Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Это преступление может быть совершено как с прямым, так и с косвенным умыслом. 27 глава




11. Субъективная сторона получения взятки характеризуется прямым умыслом и корыстным мотивом (БВС РФ. 2002. N 8. С. 15). Поскольку получение взятки связано с ее передачей, умыслом виновного должны охватываться не только характер и значение его собственных действий, но и характер и значение действий взяткодателя и осознание последним этих обстоятельств.

12. Субъект преступления специальный - должностное лицо (см. п. п. 8 - 11 комментария к ст. 285 УК).

13. Квалифицированным получение взятки является в случае, если действия (бездействие), за которые она получается, являются незаконными (ч. 2 ст. 290 УК). Действия (бездействие), о которых говорится в ч. 2 ст. 290 УК, могут быть преступными (совершение за взятку злоупотребления полномочиями, незаконное освобождение от уголовной ответственности и т.п.) и непреступными, но противоправными с точки зрения иных отраслей законодательства. Взяткополучатель, совершивший в интересах взяткодателя или представляемых им лиц незаконные действия, образующие состав иного преступления, подлежит ответственности по совокупности преступлений - по ч. 2 ст. 290 УК и соответствующей статье УК, предусматривающей ответственность за это преступление (п. 19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

14. В ч. 3 ст. 290 УК особо квалифицирующим признаком является ответственное служебное положение виновного - занятие им государственной должности РФ или субъекта РФ либо должности главы органа местного самоуправления (см. п. п. 12, 13 комментария к ст. 285 УК). Соучастники такого преступления несут ответственность по ст. 33 и ч. 3 ст. 290 УК (п. 17 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

15. Взятка считается полученной группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК), если в ее получении принимало участие несколько должностных лиц, достигших об этом предварительного соглашения (п. "а" ч. 4 ст. 290 УК). Для наличия рассматриваемого квалифицирующего признака требуется, чтобы на момент получения взятки предполагалось, что каждое должностное лицо совершит в интересах взяткодателя или представляемых им лиц какое-либо действие (бездействие) с использованием своего служебного положения.

16. По смыслу закона организованная группа (ч. 3 ст. 35 УК) создается для многократного совершения должностных злоупотреблений. В организованную группу взяткополучателей помимо должностных лиц могут входить лица, не являющиеся должностными; последние несут ответственность за получение взятки организованной группой со ссылкой на ст. 33 УК.

17. В обоих случаях группового получения взятки преступление окончено, когда часть взятки получена хотя бы одним должностным лицом, хотя Пленум Верховного Суда РФ подобное решение вопроса распространяет лишь на случаи организованной групповой деятельности (п. 13 Постановления от 10 февраля 2000 г.).

18. Каждый самостоятельный эпизод получения взятки должен найти отражение в процессе квалификации по совокупности преступлений. Не образует совокупности получение заранее обусловленной суммы взятки в несколько приемов, а также систематическое получение ценностей за общее покровительство или попустительство по службе, если эти деяния объединены единством умысла взяткодателя (продолжаемое преступление).

19. Вымогательство взятки (п. "в" ч. 4 ст. 290 УК) - это требование должностного лица дать взятку под угрозой совершения действий (бездействия), которые могут причинить ущерб законным интересам гражданина. Кроме того, вымогательство может быть выражено в завуалированной форме, когда виновный прямо не требует дать взятку, но умышленно ставит гражданина в условия, когда тот вынужден дать взятку с целью предотвращения вредных последствий для его правоохраняемых интересов (п. 15 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 10 февраля 2000 г.).

Если должностное лицо угрожает совершением законных и обоснованных действий (которые не могут причинить вреда законным интересам), вымогательства взятки не будет. Например, не является вымогательством взятки требование следователя дать взятку под угрозой возбуждения уголовного дела по факту действительно имевшего место преступления.

20. Крупным размером взятки (п. "г" ч. 4 ст. 290 УК) в соответствии с примечанием к ст. 290 УК признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества или выгод имущественного характера, превышающие 150 тыс. руб. Если фактически получена сумма менее 150 тыс. руб., но установлено, что умыслом взяткополучателя охватывалось получение взятки в крупном размере, содеянное им следует квалифицировать не по ч. 1 ст. 290 УК, а по п. "г" ч. 4 ст. 290 УК (БВС РФ. 2001. N 8. С. 18). В данном случае содеянное образует оконченное получение взятки в крупном размере, имея в виду, что рассматриваемое преступление всегда признается оконченным в момент получения хотя бы части взятки.

 

Статья 291. Дача взятки

 

Комментарий к статье 291

 

1. Признаки дачи взятки описаны в комментируемой статье таким образом, что для уяснения их содержания необходимо применять систематическое толкование закона, обращаясь и к ст. 290 УК, где характеризуется предмет этого преступления и содержится законодательная характеристика действий (бездействия) должностного лица, за которые дается взятка (см. п. п. 1 - 5, 7 комментария к ст. 290 УК).

2. Дача взятки является оконченным преступлением в момент получения взятки, когда хотя бы часть ее принята должностным лицом или его близким. Если передача ценностей не состоялась по причинам, не зависящим от взяткодателя (например, должностное лицо отказалось взять деньги), содеянное им является покушением на дачу взятки.

3. Пленум Верховного Суда РФ в п. 12 Постановления от 10 февраля 2000 г. указал, что должностное лицо, предложившее своему подчиненному в интересах соответствующей организации дать взятку должностному лицу, несет ответственность как исполнитель дачи взятки, а работник, выполнивший это поручение, - как ее соучастник. В такой редакции это разъяснение Пленума не соответствует законодательному понятию исполнителя преступления и других соучастников преступления. Более правильным в такой ситуации было бы квалифицировать содеянное начальником как организацию дачи взятки, а подчиненным - как ее дачу. Вполне вероятно, Пленум имел в виду ситуацию с посредником в даче взятки. Однако в этом случае более правильным было бы указать не о "предложении дать взятку", а о "поручении передать взятку".

4. Субъективная сторона рассматриваемого преступления характеризуется прямым умыслом.

5. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет.

6. Квалифицированный состав этого преступления (ч. 2 ст. 291 УК) предполагает дачу взятки за совершение должностным лицом заведомо незаконных действий.

В данном случае необходимо иметь в виду два обстоятельства. Во-первых, лицо должно достоверно знать, что дает взятку именно за нарушение должностным лицом закона. Если же виновный дает взятку за решение какого-либо вопроса, но не знает, будет совершенное для этого действие (бездействие) законным или нет, содеянное им следует квалифицировать по ч. 1 ст. 291 УК. Во-вторых, в случае фактического совершения должностным лицом незаконных действий (бездействия) в интересах взяткодателя или представляемых им лиц возможны два варианта квалификации содеянного взяткодателем, что зависит от характера противоправности фактически содеянного должностным лицом. Если последний совершает за взятку какое-либо не уголовное правонарушение, действия взяткодателя полностью охватываются ч. 2 ст. 291 УК. Если же взяткополучатель совершает преступление, действия взяткодателя образуют совокупность квалифицированной дачи взятки и подстрекательства к конкретному преступлению, совершенному должностным лицом.

7. Каждый самостоятельный эпизод дачи взятки квалифицируется по правилам о совокупности преступлений. Совокупность отсутствует, если обусловленная взятка передается должностному лицу по частям, а также если взятка вручается нескольким должностным лицам, образующим группу по предварительному сговору или организованную группу.

8. Примечание к ст. 291 УК предусматривает два специальных основания освобождения взяткодателя от уголовной ответственности.

Во-первых, он освобождается от ответственности, если имело место вымогательство взятки (см. п. 16 комментария к ст. 290 УК).

Во-вторых, взяткодатель освобождается от ответственности, если он добровольно сообщил органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки. Это основание представляет собой специальный случай деятельного раскаяния (ч. 2 ст. 75 УК). Для его наличия необходимы два условия: а) сообщение делается добровольно (см. комментарий к ст. 75 УК); б) оно адресуется органу, имеющему право возбудить уголовное дело (любой правоохранительный орган, а также суд). Форма сообщения может быть любой. В обоих случаях освобождение от уголовной ответственности императивно, т.е. не зависит от усмотрения правоприменителя.

9. В настоящее время судебная практика исходит из необходимости возвращения лицу, подвергшемуся вымогательству взятки, денег и иных ценностей, вынужденно переданных им должностному лицу. Возвращение ценностей необходимо также и в случае добровольного заявления о требовании дать взятку (при отсутствии признаков вымогательства), когда передача ценностей происходила под контролем правоохранительных органов с целью задержания взяткополучателя с поличным (БВС РФ. 2000. N 4. С. 8).

 

Статья 292. Служебный подлог

 

Комментарий к статье 292

 

1. Предметом рассматриваемого преступления является официальный документ. Легальное понятие официального документа дано в Федеральном законе от 29 декабря 1994 г. "Об обязательном экземпляре документов" (в редакции от 25 июля 2008 г.), где сказано, что официальные документы - это документы, принятые органами законодательной, исполнительной и судебной власти, носящие обязательный, рекомендательный или информационный характер. Однако судебная практика исходит из того, что не любой официальный документ в указанном выше контексте есть предмет служебного подлога. По смыслу ст. 292 УК предметом служебного подлога являются лишь такие документы, которые удостоверяют события или факты, имеющие юридическое значение и влекущие соответствующие юридические последствия, либо документы, которые предоставляют права, возлагают обязанности или освобождают от них. По конкретному делу не были признаны предметом служебного подлога статистические карточки, хотя они, имея информационный характер, полностью отвечают легальному понятию официального документа (БВС РФ. 2003. N 5. С. 16).

2. Объективная сторона служебного подлога выражена в одном из следующих действий:

1) внесение в официальные документы заведомо ложных сведений (интеллектуальный подлог) предполагает изначальное составление документа, не соответствующего по содержанию действительности, ложного по существу. Если в результате интеллектуального подлога какое-либо лицо незаконно приобретает гражданство Российской Федерации, содеянное квалифицируется по специальной норме - ч. 1 ст. 292.1 УК (см. комментарий к ней);

2) внесение в официальные документы исправлений, искажающих их действительное содержание (материальный подлог) предполагает изменение изначально подлинного документа путем удаления части сведений и (или) дополнения его сведениями, не соответствующими действительности, в результате чего искажается оценка всей содержащейся в документе информации. Способами материального подлога могут быть пометка другим числом, подчистка, вытравливание надписей и т.п.

3. Преступление является оконченным в момент совершения одного из указанных выше действий.

4. Субъективная сторона служебного подлога характеризуется прямым умыслом и наличием специального мотива: корыстной или иной личной заинтересованностью (см. п. 7 комментария к ст. 285 УК).

5. Субъект преступления специальный - должностное лицо или государственный служащий, не являющийся должностным лицом, или служащий органа местного самоуправления, также не являющийся должностным лицом (см. п. п. 8 - 11, 15 комментария к ст. 285 УК).

6. Квалифицированный состав этого преступления (ч. 2 ст. 292) предусматривает случаи, когда служебным подлогом существенно нарушаются права и законные интересы граждан или организаций либо охраняемые законом интересы общества или государства (см. п. 5 комментария к ст. 285 УК). Фактически ч. 2 комментируемой статьи является специальной нормой по отношению к ч. 1 ст. 285 УК.

 

Статья 292.1. Незаконная выдача паспорта гражданина Российской Федерации, а равно внесение заведомо ложных сведений в документы, повлекшее незаконное приобретение гражданства Российской Федерации

 

Комментарий к статье 292.1

 

1. Часть 1 комментируемой статьи предусматривает признаки двух самостоятельных, но схожих по характеру и степени общественной опасности преступлений: 1) незаконной выдачи паспорта гражданина РФ и 2) подлога документов, повлекшего незаконное приобретение гражданства РФ.

2. Предметом незаконной выдачи паспорта является паспорт гражданина России, Положение о котором утверждено Постановлением Правительства РФ от 8 июля 1997 г. (в редакции от 28 марта 2008 г.).

3. Объективная сторона этого преступления выражается в действии - предоставлении государственной услуги по выдаче паспорта гражданина РФ физическому лицу, не приобретшему в установленном порядке гражданства России перед получением паспорта (п. 7 Приказа МВД РФ от 28 декабря 2006 г. "Об утверждении Административного регламента Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по выдаче, замене и по исполнению государственной функции по учету паспортов гражданина Российской Федерации, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации на территории Российской Федерации"). При таких условиях выдача паспорта является незаконной.

4. Преступление является оконченным в момент выдачи паспорта.

5. Незаконная выдача паспорта гражданину РФ (например, военнослужащему, проходящему военную службу по призыву) не может квалифицироваться по комментируемой статье, и при наличии к тому оснований ответственность должна наступать по ст. ст. 285, 286 или 292 УК.

6. Предметом второго предусмотренного ч. 1 ст. 292.1 УК преступления выступают различные документы, которые удостоверяют факты и обстоятельства, являющиеся основанием для предоставления гражданства РФ иностранцам и (или) апатридам. Перечень таких документов весьма обширен и зависит среди прочего от процедуры предоставления гражданства (в обычном или упрощенном порядке) и данных о лице, претендующем на его приобретение (п. 5 Порядка оформления и подачи заявлений и иных документов, необходимых для приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г. (в редакции от 15 июля 2008 г.)). Например, при предоставлении гражданства в обычном порядке такими документами выступают вид на жительство; документы, подтверждающие наличие законного источника средств к существованию (пенсионное удостоверение, справка о доходах физического лица, налоговая декларация с отметкой налогового органа и проч.); документы, подтверждающие владение русским языком, и др. (ст. 13 Федерального закона от 31 мая 2002 г. (в редакции от 30 декабря 2008 г.) "О гражданстве Российской Федерации" и Приказ ФМС РФ от 19 марта 2008 г. "Об утверждении Административного регламента исполнения Федеральной миграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации").

7. Деяние при совершении рассматриваемого преступления имеет форму интеллектуального подлога - внесения в такие документы заведомо ложных сведений (см. п. 2 комментария к ст. 292 УК). Внесение в документы исправлений, искажающих их действительное содержание, в силу исключительно формализованного процесса предоставления гражданства не отнесено к числу разновидностей анализируемого преступления и должно квалифицироваться по ст. 292 УК.

8. Условием применения ст. 292.1 УК в части, касающейся подлога документов, является наступление общественно опасных последствий в виде незаконного приобретения гражданства Российской Федерации. Незаконным приобретением гражданства является принятие уполномоченным органом (Президент, МИД, ФМС) решения о приобретении гражданства (ст. ст. 29 - 31 Федерального закона от 31 мая 2002 г. "О гражданстве"), которое подлежит отмене в связи с тем, что было основано на подложных документах или заведомо ложных сведениях (ст. 22 указанного Закона).

9. Различие между незаконной выдачей паспорта и внесением ложных сведений в документы, повлекшим незаконное приобретение гражданства, состоит в том, что в первом случае не выносится решение о приобретении гражданства, хотя и выдается паспорт гражданина РФ, а во втором - напротив, решение выносится, и ответственность наступает независимо от того, был ли впоследствии выдан паспорт.

10. С субъективной стороны оба эти преступления характеризуются прямым умыслом; мотивы и цели на квалификацию содеянного не влияют, в отличие от преступлений, предусмотренных общими нормами (см. ст. ст. 285 и 292 и комментарий к ним).

11. Субъект этих преступлений специальный - должностное лицо и государственный служащий, а при подлоге - еще и служащий органа местного самоуправления (см. п. п. 8 - 11, 15 комментария к ст. 285 УК).

12. Часть 2 комментируемой статьи является специальной по отношению к ст. 293 УК нормой и предусматривает ответственность за халатность в сфере реализации законодательства о гражданстве.

13. О понятии неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих служебных обязанностей см. п. п. 2 - 4 комментария к ст. 293 УК. Конкретным проявлением рассматриваемого деяния может служить, например, ненаправление сотрудником ФМС запроса в правоохранительные органы для проверки по специальным учетам данных о заявителе.

14. С субъективной стороны это преступление характеризуется легкомыслием или небрежностью.

15. Признаками, отличающими рассматриваемое преступление от собственной халатности, являются, во-первых, характер причиняемых общественно опасных последствий - незаконная выдача паспорта гражданина РФ иностранцу или апатриду либо незаконное приобретение ими гражданства РФ, а во-вторых, включение в число субъектов преступления не только должностных лиц, но и государственных служащих, не являющихся таковыми. Служащий органа местного самоуправления не может быть привлечен к ответственности по ч. 2 ст. 292.1 УК.

 

Статья 293. Халатность

 

Комментарий к статье 293

 

1. Объективная сторона халатности образована тремя признаками: а) общественно опасным деянием в форме действия или бездействия; б) общественно опасными последствиями в виде причинения крупного ущерба или иного существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства; в) причинной связью между деянием и последствиями.

2. Халатность наиболее часто выражается в бездействии, когда виновный не выполняет тех действий, которые должен был совершить в силу возложенных на него обязанностей. Однако халатность может быть выражена и в форме действия - закон указывает, что наказуемым является не только невыполнение служебных обязанностей, но и ненадлежащее их выполнение. В этом случае виновный выполняет свои служебные обязанности, но делает это недобросовестно.

3. Закон исходит из того, что халатность является проявлением недобросовестного или небрежного отношения к должностным обязанностям. Поэтому Пленум Верховного Суда СССР в Постановлении от 30 марта 1990 г. N 4 указывал на необходимость при производстве по делам этой категории устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, а также нормативные акты, их регламентирующие. Аналогичной позиции придерживается и Верховный Суд РФ (БВС РФ. 1997. N 11).

4. Условием ответственности за халатность является реальная возможность надлежащим образом исполнять свои должностные обязанности. Если в конкретном случае такая возможность отсутствует, отсутствует и состав рассматриваемого преступления (БВС СССР. 1975. N 5; 1976. N 6; 1990. N 3).

5. В результате неисполнения или ненадлежащего исполнения лицом своих служебных обязанностей должны быть причинены общественно опасные последствия в виде существенного нарушения прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (см. п. 5 комментария к ст. 285 УК), а также крупного экономического и экологического ущерба, стоимостное выражение которого в соответствии с примечанием к ст. 293 УК превышает 100 тыс. руб. Формулировка общественно опасных последствий в действующей редакции ч. 1 ст. 293 УК (Федеральный закон от 8 апреля 2008 г.) является законодательным недоразумением, поскольку крупный ущерб является частным случаем существенного нарушения правоохраняемых интересов - традиционного для отечественного уголовного права последствия должностного преступления. Отказавшись от содержавшейся в Федеральном законе от 8 декабря 2003 г. идеи о существенном ограничении сферы ответственности за халатность, законодатель не учел этого обстоятельства. Между указанными последствиями и деянием должностного лица необходимо установить наличие причинной связи.

6. Преступление окончено в момент наступления общественно опасных последствий.

7. Субъективная сторона халатности выражается в обоих видах неосторожности (легкомыслие, небрежность).

8. Субъект преступления специальный - должностное лицо (см. п. п. 8 - 11 комментария к ст. 285 УК).

9. Квалифицированный состав халатности (ч. 2 ст. 293 УК) имеет место при неосторожном причинении таких последствий, как тяжкий вред здоровью или смерть одного человека.

10. Особо квалифицированный состав халатности (ч. 3 ст. 293 УК) предусматривает неосторожное причинение одним и тем же деянием смерти двух или более лиц.

 

Глава 31. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ПРАВОСУДИЯ

 

Статья 294. Воспрепятствование осуществлению правосудия и производству предварительного расследования

 

Комментарий к статье 294

 

1. Статья 120 Конституции РФ, Федеральные законы от 26 июня 1992 г. "О статусе судей в Российской Федерации", от 31 декабря 1996 г. "О судебной системе Российской Федерации", от 17 декабря 1998 г. "О мировых судьях в Российской Федерации", УПК, ГПК, АПК и др. устанавливают независимость судей и подчинение их только Конституции и закону.

2. Объективная сторона преступления состоит во вмешательстве в любой форме в деятельность суда: угроз (кроме предусмотренных в ст. 296 УК: при наличии последних ответственность должна наступать по ст. 296 УК), просьб, уговоров, советов, обещания оказать услуги, обращенных к судье, присяжному или арбитражному заседателю. Оно может осуществляться в устной, письменной форме, через третьих лиц, в том числе и родственников. Преступление окончено с момента вмешательства независимо от наступления вредных последствий.

3. Вмешательство, соединенное с насилием, квалифицируется по ст. ст. 295 или 296 УК. Последние содержат специальные нормы о воспрепятствовании осуществлению правосудию, поэтому совокупность с общей нормой о вмешательстве исключается. Если вмешательство связано с подкупом судей, то необходима квалификация по совокупности преступлений, предусмотренных ст. ст. 294 и 291 УК.

4. Вмешательство должно быть в конкретное уголовное, гражданское, административное дело, а не в какую-то категорию дел по их разрешению вообще. Адресатом воздействия является определенный судья (судьи) и (или) присяжный либо арбитражный заседатель. Нет состава преступления, если воздействие оказывается на секретаря судебного заседания, судебного пристава или других работников суда, но не судей.

5. Преступление совершается с прямым умыслом. Целью воздействия на судей является воспрепятствования осуществлению правосудия. Мотивы могут быть различными (месть, сострадание, зависть и др.) и на квалификацию преступления не влияют.

6. Федеральный закон от 17 ноября 1995 г. "О прокуратуре Российской Федерации" закрепляет недопустимость какого-либо вмешательства в деятельность прокурора или следователя с целью оказать влияние на принимаемые им решения.

7. Объективная сторона преступления по содержанию идентична вмешательству в деятельность суда. Вмешательство происходит именно в деятельность прокурора, следователя, дознавателя в связи с расследованием или рассмотрением конкретного дела. Понятия "прокурор", "следователь" даны соответственно в ст. ст. 37 и 38 УПК, а "орган дознания", "дознаватель" - в ст. ст. 40, 41 УПК. Преступление окончено с момента совершения действий независимо от наступления последствий.

8. С субъективной стороны деяние совершается с прямым умыслом. Целью является воспрепятствования всестороннему, полному и объективному расследованию уголовного дела.

9. Субъектом преступлений, предусмотренных ч. ч. 1 и 2 данной статьи, является любое лицо, достигшее возраста 16 лет.

10. В ч. 3 ст. 294 УК закрепляется квалифицирующий признак преступлений - совершение их с использованием лицом своего служебного положения. К таким лицам следует отнести должностных лиц правоохранительных органов, органов федеральной и местной власти, государственных и муниципальных служащих, могущих повлиять на судебное решение или расследование, так как от них, например, зависит решение вопросов о продвижении по службе сотрудника правоохранительного органа.

 

Статья 295. Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование

 

Комментарий к статье 295

 

1. Потерпевшими могут быть судьи любых судов и звеньев (кроме Конституционного Суда РФ) (в литературе и правоприменении имеется и другое мнение, согласно которому судьи Конституционного Суда РФ, конституционных (уставных) судов субъектов Федерации осуществляют правосудие и поэтому также могут быть потерпевшими комментируемого преступления), присяжный заседатель, иное лицо, участвующее в отправлении правосудия, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, защитник, эксперт, судебный пристав, судебный исполнитель и их близкие. Иным лицом, участвующим в отправлении правосудия, является арбитражный заседатель (ст. ст. 17, 19 АПК). Сотрудники суда, выполняющие технические функции (секретарь суда и др.), не являются потерпевшими от этого преступления. Понятие "защитник" дано в ст. 49 УПК, "эксперт" - в ст. 57 УПК, ст. 55 АПК, ст. 85 ГПК, "специалист" - в ст. 58 УПК. Судебный пристав - лицо, обеспечивающее порядок в помещении суда. Судебным исполнителем является лицо, призванное исполнить судебное решение. Под близкими понимаются любые лица, которые дороги лицу, осуществляющему правосудие (родственники, друзья и т.д.).

2. Объективная сторона представляет посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие. Посягательство означает убийство или покушение на убийство указанных в статье лиц. Посягательство должно быть связано с судебным разбирательством, предварительным расследованием либо исполнением судебных актов. Посягательство на следователя органов МВД в связи с расследованием им уголовного дела отличается от посягательства на сотрудника органов МВД, например, с целью воспрепятствовать его деятельности по обеспечению общественного порядка во время массовых гуляний. Последнее квалифицируется по ст. 317 УК.

3. С субъективной стороны деяние совершается с прямым умыслом. Обязательны цель - воспрепятствование законной деятельности лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, либо мотив мести за такую деятельность.

4. Субъект преступления - лицо, достигшее возраста 16 лет. Несовершеннолетние в возрасте от 14 до 16 лет за анализируемые действия привлекаются к ответственности по п. "б" ч. 2 ст. 105 УК.

 

Статья 296. Угроза или насильственные действия в связи с осуществлением правосудия или производством предварительного расследования

 

Комментарий к статье 296

 

1. Преступление посягает на нормальную деятельность суда по осуществлению правосудия (ч. 1 комментируемой статьи), органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания по расследованию уголовных дел или защитника, эксперта, специалиста, судебного пристава, судебного исполнителя по рассмотрению дел или материалов в суде либо исполнению судебных актов (ч. 2 статьи).

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...