Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типология социальных конфликтов и причины их возникновения.




В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса.

Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинение друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта.

Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге "Если вы - руководитель", следующими тремя группами причин, обусловленными:

трудовым процессом;

психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.;

личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.

Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации.

Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются:

разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения;

неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются);

разлад между ожиданиями и поступками людей;

недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации;

недостаток и некачественность информации;

несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней.

Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения.

Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые ле-жат в основе любого конфликта.

Прослеживается некоторая закономерность в возникновении конфликтов: чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в нем возникают конфликты.

Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь: в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты - явление весьма редкое.

Важность типологии социальных конфликтов обусловлена потребностью регулирования процесса их протекания.

Известны различные классификации конфликтов:

В соответствии с организацией общества конфликты формируются на уровне:

индивидов, между ними;

групп индивидов;

крупных систем (или подсистем);

деления общества на классы и слои;

общества в целом;

на региональном или глобальном уровнях.

В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу, т.е. конфликт может быть:

внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя);

межличностным (между руководителем и его заместителем, а также между сотрудниками по поводу распределения премии и др.);

между личностью и организацией, в которую она входит;

между организациями или группами одного или различного статуса.

Возможны и такие классификации конфликтов:

по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга);

по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга);

смешанные (в которых представлены и те и другие).

Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они составляют 70-80% от всех остальных.

Американский исследователь М. Дойч (M. Deutsch) также выделяет шесть типов конфликтов:

подлинный конфликт – столкновение интересов существует объек-тивно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого фактора;

случайный или условный конфликт – в его основе случайные, легко поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются кон-фликтующими сторонами;

смещенный конфликт – воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с его объективными базовыми причинами;

неверно приписанный конфликт – либо непреднамеренно, либо соз-нательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он действительно происходит;

латентный конфликт – в силу объективных причин конфликт должен иметь место, но не актуализируется;

ложный конфликт – у него нет объективных оснований; он возникает в результате ложных представлений или недоразумений.

Рональд Фишер (R.J. Fisher) выделяет три типа конфликта:

экономический конфликт – строится на мотивах обладания ограни-ченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм ре-ального конфликта;

конфликт ценностей – формируется вокруг несовместимых предпоч-тений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с груп-повой идентификацией (культура, религия, идеология);

силовой конфликт – когда одна сторона стремится максимально уси-лить свое влияние на другую сторону с помощью силы.

Джозеф Хаймс (J.S. Himes) предложил свою типологию социальных конфликтов, основным критерием которой является широта вовлечен-ных масс и степень воздействия на общество:

частные конфликты – в них государство или правительство не зани-мают главных ролей (войны банд; межрелигиозные, межэтнические, межклановые, межплеменные, межрегиональные столкновения; кон-фликт работников с управляющими и др.);

гражданское неповиновение:

беспорядки – действия, направленные против правительства (политические демонстрации, забаст тайный сговор;

внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция);

социальный контроль – действия правительства по противостоянию коллективным конфликтам;

война.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...