Модель копинг-стратегий во время профессиональных кризисов личности
Программные требования по дисциплине
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕОНТОЛОГИЯ
С ТРЕНИНГОМ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОГО РОСТА
Сост. к.пс.н., доцент Е.В. Неумоева-Колчеданцева
Цель дисциплины – повышение уровня профессионально-личностной компетентности; создание оптимальных условий для получения студентами знаний и формирования адекватных представлений о профессионально-личностном росте как норме современного образования, для формирования необходимых умений и навыков управления процессом собственного профессионально-личностного роста.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен
Знать: современные требования к субъекту педагогической деятельности и факторы, их обусловливающие, нормы педагогической деятельности, структуру личности педагога, основные понятия личностно-профессионального роста, иметь сформированное представление о профессиональном развитии (росте) как норме педагогической деятельности, о влиянии педагогической деятельности на субъект труда.
Уметь: диагностировать, формулировать, интерпретировать, адекватно оценивать проблемы, задачи, препятствия и ресурсы профессионально-личностного роста педагога, адекватно оценивать ход и результаты работы по повышению своей профессионально-личностной компетентности.
Владеть: основными способами, техниками и приемами профессионально-личностного роста (целеполагание в профессионально-личностном развитии, развитие (повышение) мотивации педагогической деятельности, коррекция профессионального образа «Я» и формирование адекватной профессиональной «Я-концепции», саморегуляция психического состояния в педагогической деятельности, проектирование индивидуальной траектории профессионально-личностного роста).
Таблица 1
Планирование самостоятельной работы
№
| Тема
| Виды СР
|
аудиторная
| внеаудиторная
|
1.
| Личность педагога в контексте современной ситуации в образовании. Предмет современной педдеонтологии
| Проективная рисуночная методика «Профессионально-личностный рост»
| 1.Интерпретация индивидуальных рисунков «Профессионально-личностный рост».
2. Аннотирование научных статей по актуальным проблемам профессионально-личностного роста педагога.
|
2.
| Профессиональное развитие и профессионально-личностный рост педагога
| 1. Описание стадий и идентификация кризисов профессионального развития
2. Арт-терапевтическая методика «Человек», «Человек под дождем», «Человек в сказочной стране».
3. Анализ индивидуальных препятствий и ресурсов профессионально-личностного роста.
| 1. Описание стадий и идентификация кризисов профессионального развития, выявление способов реализации копинг-стратегий
2. Интерпретация рисунков.
3. Работа с таблицей «Препятствия и ресурсы профессионально-личностного роста»
|
3.
| Личностная компетентность педагога. Ресурсы профессионально-личностного роста
| 1. Опрос в группе и рефлексия себя как личности и профессионала.
2. Определение актуальной профессиональной позиции
3. Анализ мотивов выбора и предпочтения профессии, выявление доминирующей профессиональной направленности
4. Апробирование приемов и техник саморегуляции
| 1. Описание профессиональной «Я-концепции» (отчет по результатам опроса).
2. Целеполагание (определение целей профессионального развития на ближайшую перспективу).
3. Разработка программы профессионально-личностного роста
|
7.
| Профессионально-личностные деструкции педагогов (влияние проф. деят. на личность педагога)
| Разработка рекомендаций по профилактике и коррекции профессионально-личностных деформаций педагогов
|
|
Форма отчетности: все работы оформляются в печатной и электронной форме (листы формата А4), шрифт 14, межстрочный интервал – 1,5, текст редактируется в соответствии с традиционными требованиями (выделяются абзацы, ключевые слова и названия выделяются жирным шрифтом, страницы нумеруются). Обязательно указывается название работы. Все задания оформляются в виде Контрольной работы и подшиваются в одну папку в последовательности, соответствующей порядку изучения тем дисциплины. Контрольная работа представляет собой систематизированный вариант самостоятельных работ, выполнявшихся в течение семестра. Титульный лист отчета включает в себя: название дисциплины, ФИО магистранта, № группы, ФИО, ученую степень, должность или звание преподавателя. Контрольная работа является основанием для промежуточной аттестации студента (зачета по дисциплине).
Методические материалы для самостоятельной работы студентов
Задание: Описание стадий и идентификация кризисов профессионального развития
1. Описать пройденные стадии профессионального развития, включая актуальную стадию.
2. Выявить и описать явные кризисы профессионального развития (на основе периодизации Э.Э. Зеера, Э.Э. Сыманюк).
3. Оценить, какое влияние оказал кризис на развитие личности.
4. Указать способы реализации копинг-стратегий и их проявления.
5. Сделать вывод о ведущей стратегии профессионального развития (стратегия роста или стратегия адаптации)
Описание стадий и идентификация кризисов профессионального развития
№ п/п
| Стадия профессионального развития
| Характеристика
| Противоречие
| Кризис
| Влияние на личность
| Способы реализации копинг-стратегий
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Модель копинг-стратегий во время профессиональных кризисов личности
Аспекты копинг-стратегий
| Способы реализации копинг-стратегий
|
«Депрессивный»
| «Защитный»
| «Приспособленческий»
| «Аффективно-агрессивный»
| «Компенсаторный»
| «Имитация активности»
| «Ожидание»
| «Противопоставление себя окружающим»
| «Конструктивный»
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
1. Оценка и контроль
(когнитивный аспект)
| «–»
негативная оценка ситуации,
собственных ресурсов, возможностей изменить ситуацию
| «–»
негативная оценка ситуации,
собственных ресурсов, возможностей изменить ситуацию
| «–»
негативная оценка ситуации,
собственных ресурсов, возможностей изменить ситуацию
| «–+»
в целом негативная оценка ситуации,
позитивная оценка собственных ресурсов и возможностей изменить ситуацию
| «–+»
в целом негативная оценка ситуации и возможности ее изменить,
позитивная оценка собственных ресурсов
| «+–»
в целом позитивная оценка ситуации, негативная оценка собственных ресурсов и возможностей изменить ситуацию
| «+–»
в целом позитивная оценка ситуации, негативная оценка собственных ресурсов и возможностей изменить ситуацию
| «+»
позитивная оценка ситуации,
собственных ресурсов, возможностей изменить ситуацию
| «+»
позитивная оценка ситуации,
собственных ресурсов, возможностей изменить ситуацию
|
2. Эмоциональное отношение к ситуации
(эмоциональный аспект)
| «–»
негативное отношение к ситуации
| «–+»
в целом негативное отношение к ситуации, но предполагаются позитивные возможности в ситуации
| «+–»
в целом позитивное отношение к ситуации, но при этом человек не видит позитивных аспектов лично для себя
| «–»
негативное отношение к ситуации
| «–+»
в целом негативное отношение к ситуации, но предполагаются позитивные возможности в ситуации
| «+–»
в целом позитивное отношение к ситуации, но при этом человек не видит позитивных аспектов лично для себя
| «+»
позитивное отношение к ситуации
| «–»
негативное отношение к ситуации
| «+»
позитивное отношение к ситуации
|
3. Действия
(поведенческий аспект)
| «–»
не предпринимает действий в интерпсихическом (внешнем) плане, активность проявляется в интрапсихической форме, направляется на себя (аутоагрессия)
| «–+»
бессознательные действия (механизмы и средства психологической защиты)
| «–+»
подчиненение обстоятельствам, деятельность приобретает рутинный, шаблонный характер
| «+–»
внешние действия деструктивного характера (проявления негативных эмоций, враждебности по отношению к окружающим)
| «+–»
активные действия, самореализация в непрофессиональной сфере
| «–+»
хаотичные бессмысленные действия, не позволяющие решить проблему
| «–»
не предпринимает действий, ждет, когда ситуация измениться
| «–»
противопоставление себя окружающим, амбициозность, демонстративность, конфликты в профессиональной среде
| «+»
осознанность, активность, инициатива, ответственность, целенаправленное изменение ситуации
|
Воспользуйтесь поиском по сайту: