Массовое сознание и массовые действия
Сознание – высшая форма отражения объективного мира, продукт головного мозга человека. С его помощью человек способен активно и целенаправленно воздействовать на окружающий мир, преобразовывать его в соответствии со своими интересами, формирование и реализация которых тесно связаны с общественными ценностями: знанием их и стремлением реализовывать в своей жизнедеятельности. Общественные ценности – это социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, любовь, дружба и т. п. Без ценностей не может обойтись ни одно общество, но отдельные индивиды могут разделять или не разделять их. Социальные нормы – это предписания, требования, пожелания и ожидания общественно одобряемого поведения. Это правила поведения, направленные на защиту принятых в данной социальной общности ценностей. Основные функции социальных норм (регуляция общего хода социализации, интеграция индивидов в группы, а групп в общество); борьба с отклоняющимся поведением; служат образцами поведения, эталонами (выполняют функции оценки и ориентации личности, социальной общности); осуществляют регулирование поведения. Социальные нормы относительно стабильны, постоянны и если они закреплены в праве, то носят общеобязательный институциональный регулятивный характер. Социальные нормы довольно консервативны. Они часто не поспевают за изменением социально-экономической ситуации, становятся тормозом общественного процесса. Формирование новых социальных норм – процесс сложный и длительный. Не просто изменить содержание норм институционального характера. Еще сложнее изменить полярность норм в сознании людей. Иногда они прямо или косвенно их игнорируют, нарушают вплоть до противоправного действия. Примером подобного являются теневая экономика, услуги по блату и другие противоправные действия уголовного или административного характера, нарушения норм морали.
Социальные нормы играют важную роль. Без их соблюдения невозможна эффективная общественная жизнь. Общество в лице своих институциональных органов следит за их соблюдением, применяя санкции одобрения, поощрения и наказания. Социология имеет дело с санкциями: правовыми, экономическими, моральными и религиозными. Различают социальные санкции: · позитивные – поощрения за действия, одобряемые обществом; · негативные – наказания за неодобряемые действия. Социология рассматривает сознание различных слоев общества, групп. Групповое сознание – совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроения, волеизъявлений, присущих данной социальной группе. На его особенности, отличие от индивидуального сознания указывал один из классиков социологической науки Э. Дюркгейм, который ввел в нее понятие «социальная солидарность», выделяя два типа солидарности: механическую и органическую. Механическая солидарность присуща неразвитым обществам с неразвитой природой индивидуальных черт, поглощаемых коллективом. С ростом разделения труда ослабляется единое коллективное сознание – возникает органическая солидарность, по примеру организма с его органами. Разделение труда становится основой нового нравственного порядка. Массовое сознание – база массовых действий, поведения. Массовые действия могут быть слабо организованными (паника, погромы) либо достаточно подготовленными (демонстрация, революция, война). Многое зависит от того, осознается ситуация или нет, нашлись ли лидеры, способные возглавить остальных. К основным формам массовых действий поведения относятся:
· слухи – совокупность сведений, которые возникают из анонимных источников и распространяются по неформальным каналам. Распространение слухов – это форма массового поведения; · массовая истерия – состояние всеобщей нервозности, повышенной возбудимости и страха, вызванное чаще всего необоснованными слухами; · паника – такая форма массового поведения, когда люди, столкнувшиеся с опасностью, проявляют нескоординированные реакции. Они действуют независимо, как правило, мешая и травмируя друг друга. Массовое поведение может быть таким, что вызовет в обществе аномию. Аномия (от франц. anomia) – отсутствие закона, организации, состояние индивидуального и общественного сознания, которое характеризуется разложением системы ценностей, обусловленным кризисом всего общества, его социальных институтов, противоречием между провозглашёнными целями и невозможностью их реализации для большинства членов общества. Это понятие впервые в научный оборот введено французским социологом Э. Дюркгеймом. В качестве связующего звена между обществом и ценностными представлениями Э. Дюркгейм вводит понятие «солидарность» как взаимодействие индивидуальных сознаний. Это взаимодействие создает систему общих ценностей и чувств – «коллективное сознание». Коллективное сознание и возникающая как его следствие солидарность отдельных людей являются связующим средством, без которого не существует общественного порядка. Его форма и действие определяются структурой общества. Хотя большая часть людей в эволюционно развивающемся обществе живет преимущественно в согласии с законами, их нельзя считать абсолютно законопослушными, т. е. социальными конформистами. Иногда и они совершают незаконные или аморальные поступки, нарушают социальные нормы. Такое отклонение от нормы называется девиацией, а поведение – девиантным. Например, нарушение правила дорожного движения при переходе улицы или сон студентов на лекциях, подсматривание на экзаменах. Но их не считают девиантами. Социологи называют такое поведение первичной девиацией. Привод в милицию, возбуждение уголовного дела, отчисление из академии ставят на человеке ярлык девианта. Это вторичная девиация, после чего окружающие начинают общаться с ним как с девиантом.
Р. Мертон выделил следующие основные типы поведения: · конформность (соответствие как культурным целям, так и аналогичным средствам); · инновация (согласие с целями, но отрицание социально одобряемых средств их достижения); · ритуализм (отрицание целей, но принятие традиционных, одобряемых обществом средств их достижения); · ретретизм (отрицание и цели, и средства) характерен для бродяг, наркоманов, пьяниц и т. п.; · бунт (отчуждение от господствующих целей и стандартов и формирование новых целей и средств). К основным формам девиантного поведения в современных условиях можно отнести преступность, алкоголизм, наркоманию, суицид. Каждая форма девиации имеет свою специфику, свои особенности. Совокупность противоправных поступков называют делинквентным (преступным) поведением. Всякий социальный строй предполагает определенное количество и определенный порядок преступлений, вытекающих из его организации. В странах постсоветского пространства на состояние преступности большое влияние оказывают переход к рыночным отношениям и развитие таких явлений, как конкуренция, безработица, инфляция. Алкоголь фактически вошел в нашу жизнь, став элементом социальных ритуалов, обязательных условий официальных церемоний, праздников, некоторых способов времяпровождения, решения личных проблем. Эта социокультурная ситуация дорого обходится нашему обществу. В истории борьбы общества с алкоголизмом легко можно заметить два направления. Во-первых, ограничение доступности спиртных напитков, сокращение их продажи и производства, повышение цен, ужесточение карательных мер за нарушение запретов и ограничений. Во-вторых, усилия, направленные на уменьшение потребности в алкоголе, улучшение экономических и социальных условий жизни, рост общей культуры и духовности, спокойная и взвешенная информация о вреде алкоголя, формирование у населения безалкогольных стереотипов поведения.
Наркомания – это заболевание, которое выражается в физической и (или) психической зависимости от наркотических средств, постепенно приводящих к глубокому истощению физических и психических функций организма. Всего насчитывается около 240 видов наркотических веществ растительного и химического происхождения. Наркомания – это прежде всего молодежная проблема. Тем более, что значительная часть наркоманов, особенно тех, кто употребляет так называемые радикальные наркотики, до зрелого возраста не доживают. Суицид – намерение лишить себя жизни, повышенный риск совершения самоубийства и, наконец, само самоубийство. Эта форма отклоняющегося поведения пассивного типа является способом ухода от неразрешимых проблем, неудач в личной жизни. Наличие социальных норм означает наличие как у индивидов, так и социальных групп обязанностей и прав по отношению друг к другу. Обязанности – это то, что носитель данного общественного статуса должен делать по отношению к другим носителям. Права говорят о том, что индивид может позволить себе или допустить в отношении других людей. Как права, так и обязанности ограничивают поведение индивидов и социальных групп определенными рамками, делают его предсказуемым. Выполнение тех или иных обязанностей влечет за собой определенную ответственность. Формы ответственности многообразны и зависят от культуры, устройства общества, исторического времени. Чем выше общественный статус, тем большими правами наделяется его обладатель и тем больший круг обязанностей на него возлагается. Высокий общественный статус обязывает вести образ жизни, соответствующий социальным стандартам одного с ними круга людей. Важную роль в укреплении социальных отношений играет социальный контроль, который представляет собой особый механизм поддержания общественного порядка путем использования властных полномочий, направленных на обязательное соблюдение всеми членами общества социальных норм и применение санкций к тем индивидам и социальным группам, которые их нарушают. Социальный контроль – достаточно эффективный инструмент, при помощи которого социальные институты организуют жизнедеятельность граждан. Методы социального контроля зависят от ситуации, целей и характера социальной группы, где они употребляются. Это может быть выяснение отношений между индивидуумами, психологическое давление, физическое насилие, экономическое принуждение. Воздействию чаще всего подвергается не сам индивид, а его поступки, высказывания, отношения с другими лицами. Внешний контроль – это совокупность социальных институтов и механизмов, вменяющих соблюдение общепринятых норм поведения и законов. Он подразделяется на формальный и неформальный.
Формальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны официальных органов власти и действует на территории всей страны. В современном обществе значение формального контроля чрезвычайно велико. Ведь в сложном обществе, особенно в многомиллионной стране, все труднее поддерживать порядок и стабильность. Поэтому формальный контроль осуществляют специально обученные люди, которые получают зарплату именно за выполнение контрольных функций. Это судьи, полицейские, врачи-психиатры, социальные работники и другие должностные лица. Его основой выступают инструкции, указы, постановления, законы. Формальный контроль осуществляют также суды, система образования, армия, производство, средства массовой информации, политические партии, правительство, даже школа с помощью экзаменов. Методы формального контроля в зависимости от применяемых санкций подразделяются на жесткие, мягкие, прямые, косвенные. Так, например, прокуратура, суд, налоговая полиция – это инструменты прямого жесткого контроля. Экономические санкции международного сообщества – инструменты косвенного жесткого контроля. Экономические санкции международного сообщества – инструменты косвенного жёсткого контроля. Действие Конституции – инструмент прямого мягкого контроля. Средства массовой информации — это инструменты косвенного мягкого контроля. Детальный (мелочный) контроль, при котором руководитель или руководящий орган вмешивается в каждое действие подчиненных, называется надзором. Надзором может заниматься и государство. Тогда он превращается в специализированный общественный институт, разрастаясь в огромную систему, покрывающую всю страну. В такую систему входят сыскное бюро, детективные агентства, полицейские участки, службы осведомителей, тюремные надзиратели, конвойные войска, суды, цензура. Неформальный контроль основан на одобрении или осуждении со стороны группы родственников, друзей, коллег, знакомых, а также со стороны общественного мнения, которое выражается через традиции и обычаи либо через средства массовой информации. Неформальный контроль может выполнять также семья, если рассматривать семью как социальный институт. Неформальный контроль ограничен небольшой группой людей, а в большой группе он неэффективен. Он локален. Насмешка и сплетня – мощные инструменты социального контроля в социальных группах всех типов. Неформальные методы доступны практически всем. И насмешками, и сплетнями может манипулировать любой неглупый человек, имеющий доступ к каналам. В процессе социализации социальные нормы могут усваиваться настолько глубоко, что люди, нарушая их, испытывают чувство неловкости или вины, иногда даже муки совести. Совесть – это проявление внутреннего контроля, самоконтроля, основанного на волевом усилии.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|