Это преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. 24 глава
5. Реальное причинение тяжких последствий не охватывается основным составом диверсии и образует либо квалифицированные виды этого преступления, либо совокупность преступлений. 6. Субъективная сторона диверсии характеризуется прямым умыслом и специальной целью - подорвать экономическую безопасность и обороноспособность РФ. 7. Субъект диверсии - лицо, достигшее возраста 16 лет. Если диверсионный акт совершается гражданином РФ по заданию иностранных спецслужб, деяние должно дополнительно квалифицироваться как государственная измена в форме оказания помощи иностранному государству в проведении враждебной деятельности в ущерб внешней безопасности РФ. 8. Часть вторая ст. 281 УК предусматривает три квалифицирующих признака. Совершение диверсии организованной группой (п. "а") понимается в смысле ч. 3 ст. 35 УК. Причинение значительного имущественного ущерба (п. "б") принципиально отличается от одноименного признака, использованного законодателем в ст. ст. 158 - 160 УК, и означает крупные разрушения или повреждения, требующие больших средств и сил для ликвидации указанных последствий диверсии. Под иными тяжкими последствиями (п. "б") следует понимать выведение из строя объектов жизнеобеспечения или стратегически важных предприятий, причинение вреда здоровью людей или смерти по неосторожности, а также другие последствия, сопоставимые по тяжести с названными выше. 9. Особо квалифицированный вид диверсии (ч. 3 ст. 281 УК) предполагает умышленное причинение смерти одному или нескольким лицам в процессе или в результате диверсионного акта, что не требует дополнительной квалификации по ст. 105 УК.
Статья 282. Возбуждение ненависти либо вражды, а равно унижение человеческого достоинства
Комментарий к статье 282
1. Непосредственный объект преступления - конституционный принцип недопущения экстремизма в форме действий, направленных на возбуждение ненависти или вражды по этническим, демографическим или социальным признакам. 2. Объективная сторона характеризуется тремя видами действий. Во-первых, она может выразиться в совершении любых действий, направленных на возбуждение ненависти (т.е. сильной стойкой неприязни) к отдельному лицу или группе лиц. Речь идет о таких действиях, которые вопреки установленному в ст. 29 Конституции РФ запрету могут вызвать длительное состояние острой взаимной неприязни между значительными группами людей в зависимости от их пола, языка, национальности, расы, происхождения, отношения к религии или принадлежности к какой-либо социальной группе (депортация, применение насилия, разрушение культовых зданий, воспрепятствование проведению национальных или религиозных обрядов и т.п.). Во-вторых, объективная сторона данного преступления может заключаться в действиях, направленных на возбуждение вражды (т.е. выраженной в объективной форме ненависти) между группами людей по любому из названных в ч. 1 ст. 282 УК признаков. Примерами таких действий могут служить различные формы третирования людей по признакам их национальности, расы, происхождения или социального положения, издевательство над культурой, обычаями и традициями какой-либо нации и т.п.). В этом случае направленность действия на унижение национального достоинства небольшой группы даже отдельных представителей, например, определенной нации определяется именно их принадлежностью к данной нации, а не личностью потерпевшего и его персональными качествами. В-третьих, объективную сторону преступления могут составлять действия, состоящие в унижении достоинства отдельного лица или группы лиц по любому признаку из числа названных выше. Это может проявиться в пропаганде превосходства либо, наоборот, неполноценности граждан, а также в оскорблении человека по признакам его пола, расы, национальности, языка, отношения к религии, принадлежности к какой-либо социальной группе. В этом случае направленность действий на унижение достоинства небольшой группы или даже отдельных представителей определенной социальной общности определяется именно их принадлежностью к данной группе людей, а не личностью потерпевшего и его персональными качествами.
3. Общим и обязательным признаком для всех описанных деяний является то, что они совершаются либо публично (в присутствии значительного количества людей), либо с использованием средств массовой информации. 4. Преступление признается оконченным с момента совершения действий, направленных на возбуждение ненависти или вражды, даже если между группами людей, принадлежащих к различным нациям, расам, религиозным конфессиям, социальным слоям и т.д., ненависть или вражда фактически не возникли, либо с момента совершения действий, унижающих достоинство человека или группы лиц по названным признакам. 5. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. 6. Субъект преступления - любое лицо, достигшее возраста 16 лет, за исключением преступления, предусмотренного п. "б" ч. 2 ст. 282 УК, субъект которого специальный - лицо, использующее свое служебное положение для совершения преступления. 7. Квалифицированный состав анализируемого преступления характеризуется его совершением: а) с применением насилия или с угрозой его применения; б) лицом с использованием своего служебного положения; в) организованной группой. Под применением насилия применительно к п. "а" ч. 2 ст. 282 УК понимается причинение средней тяжести или легкого вреда здоровью хотя бы одному лицу, а также любые иные насильственные действия, не связанные с причинением вреда здоровью, если они не содержат состава более тяжкого преступления (например, истязания по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды - п. "з" ч. 2 ст. 117 УК; похищение человека - ст. 126 УК и т.д.).
Статья 282.1. Организация экстремистского сообщества
Комментарий к статье 282.1
1. Непосредственный объект преступления - совокупность общественных отношений по реализации конституционного запрета осуществления экстремистской деятельности. 2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 282.1 УК, характеризуется четырьмя видами действий: а) создание экстремистского сообщества означает, что в результате организационной деятельности возникло общественное или религиозное объединение либо иная организация, имеющая задачей подготовку или совершение одного или нескольких преступлений экстремистской направленности по указанным в диспозиции ст. 282.1 УК мотивам. В данной форме преступление признается оконченным с момента фактического создания экстремистского сообщества; б) руководство экстремистским сообществом означает осуществление функций главаря преступной организации, уже созданной каким-то другим лицом. Преступление в этой форме является оконченным с того момента, когда виновный реально начал осуществлять свои руководящие функции; в) руководство какой-то частью сообщества или его структурным подразделением. Часть преступного сообщества может иметь территориальную или функциональную автономию, а структурное подразделение представляет собой организационную единицу (отряд, бригаду, звено и т.п.) в системе сообщества, подчиняющуюся единым планам и единой дисциплине. Оконченным преступлением такие действия являются с момента реального осуществления ограниченных руководящих полномочий, предоставленных виновному главарем (либо коллегиальным руководящим органом) экстремистского сообщества; г) создание объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества для координации их экстремистской деятельности. 3. Все предусмотренные диспозицией ст. 282.1 УК действия по своей сути представляют особую форму приготовления к совершению преступлений экстремистской направленности и не охватывают фактического совершения таких преступлений.
4. Субъективная сторона преступления во всех его формах характеризуется прямым умыслом и специальной целью - подготовки или совершения одного или нескольких преступлений экстремистской направленности по мотивам идеологической, политической, расовой, национальной, религиозной или социальной ненависти или вражды. 5. Субъект преступления специальный: а) создатель экстремистского сообщества; б) создатель объединения организаторов, руководителей или иных представителей частей или структурных подразделений такого сообщества; в) руководитель экстремистского сообщества; в) руководитель части или структурного подразделения такого сообщества. 6. Объективная сторона участия в экстремистском сообществе (ч. 2 ст. 282.1 УК) означает вхождение в состав такого сообщества с принятием на себя всех обязанностей, связанных с членством в этой организации. Оконченным это преступление является с момента вступления виновного в преступную организацию экстремистского характера. Фактическое совершение преступлений экстремистской направленности либо участие в таких преступлениях требуют дополнительной квалификации. 7. Субъектом преступления является рядовой участник экстремистского сообщества. 8. Квалифицированный вид преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 ст. 282.1 УК, характеризуется использованием виновным своего служебного положения. В соответствии с примечанием 1 к ст. 282.1 УК лицо подлежит обязательному освобождению от уголовной ответственности при одновременном наличии двух условий: а) оно прекратило свое участие в экстремистском сообществе добровольно, хотя имело возможность не делать этого; б) в его действиях нет состава какого-либо иного преступления. Указание в примечании 1 на то, что в отношении экстремистского объединения имеется вступившее в законную силу судебное решение о ликвидации или запрете деятельности в связи с ее экстремистским характером, следует рассматривать как законодательную ошибку. Примечание буквально повторяет примечание к ст. 282.2 УК, где оно вполне уместно и обоснованно. А в ст. 282.1 УК речь идет не о об экстремистской организации, которую таковой признал суд, а об экстремистском сообществе, которое таковым является по своей сути, а не в силу судебного решения.
Статья 282.2. Организация деятельности экстремистской организации
Комментарий к статье 282.2
1. Непосредственный объект данного преступления совпадает с объектом преступления, предусмотренного в ст. 282.1 УК. 2. Объективная сторона преступления (ч. 1 ст. 282.2 УК) состоит в организации дальнейшей деятельности общественного или религиозного объединения либо иной организации после того, как в законную силу вступило решение суда о ликвидации или запрете деятельности данного сообщества в связи с тем, что его деятельность была признана экстремистской. Определяющими при этом являются два признака.
Во-первых, в законную силу вступило решение суда о ликвидации организации, являющейся юридическим лицом, в связи с экстремистским характером ее деятельности либо о запрете экстремистской деятельности организации, не являющейся юридическим лицом. Во-вторых, виновный после вступления в законную силу этого судебного решения совершает различные действия организационного характера по продолжению деятельности ликвидированной организации или запрещенной экстремистской деятельности. 3. Преступление должно признаваться оконченным с момента совершения любых действий организационного характера, направленных на неисполнение судебного решения о ликвидации экстремистской организации или запрете экстремистской деятельности. 4. Субъективная сторона характеризуется прямым умыслом. 5. Субъектом преступления могут выступать создатель экстремистского объединения или организации, а также руководитель экстремистского сообщества или его структурного подразделения. 6. Объективную сторону преступления, предусмотренного ч. 2 ст. 282.2 УК, образует участие в деятельности экстремистского сообщества после вступления в законную силу судебного решения о ликвидации этого сообщества или о запрете его деятельности в связи с ее экстремистским характером. Состав оконченного преступления в этой форме налицо с момента совершения любого действия участника в общем русле деятельности ликвидированного или запрещенного сообщества. 7. Субъективная сторона преступления характеризуется прямым умыслом. 8. Субъект преступления - рядовой участник ликвидированного сообщества или сообщества, экстремистская деятельность которого запрещена. Примечание к ст. 282.2 УК предписывает обязательное освобождение от уголовной ответственности только рядовых участников экстремистского сообщества и не касается лиц, виновных в организации его дальнейшей деятельности.
Статья 283. Разглашение государственной тайны
Комментарий к статье 283
1. Непосредственный объект данного преступления - общественные отношения, возникающие в связи с отнесением сведений к государственной тайне, их засекречиванием, рассекречиванием и защитой в интересах обеспечения безопасности РФ, регламентированные Законом РФ "О государственной тайне". 2. Предметом преступления выступают сведения, составляющие государственную тайну (см. комментарий к ст. 275 УК). 3. Объективная сторона описана в законе как разглашение сведений, составляющих государственную тайну, если эти сведения стали достоянием других лиц. Разглашение - это предание огласке сведений, составляющих государственную тайну, независимо от способа (частная беседа, публичное выступление, предоставление посторонним лицам для ознакомления документов, схем, карт, планов, образцов изделий, действующих моделей и т.д.). 4. Преступление признается оконченным с того момента, когда разглашенные сведения стали достоянием лиц, не имеющих к ним доступа. 5. Разглашение сведений, составляющих государственную тайну, квалифицируется по ст. 283 УК при условии, что в деянии отсутствуют признаки государственной измены, описанные в ст. 275 УК, в форме выдачи государственной тайны. 6. По своей субъективной стороне разглашение государственной тайны может быть совершено не только умышленно, но и по неосторожности (например, использование сведений, составляющих государственную тайну, в разговоре, который виновный ведет с сослуживцем в присутствии лиц, не имеющих допуска к подобным сведениям, которые могли слышать разговор). 7. Умышленное совершение преступления может иметь различные мотивы: стремлением показать свою осведомленность, продемонстрировать свою значимость в социальном плане, проявить интеллигентность и т.п., что не влияет на квалификацию деяния. 8. Субъект преступления специальный. Им может быть только лицо, которому государственная тайна была доверена или стала известна по службе или работе. Лицом, которому государственная тайна доверена, следует считать того, кто в силу занимаемой должности располагает этими сведениями и использует их в интересах государства при осуществлении профессиональных обязанностей. Лицом, которому эти сведения стали известны по службе или работе, может считаться такой работник, которому государственная тайна не предоставлялась для использования, но который ознакомился с ней при выполнении своих трудовых обязанностей (машинистка, копировальщик, шифровальщик, слесарь, собирающий действующую модель секретного прибора, и т.п.). 9. Квалифицированный состав (ч. 2 ст. 283 УК) предполагает причинение по неосторожности тяжких последствий. К ним относятся, например, поступление сведений, составляющих государственную тайну, к иностранной разведке, срыв важных переговоров и соглашений РФ, ущерб внешнеполитическим или оборонным интересам России и т.д. Субъективное отношение к наступлению тяжких последствий может выражаться только в неосторожной форме вины.
Статья 284. Утрата документов, содержащих государственную тайну
Комментарий к статье 284
1. Непосредственный объект рассматриваемого преступления совпадает с объектом разглашения государственной тайны. 2. Предметом рассматриваемого преступления могут быть, во-первых, документы, содержащие государственную тайну (текстовые, графические, электронные и иные документы независимо от способа их исполнения), а во-вторых, предметы, сведения о которых составляют государственную тайну (образцы изделий, действующие модели приборов и аппаратов, их макеты и т.д.). 3. Объективная сторона выражается в действиях (бездействии), которыми нарушаются установленные правила обращения с документами, содержащими государственную тайну (порядка их получения в пользование и их сдачи, правил их хранения и т.д.), или с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну (порядок их хранения, демонстрации, пользования и т.д.). В каждом случае необходимо установить, какое именно правило было нарушено и в каких конкретных действиях (бездействии) заключалось нарушение. Содержание правил обращения с секретными документами и предметами, сведения о которых составляют государственную тайну, регламентируется Законом "О государственной тайне" и другими нормативными актами (уставами, наставлениями, положениями, инструкциями и т.п.). 4. Обязательным признаком объективной стороны преступления являются общественно опасные последствия в виде утраты упомянутых документов или предметов и причинения вследствие этого тяжких последствий. По сути, речь идет о последствиях двух видов, второе из которых вытекает из первого. Первичным последствием, прямо вытекающим из нарушения правил обращения с указанными в законе документами и предметами, является их утрата, создающая возможность ознакомления с ними посторонних лиц, не имеющих допуска к государственной тайне. Вторичным последствием, производным от первого, является причинение тяжких последствий как результат утраты документов или предметов. Между нарушением установленных правил обращения с названными документами и предметами и рассмотренными последствиями должна быть установлена причинная связь. 5. Оконченным преступление является с момента наступления указанных в законе тяжких последствий. 6. Субъективная сторона характеризуется неосторожной формой вины в виде легкомыслия или небрежности. 7. Субъект преступления специальный - лицо, имеющее надлежащим образом оформленный допуск к государственной тайне, на которое в силу его служебного положения возложена обязанность обеспечить соблюдение установленных правил обращения с документами, содержащими государственную тайну, либо с предметами, сведения о которых составляют государственную тайну.
Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями
Комментарий к статье 285
1. Рассматриваемое преступление посягает на законную деятельность властного публичного аппарата - органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных корпораций, а также органов управления в Вооруженных Силах, других войсках и иных воинских формированиях РФ. 2. Объективная сторона злоупотребления должностными полномочиями состоит из трех обязательных признаков: 1) использования должностных полномочий вопреки интересам службы, которое может быть выражено как в действии, так и в бездействии; 2) общественно опасных последствий в виде существенного нарушения прав и охраняемых законом интересов; 3) причинной связи между деянием и последствиями. 3. Использование служебных полномочий представляет собой совершение (несовершение) действий, формально правомерных, входящих в служебную компетенцию должностного лица, связанных с осуществлением тех прав и обязанностей, которыми оно наделено исключительно в силу занимаемой им должности. 4. Опасность указанных деяний определяется их совершением вопреки интересам службы; имеющиеся у должностного лица полномочия используются им совсем не в тех целях, для которых оно ими наделено. Конкретными формами злоупотребления должностными полномочиями являются: нарушения финансовой дисциплины; сокрытие правонарушений; необоснованное проведение (или непроведение) проверок и ревизий; извлечение имущественной выгоды за счет государственного или муниципального имущества или за счет публичной деятельности иных (подчиненных) лиц без обращения имущества в свою пользу (например, использование военачальником солдат на строительстве загородного дома, использование служебного транспорта в личных целях) и т.п. 5. Существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства наиболее часто выражается в причинении материального вреда, когда государственным и иным публичным организациям причиняется имущественный ущерб в виде прямых убытков либо упущенной выгоды. Последствия должностного злоупотребления могут иметь и нематериальную природу и быть выражены: в нарушении конституционных прав и свобод граждан; подрыве авторитета органов власти, государственных и муниципальных учреждений; создании помех и сбоев в их работе; нарушении общественного порядка; сокрытии крупных хищений и других тяжких преступлений и т.п. Верховный Суд РФ указал, что для признания нарушения прав существенным необходимо учитывать ряд факторов (см. п. 18 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 16 октября 2009 г. N 19 "О судебной практике по делам о злоупотреблении должностными полномочиями и о превышении должностных полномочий"). Физический вред личности не характерен для рассматриваемого преступления. 6. Преступление следует считать оконченным в момент наступления указанных в законе последствий. 7. С субъективной стороны должностное злоупотребление совершается умышленно. Умысел может быть как прямым, так и косвенным, хотя в большинстве случаев злоупотребление совершается с прямым умыслом. Преступление характеризуется специальными мотивами. Корыстная заинтересованность означает стремление виновного получить имущественную выгоду без незаконного безвозмездного обращения чужого имущества в свою пользу или уклониться от неизбежных материальных затрат (например, сокрытие путем запутывания учета образовавшейся в результате халатности недостачи с целью избежать материальной ответственности). Иная личная заинтересованность может выражаться в стремлении извлечь выгоду нематериального характера. Такое стремление может быть обусловлено карьеризмом, протекционизмом, семейственностью, желанием приукрасить действительное положение, в том числе улучшить показатели своей работы, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть собственную некомпетентность и т.п. Иную личную заинтересованность, как признак состава рассматриваемого преступления, не следует отождествлять с известной неуголовному законодательству личной заинтересованностью (см. п. 2 ст. 11 Федерального закона от 2 марта 2007 г. "О муниципальной службе в Российской Федерации" и п. 2 ст. 10 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. "О противодействии коррупции"), которая подразумевает возможность неосновательного обогащения служащего и в этом качестве фактически выступает в качестве синонима корыстных побуждений. 8. Субъект преступления специальный - должностное лицо. Примечание 1 к комментируемой статье содержит уголовно-правовое понятие должностного лица. Должностными лицами в соответствии с уголовным законодательством признаются три категории граждан: а) лица, осуществляющие функции представителя власти; б) лица, выполняющие организационно-распорядительные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в государственных корпорациях, а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ; в) лица, выполняющие административно-хозяйственные функции в тех же местах. Легальное определение представителя власти дается в примечании к ст. 318 УК (см. комментарий к нему). Организационно-распорядительные функции реализуются, как правило, в сфере подчиненности одних лиц другим, т.е. выполняются начальником в процессе его взаимоотношений с подчиненными по службе. Они включают в себя, например, подбор и расстановку кадров, организацию труда и службы подчиненных, поддержание дисциплины, применение мер поощрения и наложение дисциплинарных взысканий (п. 3 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г. "О судебной практике по делам о взяточничестве и коммерческом подкупе"). Примером должностного лица, выполняющего организационно-распорядительные функции, может служить руководитель отдела в министерстве, директор государственного учреждения образования и т.п. В последние годы судебная практика признает наличие организационно-распорядительных функций у преподавателей государственных вузов, поскольку принимаемые ими в процессе контроля знаний студентов решения порождают для последних определенные правовые последствия (см.: СПС "КонсультантПлюс", документы N 9420 (ARB) и 16279 (ARB)), хотя ни о каких отношениях подчиненности в данном случае говорить не приходится. Административно-хозяйственные функции означают полномочия по управлению государственным, муниципальным или корпоративным имуществом, определению его правовых перспектив. К таковым могут быть отнесены принятие решений о начислении заработной платы, премий, осуществление контроля за движением материальных ценностей, определение порядка их хранения. В частности, эти функции выполняют начальники финансовых управлений администрации того или иного субъекта РФ или муниципального образования и их заместители, заведующие хозяйственной частью в учреждениях и т.п. 9. Организационно-распорядительные и административно-хозяйственные функции осуществляются во многих сферах. Однако должностным является лицо, выполняющее их лишь в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, в государственных корпорациях (например, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом"), а также в Вооруженных Силах, других войсках и воинских формированиях РФ. Если же указанные функции осуществляются в иных организациях (коммерческих или некоммерческих), ответственность за должностное преступление исключается. Например, был неправильно осужден за должностное преступление директор государственного предприятия "Парк культуры и отдыха" г. Самары (БВС РФ. 2002. N 7. С. 12, 13). Не являются также должностными лицами представители государства или муниципальных образований в органах управления хозяйственных обществ и товариществ. 10. В законе говорится, что функции всех трех указанных выше видов могут осуществляться постоянно, временно или по специальному полномочию. Постоянное осуществление функций предполагает занятие определенной должности (по выборам, по назначению), временное - также замещение определенной должности, но только по назначению и на определенный, обычно непродолжительный срок. Выполнение перечисленных функций по специальному полномочию означает, что лицо исполняет определенные функции, возложенные на него законом (стажеры органов милиции, прокуратуры и др.), нормативным актом, приказом или распоряжением вышестоящего должностного лица либо правомочным но то органом или должностным лицом. Такие функции могут осуществляться в течение определенного времени или одноразово либо совмещаться с основной работой (присяжные заседатели и др.). 11. Возможны ситуации, когда одно лицо одновременно выполняет и сугубо профессиональные, и должностные функции (организационно-распорядительные и (или) административно-хозяйственные). Например, главный врач государственной поликлиники, с одной стороны, осуществляет прием, лечение граждан (как и любой медицинский работник), а с другой - руководит профессиональной деятельностью подчиненных ему сотрудников (врачей, медицинских сестер и т.п.). Ответственность за должностное злоупотребление он может нести только во втором случае, когда содеянное обусловлено наличием у виновного организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций (БВС РФ. 2000. N 4. С. 6). Лица, выполняющие исключительно профессиональные функции, например рядовой врач-педиатр, к числу должностных не относятся (БВС РФ. 2003. N 1. С. 19, 20).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|