Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Упаковочные материалы из бумаги и картона




 

Бумажная упаковка должна соответствовать ряду норм. Они касаются важных требований к материалу, например:

) в упаковке продуктов питания должна быть использована лощеная бумага. Стойкая к жиру, влаге, способна обеспечить защиту продуктов от посторонних запахов.

2) в упаковке некоторых продуктов питания можно использовать вощеную бумагу. Она лишена запаха, вкуса и не токсична, т.е. не окажет ненужного воздействия на содержимое.

Бумага - понятие очень широкое, включает в себя большое количество упаковочных возможностей.

Бумажная упаковка подразделяется на твердую (картон) и гибкую (плотностью до 80 г/м2).

Не менее широк и круг продукции, упаковка которой может быть произведена из бумажного материала. В процентном соотношении это будет выглядеть так, как указано в таблице 2.

 

Таблица 2 Процентное соотношение назначений бумажных упаковочных материалов

% соотношение Назначение
80% Упаковка продуктов питания
5% Упаковка табачной продукции
5% Упаковка медицинских и фармацевтических препаратов
5% Химикаты и сельскохозяйственная продукция, стройматериалы
3% Средства бытовой химии и гигиены
5% Прочие средства гигиены

 

Картон изготавливают из волокон древесины. Основное сырье - целлюлоза (белая и бурая), химическая древесина и макулатура. При механическом воздействии получают короткие волокна низкого качества. Химическое воздействие (кислоты) позволяет получать продукцию более высокого качества. Полученный продукт называется бумажной массой. Из нее после сушки вырабатывают различные виды бумаги. Чаще всего этот материал направляется в рулон или листовом виде.

) Картон отличается от бумаги большей толщиной, массой и, как следствие, более высокой прочностью.

Основные виды картона - тарный, гофрированный, коробочный и плоский склеенный.

Качество картона определяется физическими, химическими и механическими показателями. К химическим свойствам относятся: зольность, кислотность, щелочность, к физическим - масса 1 м2, толщина, пористость; к механическим - упругость, сопротивление разрыву.

В зависимости от состава и возможности печати принято разделять картон на следующие типы (по ГОСТу 7933-89):

хромовый картон - мелованный или немелованный из беленой целлюлозы для изготовления потребительской тары с красочной печатью;

картон хром-эрзац из беленой или небеленой целлюлозы, древесной массы или макулатуры. Применяют для изготовления потребительской и групповой тары без печати.

) Классифицировать ассортимент картонной упаковки так же сложно, как и самого картона - каждый производитель способен предложить собственную градацию, исходя из производственных возможностей. Универсальными являются 2 способа: по методам изготовления и рыночным сегментам. Но более надежным считается второй вариант.

Выглядит он следующим образом:

) кондитерская коробка типа «дно-крышка». Бортики дна и крышки изготавливаются с подклейкой (на автомате) или без (ручная сборка);

2) кондитерская коробка типа «книжка» (крышка не снимается, а открывается);

)   коробка типа «пачка». В них расфасовывают стиральные порошки, различные сыпучие продукты - крупы, каши, мюсли;

)   пенал - упаковка под вино и шампанское. Как правило, из картона дорогих сортов;

)   пенал для парфюмерии - косметических изделий (зубной пасты, кремов);

)   шоу-бокс - упаковка под шоколад, жевательную резинку;

)   пачка под мороженое и замороженные полуфабрикаты. Применяется ламинированный картон;

)   упаковка под сигареты;

)   так называемая «групповая упаковка», предназначенная для нескольких банок или бутылок.

Прямой зависимости между видом упаковки и материалом нет. Более дорогой продукт требует соответствующего материала, чисто целлюлозного картона. Стоимость упаковки не превышает 5% стоимости продукции.

 


Полимерная упаковка

 

Неоспоримые преимущества полимерной упаковки:

) низкая удельная масса при относительно высокой плотности;

2) низкая хрупкость;

)   высокая технологичность;

)   взаимозаменяемость.

Однако у этого вида тары есть и некоторые недостатки:

) старение под воздействием солнечного света, воздуха;

2) появление постороннего запаха у продукции от данного вида упаковки;

)   трудность распознания при утилизации [10, с.27]

Полимерная упаковка бывает трех видов:

) жесткая тара из пластмасс;

2) полужесткая и мягкая тара из полимерных и комбинированных материалов;

)   тара комбинированная с применением полимерных материалов.

Виды полимерной тары по гигиеническим свойствам:

) для пищевых продуктов;

2) для товаров бытового назначения;

)   для товаров технического назначения;

)   для ядохимикатов, бытового мусора и т.п.

Среди различных видов упаковочной пленки наиболее перспективной можно назвать многослойные полипропиленовые двусноориентированные.

Первоначально они разрабатывались как менее дорогая и более практичная замена целлофану. Полипропиленовый порошок расплавляется в экструдерах (по одному на каждый слой, выдавливается в виде заготовок, после же развальцовывается в пленочные полотна. Пленку получают методом плоскощелевой и кольцевой экструзии. Для производства многослойной пленки применяют соэкструзию. Потом выполняют разновеликую ориентацию по осям в термокамерах. Там пленка вытягивается системой кулачков сначала в машинном направлении, затем в поперечном до нужной толщины.

Двусноориентированная пленка по сравнению с неориентированной обладает более высокой (в 4 раза) прочностью. Прозрачна и имеет более высокую проницательность.

Эта пленка весьма популярна среди потребителей за счет привлекательности своих свойств:

) улучшенный вид: глянец визуально освежает;

2) широкий диапазон отделок. Прозрачная, повышенной белизны, с жемчужным оттенком, металлизированная и белая с металлизацией;

)   сопротивляемость к прокалыванию (чипсы, орехи, кириешки и т.д.);

)   быстро и часто открывается.

Не обойтись без этой пленки и табачной промышленности, и фармакологической, и полиграфии: трафаретная, офсетная, обложки для ламинирования и т.д.

Листовой материал применяется для заготовок термоформованной потребительской тары; упаковка под молочные продукты и fast-food-стаканчики, лотки, тарелки с помощью экструзионно-выдувного формирования.

Полипропиленовые контейнеры служат тарой для мороженого, пирожных, сухих супов и т.п. Активно применяют полипропиленовые лотки для укладки сырого мяса, птицы и рыбы.

Примечательно, что Госсанэпиднадзор рекомендует этот термостойкий полимер для изготовления тары под детское питание. Всё больше применяют для упаковки кефира, кетчупа, приправ.

Полимерным материалам присуща ассортиментная гибкость.

Например, разнообразие материалов:

) пластмасса;

2) полимер - основной его материал высокомолекулярные соединения;

)   целлофан. Его получают при химической переработке из целлюлозы. Применяют в виде пленок и волокон;

)   полиэтилен - самый объемный по производству и дешевый полимер;

)   полипропилен. Большая, чем у полиэтилена прозрачность, гладкость твердость и жесткость.

)   полистрол. Получают полимеризацией стирола. Высокие изоляционные свойства;

)   полиуретаны. Они могут быть в высокоэластичном или твердом стеклообразном состоянии.

Вышеперечисленные виды являются основными при производстве полимерной упаковки.

 

Металлическая упаковка

 

Для производства металлической тары используют стальные и алюминиевые сплавы.

Сталь получают из железосодержащих руд путем выплавления их в мартеновских или конверторных печах, а специальные марки - в электроплавильных печах. Сталь - это сплав железа с углеродом.

Сталь назвали углеродистой по основному элементу - углероду, сильно влияющему на ее структуру и свойства. Его в сплаве не более 1,35%. Введение в сплав добавок, снижающих содержание кислорода в сплаве, называется раскислением. По степени раскисления сталь подразделяют на кипящую (КП), полуспокойную (ПС) и спокойную (СП).

Жесть - тонколистовая углеродистая сталь с покрытием или без. Исходным материалом служит горячекатный листовой пласт толщиной
2-2,4 мм из низкоуглеродистой стали марок 08 КП и 08 ПС, раскисленной алюминием или кремнием. Выпускают белую и черную жесть. Белую чаще используют для производства тары для пищевых продуктов. Черную лакируют, хромируют, цинкуют, никелируют, покрывают алюминием. Используют для производства различных видов тары. Но ее применение ограничено по гигиеническим характеристикам.

Белая жесть - тонколистовая углеродистая сталь. С обеих сторон она покрыта слоем олова. Имеет ровную блестящую поверхность и химическую устойчивость из-за высокой устойчивости олова.

Небольшое количество белой жести применяют в основном для производства упаковки продукции длительного хранения.

Хромированную жесть используют для увеличения ассортимента металлической тары. Месторождения олова сократились, оно стало дорогостоящим. Поэтому используют лакированный хром, алюминий, никель.

Хромированная жесть голубовато-белого цвета. Плотность хрома близка к плотности железа, он устойчив к окислению кислородом и стоек к действию воды, но растворяется в разбавленных кислотах.

Металлический хром малотоксичен, у него высокая коррозийная стойкость. Поэтому применяется для хромирования металлических поверхностей.

Покрытия из олова дешевле и не являются дефицитным металлом.

Хромированная жесть идет на производство кронен-пробок, крышек для закатки стеклянных банок, банок под сыпучие пищевые продукты, для консервирования, для производства банок под лакокрасочные материалы, товары бытовой химии, в производстве комбинированной тары.

Основной компонент алюминиевых сплавов - алюминий. Их стоимость в 3-4 раза выше жести, но алюминий легче. Так что удельная стоимость единицы массы и продукции сопоставима.

Алюминиевые сплавы по способу изготовления из них изделий делятся на деформируемые и литейных[12, с.27]

Металлическую упаковку производят из широкодоступных материалов, пригодных для вторичного использования. Она непроницаема для влаги, света и газа. Сегодня существует много видов банок, легко открывающихся и позволяющих извлекать содержимое без помощи специальных инструментов.


4. Сравнительный анализ видов упаковки чая и кофе в торговом предприятии

 

В ходе прохождения практики в СМ «Континент» мною был проведен сравнительный анализ различных видов упаковки чая и кофе. Результаты данного анализа приведены в табл.3

Таблица 3

Виды упаковки Безопасность Экологичность Надежность Совместимость Эстетичность Экологичность
Стеклянная упаковка Слабая - стекло легко бьется. Однако его можно скорректировать специальными покрытиями и добавками в состав стекла. экологична. Легко утилизируется. Возможна переработка. Не очень высока. Зависит от качества обработки. Хорошо смотрится, однако сложно наносить рисунок. Довольно дорога по сравнению с картоном и полимерами.
Упаковоч - ные материалы из бумаги и картона. Абсолютно безопасна. Экологична. Не очень надежна - легко рвется, не водостойка. Хорошая. Легко наносить рисунок. Дешева
Полимерная упаковка Довольно безопасна. Не слишком экологична. Требует обязательной утилизации. Надежна Разные виды полимеров - по-разному. Открывает огромные возможности для дизайнеров. Дешева, но картон дешевле.
Металли - ческая упаковка Безопасна при хорошей обработке Не экологична Очень надежна При хорошей обработке Не очень эстетична Довольно дорога

Заключение

 

Упаковка является важным атрибутом товара. Она реализует множество функций, в особенности сохраняющие, когда продукт должен оставаться целым, свежим, новым, не теряющим своего вкуса и запаха до непосредственного контакта с потребителем.

Также упаковка является очень важным источником информации о продукте. Она сообщает о фирме-производителе, о правилах использования, о сроке годности и т.д. И, естественно, упаковка - это лицо продукта, т.к. именно упаковка помогает рассеянному взгляду покупателя выхватить нужный товар среди пестрого разнообразия прилавка. Толковая упаковка выделяет продукт из числа ему подобных, и при прочих равных условиях, обеспечивает продукту предпочтение потребителя.

В ходе выполнения данной курсовой работы мы достигли следующей цели:

. Провели сравнительную характеристику различных видов упаковки чая и кофе

Для достижения данной цели были решены следующие задачи:

. Охарактеризована роль тары и упаковки в процессе товародвижения;

. Изучены потребительские свойства тары и ее виды;

. Охарактеризованы основные виды упаковки вкусовых товаров;

. Выполнен сравнительный анализ видов упаковки чая и кофе в торговом предприятии супермаркет «Континент».

Из всего вышеперечисленного можно сделать следующие выводы:

. Само существования процесса товарного обращения невозможно без упаковочных средств;

. В России постоянно растет количество вариантов упаковки и усложняется ее структура;

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...