Великие философы (XVII-XXI вв. )
1. ИММАНУИЛ КАНТ (1724-1804), один из величайших философов в истории западной цивилизации 1. В философском труде "Критика чистого разума" Кант писал:
"Я неизбежно буду верить в бытие Бога и загробную жизнь и убежден, что эту веру ничто не может поколебать, так как этим были бы ниспровергнуты сами мои нравственные принципы, от которых я не могу отказаться, не став в своих собственных глазах достойным презрения". (Кант, "Критика чистого разума"). 2. "Иными словами, вера в Бога и в загробный мир так сплетена с моими моральными убеждениями, что, так же как я не подвергаюсь опасности утратить эти убеждения, точно так же я не беспокоюсь, что эта вера может быть отнята у меня". (Кант, "Критика чистого разума").
3. В "Лекциях по философии теологии" Кант писал:
"Бог создал мир ради славы Своей, потому что только послушание Его святым законам прославляет Его. Ибо что означает славить Бога? - не что иное, как служить Ему. Но как возможно служить Ему? Разумеется, невозможно пытаться заслужить Его расположение, вознося Ему всякого рода хвалу. Потому как хвала, в лучшем случае, служит лишь средством для того, чтобы наши сердца достигли благого расположения. Служение же Богу состоит исключительно и просто в том, чтобы следовать Его воле и соблюдать Его святые законы и заповеди". (Kant 1978, 142-143). 4. "Бог - единый правитель мира. Он управляет как монарх, но не как деспот; ибо Он желает, чтобы Его заповеди соблюдались ради любви, а не из рабского страха. Как отец, Он заповедует то, что есть благо для нас; Он никогда не повелевает ради простого каприза, как тиран. Более того, Бог требует, чтобы мы размышляли о смысле Его заповедей, и обязывает нас соблюдать их, потому что желает, чтобы мы прежде стали достойными счастья, а затем уже испытали его. Воля Бога блага, и цели Его самые лучшие". (Kant 1978, 156; Lectures on Philosophical Theology).
♦♦♦♦♦ 2. ЖАН ЖАК РУССО (1712-1778), основоположник современного деизма 1. В знаменитом педагогическом произведении "Эмиль" (1762), Руссо писал:
"Пусть материя будет вечной или созданной, пусть существует одно пассивное начало или пусть его вовсе не будет, остается все-таки несомненным, что целое едино и возвещает о едином разуме, ибо я не вижу ничего, что не занимало бы определенного места в одной и той же системе и не содействовало бы одной и той же цели, т.е. сохранению целого в установленном порядке. Это Существо, проявляющее волю и мощь, активное само по себе, - Существо, каково бы, наконец, ни было, которое двигает Вселенную и дает всему порядок, я называю Богом. С этим наименованием я связываю идеи разумения, могущества, воли, исчисленные мною выше, и идею благости, которая является необходимым их последствием". (Руссо 1911, книга IV). 2. "Бог - существо разумное; но каким образом? Человек разумен, когда умеет рассуждать; но Высшему Разумению нет нужды рассуждать; для Него нет ни посылок, ни заключений; для Него нет даже предложений; Оно чисто созерцательное, Оно равно видит и все, что есть, и все, что может быть. Все истины для Него - одна идея, как все места - один пункт, все времена - один момент. Человеческая мощь действует теми или иными средствами, Божественное Могущество действует само через себя. Бог может, потому что хочет; Его воля составляет власть Его. Бог благ; нет ничего очевиднее этого; но доброта в человеке есть любовь к подобным себе, а доброта Божья есть любовь к порядку, ибо порядком Он поддерживает все существующее и связывает каждую часть с целым". (Руссо 1911, книга IV).
3. "Я не в силах верить, чтобы пассивная и мертвая материя могли произвести живые и чувствующие существа, чтобы слепая случайность могла произвести разумные существа, чтобы немыслящее могло произвести существа, одаренные мышлением. Итак, я верю, что мир управляется могущественною и мудрою волею; я это вижу или, скорее, чувствую это, и это мне важно знать". (Руссо 1911, книга IV).
4. Из письма Руссо к Вольтеру:
"Я слишком много страдал в этой жизни, потому не могу не мечтать о жизни иной. Никакие тонкости метафизики ни на миг не поколеблют мою веру в благой Промысел Божий. Я ощущаю присутствие Промысла, верую в него, настаиваю на нем, надеюсь на него и буду защищать его до последнего вздоха". (Руссо, цит. по: Gu?henno1966, 351; также см. Caputo 2000, 65). 5. "Всё выходит хорошим из рук Творца, всё вырождается в руках человека. Последний принуждает одну почву питать растения, взращенные на другой, одно дерево приносить плоды, свойственные другому. Он перемешивает и путает климаты, стихии, времена года". (Руссо 1911, книга I).
6. "О, совесть, совесть! божественный инстинкт, бессмертный и небесный голос, верный путеводитель существа темного и ограниченного, разумного и свободного, непогрешимый ценитель добра и зла, уподобляющий человека Богу! это ты создаешь превосходство его природы и придаешь нравственный смысл его действиям; без тебя я не чувствую в себе ничего такого, что поднимало бы меня над уровнем зверей, кроме печальной привилегии блуждать от ошибок к ошибкам при помощи мышления, лишенного руководства, и разума, лишенного основ". (Руссо 1911, книга IV; также см. Hampson 1969, 34).
♦♦♦♦♦ 3. ВОЛЬТЕР (1694-1778), французский философ и историк, один из самых влиятельных мыслителей Просвещения 1. "Этой ночью я пребывал в размышлении. Я был поглощен созерцанием природы; я восхищался необъятностью, движением и гармонией этих бесконечных сфер. Еще более я восхищался Разумом, управляющим этими великими силами. Я говорил себе: "Только слепец не видит великолепия этого зрелища; только глупец не распознает его Творца; только безумный не поклоняется Ему"". (Вольтер, цит. по: Redman 1963, 187).
2. "Умирая, я преклоняюсь перед Богом, люблю своих друзей, не испытываю ненависти к врагам и презираю предрассудки". (Вольтер, цит. по: Parton 1884, 577).
3. "Вся природа восклицает о Его существовании, о том, что есть Высший Разум, необъятная сила, восхитительный порядок, и всё свидетельствует, что мы зависим от Него". (Вольтер, цит. по: Parton 1884, 554).
4. "Я верю в Бога - не в того Бога, которого проповедуют мистики и богословы, но в Бога природы, великого геометра, творца вселенной, первопричину - неизменного, трансцендентного, вечного". (Вольтер, цит. по: Cragg 1970, 237).
♦♦♦♦♦ 4. ДЭВИД ЮМ (1711-1776), шотландский философ-эмпирик, историк и экономист, основоположник современного скептицизма 1. В 1745 в знаменитом письме Джону Кауттсу (лорду-мэру Эдинбурга) Дэвид Юм писал:
"Где бы я ни встретил упорядоченность, из опыта я делаю вывод о наличии там замысла и изобретательности. И тот же принцип, который приводит меня к этому выводу, когда я созерцаю строение правильное и прекрасное обликом и конструкцией, тот же самый принцип обязывает меня сделать вывод о бесконечном совершенстве Зодчего, исходя из бесконечного искусства и изобретательности, которые явлены в его произведении - вселенной". (См. Hume 1977, 120; A Letter From a Gentleman to His Friend in Edinburgh). 2. Во введении к книге "Естественная история религии" (1757) Юм писал:
"Весь строй природы свидетельствует о существовании разумного Творца, и ни один рассудительный исследователь при серьезном размышлении не будет в состоянии хотя бы на минуту отойти от веры в изначальные принципы истинного теизма и религии". (Hume 1956, 21). 3. В "Естественной история религии" (1757) Юм говорил: "Если бы люди приходили к идее о невидимой разумной Силе посредством созерцания творений природы, они никогда не могли бы иметь иного представления [о такой силе], кроме представления о едином Существе, дарующем существование и порядок этому огромному механизму и располагающем все его части сообразно определенному плану или связной системе. … Все вещи в мире, очевидно, образуют единое целое. Каждая вещь приспособлена к другой. Во всем преобладает единый замысел. И это единообразие приводит наш ум к признанию единого Творца". (Hume 1956, 26).
4. "Упорядоченность вселенной свидетельствует о всемогущем Разуме". (Hume 1978; Treatise, 633n).
♦♦♦♦♦ 5. СПИНОЗА (1632-1677), голландско-еврейский философ, главный сторонник идей современного рационализма 1. В главном философском труде "Этика" (1677), Бенедикт де Спиноза писал:
"Под Богом я разумею существо абсолютно бесконечное (ens absolute infinitum), т.е. субстанцию, состоящую из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность". (Спиноза 1883, часть I "О Боге", опр. VI). 2. "Бог, или субстанция, состоящая из бесконечно многих атрибутов, из которых каждый выражает вечную и бесконечную сущность, необходимо существует". (Спиноза 1883, часть I, теорема XI).
3. "Ничье существование не может быть нам известно более, чем существование существа абсолютно бесконечного или совершенного, т.е. Бога". (Спиноза 1883, часть I, теорема XI, схолия).
4. "Кроме Бога никакая субстанция не может ни существовать, ни быть представляема". (Спиноза 1883, часть I, теорема XIV).
5. "Всё, что только существует, существует в Боге, и без Бога ничто не может ни существовать, ни быть представляемо". (Спиноза 1883, часть I, теорема XV).
6. "Всё, говорю я, существует в Боге, и всё, что происходит, происходит по одним только законам бесконечной природы Бога и вытекает (как я скоро покажу) из необходимости Его сущности. Поэтому никаким образом нельзя сказать, что Бог страдает от чего-либо другого". (Спиноза 1883, часть I, теорема XV, схолия).
7. "В природе вещей нет ничего случайного, но всё определено к существованию и действию по известному образу из необходимости Божественной природы". (Спиноза 1883, часть I, теорема XXIX).
♦♦♦♦♦ 6. ДЖОРДАНО БРУНО (1548-1600), итальянский философ, астроном и математик, основоположник теории бесконечной вселенной 1. "Мудрость наилучшим образом проявляется во внешности и теле всех сотворенных существу, ибо повсюду мудрость вопиет, и со всех сторон слышен голос ее. Ибо что есть все эти предметы - звезды, животные, тела с их красотой, - если не голоса и отголоски Мудрости, дела Божественного Бытия, которые являют высочайшее свое провидение и в которых, словно в книге, самым ясным образом можно прочитать о Божественной Силе, Мудрости и Благости? Ибо невидимое Божье познается через то, что доступно пониманию". (Бруно, цит. по: Singer 1950, 60-61).
2. "Бог, этот плодотворнейший Разум, действительно дает Мудрость, но какую? Лишь ту, что может приспособиться к нашему мысленному взору, в тени света - подобно тому, что исходит от солнца, которое недостижимо и непостижимо, но само по себе таинственным и постоянным образом существует в бесконечном свете, а всепроникающее сияние его доходит до нас посредством лучей и растворяется во всем". (Бруно, цит. по: Singer 1950, 59-60).
3. "Единый Бесконечный совершенен, прост, абсолютен, и ничто не может быть выше или лучше. Это и есть единый неделимый Бог, вселенская природа, занимающая всё пространство, совершенным сходством с Которым обладает лишь бесконечность". (Бруно, цит. по: Singer 1950, 61).
4. "Всеобщий Разум - это самая глубинная, подлинная и сущностная способность и важнейшая часть мировой души. Именно он наполняет целое, освещает вселенную и направляет природу к правильному производству ее видов. Он играет такую же роль в производстве природных вещей, какую наш разум, соответственно, играет в производстве умственных систем". (Бруно, "О причине, начале и едином" - Bruno 1962, 81).
♦♦♦♦♦ 7. ДЖОРДЖ БЕРКЛИ (1685-1753), ирландский философ и математик, основоположник современного идеализма, известный как "предшественник Маха и Эйнштейна"
Научная философия профессора Беркли стала прологом к физике Эрнста Маха и эйнштейновской теории относительности. За два столетия до Эйнштейна Беркли отверг теорию абсолютного пространства, времени и движения в трактате De Motu ("О движении", 1721). В своем главном математическом труде "Аналитик, или Рассуждение, адресованное неверующему математику" (1734) Беркли выдвинул многочисленные возражения против представления о самостоятельном существовании математических объектов и концепции бесконечно малых величин. (См. Sir Karl Popper, "A Note on Berkeley as Precursor of Mach and Einstein," in Conjectures and Refutations, London: Routledge and Kegan Paul, 1992; также см. K. Popper, "Berkeley's Anticipation of Mach and Einstein," in Locke and Berkeley, ed. C. B. Martin & D. M. Armstrong, London: Macmillan, 1968).
1. "Направь свои мысли от земного шара вверх, ко всем великолепным светилам, которые украшают высокий небесный свод. Движение и расположение планет не удивительны ли по целесообразности и порядку? Слышал ли кто когда-нибудь, чтобы эти (неправильно называемые блуждающими) небесные тела сбились с пути в своем постоянном беге сквозь бездорожную пустоту? Не пробегают ли они вокруг солнца пространства, всегда пропорциональные времени? Так определенны, так неизменны законы, с помощью которых невидимый Творец природы управляет вселенной!" (Беркли, "Три разговора между Гиласом и Филонусом", разг. 2).
2. "Когда я говорю о бытии Бога, я подразумеваю не темную общую Причину вещей, о которой мы не имеем идеи, а Бога, в строгом и собственном смысле слова; Бытие, чья духовность, вездесущность, предвидение, всеведение, бесконечное могущество и благость так же явны, как существование чувственных вещей, в котором (несмотря на ложные претензии и притворные сомнения скептиков) нет основания сомневаться более, чем в нашем собственном бытии". (Беркли, "Три разговора между Гиласом и Филонусом", разг. 2).
♦♦♦♦♦ 8. ДЖОН СТЮАРТ МИЛЛЬ (1806-1873), английский философ и экономист, главный представитель утилитаризма 1. Милль писал о существовании Разумного Творца:
"Любая причина для веры в Творца природы основана на том, что видно во вселенной. Аргумент от разумного замысла весь зиждется на опыте познания того, что видно во вселенной. Поэтому этот аргумент в пользу существования Бог намного важнее всех других. Природный порядок обнаруживает определенные свойства, свидетельствующие о том, что они созданы разумом и для определенной цели. Из этого сходства следствий мы обязаны вывести сходство причины и заключить, что все выходящее за пределы человеческих возможностей, но при этом напоминающее дела человеческих рук, должно быть создано Провидением, сила Которого превосходит силу человека" (Милль, цит. по: Castell 1988, 181-182). 2. "При беспристрастном рассмотрении видно обилие свидетельств того, что Творец желает радости всем Своим созданиям. На это указывает тот неопровержимый факт, что почти все способности созданий, физические и умственные, способны приводить к удовольствию" (Милль, цит. по: Castell 1988, 186).
3. Милль утверждал, что строение глаза доказывает существование разумного замысла, или Творца:
"И части, из которых состоит глаз, и их расположение, удивительно схожи в том, что позволяют животному видеть. Эти части именно таковы и расположены именно таким образом, что животное обладает зрением. Таким образом, зрение как следствие того, что все эти части глаза сложены вместе, может быть связано с созданием глаза лишь как с конечной причиной, а не действующей, так как все действующие причины предшествуют их следствиям. Но конечная причина - это цель, и она сразу же относит появление глаза к действию Разумной Воли" (Милль, цит. по: Castell 1988, 182). 4. "К тем предметам во вселенной, что требуют объяснения, следует отнести разум. Очевидно, что разум может быть порожден лишь Разумом" (Mill 1969, 439).
♦♦♦♦♦ 9. ЛЮДВИГ ВИТГЕНШТЕЙН (1889-1951), один из основателей аналитической философии Согласно "Британской энциклопедии" (1997), "Витгенштейн - величайший философ XX века.
1. "Верить в Бога значит понимать вопрос о смысле жизни. Верить в Бога значит видеть, что факты этого мира еще не конец всех вещей. Верить в Бога значит видеть, что жизнь имеет смысл". (Витгенштейн, цит. по: Arthur Allen Cohen and Paul Mendes-Flohr, Contemporary Jewish Religious Thought, New York, Free Press, 1988, 567). . В определенный период жизни Витгенштейн начинал каждый день с молитвы Господней. По поводу этой молитвы он однажды сказал своему другу Морису Друри:
"Это самая поразительная молитва из всех. Больше такой молитвы не сочинил никто и никогда Но имейте в виду, что христианство не предполагает большого разнообразия молитв; напротив, нам заповедано как раз противоположное. Если мы, вы и я, хотим жить религиозной жизнью, это не значит, что мы должны много говорить о религии; это значит, что наша жизнь должна определенным образом измениться". (Витгенштейн, цит. по: Ludwig Wittgenstein: Personal Recollections, editor - Rush Rhees, Oxford, Basil Blackwell, 1981, 109). 3. Из дневников Витгенштейна времен Первой мировой войны (на которую он пошел добровольцем) видно, что он часто молился - не о спасении от смерти, но о том, чтобы встретить ее без паники, не утратив самообладания:
"Как я поведу себя, если дойдет до стрельбы. Я не боюсь быть убитым, но боюсь не исполнить свой долг. Боже, дай мне силы! Аминь! Если же мой срок настал, дай мне хорошую смерть, смерть в полном сознании. Не дай мне потерять себя! Дай мне возможность остаться достойным человеком, встречая смерть лицом к лицу. Пусть Дух просветит меня". (Витгенштейн, цит. по: Norman Malcolm, Wittgenstein: A Religious Point of View?, London, Routledge, 1993, 8-9) 4. Витгенштейн говорил Друри:
"Я уверен, что только стараясь помогать другим, человек в конце концов находит путь к Богу" (Витгенштейн, цит. по: Norman Malcolm, Wittgenstein: A Religious Point of View?, London, Routledge, 1993, 20). 5. В 1929 году Витгенштейн писал:
"Если что-то хорошо, значит, это свыше. К этому странным образом сводится вся мой этика. Только сверхъестественное может стать выражением Сверхъестественного. (Витгенштейн, цит. по: Norman Malcolm, Wittgenstein: A Religious Point of View?, London, Routledge, 1993, 20). 6. Вот сравнение Евангелий с посланиями Павла:
"На водах прозрачного ручья, который тихо течет через Евангелия, в посланиях Павла словно бы появляется пена. По крайней мере, так кажется мне. Возможно, я вижу эту муть из-за собственной нечистоты; вполне возможно, что эта грязь способна замутить чистую воду? И все же я словно бы вижу здесь человеческие страсти, нечто вроде гнева или гордыни, несообразное кротости Евангелий. Как будто во главу угла ставится его собственная персона, причем словно в религиозном действе, что чуждо Евангелию. В Евангелиях - так мне кажется - все менее претенциозно, все смиреннее и проще. Там - хижины, у Павла - храм. Там все люди равны и Сам Бог - Человек; у Павла уже некое подобие иерархии; почести и должности. Я это словно бы носом чую". (Витгенштейн, цит. по: Norman Malcolm, Wittgenstein: A Religious Point of View?, London, Routledge, 1993, 16). 7. "ВИТГЕНШТЕЙН: Друри, какое ваше любимое Евангелие? ДРУРИ: Никогда об этом не задумывался. ВИТГЕНШТЕЙН: У меня - от Матфея. В нем, на мой взгляд, есть всё. А вот четвертого Евангелия я не понимаю. Когда я читаю все эти длинные речи, мне кажется, что говорит кто-то другой, не тот, кто в синоптических Евангелиях. Единственный эпизод в нем, который напоминает мне об остальных Евангелиях, - это история женщины, уличенной в прелюбодеянии.
…Одно время мне казалось, что послания Павла - это другая религия, не такая, как в Евангелиях. Но теперь я ясно вижу, что ошибался. В Евангелиях и в Посланиях одна и та же религия". (Витгенштейн, цит. по: Ludwig Wittgenstein: Personal Recollections, editor - Rush Rhees, Oxford, Basil Blackwell, 1981, 177-178). 8. "Христианство - религия только для тех, кто нуждается в бесконечной помощи, то есть для тех, кто испытывает бесконечную нужду. Вся планета не может страдать сильнее, чем одна-единственная душа. Христианская вера, как я ее понимаю, - прибежище, в котором можно укрыться от этого величайшего из страданий. Тот, кому дано посреди муки открыть, а не закрыть свое сердце, принимает сердцем средство спасения". (Витгенштейн, цит. по: Norman Malcolm, Wittgenstein: A Religious Point of View?, London, Routledge, 1993, 17).
9. "Христианство - единственный надежный путь к счастью". (Витгенштейн, цит. по: Monk, 1991, 122).
10. "Христианство - не доктрина, то есть не теория о том, что произошло и произойдет с человеческой душой; это описание реальных событий в человеческой жизни. Ибо "сознание греха" - это реальное событие, равно как и отчаяние, и спасение верой". (Витгенштейн, цит. по: Norman Malcolm, Wittgenstein: A Religious Point of View?, London, Routledge, 1993, 16).
11. "Религиозная вера полностью отлична от суеверия. Одно проистекает из страха и является своего рода лженаукой; вторая по сути своей есть доверие". (Витгенштейн, цит. по: Norman Malcolm, Wittgenstein: A Religious Point of View?, London, Routledge, 1993, 18).
12. Биограф и друг Витгенштейна Норманн Малколм писал:
"Жизнь Витгенштейна в зрелом возрасте была всерьез отмечена религиозными мыслями и чувствами. Я склонен думать, что он был глубоко религиозен, гораздо больше, чем многие люди, по праву считающие себя верующими". (итгенштейн, цит. по: Norman Malcolm, Wittgenstein: A Religious Point of View?, London, Routledge, 1993, 21-22). 13. За два года до смерти Витгенштейн сказал Друри:
"Я получил письмо от старого друга из Австрии, священника. Он пишет: надеюсь, что ваша работа идет хорошо, если на то есть Божья воля. Так вот, это всё, чего я хочу: чтобы на то была Божья воля. Бах написал на титульной странице своей "Органной книжечки": "Во славу Всевышнего Бога и ради блага ближнего моего". Вот это и я хотел бы сказать о своей работе". (Витгенштейн, цит. по: Ludwig Wittgenstein: Personal Recollections, editor - Rush Rhees, Oxford, Basil Blackwell, 1981, 181-182). ♦♦♦♦♦ 10. РИЧАРД СУИНБЕРН (р. 1934), профессор философии в Оксфордском университете, один из наиболее влиятельных философов-теистов 1."Суть моего аргумента можно изложить следующим образом. Ученые, историки и сыщики наблюдают факты. Основываясь на этих наблюдениях, они выдвигают теории о том, как лучше объяснить эти факты. Можно проанализировать критерии, на основе которых они приходят к выводу, что та или иная теория соответствует фактам лучше, чем другая. Иными словами, они приходят к выводу о том, что истинной окажется скорее эта теория, чем другая.
Используя эти же критерии, мы обнаруживаем, что идея существования Бога объясняет всё, что мы наблюдаем, а не просто какой-то ограниченный набор фактов. Она объясняет сам факт существования вселенной, действие в ней законов науки, появление наделенных сознанием животных и людей, организмы которых устроены необычайно сложным образом. Она объясняет почему у нас есть все возможности для совершенствования себя и окружающего мира, а также тот более конкретный факт, что люди говорят о чудесах и религиозном опыте. Некоторые из этих вещей могут объясняться (и отчасти объясняются) научными причинами и законами, однако сами эти законы и причины также нуждаются в объяснении, и объяснением для них служит Промысел Божий. Те же критерии, которыми ученые пользуются для формулировки своих теорий, заставляют нас выйти за рамки этих теорий и прийти к Богу-Творцу, Который поддерживает существование всего сущего". (Ричард Суинберн, "Есть ли Бог?", курсив автора). 2. "Теисты утверждают, что Бог способен сотворить, сохранить или уничтожить что бы то ни было, сколь угодно малое или великое. Еще Он может заставить предметы двигаться и совершать иные действия, притягивать или отталкивать друг друга (ученые открыли, что происходит именно это); заставить планеты двигаться по тем орбитам, которые открыл Кеплер, заставить порох взорваться, когда к нему подносят спичку. Однако Он может заставить планеты двигаться совсем по-другому, а химическое вещество - взрываться или не взрываться совсем при других условиях. Бог не ограничен законами природы. Он создает их, и Он же может изменить или отменить их - если только пожелает". (Ричард Суинберн, "Есть ли Бог?").
11. ФИЛОСОФЫ-НОБЕЛЕВСКИЕ ЛАУРЕАТЫ, УПОМИНАВШИЕСЯ В ЧАСТЯХ II И III
1. Жан-Поль САРТР - лауреат Нобелевской премии по литературе 2. Рудольф ЭЙКЕН - лауреат Нобелевской премии по литературе 3. Альберт ШВЕЙЦЕР - лауреат Нобелевской премии мира Также см.: Т.С. ЭЛИОТ - лауреат Нобелевской премии по литературе
Часть VI.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|