Методы и инструменты управления государственным долгом
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Содержание государственного кредита. Классификация государственных займов
Государственный кредит как экономическая категория выражает совокупность экономических отношений между государством (в лице органов власти), с одной стороны, и другими экономическими субъектами (физическими и юридическими лицами, зарубежными субъектами) – с другой, по поводу получения займов, предоставления ссуд или гарантийного обеспечения. Государство как субъект экономических отношений может выступать в роли: заемщика, кредитора или гаранта. К основным функциям государственного кредита относят: Распределительная. Посредством данной функции государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства на принципах возвратности, срочности и платности. Выступая в качестве заемщика, государство обеспечивает дополнительные средства для финансирования своих расходов. В промышленно развитых странах государственные займы являются основным источником финансирования бюджетного дефицита. В современных условиях поступления от государственных займов стали вторым после налогов методом финансирования расходов бюджета. Контрольная функция государственного кредита состоит в учете и контроле целевого движения ссудного капитала, прежде всего использования ссуд. Контроль движения ссудного фонда осуществляетМинистерство финансов Российской Федерации. Регулирующая функция государственного кредита выражается в следующем: - привлекая денежные средства с рынка, государство сокращает объем денежной массы в обращении, а также способствует повышению ссудного процента через повышение спроса на заемный капитал и, тем самым, уменьшает инфляционное давление на экономику;
- размещая привлеченные средства в наиболее важных отраслях народного хозяйства, государство развивает реальный сектор экономики страны; - размещая ликвидные ценные бумаги высокой степени надежности, государство обеспечивает развитие отдельных сегментов финансового рынка – страхового рынка, рынка пенсионных накоплений и т.д., в результате чего социально значимые фонды денежных средств размещаются с минимальным уровнем риска; - рынок государственного долга представляет собой альтернативу рынку корпоративных долговых обязательств и прочих финансовых активов в период кризиса. Такая роль позволяет избежать значительных потерь инвесторов на перечисленных сегментах финансового рынка, а также предотвратить раздувание спекулятивных пузырей на отдельных ресурсных рынках либо рынке недвижимости. К основным задачам государственного кредита относятся: 1. финансирование бюджетного дефицита; 2. проведение международной и региональной финансово-кредитной политики; 3. поддержка социально-приоритетных секторов и видов деятельности. Субъектами государственного кредита является государство, иностранные государства, международные кредитно-финансовые институты, граждане и юридические лица. Объектом кредитных отношений является ссуженная стоимость, передаваемая государству или государством на условиях возвратности, срочности и платности. В рамках государственного кредита за государством, чаще всего, закрепляется роль заемщика, осуществляя которую образуется государственный долг. Регулированию финансовых отношений, складывающихся на различных этапах осуществления долговой политики, посвящены следующие нормативно-правовые акты: А) На федеральном уровне: - Конституция РФ. - Бюджетный Кодекс РФ.
- Гражданский кодекс РФ. - Федеральный закон № 136-ФЗ от 29.07.1998 «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг». Б) На региональном уровне (на примере Волгоградской области): - Закон Волгоградской области № 1678-ОД от 30.04.2008 «Об управлении государственным долгом Волгоградской области». - Закон Волгоградской области № 1694 – ОД от 29.05.2008 «О бюджетном процессе в Волгоградской области» - Закон Волгоградской области № 1455-ОД от 28.04.2007 «О государственных гарантиях Волгоградской области». - Постановление Администрации Волгоградской области № 6-п от 09.06.2008 «О предоставлении государственных гарантий Волгоградской области». - Приказ Комитета бюджетно-финансовой политики и Казначейства Администрации Волгоградской области № 148 от 24.12.2007 «Об утверждении порядка ведения государственной долговой книги Волгоградской области». - Приказ Комитета бюджетно-финансовой политики и Казначейства Администрации Волгоградской области № 6 от 17.02.2009 «Положение об организации проведения мониторинга качества финансового менеджмента, осуществляемого главными распорядителями средств областного бюджета». - Программа внешних заимствований Волгоградской области. - Программа внутренних заимствований Волгоградской области. - Программа государственных гарантий Волгоградской области. Государственные заимствования в России могут быть двух видов: - государственные заимствования Российской Федерации; - государственные заимствования субъектов Российской Федерации. Государственные заимствования Российской Федерации – государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации. Они могут быть внутренними и внешними (ст. 103, п. 1 БК РФ). Под государственными внутренними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации. Право осуществления государственных внутренних заимствований от имени Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ принадлежит Правительству Российской Федерации либо уполномоченному им Министерству финансов Российской Федерации.
Под государственными внешними заимствованиями Российской Федерации понимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от кредитных организаций, иностранных государств, включая целевые иностранные кредиты (заимствования), международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования Российской Федерации осуществляются в целях финансирования дефицита (ненефтегазового дефицита) федерального бюджета, а также для погашения государственных долговых обязательств Российской Федерации (ст. 103, п. 4 БК РФ). Право осуществления государственных внешних заимствований Российской Федерациии заключения договоров о предоставлении государственных гарантий для привлечения внешних кредитов (займов) принадлежит Российской Федерации.От имени Российской Федерации осуществлять внешние заимствования может Правительство Российской Федерациилибо уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации. Организация внутренних заимствований на сегодняшний день является не столько источником финансирования расходов государства, сколько средством развития рынка государственных ценных бумаг и ликвидным инструментом для его участников. Как показывает рисунок 1, рост объемов внутренних заимствований является для России перманентным процессом, зависимость которого от темпов экономического роста или каких-либо других макроэкономических факторов неочевидна (см. рис. 2). Так, на протяжении 1993-1998 гг. в России наблюдалась отрицательная динамика прироста ВВП, в результате чего общий объем внутренних заимствований шел на финансирование возникающего дефицита государственного бюджета.
Рис. 1. Динамика объема внутреннего государственного долга РФ в 1993-2009 гг., млрд. руб. ________________________________ Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru
С возобновлением экономического роста в 1999 г., Правительство снизило темпы заимствований на внутреннем рынке, однако, уже в 2003 г. рост заимствований снова возобновился. Выпуск новых долговых обязательств в этот период был связан не столько с потребностью государства в дополнительных финансовых ресурсах (с 2000 года российский бюджет ежегодно сводился с профицитом), сколько с необходимостью развития рынка государственных ценных бумаг и стерилизацией части денежной массы, резко увеличившейся в результате притока нефтегазовой выручки в экономику России. Косвенным доказательством такой причины прироста объемов государственных заимствований стало снижение объема внешнего государственного долга в 4,7 раз за период с 1999 по 2009 г. (см. рис. 3). Рис.2. Темпы прироста ВВП России за период с 1993 по 2009 гг., процентов ________________________________ Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru
Таким образом, государственный долг призван выполнять целый ряд функций связанных не только со стабилизацией бюджетной системы страны, но и с развитием финансовых рынков и решением задач денежно-кредитной политики государства. Рис. 3. Динамика внешнего долга России в 1994-2009 гг., млрд.руб. ________________________________ Источник: Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики: www.gks.ru
Под государственными заимствованиями субъектов Российской Федерациипонимаются государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства Российской Федерации (ст. 103, п. 6 БК РФ). Государственные внутренние заимствованиями субъектов Российской Федерации – государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, кредитных организаций и международных финансовых организаций, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации как заемщика, выраженные в валюте Российской Федерации.
Государственные внешние заимствованиями субъектов Российской Федерации – государственные займы, осуществляемые путем выпуска государственных ценных бумаг от имени субъекта Российской Федерации, и кредиты, привлекаемые от иностранных банков, по которым возникают долговые обязательства субъекта Российской Федерации, выраженные в иностранной валюте. Государственные внешние заимствования субъекта Российской Федерации осуществляются в соответствии с положениями Бюджетного кодекса РФ в целях обеспечения погашения существующего государственного долга субъекта Российской Федерации и (или) финансирования дефицита бюджета субъекта Российской Федерации. Право осуществления государственных внутренних и внешних заимствований субъектов Российской Федерации от имени субъекта Российской Федерации в соответствии с Бюджетным кодексом РФ и принятым в соответствии с ним законом субъекта Российской Федерации принадлежит высшему исполнительному органу государственной власти субъекта Российской Федерации либо финансовому органу субъекта Российской Федерации. В Волгоградской области в настоящее время наиболее популярными является выпуск ценных бумаг, а также привлечение банковских кредитов (см. рисунок 4). Выпуск ценных бумаг является более дешевым и более гибким источником заимствований по сравнению с альтернативными заемными средствами. Выход Волгоградской области на организованные биржевые рынки страны, где сконцентрирована основная часть российских инвестиционных ресурсов, позволяет увеличивать объемы и сроки заимствований, развивать положительную кредитную историю, дает толчок к дальнейшему развитию фондового рынка Волгоградской области и позволяет снижать расходы областного бюджета на обслуживание внутреннего государственного долга.
Рис. 4. Структура государственного внутреннего долга Волгоградской области по состоянию на 01.07.2009, млн.руб. ________________________________________ Источник: Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства http://www.volganet.ru/irj/avo.html?NavigationTarget=navurl://b12f25395020f6532689ebf5de237c42&LightDTNKnobID=307978145
В соответствии Законом Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1810-ОД «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» предельный объем государственного долга Волгоградской области на 2009 год установлен в размере 20000000 тыс. рублей. Внутренний государственный долг Волгоградской области по состоянию на 1 января 2010 года в соответствии с этим же документом установлен на уровне 9330401,0 тыс. рублей. Доля гарантий в общей сумме внутреннего долга не должна превышать 20,9 процентов или 1948519,3 тыс. рублей[1]. Структура государственного долга Волгоградской области представлена на период с 2009 по 2010 гг. представлена в таблице 1. Таблица 1 Структура государственного долга Волгоградской области в 2009-2010 гг., тыс.руб.
Источник: Закон Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1810-ОД «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», Приложения 35, 36
В соответствии со Стратегией Волгоградской области на фондовом рынке до 2012 г., размещенной на сайте Комитета бюджетно-финансовой политики и казначейства Волгоградской области все заимствования на фондовом рынке планируется осуществлять в виде облигаций, размещаемых на срок 1820 дней. Однако, в связи с изменением ситуации на фондовом рынке, в экономике страны в целом и в Волгоградском регионе в частности перед планированием бюджета на очередной финансовый год производится корректировка объемов заемных средств с учетом потребностей и финансовых возможностей областного бюджета[2]. В условиях финансового кризиса бюджет столкнулся с необходимостью решения целого ряда проблем: возникновением кассовых разрывов (вероятность которых только увеличивается со снижением налоговых поступлений в региональный бюджет); необходимостью рефинансирования взятых ранее долговых обязательств и осуществлением капитальных вложений (причина так же связана с резким снижением налоговых поступлений, что частично подтверждает рисунок 5). Рис. 5. Динамика налоговых доходов бюджета Волгоградской области по кварталам с 2006 по 2008 гг., млн.руб. _____________________________________ Источник: Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области Как показывает представленный рисунок, объем налоговых поступлений в областной бюджет динамично рос на протяжении всего исследуемого периода. Максимальный объем средств в бюджет поступил в 3 квартале 2008 г., однако уже в четвертом квартале поток поступлений упал почти в два раза, что было вызвано наступившим в стране финансовым кризисом, очевидно, что тенденция была продолжена и в 2009 г. Объем привлекаемых долговых обязательств, как уже было отмечено выше, ограничен суммой в 1010000 тыс.руб. в виде государственных ценных бумаг, 2499790,0 тыс.руб. в виде кредитов кредитных организаций и 1948519,3 тыс.руб. в виде гарантий. Как показывает рисунок 6, в настоящее время наблюдается тенденция к увеличению сроков привлечения финансирования через фондовый рынок. Рис. 6. Структура долговых обязательств Волгоградской области в форме облигаций в 2006-2009 гг., процентов _____________________________________ Источник: Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области
Как показывает представленный рисунок, администрация Волгоградской области целенаправленно снижала долю краткосрочных обязательств, в результате чего к середине 2009 г. более 97,14 процентов облигаций являлись среднесрочными, т.е. выпущенными на срок от 1 года до 5 лет. В условиях сложившейся экономической политики для области целесообразно выпускать именно долгосрочные и среднесрочные долговые обязательства, что связано со сложившейся структурой доходов регионального бюджета. Среднесрочные облигации привлекательны с точки зрения ликвидности и стоимости привлечения для бюджета. Как показывают данные таблицы 2, долгосрочные займы обладают большей стоимостью по сравнению со среднесрочными заимствованиями. Таблица 2 Доходность долговых обязательств Волгоградской области в форме облигаций, обращающихся в настоящее время на фондовом рынке, процентов
Источник: Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области
Последний размещенный заем оказался для области более дорогим по сравнению с предыдущими среднесрочными облигациями, что было связано, очевидно, с кризисом банковской ликвидности и начавшимся в России финансовым кризисом. Доходность облигаций, обращающихся в настоящее время на рынке и размещаемых в настоящее время представлены в таблице 3. В данной таблице собраны только те регионы, которые по социально-экономическим параметрам и по финансовым возможностям аналогичны Волгоградской области. При отборе регионов за основу были взяты классификация Е.Грузиной, А.Ермака и Комиссарова К.[3], а также рейтинга регионов, составленных ГК «Регион»[4]. Таблица 3 Параметры субфедеральных облигаций, обращающихся на рынке или размещаемых в настоящий момент
Источник: составлено автором по // http://www.quote.ru
Как показывает представленная таблица в течение последнего года облигации были размещены Липецкой областью, Тверской областью, Томской областью, Республикой Удмуртией и Республикой Чувашией. Липецкая и Тверская области предпочли определение размера первой выплаты по купону на аукционе, оставшиеся регионы размещали обязательства под доходность в диапазоне от 9,29 до 12,65 процентов. Учитывая, что размещение облигации Томской области происходило практически в разгар кризиса, то диапазон можно сузить до 9,29-10,9 процентов. Следует отметить, что Томская область и Чувашия размещали облигации под фиксированный процент снижающийся на всем протяжении обращения облигации, причем первая не смогла разместить облигации по их номинальной стоимости. Республика Удмуртия, напротив, предпочла выбрать постоянный на всем протяжении обращения облигации купонный доход. Второй вариант более предпочтителен для инвесторов, поскольку приведенная стоимость доходов от держания облигаций в таком случае значительно увеличивается, в то время как в первом – доходность облигации будет падать как в номинальном, так и в реальном выражении. Муниципальные заимствования - муниципальные займы, осуществляемые путем выпуска ценных бумаг от имени муниципального образования, и кредиты, привлекаемые в соответствии с положениями бюджетного законодательства в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и от кредитных организаций, по которым возникают муниципальные долговые обязательства (ст. 103, п. 7). Право осуществления муниципальных заимствований от имени муниципального образования в соответствии с положениями Бюджетного кодекса Российской Федерации и уставом муниципального образования принадлежит местной администрации. Как показывает таблица 4, в настоящее время на фондовом рынке обращаются только облигации г.Волгоград, в то время как другие муниципальные образования на рынке не представлены. Очевидно, что это связано не с отсутствием потребностей в таком привлечении средств, а, скорее, в дороговизне подобного привлечения и вероятной неликвидности будущих ценных бумаг. Таблица 3.11 Перечень муниципальных облигаций Волгоградской области, обращающихся на фондовом рынке
Источник: составлено автором по: http://quote.ru/bonds Размеры долговых обязательств муниципальных образований представлены на рисунке 7. Рис. 7. Соотношение задолженности областного и муниципальных бюджетов по состоянию на 01.07.2009 г., млн.руб. _____________________________________ Источник: Комитет бюджетно-финансовой политики и казначейства Администрации Волгоградской области: http://www.volganet.ru/irj/avo.html
Очевидно, что выход на фондовый рынок ценных бумаг для муниципалитетов является трудно осуществимым, поскольку даже для Волгограда стоимость заимствований оказалась на 1,53 процента выше, чем для областного бюджета. Важное значение для эффективной государственной и муниципальной кредитной практики имеет классификация кредитных отношений. Государственные займы классифицируются по ряду признаков. (1) по эмитентам (субъектам заемных отношений): - займы, размещаемые федеральными органами власти; - займы, размещаемые региональными и местными органами управления; (2) в зависимости от места размещения: - внутренние заимствования – от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в валюте РФ; - государственные внешние заимствования – от физических и юридических лиц, иностранных государств, международных финансовых организаций в иностранной валюте. (3) по обращению на рынке: - рыночные займы – свободно продаются и покупаются (являются основными при финансировании бюджетного дефицита); - нерыночные займы – не подлежат обращению на рынке ценных бумаг и выпускаются государством для привлечения определенных инвесторов; (4) по срокам погашения: - краткосрочные (до одного года); - среднесрочные (от одного года до пяти лет); - долгосрочные (от пяти лет и более); (5) по обеспеченности долговых обязательств: - закладные – обеспечиваются конкретным залогом, например определенным имуществом; - беззакладные – обеспечиваются всем имуществом государства или данного муниципалитета; (6) по характеру выплачиваемого дохода: - выигрышные; - процентные; - с нулевым купоном. Выплата дохода осуществляется: по выигрышным облигациям на основе тиражей выигрышей, по процентным облигациям в виде купонов 1, 2 или 4 раза в год. Краткосрочные заемные средства государства продаются со скидкой с номинала, а выкупаются по номиналу. Не имеют также купонов и некоторые долгосрочные долговые обязательства. Доход по ним выплачивается вместе с суммой основного долга. Такие облигации называются облигациями с нулевым купоном; (7) по методу определения дохода: - с твердым доходом; - с плавающим доходом; (8) в зависимости от сроков погашения: - обязательства с правом досрочного погашения; - обязательства без права досрочного погашения.
Методы и инструменты управления государственным долгом
Наиболее общим официальным определением понятия «управление государственным долгом», можно признать определение, содержащееся в Наставлениях по управлению государственным долгом, подготовленных сотрудниками Международного валютного фонда и Всемирного банка. В соответствии с этим документом управление долгом – это процесс разработки и выполнения стратегии управления задолженностью органов государственного управления, которая позволит привлечь необходимую сумму финансирования, выполнить целевые установки правительства в отношении степени риска и затрат, а также решить любые другие задачи, поставленные правительством в области управления государственным долгом, например, задачу создания и поддержания эффективно работающего рынка государственных ценных бумаг[5]. В научной литературе можно найти и другие определения управления государственным долгом. Так, д.э.н. В.С. Катренко под управлением государственным долгом понимает совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашения займов, изменению условий уже выпущенных займов, определению условий и выпуску новых государственных ценных бумаг[6]. Аналогичное определение дает и Л.М. Подъяблонская[7]. О. Врублевская и М. Романовский предлагают два определения понятия управления государственными долговыми обязательствами. В частности в широком смысле под таким управлением понимается формирование политики в отношении государственного долга, необходимых институтов и инструментов, определение основных показателей и предельных значений государственной задолженности, определение основных направлений воздействия на микро- и макроэкономические показатели, определение приоритетных направлений использования привлеченных ресурсов. Управление государственным долгом в узком смысле предполагает определение условий выпуска, обращения и погашения конкретных государственных ценных бумаг[8]. Эти же авторы предлагают использовать еще один термин - debt management, который составляет в том числе и понятие управления государственным долгом, но концентрируется главным образом на структуре сроков обращения долговых обязательств и структуре кредитов (посредством выпуска нерыночных, предназначенных для определенных групп кредиторов, займов)[9]. В Законе Волгоградской области от 30 апреля 2008 г. № 1678-ОД «Об управлении государственным долгом Волгоградской области» содержится перечень мероприятий в области управления государственным долгом. В частности, к такие мероприятия включают в себя[10]: - разработку программы государственных внутренних заимствований Волгоградской области на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); - привлечение бюджетных кредитов от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; - привлечение кредитов от кредитных организаций; - выпуск государственных ценных бумаг Волгоградской области; - разработку и принятие нормативных правовых актов об условиях эмиссии и обращения государственных ценных бумаг Волгоградской области; - разработку программы государственных гарантий Волгоградской области; - исполнение обязательств по государственным гарантиям Волгоградской области; - определение методов управления государственным долгом Волгоградской области; - погашение и обслуживание государственного долга Волгоградской области; - реструктуризацию долга; - обеспечение списания долговых обязательств с государственного долга Волгоградской области в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации; - анализ и контроль состояния государственного долга Волгоградской области; - учет движения долговых обязательств и ведение государственной долговой книги Волгоградской области. Среди основных задач финансового менеджмента государственного долга субъектов федерации следует выделить: - привлечение государственных заимствований для финансирования дефицита бюджета субъекта федерации и погашения долговых обязательств; - обеспечение исполнения обязательств по государственному долгу субъекта федерации в полном объеме; - сохранение минимальной стоимости обслуживания государственного долга субъекта федерации; - управление существующими долговыми обязательствами субъекта федерации с целью формирования их эффективной структуры; - учет областных долговых обязательств; - формирование отчетности об областных долговых обязательствах[11]; - сокращение рисков, связанных с осуществлением заимствований; - обеспечение взаимосвязи принятия решения о заимствованиях с реальными потребностями республиканского бюджета Чувашской Республики (далее - бюджет) в привлечении заемных средств; - развитие рыночных инструментов заимствований и инструментов управления долгом[12]; - привлечение дополнительных источников финансирования капитальных вложений[13]. Среди основополагающих принципов управления государственным долгом следует выделить: 1. Четкость функций, обязанностей и целей финансовых органов, ответственных за управление долгом. Необходимо публично раскрывать информацию о распределении обязанностей между министерством финансов, центральным банком или отдельным органом управления долгом по подготовке рекомендаций в отношении политики управления долгом, по проведению первичного размещения долговых обязательств, организации вторичных рынков, депозитарных систем и клиринговых и расчетных механизмов для торговли государственными ценными бумагами. Необходимо четко определять и публично раскрывать цели управления долгом и разъяснять показатели, используемые для измерения затрат и риска. 2. Открытость процесса разработки мер политики по управлению долгом и представления отчетности в этой области. Необходимо публично раскрывать информацию о существенно важных аспектах операций по управлению долгом. 3. Доступ общественности к информации о мерах политики по управлению долгом. Общественности должна предоставляться информация о прошлой, текущей и планируемой бюджетной деятельности, в том числе о ее финансировании, и о консолидированном финансовом положении органов государственного управления. Органы государственного управления должны регулярно публиковать информацию об объеме и структуре своего долга и финансовых активов, в том числе об их валютной структуре, структуре сроков погашения и процентных ставок. 4. Подотчетность и гарантии добросовестной работы органов, ответственных за управление долгом. Деятельность по управлению долгом должна ежегодно проверяться внешними аудиторами[14]. 5. Безусловность. Обеспечение точного и своевременного выполн
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|