Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психолого-педагогические рекомендации по преодолению тревожности лиц юношеского возраста




 

Укрепление психического здоровья, обеспечение гармонического формирования личности в юношеском возрасте, являясь важнейшей социальной задачей цивилизованного общества, составляют предмет научного изучения и практики многих специальностей. Итак, специалист по психокоррекции, как и врач должен быть в каждом учебном учреждении (школа, лицей, колледж, институт, университет, академия). Подготовка такого специалиста предлагает приобретение им определенных знаний в области общей и специальной психологии, общей и коррекционной педагогике, на основе которых можно грамотно строить диагностическую, коррекционную и профилактическую работу. Психокоррекция - определение условий, наиболее благоприятствующих правильному формированию личности в юношеском возрасте, и реализация соответствующих личностно ориентированных программ воздействия, которое должно быть комплексным.

Мы считаем, что единство воспитательных задач в психическом оздоровлении обусловливает необходимость создания единой медико - психолого - педагогической службы в учебных учреждениях, способных своевременно выявлять нарушения психического развития и с трудностями поведения и обучения необходимую лечебную и психокоррекционную помощь.

Таким образом, психокоррекция - метод психологического воздействия на человека, направленный на психические механизмы взаимодействия со средой, нарушающие его социальную адаптацию.

Задачами психокоррекции в юношеском возрасте являются:

1. Всестороннее психолого - педагогическое изучение личности, особенностей его эмоционального реагирования, уровня учебной мотивации, социальной зрелости, структуры функционирования системы отношений.

2. Выявление и изучение неблагоприятных (психогенных, дидактогенных) факторов социальной среды (семья, учебное учреждение), социальную адаптацию и способствующих сохранению изменений реактивности. Эта задача определяется как диагностика среды и коллектива.

.   Преодоление микросоциально - педагогической запущенности, коррекция неадекватных методов воспитания и отрицательных воздействий социальной среды.

.   Помощь в разрешении психотравмирующих ситуаций, в формировании продуктивных взаимоотношений с окружающими, в повышении социального статуса, в развитии компетентности в вопросах нормативного поведения.

.   Воспитание высших эмоций и социальных потребностей (познавательных, этических, трудовых, эстетических), совершенствование способов психической саморегуляции.

.   Создание в юношеском коллективе атмосферы принятия, доброжелательности, открытости и взаимопонимания, психологической защищенности, радости общения и познания мира,

Как и психиатрия, психокоррекция в юношеском возрасте осуществляется в разных формах, в зависимости от конкретных условий ее проведения, задач, возраста, профессиональных качеств специалиста и других факторов.

Для того, чтобы существенно снизить тревожность, необходимо вести многонаправленную работу со студентами, преподавателями и родителями.

Работа должна проходить в следующем направлении:

Первая стадия - это диагностика личностных особенностей, семейных отношений и взаимоотношений с одногруппниками.

Вторая стадия - это индивидуальная консультация со студентами, родителями, преподавателями.

Третья стадия - это индивидуальная или групповая коррекционная работа с учащимися.

Четвертая стадия - это повторная диагностика, отслеживающая динамику развития.

С преподавателями подобная работа заключается в проведении семинаров, занятий с целью просвещения по вопросам индивидуально-психологических особенностей развития в юношеском возрасте.

Чтобы существенно снизить тревожность у студентов, необходимо педагогам и родителям обеспечить реальный успех в какой либо деятельности. Юношу нужно меньше ругать, унижать, недооценивать возможности, больше хвалить, причем не сравнивать его с другими, а только с ним самим, оценивая улучшение его собственных результатов (сегодня ты подготовился к семинару лучше, чем вчера). Необходим щадящий режим в той области, в которой успехи студента не велики. Ненужно на неудачах фокусировать внимание, а при улучшении обязательно хвалить. Больше ему доверять. Искренне интересоваться его делами, верить в его успех. Больше обращать внимание на обстановку дома и в ВУЗе. Теплое эмоциональное отношение, доверительный контакт с взрослыми тоже могут способствовать снижению общей тревожности ребенка. Необходимо изучить систему личных отношений студента в группе, для того, чтобы целенаправленно формировать эти отношения. Нельзя оставлять без внимания непопулярных студентов, так называемых белых ворон, следует выявить и развивать у них положительные качества, поднять заниженную самооценку, уровень притязаний, чтобы улучшить их положение в системе межличностных отношений. Также необходимо педагогам пересмотреть свое личное отношение к этим учащимся. При необходимости, следует обратиться за консультацией к психологу.

Еще для преодоления высокого уровня тревожности можно пользоваться методом музыкотерапии. Так как психотерапия в юношеском возрасте имеет ряд существенных отличий от психотерапии взрослых. Это обусловлено особенностями юношеской психики, уровнем эмоционально - волевого и интеллектуального развития, определяющими восприятие и переработку различных факторов, воздействующих на личность в процессе лечения и коррекции.

Юношеский возраст требует, во-первых, разработки специальных психокоррекционных методик (семейная терапия, лечебное внушение, осуществляемое через родителей, лечебная драматизация в форме культурных мероприятий), во-вторых, адаптация приемов применяемых для взрослых (гипноз, рациональная психотерапия, психоанализ, поведенческая терапия). А музыка как мощный фактор воздействия на эмоциональную сферу человека издавна использовалась для лечения различных заболеваний и расстройств. Поэтому в последние десятилетие выделилось целое направление в психотерапии - музыкотерапия. Музыкотерапия используется для лечения эмоциональных отклонений, высокого и низкого уровня тревожности, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении и коммуникабельности. Психокоррекционные задачи музыкотерапии, тесно переплетающиеся с психотерапевтическими, включают ряд основных пунктов тренировочной программы. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего лечебного фактора (прослушивание музыкальных произведений определенного содержания, индивидуальное или совместное музицирование), так и дополнение музыкальным сопровождением других психотерапевтических приемов для усиления их воздействия и повышения эффективности. Это достигается за счет побуждающего, увлекающего и вдохновляющего воздействия музыки.

 


Заключение

 

Итак, современное научное знание демонстрирует возрастающий интерес к проблеме тревожности личности.

Тревожность - очень широко распространенный психологический феномен нашего времени. Она является частым симптомом неврозов и функционального психоза, а также является пусковым механизмом расстройства эмоциональной сферы личности. Тревожность - это субъективное проявление неблагополучия личности, ее дезадаптации. Эта черта личности, готовность к страху. Различают, тревогу - как ситуативное проявления и тревожность - как свойство личности. Тревожность имеет возрастную специфику. Для каждого возрастного периода существуют определенные области, объекты действительности, которые вызывают повышенную тревогу большинства юношей вне зависимости от наличия реальной угрозы или тревожности, как устойчивого образования. Эти возрастные пики тревожности являются следствием наиболее значимых, социогенных потребностей.

Так, в юношеском возрасте, который является, по мнению многих авторов, переходным, кризисным, сенситивным и т.п., наиболее значимыми являются отношения со сверстниками, нарушение сексуального развития, кризисы идентичности, авторитетов, синдром деперсонализации, конфликты самооценки, суицидальные попытки, ассоцальность и делинквентность.

Тревожность - как личностное образование может выполнять в поведении и развитии личности учащегося мотивирующую функцию, подменяя собой действия по другим мотивам и потребностям. Влияние тревожности на развитие личности, поведение и деятельность может носить как негативный, так и позитивный характер, хотя в последнем случае оно имеет житейские ограничения, обусловленные выраженной адаптивной природой этого образования.

Таким образом, в ходе нашего исследования мы установили, что на первом курсе уровень тревожности студентов средний, а некоторое отклонение к низкому и высокому уровням можно считать нормальным среднестатистическим отклонением. Это свидетельствует о том, что в данном возрасте человек редко испытывает чувство беспокойства, он видит все в «розовом цвете». Однако, на выпускных курсах у чуть более половины опрашиваемых наблюдается высокий уровень тревожности. Это связано со сдачей государственных экзаменов и дипломных работ, с предстоящим вступлением «во взрослую жизнь».

Следовательно, студентам с преобладанием низкой тревожности следует уделить особое внимание к мотивам деятельности и повысить чувство ответственности. А студентам с преобладанием высокой тревожности следует снизить субъективную значимость ситуаций и задач и перенести акцент на осмысление деятельности и формировании чувства уверенности в успехе. Повышенная тревожность предполагает склонность к появлению состояния тревоги у человека в ситуациях оценки его компетенции.

 

 


Список литературы

 

1. Аверин В.А. Психология детей и подростков / В.А. Аверин. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 2008. - 379 с.

2. Бабакова Н.В. Особенности психологического здоровья в юношеском возрасте и возможности его коррекции. Автореферат диссертации. 19.00.13. Ростов-на-Дону. 2007.

.   Возрастные и индивидуальные особенности младших подростков / Д.Б. Эльконин, Т.В. Драгунова. - М.: Просвещение, 2007. - 360 с.

.   Драгунова Т.В. Проблема конфликта в подростковом возрасте // Вопросы психологии. 2007. №2.

.   Мэй Р. Проблема тревоги. М., 2001.

.   Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: Психологическая природа и возрастная динамика / А.М. Прихожан. - М. 2000.

.   Прихожан А.М. Причины, профилактика и преодоление тревожности // Психологическая наука и образование. №2. 2008. С. 11 - 17.

.   Психологический словарь / В.В. Давыдов, М.1983.

.   Ремшмидт. Х. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности / Х. Ремшмидт. - М. 2004 г.

.   Тарабаева В.Б. Исследование причин возникновения конфликтов подростков с родителями // Семейная психология и семейная психотерапия. - 2007. - №1. - С. 42-52.

.   Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту / И.В. Дубровина. - М: Педагогика. - 2007. - 190 с.

.   Ярцев Д.В. Особенности социализации современного подростка // Вопросы психологии. 1999. №6.

13. Internet resource: http://vospitanie.h1.ru/articles/psychology_of_juvenile

.   Internet resource: http://www.fio.by/vypusk/Potok_58/group_1/user

.   Internet resource: http://bibliofond.ru/view.aspx? id=9681

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...