особенно, если их друзья — холерики? Задание № 4 Можно ли предположить, что может быть отрицательным в поведении моего друга, если я — холерик, а мой друг — сангвиник? - если я меланхолик, а мой друг — сангвиник? - если я — флегматик, а мой друг — холерик? (и т.д.)
4. При обсуждении всех возможных качеств проявления темпераментов необходимо запомнить: 1) Нет ни одного типа темперамента, который был бы лучше другого. Все имеют свои минусы и плюсы, все нужны для уравновешивания отношений. 2) Каждый человек имеет свой, уникальный набор темпераментных черт. Это могут быть черты, присущие и другому темпераменту, а значит — это смешанный тип темперамента. 3) В каждом типе темперамента есть свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные стороны. Если нам нравится в человеке список его достоинств, характеризующих его поведение, то необходимо заглянуть и в список минусов, чтобы это не застало нас врасплох. 4) Если мы увидим список отрицательных, слабых сторон характера, то на этом не нужно зацикливаться и отталкивать человека. Ему нужна помощь и необходимы сознательные шаги с обеих сторон. Задайте себе вопрос: Чем можно помочь этому человеку? 5) Почаще заглядывайте в список отрицательных черт вашего темперамента. Не только другие имеют слабые стороны, но и вы имеете свои минусы, присущие вашему темпераменту. Чем друзья могут помочь вам? О чем конкретно необходимо молиться, открывая свое сердце перед Господом? 6) У каждой негативной черты есть своя позитивная сторона. Найдите их на примерах. (Например: флегматик — плохой руководитель, но зато сам прекрасно работает.) 7) Понимание своего темперамента не ограничивает нас в развитии личности. 8) Хотя темперамент и может слегка изменяться под влиянием развития личности, но все-таки накладываются некоторые ограничения. (Например, флегматик не сможет так быстро реагировать, как сангвиник). 9) Достоинства темперамента всегда влияют на поступки.
Например: — Холерик, склонный к лидерству, не может остаться в стороне, если ситуация требует срочного руководства. Это естественно для него — быстро принимать решения и никто не может ограничить его в этом. — Флегматик будет обдумывать свои шаги очень серьезно и долго и в этом он навсегда останется, как барс, не меняющий свои пятна. Правильно использовать данный материал - это значит: 1. Понять себя, свои сильные и слабые стороны с целью самоанализа. 2. Понять и принять других, и не стремиться любой ценой изменить их (Рим.15,7). 3. Сознательный, целевой подход к улучшению своего характера; 4. Улучшение и обогащение взаимоотношений между разными людьми. 5. Лучше оценить возможности каждого, чтобы использовать дары каждого наилучшим образом. 6. Сознавать, что в семье могут жить счастливой жизнью два любых человека, если они преданы и верны друг другу и, особенно, если возрождены от Духа Святого. Неправильное применение этих знаний - это значит: 1. Постоянная критика человека, обладающего другим темпераментом. 2. Склонность к подозрению или выискиванию возможных отрицательных, слабых сторон, которых, возможно, у человека нет. 3. Оправдание и извинение себя и своего неправильного, отрицательного поведения своим темпераментом. 4. Использовать знание свойств темперамента, как повод, чтобы не изменяться к лучшему. Это будет признаком не возрожденного сердца, не желающего расти "от славы в славу" к совершенству Христова характера. 5. Соединять пары в семьи по своему усмотрению. Сватовство — это не христианское занятие. 6. Испытывать непреодолимое желание изменить человека, "сломать" его, не учитывая характерных черт его темперамента. Иисус принимает нас такими, как мы есть, с нашими сильными и слабыми сторонами темперамента и характера. Он желает нас использовать лучшим образом и помочь нам в минуты слабости. Это должно стать и нашей целью во взаимоотношениях с нашими ближними.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|