Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Мастера рун




Стремясь проникнуть в сущность рунического Искусства, мы не можем не задумываться о людях, которые владели этим Искусством до нас.

Мастера рун назывались в древней Скандинавии эрилями, а в средневековой германской Европе — рунемейстерами. Первые упоминания о них мы встречаем в III—IV веках в надписях на рунических артефактах; последние — в сказочных и околофольклорных исландских текстах XVII—XIX веков.

Происхождение слова эриль (рун. erilaR) неоднозначно, но весьма интересно. Еще в начале XX века его пытались связать с этнонимом герулы, обозначающим соответствующее древнегерманское племя. Мне это предложение представляется необоснованным, хотя и допустимым. Позднее Линдквист предполагал, что это может быть имя собственное, со временем ставшее нарицательным, — тоже допустимо, но очень маловероятно. Некоторые исследователи прямо сопоставляли слово эриль с исландским jarl, «ярл», но такое мнение «в чистом виде» тоже не прижилось.

Наиболее интересным мне представляется высказанное де Фрисом предположение о существовании в древности некоей протолексемы, обозначавшей владыку «в целом» (без разделения на сакральную и социальную роли) и соответствовавшей первой функции в известной индоевропейской божественной триаде Ж. Дюмезиля. В более поздние времена, по мнению де Фриса, эта лексема развилась в два независимых слова: *erla- «светский владыка» (отсюда — jarl) и *erila- «владыка-маг» (отсюда erilaR). Эта гипотеза прекрасно сочетается с диалектичностью образа самого Одина, владыки рун, — одновременно «Бога Князей» и «Бога Магов». Находит она подтверждение и в эддической «Песни о Риге», процитированной выше: Кон юный, о котором идет речь в приведенной цитате (Konr Ungr оригинала), чье имя стало нарицательным для скандинавских властителей (konungr), становится светским повелителем, одновременно выступая и как маг. Отметим, что отца Кона, ставшего первым конунгом, зовут Ярл.

Любопытно, что среди мастеров рун были не только мужчины. Так, в 1979 году в Г ермании была обнаружена руническая надпись, перевод которой звучит следующим образом: «Блитгунд руны начертала». Блитгунд — женское имя, и это означает, что в раннем Средневековье были женщины, владевшие руническим Искусством. Свидетельства о том, что немало мудрых женщин Севера обладало знанием рун, предоставляют нам и саги, и эддические тексты. Все в той же Старшей Эдде Сигрдрива, подавая Сигурду рог с питьем мудрости, произносит.

Клену тинга кольчуг даю я напиток, исполненный силы и славы великой; в нем песни волшбы и руны целящие, заклятья благие и радости руны.

Речи Сигрдривы, 5

Собственно, именно после этого она и произносит свой знаменитый монолог

о       магии рун, часть которого была процитирована в предыдущем разделе, и который уже в наше время стал источником дебатов о «Футарках Сигрдривы», «группах рунической магии» и т. д.

Наивысший расцвет мастера рун переживали в ранний — классический — период рунического Искусства, когда использование Старших рун было повсеместным. Многие из надписей, выполненных Футарком, сохраняют для нас не только термин, применявшийся в те времена для обозначения мага, владеющего рунами, — эриль — но и имена этих магов. Это — время безраздельного господства Традиции. Я уже упоминал, что тогда, в течение более чем полутысячелетия, сохранялся не только внешний вид рунических символов, но даже формальный язык составления рунических надписей. Это — время, когда каждый мастер рун считал необходимым, составляя более или менее сложное заклинание, запечатлеть в нем свое имя — ибо принимал на себя личную ответственность за то, что случится с трупом, лежащим под данным камнем, или с человеком, носящим данный амулет. Интересно, что при этом действующим заклинанием могла служить и просто сама надпись, содержащая имя мастера рун: Я, такой-то, руны начертал...

Ситуация начала меняться одновременно с вытеснением Футарка Младшими рунами. Если говорить более корректно, — это были последствия единого процесса: деградации Традиции. Руны древности заменялись упрощенными, более удобными для бытового письма Младшими рунами; эрилей сменяли мастера рун, не оставившие нам своих имен в бесчисленных поздних надписях на камнях.

И тем не менее эти — раннесредневековые — мастера рун ещё владели и рунической магией, и скальдической поэзией (вспомните того же Эгиля). Но приходит новое время, и мастера рун превращаются либо в деревенских колдунов, помнящих несколько сложных вязаных рун, но уже не умеющих ни писать, ни читать (поздняя Исландия), либо в деревенских же старост, просто фиксирующих рунами рождения и смерти сородичей (поздняя Швеция)...

... Работая в рамках данной книги, мы будем апеллировать, в основном, к первому периоду истории рунического искусства и соответственно к древнейшим мастерам рун. Возможно, нам не хватит знания; возможно, нам не хватит понимания. Мы будем отступать в более поздние времена, чтобы дополнить наши знания тем, что сохранилось через столетия; многое мы будем достраивать сами, не имея иных источников, кроме интуиции и воли богов. Но мы в любом случае будем возвращаться к «классике», чтобы иметь право запечатать созданное заклинание классическим

ek erilaR runoR fahido

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...