Меры по минимизации влияния последствий мирового финансового кризиса на российскую экономику
Стр 1 из 2Следующая ⇒
В условиях мирового кризиса российская экономика столкнулась с целым рядом проблем. Недостаток ликвидности, совпавший с падением цен и/или спроса на ряд ключевых товаров российского экспорта, уже привел к сокращению или переносу на более поздний срок инвестиционных программ, сокращению производства, отказу от выхода на новые рынки и другим негативным последствиям. Сокращение платежеспособного спроса и снижение доступности кредитных ресурсов, как для потребителей, так и для производителей, вынуждают компании реального сектора экономики сокращать объемы выпуска, сворачивать инвестиционные программы и уменьшать количество занятых. В первую очередь кризис затронул компании с высокой долговой нагрузкой (например, строительство, розничная торговля), производителей промышленной продукции (прежде всего, автомобилестроение, значительная часть продукции которого продается в кредит) и распространился на базовые отрасли экономики (в частности, металлургию) и сельское хозяйство. Ситуация усугубляется неблагоприятной внешнеэкономической конъюнктурой – снижением цен на продукцию российского экспорта, оттоком капитала и дальнейшим ухудшением ситуации на международных финансовых рынках. Банковская система столкнулась с оттоком вкладов населения, несмотря на увеличение гарантий по вкладам до 700 тыс. рублей. Изъятие вкладов не носит панического характера, но вызывает серьезные опасения во всем банковском сообществе. События на фондовом рынке отрицательно отразились на финансовых результатах большинства российских банков, снизились показатели доходности и собственных средств (капитала), по ряду банков возможно несоблюдение кредитными организациями установленных Банком России обязательных нормативов, включая лимиты открытых валютных позиций, ухудшения показателей финансовой устойчивости и экономического положения банков с соответствующим изменением их классификационных групп.
Недостаточно прозрачные действия регулирующих органов и госкомпаний на фондовом рынке привели к переносу основного объема торгов российскими ценными бумагами за пределы России. Но наиболее острый вопрос – как будет выглядеть российская экономика, и в том числе финансовый сектор, после кризиса. Правительством Российской Федерации и Центральным Банком реализуется ряд важных для минимизации влияния кризиса на российскую экономику мер. Но возникли новые проблемы, которые делают перечень этих мер неполным. 1. Доступ к государственной поддержке носит ограниченный и не всегда прозрачный характер. При значительных объемах государственной поддержки в реальный сектор экономики средства практически не попадают. Для малого бизнеса средства практически недоступны. При этом недостаток прозрачности касается не только самой господдержки, но и принятия тех или иных решений, связанных с экономической нестабильностью. 2. Остро стоит проблема недобросовестной конкуренции, во многом связанной с проблемой непрозрачности системы поддержки. Приоритет, отдаваемый при определении формата и вида господдержки, банкам с государственным участием ставит частные банки в заведомо невыигрышное положение. При этом ряд банков, региональных администраций и даже отдельных компаний составляют необоснованные «черные» и «белые» списки (при этом в белые списки входят либо госбанки либо банки, прямо или косвенно аффилированные с составителями таких списков). В условиях неопределенности любой такой список может серьезно ударить по банку вне зависимости от его устойчивости или размера.
3. Бизнес недостаточно привлекается к подготовке мер по минимизации влияния кризиса на Россию. При проведении неформальных переговоров, обсуждений власть не готова идти на создание рабочих групп с участием и органов государственной власти, и бизнеса, которые могли бы оперативно обсуждать текущую ситуацию и вырабатывать необходимые меры. 4. Российские компании находятся в жестких условиях падения спроса на продукцию, увеличения запасов и роста издержек, в том числе связанного с увеличением тарифов естественных монополий. При этом возникают серьезнейшие угрозы для российских производителей со стороны импорта. Они обусловлены следующим: § завышенный курс рубля к доллару США, подрывающий ценовую конкурентоспособность российских производителей по сравнению с иностранными; § кризис перепроизводства и дефляция в зарубежных странах; § политика субсидирования экспорта правительствами зарубежных стран (прежде всего, в области продукции сельского хозяйства). В текущих условиях иностранные производители получают возможность избавиться от запасов произведенной продукции за счет их поставок в Россию, вследствие чего им удастся восстановиться и перейти к росту значительно быстрее, а российские предприятия будут вынуждены полностью остановить свою деятельность. Соответственно, целесообразно сконцентрироваться на следующих направлениях политики по минимизации влияния кризиса на российскую экономику: предоставление широкой государственной поддержки компаниям реального сектора экономики; повышение прозрачности и доступности механизмов государственной поддержки, в том числе для малого и среднего бизнеса; повышение уровня доверия внутри бизнес-сообщества, а также между бизнесом и государством; расширение доступа частных банков к системе господдержки банковского сектора; увеличение роли бизнеса в подготовке и обсуждении мер антикризисной политики, в том числе вопросы институционализации такого участия; повышение предсказуемости государственной политики по минимизации последствий кризиса и обеспечении оперативности принятия решений; ускоренная ликвидация товарных запасов за счет стимулирования потребления, в частности, за счет госзакупок и формирования госрезервов;
выявление и устранение «узких мест», обеспечивших необоснованный рост издержек в отдельных отраслях; обеспечение условий для ускоренного возобновления экономического роста в России по сравнению с зарубежными странами-конкурентами.
В качестве конкретных мер предлагаем рассмотреть следующие: Поддержание финансовой системы: Краткосрочные и среднесрочные меры по поддержанию банковского сектора 1. предоставление банкам возможности перевода торговых ценных бумаг (акций и облигаций) в инвестиционные портфели по цене приобретения, что позволит избежать убытков в результате переоценки ценных бумаг по рыночной стоимости и негативного влияния на капитал; 2. введение 100% гарантий по вкладам граждан во всех банках, входящих в систему страхования вкладов, и проведение Банком России, Минфином и Агентством по страхованию вкладов (АСВ) информационной компании, направленной на повышение осведомленности населения о системе гарантий по вкладам; 3. расширение доступа банков к предоставляемым государством долгосрочным финансовым ресурсам, включая увеличение объема предоставляемых частным банкам субординированных кредитов. 4. создание государственного агентства по страхованию кредитов, предоставляемых российскими кредитными организациями, аналогичного по статусу Агентству по страхованию вкладов (зарубежными примерами таких агентств являются Hermes (Германия), Sace (Италия) и т.п.) для стимулирования банковского кредитования реального сектора и повышения доверия между банками и предприятиями. При этом страховые премии будут выплачиваться конечными получателями заемных средств, а агентство также будет работать с проблемными (неликвидными) долгами, образовавшимися по гарантированным им кредитам; 5. продление сроков размещения депозитов Банка России во Внешэкономбанке и сроков кредитов, предоставленных Внешэкономбанком в соответствии с Федеральным законом «О дополнительных мерах по поддержке финансовой системы Российской Федерации», до 31 декабря 2013 года, а также ограничение размера ставки до 2,5% годовых по предоставленным кредитам;
6. расширение источников долгосрочных средств для банковской системы, в том числе стимулирование «пенсионных» и «ипотечных» счетов; 7. создание законодательных условий для введения безотзывных вкладов; 8. послабления банкам в части формирования резервов по проблемным кредитам и другим финансовым инструментам; 9. рефинансирование государством (в лице Центрального Банка) качественных кредитных портфелей и других финансовых активов через механизм кредитования их под залог (положение 312-П) для обеспечения беспрерывного кредитования экономики. Положение 312-П должно быть крайне быстро переработано в части сроков и процедур предоставления средств. В том числе необходимо расширить перечень отраслей и форм собственности предприятий, уменьшить дисконты по залогам, расширить перечень активов для залога; 10. расширение перечня банков, которые могут выступать поручителями в соответствии с Положением Банка России от 14 июля 2005 г. № 273-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных залогом векселей, прав требования по кредитным договорам организаций или поручительствами кредитных организаций"; 11. введение обязательной регистрации залога транспортных средств; 12. создание законодательной основы для возможности досудебного истребования залога в случае, если такой пункт предусмотрен договором; 13. принятие решения в срок до 1 января 2009 г. о возможности не применять с 01.01.2008г. Положение по бухгалтерскому учету 19/02, утвержденное приказом Министерства финансов РФ № 126н от 10.12.2002г. В срок до 01.06.2009г. потребуется разработать и утвердить особенности учета финансовых вложений для негосударственных пенсионных фондов. До утверждения новой редакции документа учет финансовых вложений для НПФ осуществлять по первоначальной стоимости финансовых вложений, по которой они были приняты к бухгалтерскому учету. Для предотвращения банкротства НПФ и УК ввести в действие указанные требования, начиная с бухгалтерской отчетности за 2008 год; 14. разрешение банкам получать кредиты Центрального Банка под залог кредитов торговым организациям, созданным в форме обществ с ограниченной ответственностью, в рамках Положения Банка России от 12 ноября 2007 г. № 312-П "О порядке предоставления Банком России кредитным организациям кредитов, обеспеченных активами". Сегодня с помощью этого инструмента возможно рефинансирование только крупных сетевых торговых предприятий, созданные в форме открытых акционерных обществ, а многие региональные торговые сети и муниципальные торговые предприятия не могут получить кредиты, а ведь большинство населения страны покупают продукты именно в них;
15. возможность установления моратория до 1 июля 2009 г. на применение к кредитным организациям санкций за нарушения в их деятельности, обусловленные дестабилизацией положения на финансовых рынках. Наиболее тревожным выглядит вопрос о соблюдении норматива Н6 «Размер риска на одного заемщика или связанную группу заемщиков», т.к. из-за катастрофического снижения стоимости ценных бумаг у многих банков снижается размер собственного капитала, и они вынуждены заставлять заемщиков гасить кредиты, в случае превышения норматива, что, в свою очередь ведет к новым трудностям в реальном секторе экономики. Кроме того, целесообразно рассмотреть вопрос о понижении требований к нормативу НЗ в действующем виде до 30%, либо модифицировать его из норматива 30-дневной ликвидности в норматив 90-дневной ликвидности; 16. возможность расширения ломбардного списка и конкретизация требований по включению векселей таких эмитентов (которые не выпускают облигации и только поэтому отсутствуют в ломбардном списке) в состав ликвидных активов. Это приведет к росту ликвидности в банковской системе среди банков «второго эшелона» и облегчит выполнение нормативов; 17. использование в качестве критерия допуска банков к беззалоговым аукционам не уровня кредитных рейтингов, а уже сложившейся и проверенной модели оценки финансового состояния кредитных организаций, которую Центральный Банк использует при ежедневном мониторинге кредитных организаций; допуск к господдержке успешно работающих региональных банков с соответствующей корректировкой методик оценки их надежности; 18. увеличение сроков предоставление на беззалоговых аукционах средств минимум до одного года; Краткосрочные меры по поддержанию стабильности фондового рынка в кризисный период 19. Предоставление ликвидности небанковским институтам. Обеспечение доступа небанковских институтов (профессиональных участников рынка ценных бумаг) к операциям РЕПО с Банком России. 19.1. Расширение круга ценных бумаг, с которыми Банк России или коммерческие банки с государственным участие вправе совершать сделки РЕПО. (например, акции компаний с государственным участием в акционерном капитале более 50%, таких как региональные телекоммуникационные компании, энергетические компаний (ОГК и ТГК). Необходимо также рассмотреть возможность включения еврооблигаций в перечень бумаг, принимаемых в обеспечение Банком России по сделкам РЕПО). 19.2. Доступ к ломбардному и беззалоговому аукционам Банка России профессиональных участников фондового рынка, которые не являются банками. Рынок РЕПО, являющийся ключевым с точки зрения обеспечения ресурсов для небанковских организаций, перестал нормально функционировать, существенно сократились кредитные линии со стороны российских и западных банков. Дефицит фондирования для небанковских организаций может привести к параличу фондового рынка, а также иметь негативные социальные последствия. Именно небанковские организации играют ключевую роль в обеспечении оборачиваемости ценных бумаг, обеспечивая тем самым нормальное функционирование рынка. 20. Предоставление ликвидности за счет средств пенсионных накоплений. Расширение круга ценных бумаг, которые управляющая компания накопительной части вправе приобретать в фонд, что позволит снизить волатильность российского рынка. Использование программы STRIPS - физическое отделение купонов от облигаций и их независимое обращение, что позволяет повысить ликвидность рынка за счет формирования сектора краткосрочных бумаг, расширения списка инструментов залоговых операция, снижении стоимости заимствования при размещении облигаций с возможностью разделения платежей, а также не увеличивает государственный долг при одновременном увеличении числа инструментов. Скорейший запуск механизма «инфраструктурных облигаций» под гарантии Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, институтов развития, международных финансовых организаций. 21. Регулирование биржевого рынка РЕПО. В настоящее операции на рынке РЕПО должны быть урегулированы таким образом, что бы снизить возникновение рисков неисполнения по данным сделкам. Без восстановления доверия к данному рынку, впредь до изменения правил торговли на биржевом спот-рынке, последний не будет иметь возможности быть конкурентоспособным. 22. Регулирование приостановления торгов на фондовых биржах, времени начала и окончания торгов. В настоящее время рынок отличается высокой волатильностью, при этом такая волатильность вызывается не паникой участников торгов, а низкими объемами самой торговли. В этих обстоятельствах более важным является продолжение торгов, что позволяет сохранить роль российских бирж как центра ценообразования на российские активы. Учитывая, что российские активы, торгуемые на зарубежных биржевых площадках не подвергаются рискам приостановки торгов, регулятивный эффект приостановок российских бирж является не только низким, но и отрицательным. Необходимой также является синхронизация времени открытия и закрытия биржевых торгов для того, что бы обеспечить сопоставимые при прочих равных обстоятельствах результаты торгов. В отсутствие решений по данным вопросам торги российских бирж будут лишены достоинств базы для ценообразования, что приведет к продолжению перетока операций с российских бирж на зарубежные, перетока операций с биржевого рынка на внебиржевой, к закрытию зарубежных фондов, для оценки активов которых используются цены, формируемые на российских биржах. 23. Поддержание спроса на ценные бумаги со стороны государства. Роль государства по поддержанию спроса на ценные бумаги заключается по существу в выполнении роли маркет-мейкера, что требует большой осторожности для того, что исключить вероятность искажения поведения рынка. Важным здесь является не поддержание цены и, в свою очередь, индекса, а предоставление участникам торгов уверенности в способности продать свои ценные бумаги, что окажет позитивный эффект на ценообразование; 24. Развитие деятельности негосударственных пенсионных фондов (НПФ). 24.1. Расширение круга ценных бумаг, которые вправе приобретать государственная управляющая компания при управлении средствами пенсионных накоплений «молчунов». «Длинный» характер данных денег может позволить даже в случае резкого обвала цен ценных бумаг не фиксировать убытки, продолжая оставаться в длинной позиции. При расширении списка должно быть уделено особое внимание фундаментальным принципам инвестирования средств пенсионных накоплений, закрепленным на законодательном уровне: надежности и доходности. Это не должно приводить к обязанности управляющей компании возмещать убытки, полученные при инвестировании средств пенсионных накоплений. Кроме того, должен быть создан механизм дополнительной защиты интересов застрахованных лиц со стороны государства в случае возникновения необходимости фиксации убытков, полученных при инвестировании средств пенсионных накоплений. 24.2. Отмена принципов сохранности и доходности при размещении средств пенсионных резервов и инвестировании средств пенсионных накоплений. Законодательство о негосударственных пенсионных фондах содержит данные принципы в качестве базовых принципов размещения средств пенсионных резервов и инвестирования средств пенсионных накоплений, но не содержит четких правил их применения на практике, что позволяет по-разному трактовать последствия уменьшения стоимости пенсионных резервов или пенсионных накоплений в связи с изменением цен ценных бумаг, в которые размещены (инвестированы) соответствующие средства. Практика финансового кризиса показала, с одной стороны, фактическую декларативность указанных принципов, а с другой – крайнюю опасность их использования при падении цен ценных бумаг, так как это может повлечь возникновение обязательств управляющей компании возместить убытки, возникшие вследствие реализации рыночного риска. Возмещение в настоящее время таких убытков управляющими компаниями может повлечь банкротство соответствующих управляющих компаний, что в текущих условиях может повлечь дальнейшее усугубление последствий финансового кризиса. Роль НПФ крайне искажена в настоящее время представлением о них как о социальном институте, в рамках которого лежат указанные выше принципы (равно как и в силу прямого указания об этом в законе). Задачей развития НПФ как финансовых институтов должно являться создание конкурентных механизмов пенсионного обеспечения, а также конкуренция между ними за розничного инвестора. 25. Расширение круга ценных бумаг, в которые Пенсионным фондом Российской Федерации (далее – ПФР) могут быть размещены средства страховых взносов на финансирование накопительной части трудовой пенсии, поступивших в течение финансового года в ПФР. Необходимо отметить особый характер этих средств, часть которых не попадают к частным управляющим компаниям в течение финансового года согласно заявлениям застрахованных лиц только из-за дискретного характера перечисления средств пенсионных накоплений. В то же время указанные средства носят такой же долгосрочный характер и целесообразно их инвестировать на тех же принципах. Помимо расширения круга ценных бумаг для Пенсионного фонда Российской Федерации аналогичного результата можно добиться передачей средств управляющим компаниям в течение финансового года. 25. Расширение круга ценных бумаг, которые могут быть приняты для покрытия страховых резервов страховщика. Текущее регулирование не предоставляет управляющим компаниям каких-либо действенных механизмов, направленных на возможную защиту активов инвестиционных фондов, пенсионных резервов НПФ, средств пенсионных накоплений, переданных управляющим компаниям, в случае резкого снижения цен на ценные бумаги, и в то же время обязывает в течение срока управления соответствующими активами поддерживать определенную структуру. В то же время создание механизмов снижения рисков позволит значительно повысить уровень доверия населения к фондовому рынку в целом и к институтам коллективного инвестирования в частности, что позволит обеспечить дополнительный приток внутреннего долгосрочного ресурса на рынок ценных бумаг. 26. Изменение налогообложения. Предлагаемые меры носят средне- или долгосрочный характер и укладываются в идеологию международного финансового центра, однако должны быть приняты до конца 2008 г., что позволит воспользоваться новыми правилами уже в 2009. Предложения основаны на зарубежном опыте и создают конкурентные условия налогообложения, не приводя к признанию страны оффшором. 26.1. Уточнение правил налогообложения отдельных операций и определения налогооблагаемой базы. Необходимо устранение очевидных недостатков определения налогооблагаемой базы – перенос убытков на следующий период, сальдирование финансовых результатов, а также других недостатков, связанных с совершением операций с ПФИ и операций РЕПО; 26.2. Предлагается освобождение от налога на доходы от операций с ценными бумагами (в том числе с инвестиционными паями) и финансовыми инструментами, принадлежащими гражданину более 1 года, а также освобождение от налога на доходы в виде дивидендов и процентов в определенном размере, освобождение от налога на доходы физических лиц выкупных сумм. Меры не являются достаточными для создания конкурентного режима налогообложения граждан, однако могут быть реализованы уже в 2008 г. в отличие от другой важной меры – создания механизмов инвестирования сбережений до достижения пенсионного возраста, которая может быть реализована в 2009 г. 26.3. Налогообложение НПФ, дилеров, кредитных и страховых организаций. Освобождение от налога на прибыль доходов от операций с ценными бумагами и финансовыми инструментами, доходов в виде дивидендов и процентов; освобождение от налога на прибыль средств, направляемых на развитие; освобождение от налога на прибыль вознаграждения за оказание услуг за размещение ценных бумаг на территории России; 26.4. Налогообложение посредников и управляющих компаний. Освобождение от НДС услуг посредников и управляющих компаний ПИФ и НПФ подобно тому, как это сделано для банков. 26.6. Налогообложение платежей в гарантийный и иные фонды. Предлагается исключение из налогооблагаемой базы платежей в гарантийные и иные фонды, создаваемые для снижения рисков неисполнения сделок на торгах, организуемых организаторами торговли; 26.6. Налогообложение средств, направляемых на капитализацию инфраструктурных организаций. Предлагается исключение из налогооблагаемой базы средств, направляемых на собственное развитие инфраструктурными организациями - клиринговых организаций и организаций, выполняющих функции центральных контрагентов, а также расчетных депозитариев. 26.7. Исключение из налогооблагаемой базы средств, направляемых в виде вступительных и членских взносов в СРО (см. далее); 26.8. Исключение из налогооблагаемой базы средств, направляемых в Компенсационный фонд (см. далее); 26.9. Налогообложение нерезидентов. Для нерезидентов может быть предложен налоговый режим, основанный на установлении нулевой ставки налога на доходы от операций с соответствующими финансовыми инструментами и в виде дивидендов и процентов, а для тех из них, в стране происхождения которых соответствующие ставки ниже ставки в России – в размере российской ставки или ставки - в размере разницы между ставками. 26.7. Пересмотр ставок налога на доход по государственным ценным бумагам. Пересмотр ставок может происходить как в варианте снижения и установления единой ставки по любым доходам от государственных ценных бумаг, так и в создании стимулирующих условий для инвесторов, приобретающих государственные облигации для целей сбережения средств – установления нулевой ставки налогообложения. 27. Совершенствование механизмов саморегулирования, в том числе в части стандартизации управления рисками. Предлагается введение обязательного членства в саморегулируемых организациях (СРО) в первую очередь для профессиональных участников рынка ценных бумаг, осуществляющих публичную функцию по учету прав на ценные бумаги (регистраторов и депозитариев), а также для организаций, оказывающих услуги розничным инвесторам (брокерам, управляющим ценными бумагами, а также управляющим компаниям и специализированным депозитариям ПИФ и НПФ). Введение обязательного членства в СРО создаст условия для развития стандартов деятельности финансовых организаций и стандартов управления их рисками, установление эффективной системы контроля за соблюдением таких стандартов, а также системы ответственности (внутри СРО) за нарушение стандартов. Данные меры являются первым шагом по созданию новой системы регулирования и надзора. 28. Формирование компенсационных фондов для компенсации потерь розничных инвесторов в результате банкротства НПФ и компенсационного фонда для компенсации потерь, вызванных неправомерными действиями профессиональных участников рынка ценных бумаг-банкротов. Фонды должны формироваться за счет взносов соответствующих финансовых организаций, на услуги которых распространяются их компенсационные выплаты, а также за счет штрафов, взимаемых ФСФР России и соответствующими саморегулируемыми организациями со своих членов. До конца 2008 г. предлагается формирование данных фондов за счет государства, а их администрирование в начальный период возможно на базе существующих организаций, например, Ассоциации страхования вкладов. Меры (2009-2020), направленные на дальнейшее развитие фондового рынка Главная задача данного этапа - существенное увеличение объемов привлеченных средств национальных инвесторов (розничных и долгосрочных институциональных). Вторая задача – создание условий для притока иностранных инвестиций (в первую очередь, долгосрочных). 29. Совершенствование системы регулирования и надзора. Уровень регулирования и надзора должен обеспечивать высокую степень устойчивости всех финансовых организаций и защиту интересов их клиентов в случае их неспособности выполнить свои обязательства. Основные изменения системы регулирования и надзора должны заключаться во внедрении элементов риск-ориентированного надзора за всеми финансовыми организациями (кредитными, страховыми и организациями, являющимися профессиональными участниками рынка ценных бумаг), а также возможность получения ими доступа к рефинансированию со стороны Банка России. Кроме того, в результате изменения системы регулирования и надзора должна быть преодолена фрагментация регулирования деятельности различных финансовых организаций, исключены пробелы в регулировании (например, в отношении рынка FOREX), а также повышена роль саморегулируемых организаций. Важным элементом данной системы должен быть компенсационный фонд. В окончательном виде система регулирования и надзора должна предполагать выделение из Банка России функции банковского надзора и объединение этой функции вместе с другими функциями по риск-ориентированному надзору. В этом случае Банк России сможет сконцентрироваться на конституционных функциях по обеспечению стабильности национальной валюты, а также, как кредитор последней инстанции, по обеспечению стабильности финансовой системы в целом. Остальные организационные решения должны быть по временными и оправдываемыми действительной необходимостью с учетом реальных сроков создания системы риск-ориентированного надзора. 30. Создание правовых условий деятельности независимых инвестиционных советников. Независимые инвестиционные советники должны быть институтами, которые способны с минимальными издержками, оказывать услуги населению по формированию и управлению инвестиционным портфелем. Это дает возможность сохранить высокий уровень конкуренции на рынке посреднических услуг, где будет происходить постепенная консолидация, а значит и низкие издержки по привлечению средств населения. Наконец, это как направление развития небольших региональных компаний – способ привлечения на фондовый рынок средств населения регионов; 31. Освобождение от налога на доходы, средств (в пределах суммы не менее 300 тыс. рублей в год), направляемых гражданами или их работодателями на инвестиции с условием возврата вместе с доходом по достижению пенсионного возраста и последующим налогообложением (возможен вариант направления средств на инвестиции после налогообложения и освобождение доходов, при возврате средств). Аналогичные счета и налоговые правила могут быть введены для целей использования средств для образования, строительства или инвестирования в предпочтительные для государства отрасли. 32. Освобождение от налога на прибыль и НДС вознаграждения услуг независимых инвестиционных советников. 33. Совершенствование инфраструктуры фондового рынка. Необходимо в кратчайшие сроки определиться с направлениями ее дальнейшего развития. Наличие внутри страны конкурирующих между собой биржевых групп с разным составом собственников, в число которых входит и государство в лице Банка России, ставит на повестку дня выработку единой государственной позиции по вопросу консолидации и капитализации инфраструктуры, роли государства в ее функционировании с точки зрения участия в акционерном капитале, надзора, регулирования. В любом случае консолидация инфраструктуры предполагает соответствующее решение собственников ведущих инфраструктурных институтов. Во-первых, необходимо обеспечить конкурентные на глобальном рынке правила клиринга и расчетов. Во-вторых, необходимо решить проблему доступа наиболее долгосрочных и крупных иностранных инвесторов на российский рынок. В-третьих, необходимо ввести требования, которые бы стимулировали биржи организовать взаимодействие, которое отчасти компенсировало недостатки фрагментации. 33.1. С учетом этого необходимо создать правовые условия: - для деятельности центрального контрагента; - для функционирования централизованной системы хранения ценных бумаг, включающей ведущие расчетные депозитарии в качестве центральных депозитариев; - доступа иностранных глобальных кастодианов к хранению российских финансовых инструментов (при этом наличие российского кастодиана или центрального депозитария должно быть обязательно); - для учета в российском законодательстве различных форм организации бизнеса за рубежом, не имеющих у нас аналога, в том числе различных трастов. 33.2. Запуск системы БЭСП. В любом случае, независимо от создания условий для консолидации, ее осуществления инфраструктура расчетов должна быть включена в российский аналог RTGS - БЭСП, должны быть созданы условия для кредитования ценными бумагами, и начат процесс присоединения к CLS или иным подобным международным системам ограничения валютного риска; 34. Совершенствование правил функционирования первичного рынка. Следует нормативно закрепить обязательность первичных размещений эмитентов на российских торговых площадках с одновременным снятием всех ограничений на конвертацию акций в ADR/GDR и обратно. При этом в целях развития рынка первичных размещений должны быть: - упрощены административные процедуры эмиссии ценных бумаг – может быть введен уведомительный порядок регистрации выпуска ценных бумаг и отчета об итогах выпуска для ценных бумаг, размещаемых с участием брокера в соответствии с правилами, установленными СРО, членом которой он является; - усовершенствованы правила размещения ценных бумаг с участием андеррайтеров (начало обращения ценных бумаг, возможно, правила оплаты ценных бумаг, обеспечение «поставки против платежа» при эмиссии и т.д.). Необходимо ужесточать требования о раскрытии информации при первичном выходе на биржу и одновременно существенно облегчать условия повторных размещений. Использование возможностей первичного рынка обеспечивает разнообразие финансовых инструментов, повышает возможности по росту капитализации, повышает качества капитализации, расширяет круг инвестиционных стратегий, которые могут использовать участники рынка, наконец, что важно создает конкуренцию банковскому кредитованию. Среднесрочные меры (2009-2015), направленные на развитие страхового рынка 35. Предоставить юридическим и физическим лицам налоговые льготы по добровольным видам страхования, которые обеспечивают социальную защищенность населения (добровольное медицинское страховании; страхование жизни, в первую очередь – пенсионное страхование) 36. В целях повышения уровня капитализации страховой отрасли предоставить возможность страховым компаниям включать субординированные кредиты (займы) в состав средств, учитываемых при расчете фактической маржи платежеспособности; Для этого потребуется внести изменения в ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) – в части удовлетворения требований кредиторов третьей очереди, в закон РФ «Об организации страхового дела» - в части определения субординированного кредита (займа), а также в Приказ Минфина №90н «Об утверждении положения о порядке расчета страховщиками нормативного соотношения активов и принятых ими страховых обязательств». 37. Разрешить страховым компаниям уменьшать налогооблагаемую базу по основной деятельности на убытки по операциям с обращающимися ценными бумагами при расчете налога на прибыль начиная с 2008 года. 38. Разрешить страховым организациям осуществлять учет финансовых вложений по первоначальной стоимости финансовых вложений, по которой они были приняты к бухгалтерскому учету и ввести в действие указанные требования, начиная с бухгалтерской отчетности за 2008 год.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|