Методологические принципы социологического познания
1. Социология — это наука, изучающая законы строения (структуры), функционирования и развития исторически конкретных обществ, реализующиеся в действиях и взаимодействиях индивидов, групп и общностей. Социология дает наиболее целостное представление о структуре и причинах социальных взаимодействий людей, социальных групп, общества и индивида, исходя из. того, что поведение конкретного индивида обусловлено занимаемой им строго определенной позицией или социальным статусом. Основоположником социологии (от лат. societas — общество и греч. logos - учение) считается французский ученый Огюст Конт(1798 — 1857), который ввел термин "социология", а также определил предмет и метод этой науки. В целом существует три точки зрения на проблему определения предмета социологии: социология — совокупность всех общественных наук, изучающих мир социальных явлений; социология — наука о социальных процессах, существующих наряду с экономическими, политическими, духовными и не изучаемых другими науками; социология изучает целостность общественной жизни в системном единстве всех ее компонентов. Предмет социологии имеет специфические признаки: статическая сторона предмета изучает структуры общества, их элементы и условия существования; динамическая сторона предмета исследует характер и формы взаимодействия индивидов и групп, посредством которых осуществляется воспроизводство социальной структуры; социология познает социальные процессы и объясняет их природу путем анализа фактов, формулирования гипотезы и построения теории. 2. Содержание социологического метода составляет система познавательных средств и приемов. Социологическое знание вклю-чает в себя три элемента:
социологические факты; гипотезы; теории. Социология опирается на эмпирические факты Социологическое исследование начинается с предположения — гипотезы. После выдвижения целей и гипотез, построения теоретической модели переходят к отбору инструментов познания: наблюдения, опроса, анкеты, анализа официальной статистики и т. д. Обобщение полученных данных позволяет построить научную теорию, то есть систему знаний и принципов, которая либо подтвердит, либо опровергнет выдвинутую* гипотезу. Метод социологии рассматривается в собирательном смысле и состоит из конкретных приемов: наблюдения, опроса, эксперимента, анализа документов, интервью и т. д. Социологический опрос — метод систематического сбора данных о поведении и установках людей с помощью специально сформулированных вопросов, которые адресованы отобранной по научной методике группе респондентов (опрашиваемых), выражающих свое мнение по различным вопросам. Опрос проводится в несколько этапов: определяется группа людей — генеральная совокупность, кото-рую составляют все члены общества, обладающие заданным социальным признаком. С помощью выборки определяют достаточное число опрашиваемых, позволяющее составить достоверные представления обо всей генеральной совокупности; формулируются вопросы; проведение опроса и обработка полученных результатов; регистрация результатов исследований. В зависимости от количества респондентов опрос может быть: сплошным (перепись населения); выборочным (включает в число опрашиваемых лишь тех, кто соответствует признакам генеральной совокупности). Анкета — расположенные в соответствии с целью исследования вопросы, обращенные к респондентам и содержащие готовые варианты ответов, на которые необходимо ответить согласно прилагаемой инструкции. Виды анкет:
закрытые (опрашиваемому предлагают исчерпывающий пере-чень ответов); открытые (респонденту после некоторых вариантов ответов предлагают сформулировать собственный вариант Методы социологии-система регулятивных приемов научного ознания соц. действительности, технологические принципы изучения обьекта и его предметных областей Важнейшие принципы в социлогии -принцип соответствия метода природе изучаемого соц обьекта -принцип подхода к любому соц явлению как к элементу общества и через само общество т е как часть функционирующей системы Методы Опрос Наблюдение Анализ документов Эксперимент
Методы для построения знаний -институциональный Исторический Системный метод(изучение соц сферы) Сравнительный метод Стуктурно функциональный(развитие опр стуктуры) Общелогического анализа Диалектический субстанциональный
Функции социологии и ее роль в обществе К основным функциям социологии принято относить: познавательную; оценочная Прогностическая функция социологии отражает потребность общества или социальных институтов в выработке и осуществлении научно обоснованных решений общественного развития. Принято выделять два типа социальных прогнозов: поисковый и нормативный. В поисковом прогнозе описывается возможное будущее состояние объекта с учетом управляющих воздействий. В нормативном рассматриваются желаемое состояние объекта, пути и средства его достижения, необходимые управляющие воздействия. Социальное проектирование – это научно обоснованное конструирование системы параметров будущего объекта или качественно нового состояния объекта существующего. Такая система должна обеспечивать оптимальное сочетание экономической эффективности, социальной интеграции и условий социального развития. Организационно-технологическая функция тесно связана с предыдущей и обеспечивает практические средства и действия, необходимые для реализации социальных проектов. Ее продуктом являются социальные технологии.
Под управленческой функцией социологии следует понимать использование социологических знаний, методик и способов анализа ситуации в управлении. Одним направлением ее реализации является проведение исследований специалистами-социологами с представлением результатов и рекомендаций лицам, принимающим решения. Вторым – использование социологических знаний и умений самими управленцами в своей повседневной деятельности. Самостоятельной функцией социологии как отдельной науки является инструментальная функция – выработка собственно социологических методов познания, анализа и преобразования социальной реальности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|