Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тема 4. Психологические характеристики темпераментов




Темперамент — это врожденные наклонности, тенденции и предрасположенности, комбинация наследственных черт, закодированных генетически на основе пола, культуры и других факторов, которые подсознательно влияют на поведение человека.

Тип темперамента — врожденный, но от каких именно свойств его врожденной организации он зависит, еще до конца не выяснено.

Изменить типы темперамент невозможно, но знать отрицательные черты, несущие в себе каждый из них — необходимо. Всего есть 4 типа темперамента:

холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик; чистых не бывает; смешанные - в разных комбинациях.

Определение по критериям:

1) Активность — подвижность, выразительность движений, расположенность к труду, участию в какой-либо работе, деятельность в чем-либо.

2) Реактивность — (реактология — учение о поведении человека, как о совокупности реакций) реакция человека на внешние воздействия, на эмоциональные раздражители, его поведение при этом и внутреннее состояние.

3) Энергетический комплекс — интроверт иди экстраверт.

Интроверт — хорошее самочувствие, спокойствие и энергия, необходимая для жизнедеятельности, поступает за счет внутренних ресурсов, эмоций и мыслей. Чувствует себя лучше наедине, в лесу, в одиночестве, подчинен больше чувствам, решает сердцем, это люди с воображением.

Экстраверт — хорошее самочувствие, энергия и творчество приходит к ним от людей и предметов. Они успокаиваются, лучше думают и творят, когда окружены людьми. Склонны думать вслух, много говорят и активны. Без общества, в одиночестве устают.

4) Эмоциональные характеристики — положительные и отрицательные.

5) Взаимоотношения в обществе — положительные и отрицательные.

6) Отношение к работе и разным видам деятельности — положительные и отрицательные.

7) Его нужды в помощи, в молитве, в изменении.

 

Зная эти особенности и подводные рифы в каждом темпераменте, можно понять человека и многое простить, а не стараться изменить по своему образу и подобию.

Знание этой характеристики поможет раскрыть и наши собственные ошибки и опасности, а также достоинства и возможности к наилучшей реализации себя в обществе.

 

 

ХОЛЕРИК

1) Активность — высокая. Может быстро включаться в работу, но не очень пластичен. Прямолинейность в отношениях помогает стать хорошим помощником в любой работе. Обладает большой настойчивостью.

2) Реактивность — высокая, преобладает над активностью, поэтому проявляется несдержанность в чувствах, нетерпение, вспыльчивость и необузданность. Большая устойчивость стремлений и интересов, но возможны затруднения в переключении внимания.

3) Экстраверт.

4) Эмоциональные характеристики

положительные отрицательные
самостоятельно принимает решения, сильная воля, оптимист, уверен в себе, решителен, смелость и храбрость. мало сочувствия к другим, не любит слезы, не замечает мелочей, не любит медлительных, быстро раздражается от нерешительности других.

5) Взаимоотношения с другими:

положительные отрицательные
не оживает, чтобы кто-то сделал, не останавливается при препятствии, сильный руководитель, склонен ободрять других, дает советы, не меняет решений под действием обстоятельств, умело решает конфликты и мирит людей. недостаток сочувствия, все делает сам, принимает решения за других, может быть жестоким, резким, стремится подчинить группу, легко поддается высокомерию и гордости, использует людей для личной выгоды, не прощает и может мстить.

Работа и другие виды деятельности.

положительные отрицательные
• хороший организатор, • чрезмерно самоуверен,
• хороший руководитель, • придирчив к деталям,
• решительный, • больше придерживается своих взглядов
• в сложных условиях быстро и смело принимает решения, • с трудом уступает,
• любит действовать, • ищет время только на свои планы,
• очень практичный, • не согласовывает программу действий с другими,
• заинтересовывает других к работе, • расстраивается, когда его программа не выполняется.
• противостоит оппозиции, • гнев может переходить в ярость,
• ставит задачи и достигает их, • не ценит философское мышление.
• работает по программе.  

В чем нуждается:

• больше чувствовать нужды других,

• быть более терпимым к другим,

• прощать и сочувствовать,

• сотрудничать в отношении программ и планов,

• делиться идеями,

• больше слушать, меньше говорить,

• не давить на других.

Один из учеников Иисуса обладал темпераментом холерика — Петр. Очень большие задатки сильного руководителя и организатора, решительный (в случае с лодкой на море), уверен в себе (в разговоре со Христом о будущих испытаниях), любовь к действию, к труду — все говорит именно об этом темпераменте. Все ошибки в поведении Петра характерны холерику — стремление подчинить, чрезмерная самоуверенность, быстрая речевая реакция, недостаток сочувствия (в Гефсиманском саду) — это как раз то, что хотел Иисус исправить в характере Петра.

 

 

САНГВИНИК

1) Активность — высокая. Он живо откликается на потребность в его личной помощи, активно принимается за новое дело, очень работоспособен, энергичен. Ему присущи быстрые движения, гибкость ума, находчивость, быстрый темп речи, без усилий переключается с одной работы на другую, быстро переучивается, овладевая новыми навыками. Легко сходится с новыми людьми. Дисциплинирован.

2) Реактивность — высокая. Быстро откликается на внешние впечатления, обладает живой мимикой, выразительными движениями и жестами. По незначительному поводу громко хохочет, но несущественный факт может рассердить. По лицу легко угадать настроение, отношение к предмету или человеку. У него высокий порог чувствительности, поэтому он не замечает очень слабых звуков и световых раздражителей. При желании может сдерживать проявление своих чувств и непроизвольные реакции. Высокая пластичность проявляется в изменчивости чувств, настроений, интересов и стремлений.

3) Экстраверт.

4) Эмоциональные характеристики

положительные отрицательные
• жизнерадостный, • оптимист, • речист, разговорчив, • беззаботен, • увлекает в рассказе, • склонен к развлечениям, • улыбчив, • защитник истины. • эмоционально непредсказуем, • может легко заплакать, • неугомонен, • легко обижается, гневается, • недостаточный самоконтроль, • импульсивен, • наивен, • любит выглядеть сильным.

5) Взаимоотношения с другими:

положительные отрицательные
•легко заводит друзей •отзывчив к людям •дружелюбен •коммуникабелен •легко просит прощения •гостеприимен •сочувствует в горе и в радости • слишком часто говорит о себе •главенствует в разговоре •невнимателен к мелочам •слабоволен •любит похвалу • использует людей, а затем забывает их, прощает небрежность • забывает обещания и обязательства

6) Работа и другие виды деятельности:

положительные отрицательные
• производит хорошее первое впечатление •никогда не унывает живет настоящим • готов ухаживать за престарелыми и • легко включается в новые планы и проекты больными •неорганизован, •не любит зависеть от других •склонен к опозданиям *недисциплинирован *легко огорчается • имеет много незаконченных проектов

7) В чем нуждается:

• научиться говорить наполовину меньше,

• больше слушать,

• развивать последовательность и самодисциплину,

• наблюдать за происходящим,

• научиться слушать Бога, а не только говорить с Ним!

• вовремя останавливаться.

Наиболее яркий пример сангвиника в Библии — апостол Павел. Его радостный, неунывающий дух, способность руководить и рассказывать, увлечь за собою массы, его дружелюбие и отзывчивость — подтверждает, что этот человек рожден именно с таким темпераментом. А проявление некоторой резкости и огорчения (в случае с Марком), его эмоциональное поведение и реакция говорят о подверженности ошибкам и слабостям в этом темпераменте, которые можно исправлять и искоренять с помощью Святого Духа.

 

 

ФЛЕГМАТИК

1) Активность — высокая. Он работоспособен, энергичен, но не любит работать в больших компаниях, трудно сходится с новыми людьми.

2) Реактивность — значительно ниже активности, отличается малой чувствительностью и эмоциональностью. Его трудно рассмешить и опечалить. Когда все вокруг смеются, он может оставаться невозмутимым. При больших неприятностях остается спокойным. Обычно у него бедная мимика, движения невыразительны и замедлены так же, как и речь. Он ненаходчив, с трудом переключает внимание и приспосабливается к новой обстановке, медленно перестраивает навыки и привычки. Отличается терпеливостью, выдержкой и самообладанием.

3) Интроверт.

4) Эмоциональные характеристики

положительные отрицательные
•спокоен, •зависим, • легко вдет за другими, • доволен почти всегда, • добросердечен, • миролюбив, *недостаточная самооценка •пессимист •редко громко смеется, *пассивен, безразличен *легко вдет на компромисс, • склонен к самооправданию,  

5) Взаимоотношения с другими:

положительные • отрицательные
• рад быть вместе с другими, • имеет много друзей, • оказывает успокаивающее действие на других, • постоянен, • верный друг, • дипломатичен, • хороший слушатель, • дает советы только тогда, когда его спрашивают. . • остается в стороне от других, • эгоистичен, • скуп, • безразличен к другим, • не имеет энтузиазма, - • упрям, • не выражает открыто свою дружбу, • недостаточное чувство юмора, • чувство превосходства.

 

6) Работа и другие виды деятельности

положительные отрицательные.
• хорошо работает под руководством, • практичен, • работает легко, • аккуратен, • отличается опытностью, • планирует работу прежде, чем начать её, • как работник зависим, • постоянен в выполнении обязанностей, • спокоен в выполнении любой работы. • любит больше стоять в стороне, • плохой руководитель, • неактивен, • нерешителен, • консервативен, • не поддерживает творческий дух, • противостоит любым переменам, • не принимает ответственности, • склонен откладывать решения на завтра, • склонен к осуждению.

7) В чем нуждается:

• упражняться в принятии решений,

• быть более решительным,

• принимать ответственность на себя, 4 преодолевать пассивность,

• обмениваться чувствами и мыслями с другими,

• планировать и следовать планам,

• заняться физическими упражнениями.

Примером флегматичного темперамента может служить Авраам. Все достоинства выражены в его жизни — миролюбие (в поступках с Лотом), постоянство и верность, его дипломатичность в разговорах с Богом и царями, легко работает под Божьим руководством. Но так же легко поддается уговорам, идет на компромисс ( в случае с фараоном, а также с Агарью). Господь помогал Аврааму справиться с минусами своего темперамента и благословил его, а за свое постоянство и верность он был названдругом Божиим.

 

 

МЕЛАНХОЛИК

1) активность — низкая. Очень быстро утомляется в окружении группы, мало работоспособен. Движения замедленны, не настойчив. Малейшая трудность заставляет опускать руки.

2) Реактивность — Обладает очень высокой чувствительностью и малой реактивностью. Повышенная чувствительность при большой инертности приводит к тому, что незначительный повод может вызвать слезы. Очень обидчив, болезненно чувствителен, но мимика и жесты невыразительны, поэтому о его внутренней реакции приходится догадываться. Голос тихий. Обычно не уверен в себе, робок. Меланхолик неэнергичен, ненастойчив, присуще легко отвлекаемое и неустойчивое внимание, и замедленный темп всех психических процессов.

3) Интроверт.

4) Эмоциональные характеристики

положительные отрицательные
• любит музыку, искусство •чувствителен • обладает аналитическим мышлением • глубокий мыслитель • склонен к философству • принимает всё близко к сердцу * избыточный самоанализ * чрезмерная жалость к себе • быстро опускает руки • склонен к унынию • пессимист • играет роль мученика • склонен к депрессии, горд, осуждает других * беззащитность перед мнением и осуждением

5) Взаимоотношения с другими:

положительные отрицательные
• хорошо может подчиняться • саможертвенен • верен и лоялен • осторожен при появлении новых и знакомств • глубоко чувствителен к друзьям • гостеприимен • ценит память прошлого • создает семейные традиции • хороший слушатель • глубоко сочувствует чужой боли • критикует несовершенство других • боится мнения других • подозрителен • может медленно копить гнев, потом "взорваться", • не открывает своих накапливающихся чувств • думает об отрицательном в себе * слишком часто говорит о себе • сварлив и склонен к мести • отрицательно относится к тем, с кем не согласен

6) Работа и другие виды деятельности:

положительные отрицательные
• постоянное стремление к совершенству • любит отрабатывать детали • доводит дело до конца • творчески подходит к любому труду • ответственен •тщательно выполняет даже мелочную работу, • знает свои возможности, •обычно обладает талантом в работе. • нерешителен • склонен к теории, а не к практике • быстро устает * колеблется при начале нового проекта • слишком долго анализирует • легко сбить с принятого решения, • всегда не удовлетворен своими достижениями, поэтому склонен к ропоту и недовольству.

7) В чем нуждается:

• не критиковать других,

• не обвинять их в своих неудачах,

• меньше погружаться в себя,

• больше доверять Богу свои трудности,

• не принимать неудачи близко к сердцу,

• прекратить себя жалеть,

• искать вокруг позитивное,

• справляться с тяжелыми мыслями и плохим настроением,

• быть более открытым и гибким.

Примером меланхолического темперамента может быть Соломон. Очень чувствительная и мыслящая натура, чрезвычайный аналитический ум, склонность к философии и изучению психики человека, оценка своих возможностей, любовь к музыке, а также его осторожность при появлении новых друзей сделали его выдающимся, мудрым царем Израиля, но недостатки, присущие этому темпераменту одолели даже такого мудрого человека. Беззащитность перед мнением окружающих царей и народов привели к вынужденному увеличению числа жен и наложниц. А такой большой состав царской семьи привел его к пессимизму и депрессии. Свои мысли по этому поводу он постоянно описывает в книгах Притчи Соломона и Екклесиаста.

 

Применение материала.

1. Перечисленные нами признаки являются источником для определения своего темперамента. Это можно сделать посредством тестов или продумывания и сравнивания со своими наклонностями и мыслями.

Если раздать этот материал и предоставить слушателям возможность отметить имеющиеся у них как отрицательные, так и положительные признаки, то в группе молодежи обнаружатся 4 подгруппы по типам темпераментов.

2. Необходимо рассадить их по отдельным группам и дать несколько заданий на определение своей реакции на какие-либо действия или поступки окружающих.

Например:

Задание № 1. Как вы поступите, если ваш гость разбил дорогую для вас статуэтку?

Задание № 2. -Назначено свидание, но ваш друг опаздывает на 40 минут. Что вы будете делать?

Задание № 3. Вас попросили провести урок Субботней школы в новом классе? Что вы сделаете?

Задание № 4. Вас не заслужено оскорбили. Как вы поступите?

 

Каждая группа обдумывает свое решение и потом зачитывает его перед всеми. Из этого видно, как по-разному решаются проблемы представителями разных темпераментов.

3. Можно усложнить задание тем, что девушки и юноши будут отдельно решать

проблемы своей реакции на жизненные ситуации, созданные представителями других темпераментов. Например:

 

Задание № 1

Дружат двое: девушка-сангвиник и юноша-флегматик. Дружба продолжается 2 года. Что свойственно думать и чувствовать девушке в этой ситуации и что юноше?

Задание № 2

Семья, состоящая из холерика-мужа и жены-меланхолика. Необходимо сделать ремонт в кухне. С какими проблемами встретится эта семья?

Задание № 3

Двое молодых перед свадьбой готовятся к торжеству, оба меланхолика. Какие могут быть проблемы у них, особенно, если их друзья — холерики?

Задание № 4

Можно ли предположить, что может быть отрицательным в поведении моего друга, если я — холерик, а мой друг — сангвиник?

- если я меланхолик, а мой друг — сангвиник?

- если я — флегматик, а мой друг — холерик? (и т.д.)

 

4. При обсуждении всех возможных качеств проявления темпераментов необходимо запомнить:

1) Нет ни одного типа темперамента, который был бы лучше другого. Все имеют свои минусы и плюсы, все нужны для уравновешивания отношений.

2) Каждый человек имеет свой, уникальный набор темпераментных черт. Это могут быть черты, присущие и другому темпераменту, а значит — это смешанный тип темперамента.

3) В каждом типе темперамента есть свои плюсы и минусы, положительные и отрицательные стороны. Если нам нравится в человеке список его достоинств, характеризующих его поведение, то необходимо заглянуть и в список минусов, чтобы это не застало нас врасплох.

4) Если мы увидим список отрицательных, слабых сторон характера, то на этом не нужно зацикливаться и отталкивать человека. Ему нужна помощь и необходимы сознательные шаги с обеих сторон. Задайте себе вопрос: Чем можно помочь этому человеку?

5) Почаще заглядывайте в список отрицательных черт вашего темперамента. Не только другие имеют слабые стороны, но и вы имеете свои минусы, присущие вашему темпераменту. Чем друзья могут помочь вам? О чем конкретно необходимо молиться, открывая свое сердце перед Господом?

6) У каждой негативной черты есть своя позитивная сторона. Найдите их на примерах. (Например: флегматик — плохой руководитель, но зато сам прекрасно работает.)

7) Понимание своего темперамента не ограничивает нас в развитии личности.

8) Хотя темперамент и может слегка изменяться под влиянием развития личности, но все-таки накладываются некоторые ограничения. (Например, флегматик не сможет так быстро реагировать, как сангвиник).

9) Достоинства темперамента всегда влияют на поступки.

 

Например: — Холерик, склонный к лидерству, не может остаться в стороне, если ситуация требует срочного руководства. Это естественно для него — быстро принимать решения и никто не может ограничить его в этом.

— Флегматик будет обдумывать свои шаги очень серьезно и долго и в этом он навсегда останется, как барс, не меняющий свои пятна.

Правильно использовать данный материал - это значит:

1. Понять себя, свои сильные и слабые стороны с целью самоанализа.

2. Понять и принять других, и не стремиться любой ценой изменить их (Рим.15,7).

3. Сознательный, целевой подход к улучшению своего характера;

4. Улучшение и обогащение взаимоотношений между разными людьми.

5. Лучше оценить возможности каждого, чтобы использовать дары каждого наилучшим образом.

6. Сознавать, что в семье могут жить счастливой жизнью два любых человека, если они преданы и верны друг другу и, особенно, если возрождены от Духа Святого.

Неправильное применение этих знаний - это значит:

1. Постоянная критика человека, обладающего другим темпераментом.

2. Склонность к подозрению или выискиванию возможных отрицательных, слабых сторон, которых, возможно, у человека нет.

3. Оправдание и извинение себя и своего неправильного, отрицательного поведения своим темпераментом.

4. Использовать знание свойств темперамента, как повод, чтобы не изменяться к лучшему. Это будет признаком не возрожденного сердца, не желающего расти "от славы в славу" к совершенству Христова характера.

5. Соединять пары в семьи по своему усмотрению. Сватовство — это не христианское занятие.

6. Испытывать непреодолимое желание изменить человека, "сломать" его, не учитывая характерных черт его темперамента.

Иисус принимает нас такими, как мы есть, с нашими сильными и слабыми сторонами темперамента и характера. Он желает нас использовать лучшим образом и помочь нам в минуты слабости. Это должно стать и нашей целью во взаимоотношениях с нашими ближними.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...