Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Особенности управления субфедеральным долгом и муниципальным кредитом




 

Государственные и муниципальные заимствования проводятся в со­ответствии с утверждаемыми на очередной финансовый год и плано­вый период программами.

Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации представляет собой весь перечень внешних заимствова­ний Российской Федерации на очередной финансовый год и пла­новый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства (ст. 108 БК РФ).

Программа государственных внешних заимствований Россий­ской Федерации содержит перечень внешних заимствований Рос­сийской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые ино­странные заимствования с указанием:

(1) для несвязанных (финансовых) заимствований:

- источника привлечения;

- суммы заимствования;

- срока погашения;

(2) для целевых иностранных заимствований:

- конечного получателя;

- цели заимствования и направления использования;

- источника заимствования;

- суммы заимствования;

- срока погашения;

- наличия гарантий третьих лиц по возврату средств в федераль­ный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмот­рен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии;

- оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года;

- прогноза объема использования средств в очередном финан­совом году.

В Программе государственных внешних заимствований Россий­ской Федерации должны быть отдельно предусмотрены все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Данные зай­мы и государственные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации Федеральным Соб­ранием Российской Федерации. В Программе государственных внешних заимствований Россий­ской Федерации объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85% общего объема внешних заимст­вований.

Правительство Российской Федерации или уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в Програм­му государственных внешних заимствований Российской Федерации, если указанные внешние заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на обслуживание этого долга. Данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) государственные внешние заимствования Российской Федерации.

В Программу государственных внешних заимствований Россий­ской Федерации в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации является приложением к федеральному закону о феде­ральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

Программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте представляет собой перечень предоставляемых государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период, за исклю­чением целевых иностранных кредитов (заимствований), привлечен­ных под государственные гарантии Российской Федерации, с ука­занием (ст. 108.1 БК РФ):

1. общего объема гарантий;

2. направления (цели) гарантирования с указанием объема га­рантий по каждому направлению (цели);

3. валюты обязательств по гарантии;

4. наличия или отсутствия права регрессного требования гаран­та к принципалу, а также иных условий предоставления и исполнения гарантий;

5. общего объема бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены в очередном финансовом году и плано­вом периоде на исполнение гарантий по возможным гаран­тийным случаям.

Программа государственных внешних заимствований субъекта Рос­сийской Федерации представляет собой перечень внешних заимствова­ний субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В Программе государственных внешних заимствований субъекта Российской Федерации должны быть определены:

1. предельный объем государственных внешних заимствований субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период);

2. перечень, объемы и сроки погашения государственных внеш­них заимствований субъекта Российской Федерации на оче­редной финансовый год (очередной финансовый год и пла­новый период).

Программа государственных внутренних заимствований Россий­ской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований Рос­сийской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемам средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.

Программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципальных образований на очередной фи­нансовый год представляет собой перечень всех внутренних заимствований субъ­екта Российской Федерации, муниципального образования с указа­нием объема привлечения и объема средств, направляемых на по­гашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований.

Программа государственных гарантий Российской Федерации, го­сударственных гарантий субъектов Российской Федерации, муници­пальных гарантий в валюте Российской Федерации представляет со­бой перечень предоставляемых государственных гарантий Россий­ской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Феде­рации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) с указанием:

1. общего объема гарантий;

2. направления (цели) гарантирования с указанием объема га­рантий по каждому направлению (цели);

3. наличия или отсутствия права регрессного требования гаранта к принципалу, а также иных условий предоставления и испол­нения гарантий;

4. общего объема бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены в очередном финансовом году (очеред­ном финансовом году и плановом периоде) на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям.

В программе государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муни­ципальных гарантий в валюте Российской Федерации должно быть отдельно предусмотрено каждое направление (цель) гарантирования с указанием категорий и (или) наименований принципалов, объем которого превышает:

- 1 млрд. руб. — для государственных гарантий Российской Фе­дерации;

- 10 млн. руб. — для государственных гарантий субъекта Рос­сийской Федерации;

- 100 тыс. руб. — для муниципальных гарантий.

Долговые обязательства Российской Федерации могут существо­вать в виде обязательств по:

(1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных го­сударств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юри­дических лиц;

(2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации;

(3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюд­жет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

(4) государственным гарантиям Российской Федерации;

(5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответ­ствии с законодательством Российской Федерации на госу­дарственный долг Российской Федерации.

Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного го­да до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно).

В объем государственного внутреннего долга Российской Феде­рации включаются:

- номинальная сумма долга по государственным ценным бума­гам Российской Федерации, обязательства по которым выра­жены в валюте Российской Федерации;

- объем основного долга по кредитам, которые получены Рос­сийской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации;

- объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней;

- объем обязательств по государственным гарантиям, выражен­ным в валюте Российской Федерации;

- объем иных (за исключением указанных) долговых обяза­тельств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными зако­нами до введения в действие Бюджетного кодекса РФ.

В объем государственного внешнего долга Российской Федера­ции включаются:

- номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выра­жены в иностранной валюте;

- объем основного долга по кредитам, которые получены Рос­сийской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государст­венные гарантии Российской Федерации;

- объем обязательств по государственным гарантиям Россий­ской Федерации, выраженным в иностранной валюте.

Порядок прекращения долговых обязательств Российской Феде­рации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации рассматриваются в ст. 98.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Принципы государственной долговой политики Российской Фе­дерации:

- замещение государственного внешнего долга внутренними за­имствованиями;

- развитие рынка государственных ценных бумаг;

- использование государственных гарантий для ускорения эко­номического роста;

- использование инструментов долговой политики с целью осу­ществления дополнительной стерилизации излишней денеж­ной массы и борьбы с инфляцией.

Основным инструментом осуществления государственных заимствований являются ценные бумаги. Государственные ценные бумаги - это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство.

Эмитентом государственных ценных бумаг выступает Мини­стерство финансов РФ. В качестве его агента часто привлекается ЦБ РФ, который, в свою очередь, может уполномочить отдельные инвестиционные институты или банки быть официальными диле­рами выпусков ценных бумаг правительства.

Инвесторами являются юридические и физические лица, рези­денты и нерезиденты.

В России выпускаются различные государственные ценные бума­ги:

- государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО),

- казначейские обязательства,

- облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ),

- золотые сертификаты,

- облигации федерального займа (ОФЗ),

- облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ),

- облигации ЦБ России.

 

Государственный долг субъекта Российской Федерации – это сово­купность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, включая выданные им гарантии другим заемщикам.

Структура государственного долга субъекта Российской Феде­рации представляет собой группировку долговых обязательств субъ­екта Российской Федерации по установленным бюджетным законо­дательством видам долговых обязательств.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по:

- государственным ценным бумагам субъекта Российской Феде­рации;

- бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Рос­сийской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международ­ных финансовых организаций;

- государственным гарантиям субъекта Российской Федерации.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации не мо­гут существовать в иных видах, за исключением указанных выше.

В объем государственного долга субъектов Российской Федера­ции включаются:

- номинальная сумма долга по государственным ценным бума­гам субъектов Российской Федерации;

- объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации;

- объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- объем обязательств по государственным гарантиям, предос­тавленным субъектом Российской Федерации;

- объем иных (за исключением указанных) непогашенных дол­говых обязательств субъекта Российской Федерации.

Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одно­го года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет до тридцати лет включительно).

Порядок прекращения долговых обязательств субъекта Россий­ской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга субъекта Российской Федерации рассматриваются в ст. 99.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муни­ципального образования, включая гарантии, выданные им другим заемщикам. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципаль­ную казну.

Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным бюджетным законодательством видам долговых обязательств.

Долговые обязательства муниципального образования могут су­ществовать в виде обязательств по:

- ценным бумагам муниципального образования (муниципаль­ным ценным бумагам);

- бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

- кредитам, полученным муниципальным образованием от кре­дитных организаций;

- гарантиям муниципального образования (муниципальным га­рантиям).

Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах, за исключением указанных выше. В объем муниципального долга включаются:

- номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам;

- объем основного долга по бюджетным кредитам, привлечен­ным в местный бюджет;

- объем основного долга по кредитам, полученным муници­пальным образованием;

- объем обязательств по муниципальным гарантиям;

- объем иных (за исключением указанных) непогашенных дол­говых обязательств муниципального образования.

Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет до десяти лет включительно).

Планирование прямых долговых обязательств проводится в трех направлениях[17]:

1) заимствования на покрытие коротких кассовых разрывов регионального бюджета;

2) заимствования под капитальные расходы, в том числе инвестиционные проекты;

3) заимствования на рефинансирование уже существующих обязательств.

Основным критерием для оценки возможности привлечения новых заимствований бюджетом является соблюдение предельных ограничений размера долга и расходов на его обслуживание.

По общему правилу предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Для субъектов РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, установлено более жесткое ограничение. Предельный объем долга такого субъекта РФ составляет 50% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений[18].

Ряд региональных администраций ввели дополнительные, более жесткие ограничения, прописывая их в региональном законодательстве.

Так, законом о государственном долге Нижегородской области предусмотрены следующие бюджетные ограничения:

1. верхний предел государственного долга Нижегородской области не должен превышать 40 процентов от объема доходов областного бюджета без учета финансовой помощи от бюджетов других уровней системы Российской Федерации;

2. предельный объем расходов на обслуживание государственного долга в соответствующем финансовом году не должен превышать 15 процентов объема расходов областного бюджета в соответствующем финансовом году;

3. объем долговых обязательств, погашаемых в соответствующем финансовом году, не должен превышать 20 процентов от объема доходов областного бюджета без учета финансовой помощи от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации;

4. доля государственных гарантий в структуре государственного долга Нижегородской области не должна превышать 15 процентов от общего объема государственного долга Нижегородской области[19].

Предельный объем государственного долга Волгоградской области не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета Волгоградской области без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений.

Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга Волгоградской области, утвержденный законом Волгоградской области об областном бюджете, не должен превышать 15 процентов объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации[20].

Таблица 2.3

Показатели определения потребности в заимствованиях на вынужденное рефинансирование принятых долговых обязательств Волгоградской области

№ п/п Показатели Параметр критических значений Статус критерия Описание значения показателей
         
Показатели – требования Бюджетного кодекса Российской Федерации
  Ограничение объема долговых обязательств (ст. 107 Бюджетного кодекса РФ) > 100%   Предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов. Предельный объем долга означает максимально возможный объем долга, который может возникнуть при исполнении соответствующего бюджета.
  Ограничение объема расходов на обслуживание долговых обязательств (ст. 111 Бюджетного кодекса РФ) >15%   Предельный объем расходов на обслуживание госу­дарственного долга не должен превышать 15 % объема расходов бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предо­ставляемых из бюджетов бюджетной системы РФ.
  Ограничение объема дефицита бюджета субъекта РФ (ст. 92.1 Бюджетного кодекса РФ) >15%   Дефицит бюджета не должен превышать 15% утвержденного общего годового объема доходов соответствующего бюджета без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений и (или) поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений.
  Долговая емкость бюджета (ДЕ) ≤0   Расходы бюджета, обеспечивающие текущее функ­ционирование органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, покрываются доходами
  Доступная долговая емкость бюджета (ДДЕ) <0   Остаток средств бюджета после финансирования всех расходов, обеспечивающих текущее функционирова­ние органов местного самоуправления и бюджетных учреждений, и платежей на обслуживание и погаше­ние долговых обязательств
Показатели кредитоспособности
  Отношение выплат по обслуживанию и погашению долго­вых обязательств к доходам > 15%   Процент доходов бюджета, отвлеченных на погаше­ние и обслуживание долговых обязательств.
  Отношение выплат по обслуживанию и погашению долговых обязательств за период к доходам бюджета без учета объема безвозмездных поступлений >25%    
  Отношение долговых обязательств к доходам бюджета >60%   Ограничение на объем долговых обязательств по отношению к доходам бюджета
Показатели краткосрочной ликвидности и равномерности распределения платежеспособности
  Удельный вес долговых обязательств, срок погашения которых наступает в текущем финансовом году, в объеме долговых обязательств, срок погашения которых наступает в течение ближайших четырех лет (при условии, что отно­шение выплат по долговым обязательствам к доходам бюджета в текущем году > 8 %) >30%   Доля краткосрочных долговых обязательств в струк­туре долга и равномерность распределения долгового бремени (выявляет пики выплат по долговым обяза­тельствам)

Алиев У.И. Управление региональными долговыми обязательствами (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Финансы и кредит. - № 6 (342). – 2009. – С. 23

 


 


[1] Закон Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1810-ОД «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», ст. 2

[2] Стратегия Волгоградской области на фондовом рынке до 2012 г.: http://www.volganet.ru/irj/avo.html?NavigationTarget=navurl://6cc4e35536ada7f7f7225f6a60c6ae4f

[3] Грузина Е., Ермак А. Комиссаров К. Эшелонирование рынка субфедеральных займов // РЦБ. - №20. – 2007. – С.35

[4] ГК Регион: http://www.region.ru/AnaliticLibrary/DebtMarket/index.php?PAGEN_1=5#

[5] http://www.minfin.ru/ru/public_debt/internal/sites_publications/publications/

[6] Государственный и муниципальный долг: учебно-методическое пособие / Под ред. Л.И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С. 129

[7] Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С.541.

[8] Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – СПб.: Питер, 2008. – С.355.

[9] Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – СПб.: Питер, 2008. – С.355.

[10] Закон Волгоградской области от 30 апреля 2008 г. № 1678-ОД «Об управлении государственным долгом Волгоградской области», ст. 4., п.2

[11] Закон Челябинской области от 28 августа 2008 г. № 296-ЗО «Об управлении государственным долгом Челябинской области» ст.2

[12] Концепция управления государственным долгом Чувашской Республики, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2007 г. № 347 «О вопросах управления государственным долгом Чувашской Республики»

[13] Региональные финансы: опыт, стратегии, перспективы / под ред. к.э.н. Дорждеева А.В., к.ю.н. Завьялова Д.Ю. – М.: Финансы, 2008. – С. 290.

[14] http://www.minfin.ru/ru/public_debt/internal/sites_publications/publications/: Руководящие принципы управления государственным долгом, подготовленные сотрудниками Международного валютного фонда и Всемирного банка. – С.442

[15] Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – СПб.: Питер, 2008. – С.356.

[16] Гусаков Н. Управление публичным долгом: международный опыт и российская действительность // Рынок ценных бумаг. - № 11/12 (384/385). – 2009.

[17] Концепция управления государственным долгом Омской области на период до 2010 года (утвержденная Указом губернатора Омской области от 28 июня 2007 г. N 84

[18] СПС «Гарант»: Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008.

[19] Закон Нижегородской области от 7 сентября 2006 г. № 83-З «О государственном долге Нижегородской области»

[20] Закон Волгоградской области от 30 апреля 2008 г. № 1678-ОД «Об управлении государственным долгом Волгоградской области», ст. 6

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...