Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Классическая эпоха




Вероятно, к началу II века н. э. был сформирован классический общегерманский рунический строй — Футарк. Первоначально он появился в Дании, примерно к III веку н. э. относится его распространение в остальной Скандинавии, к IV—V векам — на континенте.

До наших дней сохранилось чуть менее трехсот надписей, выполненных рунами Футарка или, как иначе говорят, Старшими рунами. Большинство из них

— это надписи на камнях, оружии и ювелирных изделиях. Разумеется, во времена использования Футарка таких надписей было сделано гораздо больше, но традиционные материалы рунического искусства — дерево и кость, — увы, недолговечны... Самые ранние сохранившиеся памятники — это надписи на оружии и украшениях; IV веком датируется первый рунический камень, в более поздние времена они становятся в Скандинавии привычными.

Один из древнейших рунических памятников — это наконечник копья из Овре-Стабю (II век н. э. ), несущий короткую руническую надпись raunija[R], трактуемую либо как «Ранящий», либо как «Испытывающий». Надпись, несомненно, передает имя оружия, что, в целом, обычно для рунических надписей на оружии (традиция давать оружию имя и наносить это имя на клинок сохранилась и в более поздние, средневековые времена).

Рунические надписи на древних ювелирных изделиях весьма разнообразны, причем добрая их половина содержит заклинания или магические слова и сочетания рун; некоторые повествуют об авторе или о владельце данного предмета. Классическим примером такого рода является, несомненно, золотой рог из Галлехуса. Его поверхность покрыта удивительными мифологическими изображениями, а по краю идет руническая надпись, гласящая: «Я, Хлевагаст из рода Холтиев, рог сотворил».

Другой пример — руническая надпись на древней фибуле из Фрейлауберсхейма:

bosowraetruna

^kdalenagolida

Первая часть надписи читается достаточно четко: «Босо начертал руны... » Вторая часть вызывает у исследователей сомнения; по наиболее распространенному мнению, она продолжает первую: «... тебе, Далена, он дал [фибулу. — А. П. ]».

Надписи на рунических камнях, как правило, более многословны (хотя встречаются и очень короткие, всего из нескольких знаков). В качестве примера можно привести надпись на «камне Водурида» (Tune Stone, камень из Туне), ставшую классическим примером.

 

Камень находится в Норвегии и датируется первой половиной V века. Надпись, содержащая пять строк (две на одной стороне камня и три на другой) гласит[13]:

Сторона А:

I e k w i w a R a f t e r woduri

II dewitada ha laiban: worahto

Сторона В:

I... Rwoduride: s t aina

II b r i j o R d o h t r I R da l i d u n

III arbij arj osteRarbij ano

Текст на первой стороне камня читается достаточно легко: «Я, Вив, по моему лорду Водуриду сотворил [руны/». Слово runoR («руны») в тексте опушено, но сама примененная конструкция настолько стандартна для рунического искусства, что восполнить пробел несложно. Соответственно, руны на первой стороне камня говорят о том, что камень поставлен эрилем по имени Вив (рун. wiwaR) в память о его умершем лорде. (В тексте употреблен термин, звучащий как «податель хлеба», равнозначный англ. lord или master)

Со второй стороной дело обстоит несколько сложнее из-за утраты нескольких рун в начале первой строки. Разные авторы высказывают разные предположения

о том, какие именно руны были утрачены, и в зависимости от этого получают несколько разные трактовки. Однако в любом случае речь здесь идет о трех дочерях Водурида, о наследстве и об установке данного камня. Лично я более склоняюсь к версии, предполагающей, что сколотые руны были началом имени мастера; в таком случае текст на второй стороне камня можно трактовать как: «Вив Водуриду камень [поставил/. Три дочери поделили наследство, как ближайшие из оставшихся [наследников]».

Созданных с помощью рун монументов, подобных камню Водурида, много, но, конечно, это не единственный «тип» рунических камней. С помощью рун в I тысячелетии н. э. делалось многое...

Рунический камень из Бю (Норвегия) представляет собой плоскую плиту размером примерно полтора метра на метр. Некогда камень был занесен в погребальный курган, где и был найден при проведении археологических работ. Надпись, датируемая VI веком, гравирована на одном из торцов плиты; она состоит из двух частей: одна длинная линия рунического текста и четыре крупные руны, ее «закрывающие».

Основная надпись гласит:

ek i r i 1 a R h r o R a R hr о R e R o r t e ^ a t a R I n a u t a 1 a i...

Окончание надписи прочитать невозможно; но то, что мы видим, можно перевести так: «Я, эриль Хрор, сын Хрора, сделал эту жертвенную плиту... » Таким образом, перед нами совсем другой тип памятника...

Вторая — «закрывающая» — надпись составлена из четырех больших рун: Райдо («дорога», «всадник»), Манназ («человек»), Турисаз («турс») и Эйваз («тис»). Это — «рабочая» (в магическом отношении) комбинация рун, составленная эрилем Хрором для определенных целей.

* * *

Раз уж зашла речь о погребениях и погребальных курганах, то нужно вспомнить и о рунических камнях на захоронениях. (Плита Хрора, вероятно, не относится к таковым; судя по всему, она была создана раньше, чем умер человек, погребенный в кургане, где нашли эту плиту. ) Этот вопрос действительно стоит отдельного рассмотрения — надписи на камнях погребений составляют примерно треть всех старшерунических надписей. И они весьма разнообразны: от двух слов на камне с кургана в Рогаланде до сложнейших заклятий на камне из

Эггьюма или на Бьоркеторпском камне.

Один из древнейших памятников такого рода — Килверский камень, знаменитый тем, что содержит самый архаичный из известных нам перечней рун Футарка. Камень, представляющий собой мощную песчаниковую плиту, запечатывал один из могильников острова Готланд, датируемый IV веком н. э. Могильник был вскрыт в самом начале XX века, и только тогда и обнаружилась руническая надпись на нем.

Дело в том, что надпись выполнена на скрытой, обращенной вовнутрь погребения стороне камня. В свое время это послужило весомым аргументом против распространенного некогда мнения, что подобные «перечни рун» представляют собой своего рода «азбуку» для изучения рун и не имеют сакрального смысла. В данном случае, очевидно, что это не так: в захоронении не было никого живого, кто мог бы поучиться письму таким способом.

Но сейчас нас интересует другое; живых в могиле действительно не было, но погребальные курганы на Севере всегда считались входами в Иной мир, в мир

мертвых. Именно к ним (или — к тому, кто погребен конкретно здесь) и обращена надпись.

Фактически, Килверский камень несет два рунических заклинания. Первое из них - это собственно перечень рун Футарка, который сам по себе есть «классическая», исходная магическая комбинация рун - именно в таком качестве мы встречаем Футарк на многих древних предметах: фибулах, брактеатах и т. д. Второе заклинание - палиндромная комбинация из пяти рун: Не

будем здесь останавливаться на попытке представить смысл заклятья, лишь отметим, что его центральная руна — Эваз, «Конь». А непосредственно под заклятьем изображена именно голова коня. С этим образом мы еще встретимся.

Г оворя вообще, большинство связанных с погребениями древних рунических надписей содержат всего лишь короткое упоминание имени погребенного. В качестве примера можно привести камень с погребения в Амле (Норвегия, середина V века). Начало надписи на нем утрачено; остальные руны читаются как

... iRhl aiwida Rfrar

Первые две из сохранившихся рун — это обычное для древнесеверных имен собственных окончание (-iR); следующее слово — hlaiwidaR

— глагол «хоронить» в прошедшем времени; и последнее слово — ^ar — «здесь». Таким образом, вся надпись означает «Такой-то (... -iR) погребен здесь».

Другой пример — камень, возложенный на погребальный курган рубежа V—VI веков возле поселка Бо в Рогаланде (Норвегия), также несущий одну короткую надпись:

hna bud a s h 1 a i w a

Надпись переводится как «могила Хнабуда», а сам камень является, очевидно, просто напоминанием о том, кто именно лежит под курганом.

В ряде случаев надпись содержит не только имя погребенного, но и что-либо еще. Так, надпись на почти трехметровой каменной стеле с захоронения в Кьольвике (также Норвегия), датируемого конном IV — началом V в., гласит:

hadulaikaR ekhagustadaR hlaaiwidomaguminino

Перевод надписи таков: «Хадулайк [лежит здесь]. Я, Хагустадаз, похоронил моего сына».

Еще один подобный пример — надпись на камне, найденном возле большого погребального кургана у хутора Опедаль в Норвегии:

b i r g N g u b o r o s w e s t a r m i n u 1 i u b u m e Rw a g e

Перевод надписи: «Помоги, Ингубора, моя милая сестра, мне, Вагу! »

Подобные памятные рунические надписи, довольно многочисленные, далеко не всегда являются просто указанием имени погребенного. Судить об этом можно уже хотя бы потому, что ряде случаев, как и надпись на Килверском камне, они обращены внутрь погребения.

Даже если надпись не содержит собственно заклинаний, сам факт того, что она выполнена рунами, превращает такой могильный камень в магический артефакт. Таким образом, мы уже видим часть погребального обряда: эриль (маг, владеющий знанием рун) вырезает на камне руны, и этим камнем закрывает вход в курган (или погребальную нишу). Вероятно, это действие имело двоякий смысл: с одной стороны — обеспечить охрану захоронения (мы увидим позднее памятники, охранная функция которых несомненна), а с другой стороны — закрыть вход в мир мертвых, «запечатать» погребение.

Вообще, упоминание мага, производившего обряды, а не имени погребенного — не редкость среди подобных памятников. Так, например, на погребальном кургане у хутора Нордхунгло (остров Хунгло, Норвегия) находится трехметровая каменная плита со следующей рунической надписью:

ekgudijaungandiR...

Начало надписи — ek gudija — переводится как «Я, годи... ». Годи (др. -сев. godi, норв. gode) — известный термин, обозначающий скандинавского жреца. Дальнейшая часть надписи является, вероятно, именем годи — Унганд (хотя возможен и другой вариант перевода — «... не подвластный колдовству», от др. -сев. gandr, «колдовство»).

Довольно часто в надписях на камнях, связанных с погребениями, используются рунические сакральные слова — устойчивые магические комбинации рун, распространенные практически по всей Скандинавии на протяжении всего «классического» периода. Так, на камне, найденномв могильном кургане в Эльгесеме (Вестфольд, Норвегия) находится надпись на камне из кургана в Арстаде (Рогаланд, Норвегия) — два сакральных слова и Очевидно, что назначение этих заклинаний — напомним, камни

находились внутри курганов — обеспечивать защиту как людей от нежелательных проявлений сверхъестественного, так и защиту погребений от людей. Интересно, что уверенность в необходимости выстраивать преграду между миром людей и миром мертвых, а также в том, что руны являются наилучшим для этого средством, была столь велика, что иногда для этой цели использовались даже рунические камни, не имеющие отношения ни к погребению, ни к погребённому. Один из подобных примеров — женское погребение VI века на острове Аскрова (Норвегия), в котором был найден камень с короткой надписью, гласящей:

widugastiR

Проблема заключается в том, что Видугаст (дословно: «Гость-из-леса») — мужское имя, так что это не может быть именем погребенной. Можно было бы

предположить, что это — имя мага, совершавшего обряд... но сама надпись на камне датируется V веком: она на столетие старше могилы...

Другой пример — жертвенник Хрора из кургана в Бю, о котором шла речь выше, — некогда камень был занесен в погребальный курган, где и был найден при проведении археологических работ. Но сам камень, судя по всему, был изготовлен раньше.

Совсем иной характер имеет руническая надпись на погребальном камне из Эггъюма (иногда в русскоязычной литературе его называют «камнем из Эггъя»). Прежде всего, нужно отметить, что это самая длинная старшеруническая руническая надпись из известных на настоящий момент, что уже само по себе выделяет этот памятник в ряду ему подобных. Надпись датируется VII веком; это время, когда Футарк начал модернизироваться, оставаясь сакральным руническим рядом. В этой надписи использован двадцатипятирунный строй[14], в котором звук «а» передается новой руной (вертикальный ствол и маленький крестик посередине), а древней руне Ансуз присваивается другое фонетическое значение

— назальный «а»[15]. Кроме того, в эггьюмском Футарке древняя руна Кано со звуковым значением «к» заменена своим новым вариантом (вертикальный ствол и короткая ветвь, под углом уходящая вправо вверх).

Но прежде всего, конечно, надпись интересна своим содержанием — поистине уникальным. К сожалению, некоторые части надписи повреждены, поэтому в некоторых местах текста возможны варианты прочтения и трактовки, а в некоторых — перевод невозможен вообще. Надпись выполнена в три линии

— две длинных и одну короткую:

Линия 1

nissolusotuk

nisAksestAinskori

ni... maRnAkdanisnAr^iRniwiltiRmanRlAgi...

Линия 2

hinwArbnAseumaRmAde^AimkAibAibormobAhuni huwARobkamhArsiahialatgotnA fiskRoR... uimsuemade foklifrakn... gAland...

Линия 3 Atudisurki[16]

Перевод надписи:

He был [этот] камень [освещен] солнцем.

Не коснулся его нож.

Не должны маги обнажать [камень], ни обманутые, ни сбитые колдовством.

Тот [кто делал] оросил водой мертвых, смазал уключины усталой ладьи.

Кто пришёл сюда, в страну коней?

Рыба... плывущая Птица... поющая...

... злодейство (? )

Как справедливо отмечает М. И. Стеблин-Каменский, надпись содержит подробное описание магического ритуала, проведенного во время (или после) погребения. Судя по всему, надпись была выполнена ночью (или за несколько ночей), причем не стальным оружием (в тексте — sAks, тяжелый, в том числе боевой, нож), а неким ритуальным орудием, возможно — бронзовым или даже каменным. После этого камень был зарыт таким образом, что надпись оказалась сокрытой землей от лучей солнца (и оставалась в таком положении до исследования погребения). Камень был окроплен жертвенной кровью, — в надписи использован сакральный, вероятно, термин nAseu, «вода мертвых». Другой употреблённый в надписи магический термин — wiltiR — имеет широкий спектр значений: «ослеплённый», «одержимый», «заколдованный», «одурманенный».

Как уже говорилось, некоторые места надписи допускают несколько трактовок. Так, например, запрет на обнажение камня может трактоваться иначе:

«Не должно обнажать [камень] во время ущербной луны».

Но больше всего разночтений вызывает текст третьей, короткой линии рун. Прежде всего, нужно отметить, что, в отличие от остальной надписи, выполненной слева направо, руны третьей линии нанесены обратным, левым письмом, и это однозначно говорит о том, что эриль придавал этим рунам некое особое значение. К сожалению, именно эти руны сохранились хуже всего. Большинство авторов находят в конце строки слово misurki, «злодейство» или «злодей». В начале строки некоторые видят alu, известное руническое сакральное слово (краткое заклинание), но это необоснованно: вторая руна гораздо ближе к t, Тейваз, чем к 1, Лагуз. И совершенно иную трактовку дает Л. Якобсен: «Он погиб коварной смертью».

И еще два замечания к данной надписи.

Первое. Эриль, создававший закрывающий погребение камень, употребил термин (словосочетание? ) latgotnA. Я сам, соглашаясь в данном случае с Э. А. Макаевым, принимаю прочтение «страна коней», подразумевая под этим определенный сакральный смысл. Но есть и другая, равно возможная трактовка: «страна готов»; этот вариант не менее вероятен. Наконец, некоторые пытаются трактовать это как «мир богов», но лингвистически это невозможно: скандинавы VII века употребили бы термин reginn, rogn, но не существенно более позднее, ассоциирующееся скорее с христианским богом got.

Второе. Помимо рассмотренной нами рунической надписи, камень несет изображение коня. Его можно связывать с упомянутой «страной коней», но, скорее всего, смысл изображения совершенно иной. Вспомним, что изображение конской головы мы встречали и на погребальном камне из Килвера. У народов Севера конь всегда ассоциировался с переходами между мирами (вспомним принадлежащего Одину восьминогого Слейпнира), и его изображение, несомненно, более чем уместно на погребальной плите...

* * *

... Небольшое отступление от скандинавской темы — необходимое, если мы хотим видеть картину во всей ее полноте...

Основной зоной развития рунического искусства стали скандинавские земли и самый север континентальной Европы. Однако, как мы уже говорили, территория распространения рун была гораздо шире. На западе вместе с племенами англов и саксов руны уже к VI веку проникают на Британские острова, — но об этом будет речь в отдельной главе; на юго-востоке готы приносят руны к побережьям Черного моря. Свое странствие по просторам Европы готы, прежде жившие на южных берегах Балтики, начали в конце II века н. э., и уже к середине III века достигли Северного Причерноморья. Один из образованных готами «анклавов» находился в Крыму. Именно там, на горе Опук, не столь давно была обнаружена известняковая плита, размером примерно полметра на полметра, вмурованная некогда в крепостную стену и... несущая руническую надпись.

Этот рунический камень, несомненно, является наследием крымских готов и в кладке стены был использован уже вторично — просто как подходящий по размеру блок известняка. Возраст памятника ориентировочно определяется как

IV век; при этом необходимо отметить, что он абсолютно непохож на своих северных «родственников». Прежде всего, техника резьбы: и надпись, и сопровождающий ее рисунок выполнены в технике высокого рельефа, т. е. руны объемны и выступают над поверхностью камня, а не прорезаны в нем тонкими чертами. Далее — общая компоновка изображения. Как справедливо отметил А. А. Хлевов, «весь памятник в совокупности своих черт кажется более принадлежностью средиземноморского мира, нежели порождением цивилизации Севера». Впрочем, это объяснимо, — скорее всего, над камнем работал местный мастер, воспитанный в местных, тяготеющих к антике, традициях, а заказчик-гот лишь предложил ему набросок того, что хотел получить. Да и мягкий известняк крымских скал существенно отличается от гранитов Скандинавии...

Интересен изображенный на камне символ — «крест в круге». Он может быть продолжением традиции «солнечных колес» Севера, но может оказаться и христианским символом: готы, как известно, крестились в том же IV веке. Возможно и то, что создатель данного артефакта не желал разделять одно от другого.

Но самое интересное, конечно, — это сами руны. На камне их всего четыре, и они не складываются в имя собственное или иное осмысленное слово. Надпись явно имеет сакральный, заклинательный характер...

* * *

... Вернемся в Скандинавию.

Итак, до конца III века практически все рунические артефакты — это мобильные объекты: оружие, украшения, не дошедшие до нас предметы из кости и дерева. В IV веке появляются рунические надписи на камнях — сначала короткие, а позднее, к VI—VII векам, и довольно пространные, содержащие в том числе самостоятельные поэтические заклятья (как, например, часть текста эггъюмской надписи). С этого момента число рунических камней будет стремительно расти, чтобы, спустя века, достигнуть нескольких тысяч.

 

 

И графика их тоже будет меняться. Скупо выбитые знаки Силы, не предназначенные ни для чьих глаз, сменятся изысканными изображениями, — не менее магическими, но выполненными совсем иначе...

Одно из первых художественных изображений на камне с рунической надписью — это именно силуэт коня на Эггъюмском камне. Но это — VII век, и рисунок еще очень прост; его автор — эриль — исходил не из соображений эстетики, но исключительно из практической необходимости обозначить магический символ. Немногим больше чем через столетие сакральный рисунок становится уже необходимым элементом рунического камня. Уникальный пример памятника переходной эпохи, сочетающего надпись, выполненную Футарком, и вполне развитое изображение мистического содержания, являет собой четырехгранный рунический камень из Спарлёсы, датируемый IX веком.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...