Типология социальных конфликтов и причины их возникновения.
В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу. Так, например, конфликт может быть внутриличностным между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя), межличностным (между руководителем и его заместителем по поводу должности, премии между сотрудниками); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса. Возможны также классификация конфликтов по горизонтали (между рядовыми сотрудниками, не находящимися в подчинение друг к другу), по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг к другу) и смешанные, в которых представлены и те, и другие. Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они в среднем составляют 70-80% от всех остальных. Они также наиболее нежелательны для руководителя, так как в них он как бы "связан по рукам и ногам". Дело в том, что в этом случае каждое действие руководителя рассматривается всеми сотрудниками через призму этого конфликта. Допустима классификация также по характеру вызвавших конфликт причин. Перечислить все причины возникновения конфликта не представляется возможным. Но в целом он вызывается, как указывает Р. Л. Кричевский в книге "Если вы - руководитель", следующими тремя группами причин, обусловленными: трудовым процессом; психологическими особенностями человеческих взаимоотношений, то есть их симпатиями и антипатиями, культурными, этническими различиями людей, действиями руководителя плохой психологической коммуникацией и т.д.; личностным своеобразием членов группы, например неумением контролировать свое эмоциональное состояние, агрессивностью, некоммуникабельностью, бестактностью.
Конфликты различают и по их значению для организации, а также способу их разрешения. Различают конструктивные и деструктивные конфликты. Для конструктивных конфликтов характерны разногласия, которые затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов и разрешение которых выводит организацию на новый более высокий и эффективный уровень развития. Деструктивные конфликты приводят к негативным, часто разрушительным действиям, которые иногда перерастают в склоку и другие негативные явления, что приводит к резкому снижению эффективности работы группы или организации. Наиболее общими причинами социальных конфликтов являются: разное или абсолютно противоположное восприятие людьми целей, ценностей, интересов и поведения; неравное положение людей в императивно координированных ассоциациях (одни - управляют, другие - подчиняются); разлад между ожиданиями и поступками людей; недоразумения, логические ошибки и вообще семантические трудности в процессе коммуникации; недостаток и некачественность информации; несовершенство человеческой психики, несоответствие между реальностью и представлениями о ней. Универсальный источник конфликта состоит в несовместимости претензий сторон из-за ограниченности возможностей их удовлетворения. Нехватка средств к существованию является центральным звеном всех экономических конфликтов. Разумеется, при удовлетворении всех потребностей людей конфликтов бы не было. Но, тогда остановилось бы и само развитие общества. Жизнь соткана из противоречий, которые ле-жат в основе любого конфликта. Прослеживается некоторая закономерность в возникновении конфликтов: чем общество беднее и дефицитнее предметы потребления, тем чаще в нем возникают конфликты.
Вместе с тем отмечается и такая причинно-следственная связь: в обществе бедном, но с тоталитарным режимом, конфликты - явление весьма редкое. Важность типологии социальных конфликтов обусловлена потребностью регулирования процесса их протекания. Известны различные классификации конфликтов: В соответствии с организацией общества конфликты формируются на уровне: индивидов, между ними; групп индивидов; крупных систем (или подсистем); деления общества на классы и слои; общества в целом; на региональном или глобальном уровнях. В социальной психологии существует многовариантная типология конфликта в зависимости от тех критериев, которые берутся за основу, т.е. конфликт может быть: внутриличностным (между родственными симпатиями и чувством служебного долга руководителя); межличностным (между руководителем и его заместителем, а также между сотрудниками по поводу распределения премии и др.); между личностью и организацией, в которую она входит; между организациями или группами одного или различного статуса. Возможны и такие классификации конфликтов: по горизонтали (между сотрудниками, не находящимися в подчинении друг у друга); по вертикали (между людьми, находящимися в подчинении друг у друга); смешанные (в которых представлены и те и другие). Наиболее распространены конфликты вертикальные и смешанные. Они составляют 70-80% от всех остальных. Американский исследователь М. Дойч (M. Deutsch) также выделяет шесть типов конфликтов: подлинный конфликт – столкновение интересов существует объек-тивно, осознается участниками и не зависит от какого-либо изменяемого фактора; случайный или условный конфликт – в его основе случайные, легко поддающиеся изменению обстоятельства, но они не осознаются кон-фликтующими сторонами; смещенный конфликт – воспринимаемые причины конфликта лишь косвенно связаны с его объективными базовыми причинами; неверно приписанный конфликт – либо непреднамеренно, либо соз-нательно конфликт приписывается не тем сторонам, между которыми он действительно происходит; латентный конфликт – в силу объективных причин конфликт должен иметь место, но не актуализируется;
ложный конфликт – у него нет объективных оснований; он возникает в результате ложных представлений или недоразумений. Рональд Фишер (R.J. Fisher) выделяет три типа конфликта: экономический конфликт – строится на мотивах обладания ограни-ченными ресурсами, включая территорию, и является одной из форм ре-ального конфликта; конфликт ценностей – формируется вокруг несовместимых предпоч-тений, принципов, в которые верят люди и которые соотносятся с груп-повой идентификацией (культура, религия, идеология); силовой конфликт – когда одна сторона стремится максимально уси-лить свое влияние на другую сторону с помощью силы. Джозеф Хаймс (J.S. Himes) предложил свою типологию социальных конфликтов, основным критерием которой является широта вовлечен-ных масс и степень воздействия на общество: частные конфликты – в них государство или правительство не зани-мают главных ролей (войны банд; межрелигиозные, межэтнические, межклановые, межплеменные, межрегиональные столкновения; кон-фликт работников с управляющими и др.); гражданское неповиновение: беспорядки – действия, направленные против правительства (политические демонстрации, забаст тайный сговор; внутренняя война (восстание, бунт, гражданская война, революция); социальный контроль – действия правительства по противостоянию коллективным конфликтам; война.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|