Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Лауреаты нобелевской премии мира (XX - XXI века)




 

39. АЛЬБЕРТ ШВЕЙЦЕР - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ МИРА

Нобелевская премия: Альберт Швейцер (1875-1965) стал лауреатом Нобелевской премии мира в 1952 году "за миссионерскую деятельность". Пятьдесят два года Швейцер проработал миссионером и врачом в Африке. Нобелевскую премию он потратил на то, чтобы модернизировать основанную им больницу и создать колонию для прокаженных. Больница Швейцера с годами выросла до семидесяти корпусов, где лечились тысячи африканцев. Швейцер известен также как автор научных трудов - философских и богословских.

 

Гражданство: Германия; впоследствии - вид на жительство во Франции.

 

Образование: Страсбургский университет, Франция: докторские степени по философии (1899), теологии (1901), теории музыки (1905) и медицине - со специализацией в тропической медицине и хирургии (1913).

 

Профессиональная деятельность: врач, философ, богослов, музыковед и органист; директор Богословского колледжа при Страсбургском университете (1901-1912), врач-миссионер, основатель Швейцеровской больницы в Габоне (Западная Африка) (1913-1965).

 

♦♦♦

1. В 1947 году, в воскресной проповеди, произнесенной по случаю дня св. Иоанна, профессор Швейцер сказал:

 

"Появись сейчас человек, царствующий над всем миром - над Европой, Америкой, Азией, Африкой, - он все равно не был бы величайшим из людей. Подлинное величие человека в том, чтобы понять сердце Бога. Иоанн говорил слова Самого Бога, проповедуя наступление Божьего Царства. Он превосходит всех пророков, потому что сердце его было исполнено Духом Божьим.

Господи, как же мы благодарны Тебе за великого проповедника Царства Божьего, которого Ты нам послал, за человека, который показал нам пример, вселил силы в наши сердца, за раба Божьего. Да соделает он и нас слугами Всевышнего. Мы благодарим Тебя за всё богатство даров Твоих в нас. Дай нам осознать, насколько оно велико. Дай нам желание исполниться Твоей силы. Дай нам стремление стать Твоими детьми. Аминь!" (Цит. по: The Africa of Albert Schweitzer, by Charles Joy and Melvin Arnold, chapter "The Feast of Saint John", Boston, The Beacon Press, 1948).

2. В книге "Благоговение перед жизнью" профессор Швейцер писал: "Те, кто много благодарит Бога, подлинно богаты. Ведь наше внутреннее счастье зависит не от того, что мы испытываем, а от того, насколько мы благодарны Богу, что бы мы ни испытывали. Ваша жизнь непрозрачна, если смотреть на нее обычными человеческими глазами. Но если подставить ее под свет Божьей благости, она засияет ярким, прозрачным светом. И тогда вы изумленно спросите: "Неужели это моя жизнь предо мной?"" (Albert Schweitzer, Reverence for Life, Ulrich Neuenschwander - editor, Harper & Row, 1969, 39-40).

 

3. В автобиографической книге "Жизнь и мысли" профессор Швейцер писал: "Сокровенная суть христианства, возвещенного Иисусом и постигаемого мышлением, та, что только благодаря любви мы можем достичь общности с Богом. Любое живое познание Бога восходит к тому, что мы сердцем ощущаем Его как волю к любви". (Schweitzer 1933, 277. Цит. по: Из кн. "Благоговение перед жизнью". М.: "Прогресс", 1992. Перевод Е. Е. Нечаевой-Грассе.)

 

4. "Любовь Божья говорит с нами в нашем сердце и действует через нас в мире. Мы должны слушать этот голос, эту чистую мелодию, которая доносится издалека, пробиваясь через мирскую суету…" (Цит. по: Albert Schweitzer: The Man and His Mind by George Seaver, Harper & Brothers Publishers, 1947, 133).

 

5. Христианство должно быть преисполнено духом Иисуса, должно одухотворяться им как живая религия самоуглубления и любви, каковой оно изначально и является… И я, с глубочайшей любовью преданный христианству, хочу служить ему верой и правдой". (Schweitzer 1933, 278-279. Цит. по: Из кн. "Благоговение перед жизнью". М.: "Прогресс", 1992. Перевод Е. Е. Нечаевой-Грассе.).

 

6. В письме музыкальному критику Густаву фон Люпке профессор Швейцер так объяснял свое решение основать больницу в Африке:

 

"Я считаю, что на карту поставлена религия в целом. Для меня религия означает человечность - быть человеком в том смысле, в котором был человеком Иисус.

В колониях всё безнадежно и безутешно. Мы - жители христианских стран - посылаем к ним отбросы своего общества. Мы думаем лишь о том, как извлечь пользу из туземцев. Проще говоря, то, что там происходит - насмешка над человечностью и христианством.

Если это зло можно хотя бы отчасти искупить, мы должны отправлять туда людей, которые будут творить добро во имя Иисуса; не просто миссионеров, ищущих прозелитов, а людей, которые будут помогать оказавшимся в беде - если только Нагорная проповедь и слова Иисуса истинны и правдивы.

Мы же сидим здесь и изучаем богословие, а затем состязаемся за лучшие церковные должности, пишем толстые ученые книги, чтобы стать профессорами богословия. А то, что происходит там, где на карту поставлено имя Иисуса и Его честь, нас не касается. И от меня ожидается, что я посвящу свою жизнь поиску новых открытий в области критики, что я стану знаменитым богословом и буду учить пасторов, которые тоже будут сидеть дома, а у меня не будет права отправить их на эту важную работу. Я так не могу.

Годами эти мысли неотступно меня преследовали. Наконец мне стало ясно, что смысл моей жизни - не в знании и не в искусстве, а в том, чтобы просто быть человеком и делать незаметные дела в духе Иисуса: "Так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших, то сделали Мне". Как ветер сильнее всего на открытом пространстве, так и люди, познавшие законы духа, должны направляться туда, где они нужнее всего". (Цит. по: Albert Schweitzer: The Story of His Life by Jean Pierhal, Philosophical Library Inc., NY, 1957, 59).

7. В книге "Жизнь и мысли" Швейцер писал: "Истинное понимание Иисуса - это понимание воли, воздействующей на волю. Правильно относиться к Нему - значит чувствовать, что ты в Его власти. Ценность христианского благочестия, какого бы рода оно ни было, определяется лишь степенью самоотдачи нашей воли Его воле". (Schweitzer 1933, 71).

 

8. В книге "Место для откровения" Альберт Швейцер писал: "И разумом познается связующее звено между любовью к Богу и любовью к человеку: любовь ко всем созданиям, благоговение перед всем живым, сострадание, разделяющее опыт всей жизни - неважно, насколько он внешне отличается от нашего". (Schweitzer 1988, 11).

 

9. "Значение Иисуса Христа для человечества состоит не в ритуалах, в которые люди превратили Его учение, а в Его жизненном примере. Его любовь, сострадание, Его готовность умереть за веру в то, что эта смерть искупит человечество от страданий и греха - это то, что будут помнить во все времена". (Цит. по: Jilek-Aall 1990).

 

10. В книге "Благоговение перед жизнью" Швейцер писал:

 

"Надеяться, молчать, работать в одиночку - вот чему нам нужно научиться, если мы действительно хотим действовать в истинном духе. Но что есть эта пахота? Пахарь не тянет плуг за собой и не толкает его. Он всего лишь направляет его движение. Именно так происходят события в нашей жизни. Единственное, на что мы способны - направлять их к Господу нашему Иисусу Христу, стремясь к Нему во всем, что мы делаем и переживаем. Стремитесь к Нему, и плуг сам оставит борозду". (Schweitzer 1969, 47).

11. В книге "Христианство и религии мира" Альберт Швейцер писал: "До отъезда в Африку я десять лет готовил к конфирмации детей в приходе св. Николая в Страсбурге. После Первой мировой войны некоторые из них приходили ко мне и благодарили за то, что я всегда недвусмысленно учил их: религия - не формула, объясняющая все на свете. По их словам, именно благодаря этому они не отвергли христианство, как отвергли его многие, оказавшись в окопах и растерявшись от встречи с необъяснимым. Проповедник должен стремиться к тому, чтобы люди, отказываясь от желания знать всё, желали "одного только, что нужно" - пребывать в Боге и уже не приспосабливаться к этому миру, но подняться над всеми тайнами, как и следует искупленным". (Цит. по: Ratter 1950, 24).

 

В книге "Жизнь и мысли" профессор Швейцер писал: "Для меня проповедовать было жизненной необходимостью. В том, что каждое воскресенье я могу говорить с прихожанами о самых сокровенных вопросах бытия, было нечто от чуда". (Schweitzer 1933, 36).

12. В книге "Письма из Ламбарене" Альберт Швейцер писал: "Впервые с тех пор, как я приехал в Африку, мои пациенты размещены в человеческих условиях. Как же страдал я все эти годы от того, что им приходилось ютиться в душных, темных комнатах! Я возвожу взгляд к Богу, позволившему мне испытать эту радость". (Schweitzer 1948).

 

13. В 1905 году Альберт Швейцер писал в письме к своей будущей жене, Елене Бреслау:

 

"Мы нашли друг друга, и на этой земле нет ничего прекраснее. Работать - каждый в своей сфере, или сообща, если есть на то воля свыше, постигать жизнь и вместе подниматься на высочайшие вершины, быть в долгу друг перед другом и отдавать друг другу. Вместе мы богаты! Правильное понимание нас самих и наших отношений для меня возможно только тогда, когда я думаю о Нем - о Господе нашем. Он свел нас вместе - и в этом нет ни ошибки, ни мистики. Он свел нас вместе как двух работников, которых, утром повстречав на улице, Он отправил в Свой виноградник. Туда мы и идем". (Цит. по: Albert Schweitzer: A Biography by James Brabazon, Syracuse University Press, NY, 2000).

♦♦♦♦♦

40. ДЖИММИ КАРТЕР - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ МИРА

Нобелевская премия: 39-й президент США, Джеймс Эрл Картер (р. 1924 г.), в 2002 году стал лауреатом Нобелевской премии мира "за большой вклад в мирное решение международных конфликтов, укрепление демократии и прав человека, а также за содействие в экономическом и социальном развитии".

 

Гражданство: США.

 

Образование: в 1946 году получил степень бакалавра наук в Военно-морской академии США (Аннаполис, штат Мэриленд); учился в аспирантуре Колледжа Союза (Скенектади, штат Нью-Йорк) по специальности "реакторная технология и ядерная физика".

 

Профессиональная деятельность: был президентом США с 20 января 1977 г. по 20 января 1981 г. В 1982 г. стал заслуженным профессором в Университете Эмори (Атланта, штат Джорджия).

 

♦♦♦

1. В книге "Живая вера" (1998) Джимми Картер пишет:

 

"Евангелиях повествуют о том, как Иисус, жизнь Которого была совершенна и безгрешна, принял страшную крестную смерть вместо нас, как искупление за наши грехи. Принять Христа-Спасителя означает верить в евангельские события и войти в общение с Богом через Христа. И тогда мои грехи - прошлые и будущие - больше не будут стоять между мной и Творцом.

Быть "рожденным свыше" означает верить в это всем сердцем. Моя жизнь переплетается с жизнью Иисуса; я становлюсь Его братом, и Бог - наш общий отец. Осознание этого освобождает меня от оков, которые ранее препятствовали общению с Творцом". (Jimmy Carter, Living Faith, New York, Times Books/Random House, 1998, 20).

2. "Рождение свыше - это новая жизнь; жизнь не в совершенстве, но в стремлении, усилии и поиске - жизнь в единении с Богом через Святого Духа. Сначала должно произойти опустошение, а затем - наполнение. Если мы ищем познания и понимания Бога и хотим жить с Ним - всё это мы найдем в Иисусе. Это глубоко личное переживание, возможное только тогда, когда мы ищем высшие истины, пытаясь познать себя и Бога". (Carter 1998, 20-21).

 

3. "Если уж верить в теорию Большого взрыва, которая сейчас считается общепринятой, то я считаю, что она вполне совместима с идей сотворения вселенной Богом. И я не вижу никаких противоречий между Писанием, как я его понимаю, и доказанными научными открытиями". (Carter 1999b).

 

4. "Иисус был Мессией, долгожданным Спасителем. Он пришел, чтобы явить нам Бога и исцелить разрыв между Богом и человечеством. Как говорил Иисус Своим ученикам: "Видевший Меня видел Отца" (Ин. 14:9)". (Carter 1998, 20).

 

5. В книге "Источники силы: размышления над Писанием и обретение живой веры" (глава 1 - "Что значит быть христианином") Картер пишет:

 

"Я хочу рассказать вам о спасительном замысле:

 

1) Бог возлюбил всех нас.

2) Все мы грешники.

3) Грех отделяет нас от Бога.

4) Мы не можем спасти себя сами. Только Бог может спасти нас, если мы поверим Ему.

5) Иисус пришел, чтобы разрушить преграду греха.

6) Мы получаем эти благословения, если уверуем во Христа.

Некоторым этот путь спасения кажется слишком простым и примитивным; им кажется, что необходимо каким-то образом заслужить милость Бога и вечную жизнь. Ведь чтобы достичь чего-то в жизни - получить образование, создать хорошую семью, сделать карьеру - обычно приходится приложить немало усилий, проявить настойчивость, возможно, даже чем-то пожертвовать. Однако Бог дает нам Свое прощение и благословения просто так, по благодати.

Это очень просто, но очень важно: наша жизнь может измениться - прямо сейчас, - если мы исповедуем веру в Иисуса Христа". (Carter 1999a, ch. 1).

6. "Основы Писания я считаю окончательной и всепроникающей истиной. Я уверен, что Иисус - Сын Божий и что именно Он был обетованным Мессией. Я верю, что Он был рожден от Девы Марии. На этих твердых принципах и зиждется моя вера". (Carter 1999b).

 

7. "Один из самых интересных для меня стихов в Библии - тот, где римляне спрашивают Апостола Павла, что в жизни важнее всего, что неизменно. И Павел отвечает, что самые главные вещи принадлежат к невидимому миру. Что же это за невидимые вещи, которые столь важны? Я бы сказал, что это - справедливость, истина, смирение, служение, сострадание, любовь". (Carter 1996).

 

8. "Одна из доктрин моей веры гласит, что все мы равны в глазах Бога. Как сказано в Библии, нет разделения между мужчиной и женщиной; нет разделения между господином и рабом; нет разделения между язычником и евреем; нет разделения между, скажем, белым человеком и черным. Все они равны в глазах Бога. И я считаю эти путеводные принципы надежным основанием веры". (Carter 1996).

 

9. На вопрос: "Как вы опишите нынешнее состояние американского общества?" - президент Картер отвечал:

 

"Глядя на нормы поведения, ставшие общепринятыми сегодня, и сравнивая их с тем, что было, когда я рос во время Великой депрессии, я вижу разительную перемену - мне кажется, к худшему.

Тогда среди окружавших меня людей не было ни одного разведенного. Я знал, что в Голливуде люди разводятся и нарушают данный перед Богом обет - любить и почитать друг друга и заботиться друг о друге. Это меня беспокоит. Я считаю, что огромная перемена очевидна: телевидение и кино не знают практически никаких ограничений, распространяя насилие и сексуальную вседозволенность". (Carter 1999b).

10. "Моя вера проистекает из моих христианских убеждений: я уверен, что жизнь Христа была совершенна, что Его учения и деяния служат лучшим примером для человеческой жизни". (Carter 1996).

 

"Сам Христос велит верующим идти в Иудею, Самарию и ко всем другим народам, распространяя Благую Весть. Именно это я и пытаюсь делать". (Carter 1999b).

11. "Религиозная вера всегда была центром моей жизни". (Carter 1998, 16).

 

"Библия содержит практическое руководство к жизни. Она учит нас преодолевать свои слабости и стремиться к высшей жизни, для которой мы созданы". (Carter 1999a).

12. В 1999 году в интервью "Паблик бродкэстинг сервис" Картер сказал:

 

"Думаю, именно сейчас, на пороге нового тысячелетия, очень полезно задать вопрос: "Вот, мы празднуем начало второго тысячелетия - от рождения Иисуса Христа. Что это означает? Почему для двух миллиардов людей вера в Него стала самым центром жизни?"

"Зачем я создан? Какими должны быть мои отношения с Богом?" "Какими должны быть мои отношения с другими людьми?" "Как мне добиться успеха в жизни - не просто большого счета в банке или красивого дома или упоминания моего имени в газетах, но успеха по меркам Божьих принципов, которые неизменны?"

Думаю, сейчас, с приближением нового тысячелетия, всё больше людей ищут ответа именно на этот вопрос". (Carter 1999b).

См. также книги Картера:

 

Keeping Faith: Memoirs of a President, 1982, 1995; The Blood of Abraham, 1985, 1993; An Hour before Daylight: Memoirs of a Rural Boyhood, 2001; Christmas in Plains: Memories, 2001, etc.

 

♦♦♦♦♦

41. ТЕОДОР РУЗВЕЛЬТ - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ МИРА

Нобелевская премия: 26-й президент США, Теодор Рузвельт-мл. (1858-1919), в 1906 году был удостоен Нобелевской премии мира за посредничество в окончании русско-японской войны и за содействие в подписании различных мирных соглашений.

 

Гражданство: США.

 

Образование: бакалавр гуманитарных наук, Гарвардский университет, 1880 г.

 

Профессиональная деятельность: президент США (1901-1909), писатель, исследователь.

 

♦♦♦

1. "Бойтесь Бога и делайте, что должны! Бояться Бога - в подлинном смысле этого слова - означает любить, уважать и почитать Его. Все это возможно только в том случае, если мы любим ближнего, обращаемся с ним справедливо и милосердно, всеми силами стремясь защитить его от несправедливости и жестокости. Поступая так, мы подчиняемся, насколько позволяет несовершенство человеческой природы, великому и непреложному закону праведности". (The Theodore Roosevelt Treasury, New York, G. P. Putnam's Sons, 1953, 322).

 

 

2. "Если и есть в мире такое место, где земные различия исчезают, то это церковь, присутствие Божье. Чем ближе люди к сердцу Христову, тем ближе они друг к другу, какими бы ни были условия их земной жизни". (Theodore Roosevelt, The Free Citizen, New York, The Macmillan Company, 1956, 31).

 

3. "Общество без церкви, общество, где люди отвергли свои религиозные потребности, насмехаются над ними или игнорируют их - такое общество стремительно деградирует.

По воскресеньям ходите в церковь. Да, я знаю, есть много поводов не ходить туда. Я знаю, что можно поклоняться Творцу и стремиться к праведной жизни и в роще, и у ручья, и в собственном доме, а не только в церкви. Но я знаю, что факт остается фактом: чаще всего человек, не ходя в церковь, не поклоняется Богу и не стремится к праведности.

Если он не идет в церковь, то вряд ли он потратит это время на добрые дела или размышления о высоких материях. Скорее всего, он будет читать газету и зевать. В конце концов, стремясь избавиться от душевной пустоты одиночества, он отправится туда, где душевная пустота каждого из собравшихся будет отчасти разбавлена общей душевной пустотой". (Roosevelt 1956, 26).

 

4. "Я втянут в один из величайших нравственных конфликтов нашего века - конфликт между правительством и гигантскими преступными корпорациями. Незаконно нажитое богатство приводит к угнетению людей, к подкупу законодателей. Все это погубило большинство империй прошлого. Это зло, если не противостоять ему, погубит и нашу республику. Как глава исполнительной власти Соединенных Штатов я заявляю: никто - ни в одиночку, ни сообща - не сможет игнорировать американские законы. Богатые и сильные должны повиноваться закону точно так же, как бедные и слабые - не больше и не меньше.

После недели трудных решений и бурных дебатов моя душа обретает подлинный покой, когда я вхожу в дом Господень и поклоняюсь Ему, и пою - от всего сердца: "Свят, свят, свят Господь Саваоф". И я знаю, что Он поистине мой Отец, и что Он посвящает меня в свои замыслы. И я лично общаюсь со Христом. Я уверен, что обретаю в этом мудрость, которая исходит не от меня, и сверхъестественную силу для сражения с тем злом, которому я призван противостоять". (Roosevelt 1956, 31-32).

 

5. "Бойтесь Бога и делайте, что должны!

Мы проявляем страх Божий, когда поступаем справедливо и требуем справедливости для своих соотечественников. Мы изменяем учению о праведности, когда поступаем несправедливо и не требуем справедливости. Мы должны искать справедливости и для слабых, и для сильных. В нас не живет страх Божий, если мы проявляем зависть и ненависть по отношению к тем, кто богаче нас. И уж тем более мы не боимся Бога, если с грубым презрением и себялюбивым равнодушием относимся к тем, кто беднее нас". (Roosevelt 1953, 322).

 

6. "Христианство в конечном счете должно быть попыткой осознать величественные слова, произнесенные пророком Михеем: "О, человек! сказано тебе, что - добро и чего требует от тебя Господь: действовать справедливо, любить дела милосердия и смиренномудренно ходить пред Богом твоим".

Этот стих всегда был моим любимым, потому что в нем воплощено Евангелие добрых дел, а последние слова служат противоядием против духовной гордыни, возникающей у тех, кто надеется только на Евангелие добрых дел". (Roosevelt 1953, 322).

 

7. "Я призываю читать Библию по многим причинам - даже если не говорить о ее морально-этическом учении, даже если не учитывать того факта, что все серьезные, мыслящие люди, в том числе неверующие, признают: жизнь Христа, о которой повествуют четыре Евангелия, служит отражением нравственности бесконечно более высокой и чистой, нежели всё, что проповедуют все другие книги этого мира.

Я обращаюсь не только к христианам, но и ко всем, кто стремится к высшим идеалам, кто хочет прожить жизнь не бесцельно, кто ищет в религии вдохновения, кто придерживается высоких нравственных принципов". (Roosevelt 1956, 28).

 

8. "Учение Библии настолько глубоко пронизывает жизнь нашего общества, что было бы невозможно - в буквальном смысле этого слова - вообразить, какой была бы жизнь, если бы не было этого учения. И как общество, и как отдельные личности, мы бы утратили почти все моральные ориентиры, к которым с той или иной долей решимости стремимся.

Почти все те, чья жизнь стала вкладом в общую сумму достижений, которыми гордится наш народ и все человечество, строили дело своей жизни прежде всего на Библии". (Roosevelt 1956, 28).

 

9. "Церковь должна добиваться практического улучшения условий жизни человечества, если она рассчитывает на верность тех людей, кого стоит удержать и использовать. Церковь должна быть живой, дышащей силой; иначе это будет ненастоящая церковь". (Roosevelt 1956, 29).

 

10. "То, что было истинным у подножия горы Синай, истинно и сейчас. То, что было истинным, когда Иисус провозгласил Золотое правило, истинно и сейчас.

Никто не может быть хорошим гражданином, если его поведение не доказывает, что он чтит Десять Заповедей и применяет Золотое правило в повседневной жизни". (Roosevelt 1956, 25).

 

См. также: Albert Bushnell Hart and Herbert Ronald Ferleger, Theodore Roosevelt Cyclopedia, New York: Roosevelt Memorial Association, 1941.

 

♦♦♦♦♦

42. ВУДРО ВИЛЬСОН - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ МИРА

Нобелевская премия: 28-й президент США, Томас Вудро Вильсон (1856-1924) стал лауреатом Нобелевской премии мира в 1919 году за "искренние усилия в проведении мирных переговоров" и за содействие установлению мира после Первой мировой войны. Вильсон также стал основателем Лиги Наций.

 

Гражданство: США.

 

Образование: докторская степень (политология и история), университет Джонcа Хопкинса, 1886 г. Вильсон до сих пор остается единственным американским президентом, имевшим докторскую степень.

 

Профессиональная деятельность: президент США (1913-1921); профессор юриспруденции и политэкономии в Принстонском университете; профессор в Брин-Морском колледже (Пенсильвания) и Уэслианском университете (Коннектикут).

 

♦♦♦

1. "Законы всех цивилизованных стран основаны на заповедях Ветхого и Нового Завета. Ни одна страна не достигнет процветания, если в основе ее законов не лежат эти вечные принципы, определяющие различие между добром и злом, справедливостью и несправедливостью, принципы, служащие фундаментом гражданской и религиозной свободы.

Прежде всего на страницах Библии мы находим самое совершенное руководство к жизни, какое только возможно. В Ветхом Завете еще смутно, а в Новом - предельно ясно сияет Божья любовь - основание и источник обязанностей человека по отношению к Богу, к другим людям и к собственной душе. Тот, кто в повседневной жизни следует совершенному примеру Христа, не только сам станет примером, который никто не позволит себе презирать, но и наверняка обретет вечную жизнь". (Woodrow Wilson, The Papers of Woodrow Wilson, 1966, Vol. 1, p. 185, Arthur S. Link - editor, Princeton University Press).

 

2. "Физическое выживание нашей цивилизации невозможно без ее духовного искупления. Она спасется только тогда, когда исполнится Духа Христова; и она освободится и обретет счастье только тогда, когда развитие ее будет направляться этим же Духом. Только так можно будет избавиться от недовольства и рассеять тени, сгущающиеся впереди". (Цит. по: Collins 1988).

 

3. "Прочитав Библию, вы поймете, что это слово Божье, потому что в ней вы найдете ключ к пониманию собственного сердца, счастья и долга". (Цит. по: Huling 2000).

 

4. "Трагическое заблуждение, свойственное многим сегодняшним христианам, - пренебрежение Словом Божьим. В поисках религиозного знания и наставления мы чаще обращаемся к другим источникам. Христианам трудно избавиться от привычки черпать наставление и вдохновение из других, менее существенных источников, пренебрегая источником вечным, который всегда рядом. Это серьезная ошибка. Даже тот, кто всю жизнь читает Библию, эту драгоценную книгу, не исчерпает и половины таящихся в ней сокровищ". (Woodrow Wilson, The Papers of Woodrow Wilson, 1966, Vol. 1, p. 185, Arthur S. Link - editor).

 

5. "Библия - величайший источник откровения, разъясняющего смысл жизни, природу Бога, духовную сущность человека и его искания. Нет другого жизненного ориентира, который действительно вел бы человеческий дух по пути мира и спасения". (Цит. по: Ankerberg and Weldon 1997).

 

6. "Мы слишком поздно понимаем, что счастье - не в том, что мы думаем о самих себе, а в том, чтобы радоваться за других и жить не только для себя - в свободе сотворенного Богом мира.

Когда я начинаю постигать удивительный замысел Божий, у меня не остается ни времени, ни возможности думать о себе". (Woodrow Wilson, The Papers of Woodrow Wilson, 1977, Vol. 31, p. 4, Arthur S. Link - editor).

 

7. "Промежуточной, нейтральной стороны быть не может. Каждый должен примкнуть или к последователям Христа, или к последователям сатаны". (Woodrow Wilson, The Papers of Woodrow Wilson, 1966, Vol. 1, p. 181, Arthur S. Link - editor).

8. "Мне жаль тех, кто не читает Библию каждый день. Не могу понять, зачем они лишают себя силы и радости". (Цит. по: Huling 2000).

 

9. "Библия - не цитатник, не источник религиозного наставления и утешения, не то, что должно ассоциироваться исключительно с церквями и проповедями.

Библия - в самом центре, на рыночной площади нашей жизни. Реки жизни текут из этого вечного источника. Только те, кто читает ее, только те, кто пьет эту живую воду, обретут силы для долгого пути". (Woodrow Wilson, The Papers of Woodrow Wilson, 1977, Vol. 23, p. 499, Arthur S. Link - editor).

 

10. "В нашей христианской стране все знают Библию, у всех она есть, но мало кто ценит это богатство, которое каждый день видит на полке в своей библиотеке. Пусть же всякий внимательно и непредвзято прочтет эти страницы. Это сокровищница поэзии, истории, философии, законов и морали, сокровищница, с которой ничто не сравнится". (Woodrow Wilson, The Papers of Woodrow Wilson, 1966, Vol. 1, p. 184, Arthur S. Link - editor).

 

11. "Библия - одна из ценнейших древних исторических летописей, хотя она не дает исчерпывающего описания событий прошлого и не претендует на такое описание. Однако историк может смело изучать эти священные страницы, не боясь найти на них неправду.

Библия не знает себе равных и как философская книга. На ее страницах выстраивается интеллектуальная и моральная философия непревзойденной простоты и в то же время глубины, непревзойденной ясности и логичности. Никто из философов, древних и современных, не мог найти мотивов убедительнее тех, что раскрыты в Библии. В ней содержится ключ к пониманию человеческой природы - то, что так долго и безуспешно ищут философы". (Woodrow Wilson, The Papers of Woodrow Wilson, 1966, Vol. 1, p. 185, Arthur S. Link - editor; see also the Wilmington North Carolina Presbyterian, Aug. 30, 1876).

 

12. Зигмунд Фрейд и Уильям Буллит в психологической биографии "Вудро Вильсон: двадцать восьмой президент США" (Thomas Woodrow Wilson: 28th President of the United States) писали о религиозных воззрениях Вудро Вильсона:

 

"Он никогда не сомневался в истинах пресвитерианской церкви, принимая их полностью и буквально. Всю жизнь он молился на коленях по утрам и вечерам. Каждый день он читал Библию. Он был уверен в бессмертии души и в действенности молитвы. "Не знаю, откуда еще можно почерпнуть силы для любого дела, если не из молитвы, - написал он однажды. - Это единственный источник, у которого можно обновить дух и очистить сердце. Бог - источник силы для каждого человека, и только молитва позволяет нам поддерживать связь с Отцом нашего духа". В моменты кризиса Вильсон чувствовал, что его "направляет некая разумная Сила, исходящая не от него самого"". (Freud and Bullitt 1967, 7-8).

♦♦♦♦♦

43. ФРЕДЕРИК ДЕ КЛЕРК - ЛАУРЕАТ НОБЕЛЕВСКОЙ ПРЕМИИ МИРА

Нобелевская премия: Фредерик де Клерк (р. 1936 г.), президент ЮАР, стал лауреатом Нобелевской премии мира в 1993 году за "работу над мирным окончанием режима апартеида в Южной Африке".

 

Гражданство: ЮАР.

 

Образование: диплом юриста, университет Почефструма, ЮАР, 1958 г.

 

Профессиональная деятельность: президент ЮАР, 1989-1994; лидер Законодательного собрания в 1986 г.

 

♦♦♦

1. В Нобелевской лекции (Осло, 10 декабря 1993 г.) президент Южно-Африканской Республики Фредерик де Клерк сказал:

 

"Я верю, что настоящий мир - это мир в душе, который мы черпаем из своей веры во Всемогущего Бога, из уверенного осознания наших отношений с Творцом. Пусть мы переживаем кризисы, пусть вокруг нас кипят сражения - но мы, если только имеем веру и происходящую от нее уверенность, пребудем в мире - в мире, который превосходит всякое разумение". (Цит. по: Peace!, edited by Marek Thee, UNESCO Publishing, 1995, p. 55).

2. Речь, посвященную принципам прощения и примирения (произнесенную 2 сентября 1997 года в английском городе Ковентри), Фредерик де Клерк завершил такими словами:

 

"Мы, христиане, считаем величайшим событием истории ту жертву, которую Бог принес через Воплощение и распятие Своего Сына. Мы верим, что посредством этой жертвы Христос взял на Себя грехи всех людей, когда-либо живших. Таким образом Он дал им возможность примириться с Богом, положить конец вражде с Ним - вражде, порожденной первородным грехом.

- Мы, люди, тоже должны прощать друг друга, потому что, прощая, мы освобождаемся от ига тех, кто нас угнетает.

- Те, кто были отчуждены друг от друга, должны простить своих врагов. Это необходимое условие примирения и прочного мира.

- Христиане должны прощать друг друга, потому что это заповедь Господа и необходимое условие для получения Его прощения.

Но в конечном счете Бог прощает наши грехи только через жертву Христа и Его заступничество. В этом заключается глубочайший смысл прощения и примирения. Возможно, оно не приведет к примирению в этой жизни, но в любом случае результатом станет мир, который превыше всякого разумения". (de Klerk 1997).

3. В той же речи есть и такие слова:

 

"Одна из главных заповедей нашей религии повелевает нам прощать друг друга. Одна из главных реалий нашей истории - неисполнение этой заповеди большинством христиан и большинством христианских народов.

На словах мы признаем важность прощения каждый день: "И прости нам долги наши, как и мы прощаем должникам нашим". Но на деле мы очень редко прощаем по-настоящему.

Однако без прощения нельзя - не только потому, что это одна из главных заповедей Господа нашего, но и потому, что прощение чрезвычайно важно для нашего духовного и душевного здоровья. Чрезвычайно важно прощение и для тех, кто стремится к прочному миру.

Пока мы не простим своих врагов, в наших сердцах будет таиться озлобленность, отравляющая всю нашу жизнь". (de Klerk 1997).

4. Из речи "Духовные и этические основания мира в эпоху глобализации", произнесенной на конференции "Форум 2000" (17 октября, Прага, Чехия):

 

"Думаю, нам приходится признать: наш глобализованный мир движим прежде всего материализмом. Нет бога, кроме прибыли, и проценты - пророк его. Все чаще и чаще личный успех отождествляется с богатством и накоплением материальных благ, а не с традиционными ценностями - исполнением долга и порядочностью.

В результате глобализации во многих сферах, где раньше наблюдалось культурное разнообразие, появляется новый международный униформизм. Задумайтесь: по всему миру подрастает новое поколение. Его представители смотрят одни и те же телепередачи в детстве, слушают одну и ту же поп-музыку, в подростковые годы поклоняясь одним и тем же поп-звездам, а, став взрослыми, следят за развитием сюжетов одних и тех же мыльных опер. На наше мировосприятие все больше влияют глобальные агентства новостей и комментаторы. Представители этого поколения незнакомы с другими мнениями; они смотрят одни и те же новости и воспринимают одну и ту же интерпретацию этих новостей - глобальную.

Они следуют одной и той же моде и покупают одинаковые продукты, разработанные глобальными маркетологами, будь то игрушки и футболки с изображениями персонажей диснеевских мультфильмов, джинсы и духи от законодателей моды из Парижа, Милана или Нью-Йорка или самые последние модели электротоваров из Японии или Кореи. Они ходят за покупками в одинаковые торговые центры, покупают гамбургеры в одних и тех же сетях ресторанов "фаст-фуд", работают в офисных зданиях, которые одинаковы от Шанхая до Буэнос-Айреса и от Франкфурта до Сингапура. В результате появилось новое поколение, представители которого одинаково относятся к жизни, придерживаются одинаковых вкусов и питают одинаковые надежды". (de Klerk 2000).

6. "Местные, национальные культуры и самосознание подавляются. По некоторым подсчетам, половина из существующих ныне шести тысяч языков земли исчезнут в следующем столетии. Культурное разнообразие подвергается даже большей угрозе, чем биологическое разнообразие жизни на нашей планете. Я считаю, что глобализация ставит перед нами грандиозную задачу: найти и сохранить духовный смысл в мире, который все больше характеризуется материализмом и единообразием.

Наш мир, как известно, чаще всего отвергает религию. Многие из тех моральных и религиозных ценностей, на которых строились наши страны, сталкиваются с серьезной угрозой, если еще не полностью сметены. Многие церкви в странах Запада опустели, а общество вошло в новую стадию развития, которую называют "эпохой постхристианства".

В Европе многие пары не желают вступать в брак. Традиционная концепция семьи повсюду оказывается под угрозой. В Германии, Италии, России и многих странах Восточной Европы население уменьшается, так как все больше и больше людей предпочитают малые семьи или вообще не создают семьи. Изобретение противозачаточных средств в шестидесятые годы, внебрачный секс и изменившееся отношение к гомосексуализму - все это привело к революции в общественной морали. Решение в духе "Любовника леди Чаттерли", принятое в начале шестидесятых, прорвало плотину тех табу и тех понятий о приличии, на которых выросло мое поколение. И сейчас наши дети постоянно видят в кино и по телевизору такую грязь и слышат такие богохульства, которые раньше вогнали бы в краску и матроса". (de Klerk 2000).

 

7. "Наука разгадали многие древние загадки. Мы знаем, почему времена года приходят на смену друг другу. Мы знаем даже, как рождаются звезды. Ученые постигают генетические секреты самой жизни.

Наше ощущение божественного ограничено ритуалами, строгим соблюдением священных дней и запретами - в одних религиях нельзя произносить вслух имя Бога, в других - изображать Его или даже людей.

В наше время чувство божественного ослабло из-за нашей склонности к рациональному анализу, из-за пропагандируемого Голливудом фамильярного отношения к религии, из-за ее массовой коммерциализации. Еще одно или два поколения назад наши нравственные ориентиры были основаны на незыблемых, черно-белых заповедях, определявших добро и зло. Но в мире релятивистских ценностей и ситуативной этики большинство этих заповедей отброшено. Они сведены к мнению о том, что можно делать все, что угодно, лишь бы это не вредило другим". (de Klerk 2000).

 

Часть IV.
ОСНОВОПОЛОЖНИКИ

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...