Аудитория публичной коммуникации
Категория: Лекции по основам теории коммуникации Автор: admin Аудитория публичной коммуникации имеет свои особенности, которые обусловлены спецификой и характером самой публичной коммуникации. Под публичной коммуникацией обычно понимают вид устного общения, при котором информация в обстановке официальности передается значительному числу слушателей. Это может быть студенческая лекция, собрание в трудовом коллективе, проповедь в церкви и т.д. Статус публичности информации предполагает не только официальность обстановки общения, но и своевременное оповещение аудитории о времени и месте коммуникации, о теме сообщения и статусе выступающего. Кроме того, особенностью публичного общения является то, что слушатели (аудитория) должны находиться в поле зрения говорящего, т.е. это контактное общение в отличие от дистантного, осуществляемого через СМИ. В данном случае аудитория коммуникации – это специально организованная группа людей, ее параметры (численность, возраст, профессия, пол), как правило, должны быть заранее известны. С другой стороны, слушатели, пришедшие на лекцию, встречу с коммуникантом должны быть заинтересованы в коммуникации (например, работники организации хотят услышать от руководителя, что их ждет в новых условиях, каковы перспективы деятельности организации). Для обеспечения публичного общения, независимо от той или иной формы публичной коммуникации требуется: минимальный объем общих (базовых) знаний коммуниканта и аудитории, владение общими вербальными и невербальными коммуникативными “единицами” (общий код, выражающийся, например, в языке общения). Итак, для того, чтобы состоялось публичное общение необходимы, как минимум: общая мотивация, минимум общих знаний и владение общими вербальными и невербальными средствами коммуникации.
В рамках публичной коммуникации можно увидеть следующие преимущества устной формы контактного общения по сравнению с письменной, которые можно рассматривать и с точки зрения воздействия на аудиторию: · использование различных каналов передачи сообщения (мимика, жесты, интонация, тембр голоса и т.д.); · обеспечение непосредственной обратной связи с аудиторией, что позволяет вносить коррекцию в речевое сообщение не только на этапах планирования и контроля, но и в момент непосредственного произнесения речи; · обладая определенными способностями, оратор может внушить мысль контактно расположенной аудитории, заразить ее своими эмоциями. Массовая коммуникация широко использует возможности и преимущества публичной коммуникации (публичный диалог, публичный полилог как разговор при слушателях) в многочисленных ток-шоу на телевидении. Как показывает опыт, включение форм публичной комуникаци в различные формы массовой делают последние более эффективными. Стоит отметить, что в настоящее время возросла роль и традиционного публичного монолога. Это обусловлено ростом количества ситуаций, в которых необходимо вступать в общение и убеждать людей (проведение предвыборных кампаний в условиях многопартийности, высокая конкуренция товаров и услуг привела к появлению устной рекламы). Кроме этого, в XX в. появились новые коммуникационные технологии и специалисты профессионалы, в деятельности которых формы публичной коммуникации играют значительную роль (PR-менеджеры, имиджмейкеры, спичрайтеры, спиндокторы, переговорщики, специалисты по слухам, пресс-секретари, рекламисты)[52]. Для публичной коммуникации актуальным фактором взаимодействия говорящего и аудитории является сформированность жанрового мышления, т.е. знание того, как говорят и ведут себя в той или иной социально значимой ситуации общения. Это существенно улучшает понимание речевого сообщения аудиторией.
Для человека, обладающего коммуникативной компетентностью, необходимо знание жанров публичного общения в разных сферах: учебной, научной, деловой и т.д. Так, в учебной сфере к жанрам публичного общения относятся: объяснение учителем материала на уроке, педагогический диалог учителя с учеником в ходе опроса, семинар, лекция, защита курсовой работы, диплома в вузе и т.д. Основная цель этих жанров – передача знаний и контроль за их усвоением. Среди общих жанров публичного делового общения выделяют PR- жанры, служащие для создания позитивной известности организации: пресс-конференции, презентации. Они выполняют функции информирования и убеждения общественности о положительном имидже данной организации. В других сферах – общественно-политической, религиозной, научной и т.д. – используются свои жанры – митинг, демонстрация, религиозная проповедь, научный доклад, защита диссертации и т.п. Публичное общение требует толерантного поведения по отношению к адресату (аудитории), поскольку призвано достигать согласия в группе людей (например, осуществления совместных действий в рамках деловой публичной коммуникации). В связи с этим значительное место в современной публичной коммуникации занимают жанры диалогической речи (в учебной деятельности – семинары, диалог с аудиторией на лекциях и т.п.). Вместе с тем некоторые сферы деятельности, несмотря на общую тенденцию к диалогическим формам общения, характеризуются более активным использованием монологических (судебная речь, речь диктора телевидения, ведущего передачи и т.п.). Так, в российской системе высшего профессионального образования центральным звеном обучения продолжает оставаться лекция. Лектор может и должен помочь слушателям понять свою лекцию, используя для этого специальные приемы привлечения внимания: элементы автокомментирования, обеспечивающие связанность устного текста и направляющие внимание слушателей; контактоустанавливающие элементы устной речи (этикетные формулы, апелляция к предварительным знаниям слушателей, прямые призывы к сомышлению, прямые вопросы к аудитории и т.д.). Хорошая лекция отличается от плохой лекции ролью, которая отводится в ней аудитории. Если адресат является объектом, а не субъектом обучения, то, скорее всего, это плохая лекция. Во время хорошей лекции слушатель занят постоянной мыслительной работой, чему способствуют приемы диалогизации этого монологичного жанра публичной речи. Это относится к лекции в русской культуре. Другие культуры имеют свои особенности чтения лекций. Например, в финской культуре чтение лекции, впрочем как и доклада на конференции, предваряется раздачей достаточно полного конспекта лекции каждому слушающему.
Итак, рассмотрев особенности аудитории в массовой и публичной коммуникации можно сделать вывод, что аудитория как объект информационного воздействия делится на массовую и специализированную. Причем специализированной аудиторией можно назвать как аудиторию различных жанров публичной коммуникации, так и разновидности массовой аудитории СМК, выделенные по различным объективным и субъективным ее характеристикам (так называемые аудитории коммуникации). Исследование комплекса проблем аудитории как адресата информации непосредственно связано с понятием эффективности коммуникации, которое будет рассмотрено нами в следующей теме
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|