Цели коммуникатора. Коммуникативные роли.
Категория: Лекции по основам теории коммуникации Автор: admin Отправитель и получатель информации в системе коммуникации осуществляют общую базовую функцию и должны отвечать общим требованиям: иметь хотя бы минимальный уровень гуманитарных знаний; понимать общий символьный язык (код); иметь ключи для кодирования и дешифрации закодированной информации; иметь взаимное желание к установлению и поддержанию коммуникации. Кроме того, они должны обладать так называемыми фоновыми знаниями коммуникантов — знаниями окружающей действительности, социальных ценностей общества, культуры и т. п. Коммуникативной целью называется стратегический результат, на который направлен коммуникативный акт. Например, объявить импичмент, подать на развод, взять на себя обязанности по послепродажному обслуживанию – это ключевые речевые составляющие коммуникативного поведения, реализующие ту или иную коммуникативную интенцию, то есть, намерение индивида-коммуниканта (или корпоративного коммуниканта, представляющегося как индивида) осуществить то или иное действие через коммуникативный акт или с его помощью. Коммуникативной ролью будем называть способ поведения в рамках коммуникативного акта, который считается подходящим для конкретной ситуации (группы ситуаций). Известно, что индивид в жизни выполняет массу разнообразных социальных ролей. Нормы или правила поведения в обществе задают принятые в той или иной среде модели поведения. Наивысшую степень регламентации коммуникативных конвенций речевого поведения мы наблюдаем в законодательных собраниях ряда стран (этапы прохождения законопроектов). Судебная или научная речь – еще один пример конвенций, различающийся в рамках национальных коммуникативных структур.
Коммуникатор, ставящий цель овладеть конкретной аудиторией, должен определить ее социальную ориентацию, знания и интересы. В зависимости от этого подбирается форма информации, ее объем и структура, а также средства ее передачи. Причем не любая информация служит реализации основной цели коммуникации — передаче содержательной информации. Одна часть информации является фоновой, другая несет лишь эмоциональный заряд, третья — ассоциативную функцию, напоминая о чем-либо, вызывая нужные для данного случая ассоциации. Для уточнения коммуникативной роли определим взаимосвязь между ролью и статусом. Социальный статус в определенной степени обусловливает ролевые отношения коммуникантов: зная социальный статус коммуникантов, мы можем с определенной долей вероятности прогнозировать их ролевые функции и способы их выражения. Одновременно по коммуникативным ролям можно судить о социальном статусе коммуникантов. Термины «статус» и «роль» в определенной степени связаны с понятием «социальный стереотип». Американский исследователь У. Липпман это понятие ввел в оборот в 1922 г. для обозначения устойчивых образов социальных объектов и событий. В качестве примера устойчивого образа можно привести консерватора, милиционера, фермера, безработного и т. п. Стереотипы социальных объектов могут иметь как положительную, так и отрицательную стороны. В последнем случае они способствуют возникновению предубеждений, неприязни как на межличностном уровне, так и на общенациональном уровне. Стереотипы оказывают большое влияние на формирование образа коммуникантов благодаря коммуникативной установке, регулярности и повторяемости. У каждого коммуниканта вырабатывается свой собственный коммуникативный стиль. Как уже отмечалось ранее, в предыдущей теме, к анализу коммуникативных стилей в рамках межличностного взаимодействия обращался ряд авторов. Так, моделью, позволяющей представить различные коммуникативные стили, является так называемое “окно Джохари”(название образовано начальными буквами имен двух американских психологов, предложивших эту модель). Ее суть в демонстрации взаимозависимости между информацией о нас самих, которая доступна только нам, и осознанием того, как другие воспринимают нас (рис. 4).
Согласно данной модели выделено четыре стиля в зависимости от доминирования той или иной зоны. Стиль А характеризует людей, которые демонстрируют скорее безличный подход в отношениях. У них доминирует неизвестная зона, они обычно уходят от контактов, избегают личностного самораскрытия, участия в делах других и тем самым создают образ ригидного, т.е. сторонящегося других, некоммуникабельного человека. Стиль Б характерен для людей, которые стремятся к общению, но одновременно боятся раскрывать себя и в целом не доверяют другим. Если кто-либо понимает это и говорит им об этом, они перестают доверять и этим людям. Здесь доминирует скрытая зона. Стиль В характерен для крайне самоуверенных людей, которые при этом не осознают, как они действуют на других и как воспринимаются другими. Те, кто общается с такими людьми, часто ощущает, что к их идеям и высказываниям не прислушиваются, считают малоценными. Естественно, что подобное поведение может вызвать обиду и враждебность. Здесь доминирует слепая зона. Стиль Г характерен для людей, демонстрирующих откровенность, открытость, понимание потребностей и настроения других. Здесь доминирует открытая зона. В зависимости от способа использования своего коммуникативного потенциала, личность может быть отнесена к тому или иному типу: Доминантный коммуникант - стремится завладеть инициативой, не любит когда его перебивают, резок, насмешлив, говорит громче, чем другие. Мобильный коммуникант – легко входит в разговор, переходит с темы на тему, говорит много, интересно и с удовольствием, не теряется в незнакомой ситуации общения. Ригидный коммуникант – испытывает трудности на контактоустанавливающей фазе общения, затем четок, логичен.
Интровертный коммуникант – не стремится владеть инициативой, отдает ее, застенчив и скромен, скован в неожиданных ситуациях общения. В зависимости от типа строится коммуникативная стратегия и коммуникативная тактика общения. Процесс коммуникации, включая его главный компонент — обмен информацией между коммуникантами осуществляется в коммуникативной сфере. Рассмотрим далее это понятие. Коммуникативная сфера. Категория: Лекции по основам теории коммуникации Автор: admin Под коммуникативной сферой мы понимаем область коммуникативной деятельности человека, в которой происходит сообщение или получение определенной информации. Практически все, что окружает человека, составляет его среду обитания является также и коммуникативной средой. В коммуникативной среде осуществляется общественная деятельность людей в сфере духовной, политической, экономической, производственной жизни. Коммуникативная сфера интегрирует целый ряд социально значимых характеристик коммуникации, таких как смысловая информация, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и степень мотивированности в обмене информацией и тем самым она определяет себе роль доминанты в коммуникативной системе. Поскольку действие и взаимодействие индивидов происходит в определенной общественной сфере коммуникации, то говорят об институциональном дискурсе (политический дискурс, религиозный дискурс, педагогический дискурс, деловой дискурс, производственный дискурс и т.д.). Сферы коммуникации весьма разнообразны. В некоторых из них (например, архитектура, музыка) довольно трудно разделить коммуникативный континуум на дискретные единицы. Сферы коммуникации привлекали внимание исследователей в различной степени. Достаточно традиционной считается сфера бытовой коммуникации (преимущественно межличностной). За рубежом достаточно хорошо изучена сфера производственной коммуникации (преимущественно рассматривается в рамках организационных коммуникаций). В связи с бурным развитием рыночных отношений из производственной выделилась сфера бизнес-коммуникации и делового общения.
Весьма активно ведутся исследования в сфере политического дискурса. Наличие многопартийной системы требует широкое исследование политического коммуникативного пространства. Сфера научного дискурса также достаточно традиционный объект исследовательского интереса. В то же время, если прежде изучался, в основном, специфический язык научных публикаций, то теперь исследователей привлекают различные проблемы: от создания виртуального глобального научного сообщества (через Интернет) до организации коммуникативных событии (научных конференций, конгрессов, форумов). Сфера образовательного дискурса также раскрывает новые грани социальных взаимодействий в сфере образования, обусловленные интенсивными процессами дифференциации образования и появлением рынка образовательных услуг. В настоящее время существует потребность вузов в рекламой, маркетинговой деятельности, в специалистах по связям с общественностью. Набор в вуз, встречи с будущими абитуриентами, студентами, консультационные услуги, тестирование – вот ряд направлений коммуникации образовательных учреждений. Сфера туристического бизнеса, шоу-бизнеса, спортивного бизнеса достаточно молоды в нашей стране, но весьма перспективны в смысле коммуникативных событий и сообщений. Их активное изучение еще впереди. Коммуникативная среда по-разному реагирует на сообщение. По отношению к субъекту событий (сообщений) она «ведет» себя дружественно, нейтрально или враждебно. Эта реакция среды зависит также от качественных параметров информации. Так, например, негативная информация дружественной средой будет воспринята с сочувствием, враждебной — со злорадством. «На позитивное событие дружественная среда ответит похвалой, враждебная — недоверием. Эти типы реакций должны моделироваться и учитываться при планировании коммуникативных кампаний».[47] Итак, коммуникативная сфера определяется уровнем социально-экономического и культурного развития общества. Основным критерием классификации коммуникативных сфер является информационное поле дискурса, а вспомогательным — способ и средства выражения информации. Различают обиходно-бытовую, деловую, научную, профессиональную и художественно-творческую коммуникативные сферы. Эти сферы отличаются функционально-стилистическими особенностями языковых элементов, используемых в конкретной коммуникативной системе и будут более подробно изучены в теме №10.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|