Трудовой коллектив как социальная организация
Для многих людей, в особенности представителей нашей страны, важно уточнить соотношение понятий «социальная организация» и «коллектив», «трудовая организация» и «трудовой коллектив». Эти понятия широко употреблялись как в научной, общественно-политической литературе, так и широкой социальной практике. Понятия «коллектив», «трудовой коллектив» широко использовали представители общественных наук. Данной проблеме посвящены сотни работ социологов, философов, экономистов, правоведов, психологов. Среди трудовых коллективов можно выделить следующие типы: · производственные (строительные, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, материально-технического снабжения и сбыта и др.); · коллективы по обслуживанию (торговые, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта по обслуживанию населения, кредитования, страхования и др.); · управленческие (аппарат государственно-административных органов, акционерных и общественных организаций); · коллективы в духовной сфере (в науке, просвещении, культуре и др.); воинские. Помимо коллективов, занятых трудовой деятельностью, существуют еще нетрудовые (учебные, спортивные (непрофессиональные) и другие коллективы, а также по интересам (туристские, любительские и др.). Сегодня трудовой коллектив утратил принадлежащую ему в советское время роль основной ячейки общества. В результате процесса разгосударствления, приватизации, акционирования и т. п. большинство трудовых коллективов уже не выполняют политическую, идеологическую и социальную функции. В условиях приобретения производственными отношениями буржуазного характера ассоциацию тружеников предприятия уместно называть социальной организацией предприятия.
Широкое распространение получило создание объединений на договорной основе, куда входят производственные, научно-исследовательские, инженерно-внедренческие организации, высшие учебные заведения, научно-технические, творческие и другие субъекты. Возникают новые формы экономической, научной, финансовой интеграции между субъектами различных государств на базе слияния нескольких международных капиталов. Вырастают единые международные хозяйственные комплексы. Составляющие их части остаются в собственности фирм отдельных стран, но действует такой комплекс, как единое целое, например, международные энергосистемы, строительные и добывающие комплексы. У социальной организации предприятия появляется еще одна важная функция – совладельческая (на средства производства). Быть реальным совладельцем собственности и получать прибыль в меру эффективности ее функционирования и размера своей доли оказалось делом привлекательным, но и ответственным, порой рискованным. Свои специфические особенности в отношении собственности имеются и в смешанных предприятиях, куда привлечен отечественный и зарубежный капитал. Сложившиеся условия требуют поиска и реализации новых форм жизнедеятельности социальной организации предприятия. В этом процессе не последнее место должно быть отведено изучению и использованию богатейшего арсенала научных разработок мировой социологии, детально исследовавшей трудовую социальную организацию как субъект социальной жизни. В последнее время широкоупотребимыми становятся понятия «корпорация», «корпоративизм», «корпоративный», которые страдают большим и распространенным для общественных наук недостатком – неоднозначностью в истолковании. Чаще всего корпорацию определяют лишь как организацию, объединяющую индивидов многочисленных сообществ – профессиональных организаций цехового типа. Гильдия, ганза, братство, коллеж, а позднее – корпорация – все это названия различных ремесленных и торговых объединений средневековой Европы, давших начало так называемому цеховому строю, который достиг своего расцвета к началу мануфактурного периода капитализма.
В средневековой корпорации возникли и развились те начала, которые носят универсальный характер для корпоративной организации как таковой. Это объединение индивидов, следующих общему интересу, строгая иерархия власти, превращение общего интереса в особенный интерес верхушки, ценностно-рациональный тип поведения корпорации. Закат цехового строя, начавшийся в позднее средневековье, затянулся до конца XVIII – начала XIX вв. Причины этого упадка хорошо известны: ремесленный цех, живущий в соответствии с указанными выше принципами, отличался жесткостью и авторитарностью, он был приспособлен к достаточно стабильной работе на заказ, которая не требовала больших модификаций, и поэтому была неэффективен в условиях развитых товарных отношений. И все же именно в эпоху упадка цехов начинается философское, юридическое и экономическое осмысление корпоративной организации. С развитием общественного разделения труда в условиях машинного производства стремление к объединению у людей не ослабевает. В 60-е гг. ХХ в. корпоративная организация общества стала вызывать все больший интерес. В литературе, с тем чтобы провести различие с корпоративизмом «довоенного образца», стал использоваться термин «неокорпоративизм», который в отличие от государственного называют социальным или демократическим. Тем самым подчеркивается, что основа корпоративной или неокорпоротивной политики – это согласование интересов трех субъектов общественных отношений: наемных работников, предпринимателей и государства. И если в случае корпоративизма это делалось в принудительном порядке, то в условиях неокорпоративизма – в демократическом. В настоящее время, по-видимому, именно отраслевые объединения рабочих и предпринимателей сохраняют самый яркий корпоративный признак – профессионально-производственный. Иные корпоративные характеристики (иерархическая структура, ценностно-рациональное поведение членов) проявляются в организациях другого рода. Это относится прежде всего к современному предприятию, фирме.
Малые социальные группы Малые социальные группы (от 2 до 15-20 человек) являются основными объектами социально-психологических исследований. Данная форма социальных групп малочисленна по составу, члены ее объединяются общей деятельностью и находятся, как уже говорилось, в непосредственном, устойчивом личном общении. Характерными чертами малой социальной группы являются: · малочисленный состав; · пространственная близость членов; · длительность существования; · общность групповых ценностей, норм и образцов поведения; · добровольность вступления в группу; · неформальный контроль за поведением членов. Наличие прямого контакта сказывается на внутригрупповых взаимодействиях, делает их более персонифицированными и облегчает идентификацию «Я» индивида с общегрупповым «Мы». Разновидность малых социальных групп – первичные группы. Отличительными признаками этих групп является непосредственный, интимный, межличностный контакт ее членов, который характеризуется высоким уровнем эмоциональности. Эти группы первичны в том смысле, что именно через них индивиды получают первый опят социального единства. Примером первичных социальных групп выступают семья, школьный класс, студенческая группа, группа друзей, спортивная команда и др. Через первичную группу осуществляется социализация индивидов, освоение ими образцов поведения, социальных норм, ценностей и идеалов. Можно сказать, что она выполняет роль первичного связующего звена между обществом и личностью. Через нее человек осознает свою принадлежность к определенным социальным общностям, посредством нее участвует в жизни всего общества.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|