Особенности управления субфедеральным долгом и муниципальным кредитом
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Государственные и муниципальные заимствования проводятся в соответствии с утверждаемыми на очередной финансовый год и плановый период программами. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации представляет собой весь перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период по видам заимствований с отражением разницы между объемом привлечения и объемом средств, направляемых на погашение основного долга по каждому виду долгового обязательства (ст. 108 БК РФ). Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации содержит перечень внешних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период с разделением на несвязанные (финансовые) и целевые иностранные заимствования с указанием: (1) для несвязанных (финансовых) заимствований: - источника привлечения; - суммы заимствования; - срока погашения; (2) для целевых иностранных заимствований: - конечного получателя; - цели заимствования и направления использования; - источника заимствования; - суммы заимствования; - срока погашения; - наличия гарантий третьих лиц по возврату средств в федеральный бюджет конечным заемщиком, если для него предусмотрен такой возврат, с указанием организации (органа), предоставившей гарантию, срока действия и объема обязательств по гарантии; - оценки объема использованных средств до начала очередного финансового года; - прогноза объема использования средств в очередном финансовом году. В Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации должны быть отдельно предусмотрены все займы и государственные гарантии, величина которых превышает сумму, эквивалентную 10 млн. долл. США, на весь срок займа. Данные займы и государственные гарантии подлежат реализации только при условии их утверждения в составе Программы государственных внешних заимствований Российской Федерации Федеральным Собранием Российской Федерации. В Программе государственных внешних заимствований Российской Федерации объем, детализированный по конкретным займам, должен составлять не менее 85% общего объема внешних заимствований.
Правительство Российской Федерации или уполномоченное им Министерство финансов Российской Федерации имеет право на осуществление внешних заимствований, не включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, если указанные внешние заимствования осуществляются в процессе реструктуризации государственного внешнего долга, которая приводит к снижению расходов на обслуживание этого долга. Данное право распространяется исключительно на несвязанные (финансовые) государственные внешние заимствования Российской Федерации. В Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации в обязательном порядке включаются соглашения о займах, заключенных в предыдущие годы, если такие соглашения не утратили силу. Программа государственных внешних заимствований Российской Федерации является приложением к федеральному закону о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период. Программа государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте представляет собой перечень предоставляемых государственных гарантий Российской Федерации в иностранной валюте на очередной финансовый год и плановый период, за исключением целевых иностранных кредитов (заимствований), привлеченных под государственные гарантии Российской Федерации, с указанием (ст. 108.1 БК РФ):
1. общего объема гарантий; 2. направления (цели) гарантирования с указанием объема гарантий по каждому направлению (цели); 3. валюты обязательств по гарантии; 4. наличия или отсутствия права регрессного требования гаранта к принципалу, а также иных условий предоставления и исполнения гарантий; 5. общего объема бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены в очередном финансовом году и плановом периоде на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям. Программа государственных внешних заимствований субъекта Российской Федерации представляет собой перечень внешних заимствований субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). В Программе государственных внешних заимствований субъекта Российской Федерации должны быть определены: 1. предельный объем государственных внешних заимствований субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период); 2. перечень, объемы и сроки погашения государственных внешних заимствований субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период). Программа государственных внутренних заимствований Российской Федерации на очередной финансовый год и плановый период представляет собой перечень всех внутренних заимствований Российской Федерации в виде разницы между объемом привлечения и объемам средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований. Программа государственных внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципальных образований на очередной финансовый год представляет собой перечень всех внутренних заимствований субъекта Российской Федерации, муниципального образования с указанием объема привлечения и объема средств, направляемых на погашение основной суммы долга, по каждому виду заимствований. Программа государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации представляет собой перечень предоставляемых государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъекта Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации на очередной финансовый год (очередной финансовый год и плановый период) с указанием:
1. общего объема гарантий; 2. направления (цели) гарантирования с указанием объема гарантий по каждому направлению (цели); 3. наличия или отсутствия права регрессного требования гаранта к принципалу, а также иных условий предоставления и исполнения гарантий; 4. общего объема бюджетных ассигнований, которые должны быть предусмотрены в очередном финансовом году (очередном финансовом году и плановом периоде) на исполнение гарантий по возможным гарантийным случаям. В программе государственных гарантий Российской Федерации, государственных гарантий субъектов Российской Федерации, муниципальных гарантий в валюте Российской Федерации должно быть отдельно предусмотрено каждое направление (цель) гарантирования с указанием категорий и (или) наименований принципалов, объем которого превышает: - 1 млрд. руб. — для государственных гарантий Российской Федерации; - 10 млн. руб. — для государственных гарантий субъекта Российской Федерации; - 100 тыс. руб. — для муниципальных гарантий. Долговые обязательства Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по: (1) кредитам, привлеченным от имени Российской Федерации как заемщика от кредитных организаций, иностранных государств, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям) международных финансовых организаций, иных субъектов международного права, иностранных юридических лиц; (2) государственным ценным бумагам, выпущенным от имени Российской Федерации; (3) бюджетным кредитам, привлеченным в федеральный бюджет из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; (4) государственным гарантиям Российской Федерации; (5) иным долговым обязательствам, ранее отнесенным в соответствии с законодательством Российской Федерации на государственный долг Российской Федерации.
Долговые обязательства Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти до 30 лет включительно). В объем государственного внутреннего долга Российской Федерации включаются: - номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; - объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в валюте Российской Федерации; - объем основного долга по бюджетным кредитам, полученным Российской Федерацией от бюджетов других уровней; - объем обязательств по государственным гарантиям, выраженным в валюте Российской Федерации; - объем иных (за исключением указанных) долговых обязательств Российской Федерации, оплата которых в валюте Российской Федерации предусмотрена федеральными законами до введения в действие Бюджетного кодекса РФ. В объем государственного внешнего долга Российской Федерации включаются: - номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам Российской Федерации, обязательства по которым выражены в иностранной валюте; - объем основного долга по кредитам, которые получены Российской Федерацией и обязательства по которым выражены в иностранной валюте, в том числе по целевым иностранным кредитам (заимствованиям), привлеченным под государственные гарантии Российской Федерации; - объем обязательств по государственным гарантиям Российской Федерации, выраженным в иностранной валюте. Порядок прекращения долговых обязательств Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга Российской Федерации рассматриваются в ст. 98.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Принципы государственной долговой политики Российской Федерации: - замещение государственного внешнего долга внутренними заимствованиями; - развитие рынка государственных ценных бумаг; - использование государственных гарантий для ускорения экономического роста; - использование инструментов долговой политики с целью осуществления дополнительной стерилизации излишней денежной массы и борьбы с инфляцией. Основным инструментом осуществления государственных заимствований являются ценные бумаги. Государственные ценные бумаги - это долговые ценные бумаги, эмитентом которых выступает государство. Эмитентом государственных ценных бумаг выступает Министерство финансов РФ. В качестве его агента часто привлекается ЦБ РФ, который, в свою очередь, может уполномочить отдельные инвестиционные институты или банки быть официальными дилерами выпусков ценных бумаг правительства.
Инвесторами являются юридические и физические лица, резиденты и нерезиденты. В России выпускаются различные государственные ценные бумаги: - государственные краткосрочные бескупонные облигации (ГКО), - казначейские обязательства, - облигации внутреннего валютного займа (ОВВЗ), - золотые сертификаты, - облигации федерального займа (ОФЗ), - облигации государственного сберегательного займа (ОГСЗ), - облигации ЦБ России.
Государственный долг субъекта Российской Федерации – это совокупность долговых обязательств субъекта Российской Федерации, включая выданные им гарантии другим заемщикам. Структура государственного долга субъекта Российской Федерации представляет собой группировку долговых обязательств субъекта Российской Федерации по установленным бюджетным законодательством видам долговых обязательств. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут существовать в виде обязательств по: - государственным ценным бумагам субъекта Российской Федерации; - бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; - кредитам, полученным субъектом Российской Федерации от кредитных организаций, иностранных банков и международных финансовых организаций; - государственным гарантиям субъекта Российской Федерации. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации не могут существовать в иных видах, за исключением указанных выше. В объем государственного долга субъектов Российской Федерации включаются: - номинальная сумма долга по государственным ценным бумагам субъектов Российской Федерации; - объем основного долга по кредитам, полученным субъектом Российской Федерации; - объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в бюджет субъекта Российской Федерации от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; - объем обязательств по государственным гарантиям, предоставленным субъектом Российской Федерации; - объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств субъекта Российской Федерации. Долговые обязательства субъекта Российской Федерации могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет до тридцати лет включительно). Порядок прекращения долговых обязательств субъекта Российской Федерации, выраженных в валюте Российской Федерации, и их списание с государственного долга субъекта Российской Федерации рассматриваются в ст. 99.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации. Муниципальный долг – совокупность долговых обязательств муниципального образования, включая гарантии, выданные им другим заемщикам. Муниципальный долг полностью и без условий обеспечивается всем муниципальным имуществом, составляющим муниципальную казну. Структура муниципального долга представляет собой группировку муниципальных долговых обязательств по установленным бюджетным законодательством видам долговых обязательств. Долговые обязательства муниципального образования могут существовать в виде обязательств по: - ценным бумагам муниципального образования (муниципальным ценным бумагам); - бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации; - кредитам, полученным муниципальным образованием от кредитных организаций; - гарантиям муниципального образования (муниципальным гарантиям). Долговые обязательства муниципального образования не могут существовать в иных видах, за исключением указанных выше. В объем муниципального долга включаются: - номинальная сумма долга по муниципальным ценным бумагам; - объем основного долга по бюджетным кредитам, привлеченным в местный бюджет; - объем основного долга по кредитам, полученным муниципальным образованием; - объем обязательств по муниципальным гарантиям; - объем иных (за исключением указанных) непогашенных долговых обязательств муниципального образования. Долговые обязательства муниципального образования могут быть краткосрочными (менее одного года), среднесрочными (от одного года до пяти лет) и долгосрочными (от пяти лет до десяти лет включительно). Планирование прямых долговых обязательств проводится в трех направлениях[17]: 1) заимствования на покрытие коротких кассовых разрывов регионального бюджета; 2) заимствования под капитальные расходы, в том числе инвестиционные проекты; 3) заимствования на рефинансирование уже существующих обязательств. Основным критерием для оценки возможности привлечения новых заимствований бюджетом является соблюдение предельных ограничений размера долга и расходов на его обслуживание. По общему правилу предельный объем государственного долга субъекта РФ не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Для субъектов РФ, в бюджетах которых доля межбюджетных трансфертов (за исключением субвенций) из федерального бюджета в течение двух из трех последних отчетных финансовых лет превышала 60% объема собственных доходов консолидированного бюджета субъекта РФ, установлено более жесткое ограничение. Предельный объем долга такого субъекта РФ составляет 50% утвержденного общего годового объема доходов бюджета субъекта РФ без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений[18]. Ряд региональных администраций ввели дополнительные, более жесткие ограничения, прописывая их в региональном законодательстве. Так, законом о государственном долге Нижегородской области предусмотрены следующие бюджетные ограничения: 1. верхний предел государственного долга Нижегородской области не должен превышать 40 процентов от объема доходов областного бюджета без учета финансовой помощи от бюджетов других уровней системы Российской Федерации; 2. предельный объем расходов на обслуживание государственного долга в соответствующем финансовом году не должен превышать 15 процентов объема расходов областного бюджета в соответствующем финансовом году; 3. объем долговых обязательств, погашаемых в соответствующем финансовом году, не должен превышать 20 процентов от объема доходов областного бюджета без учета финансовой помощи от бюджетов других уровней бюджетной системы Российской Федерации; 4. доля государственных гарантий в структуре государственного долга Нижегородской области не должна превышать 15 процентов от общего объема государственного долга Нижегородской области[19]. Предельный объем государственного долга Волгоградской области не должен превышать утвержденный общий годовой объем доходов бюджета Волгоградской области без учета утвержденного объема безвозмездных поступлений. Предельный объем расходов на обслуживание государственного долга Волгоградской области, утвержденный законом Волгоградской области об областном бюджете, не должен превышать 15 процентов объема расходов областного бюджета, за исключением объема расходов, которые осуществляются за счет субвенций, предоставляемых из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации[20]. Таблица 2.3 Показатели определения потребности в заимствованиях на вынужденное рефинансирование принятых долговых обязательств Волгоградской области
Алиев У.И. Управление региональными долговыми обязательствами (на примере Карачаево-Черкесской Республики) // Финансы и кредит. - № 6 (342). – 2009. – С. 23
[1] Закон Волгоградской области от 10.12.2008 г. № 1810-ОД «Об областном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов», ст. 2 [2] Стратегия Волгоградской области на фондовом рынке до 2012 г.: http://www.volganet.ru/irj/avo.html?NavigationTarget=navurl://6cc4e35536ada7f7f7225f6a60c6ae4f [3] Грузина Е., Ермак А. Комиссаров К. Эшелонирование рынка субфедеральных займов // РЦБ. - №20. – 2007. – С.35 [4] ГК Регион: http://www.region.ru/AnaliticLibrary/DebtMarket/index.php?PAGEN_1=5# [5] http://www.minfin.ru/ru/public_debt/internal/sites_publications/publications/ [6] Государственный и муниципальный долг: учебно-методическое пособие / Под ред. Л.И. Ушвицкого. – М.: Финансы и статистика, 2007. – С. 129 [7] Подъяблонская Л.М. Государственные и муниципальные финансы: учебник для студентов вузов, обучающихся по специальностям «Государственное и муниципальное управление», «Финансы и кредит». – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2009. – С.541. [8] Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – СПб.: Питер, 2008. – С.355. [9] Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – СПб.: Питер, 2008. – С.355. [10] Закон Волгоградской области от 30 апреля 2008 г. № 1678-ОД «Об управлении государственным долгом Волгоградской области», ст. 4., п.2 [11] Закон Челябинской области от 28 августа 2008 г. № 296-ЗО «Об управлении государственным долгом Челябинской области» ст.2 [12] Концепция управления государственным долгом Чувашской Республики, утвержденная Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики от 24 декабря 2007 г. № 347 «О вопросах управления государственным долгом Чувашской Республики» [13] Региональные финансы: опыт, стратегии, перспективы / под ред. к.э.н. Дорждеева А.В., к.ю.н. Завьялова Д.Ю. – М.: Финансы, 2008. – С. 290. [14] http://www.minfin.ru/ru/public_debt/internal/sites_publications/publications/: Руководящие принципы управления государственным долгом, подготовленные сотрудниками Международного валютного фонда и Всемирного банка. – С.442 [15] Бюджетная система Российской Федерации: учебник для вузов. 4-е изд. / Под ред. О. Врублевской, М. Романовского. – СПб.: Питер, 2008. – С.356. [16] Гусаков Н. Управление публичным долгом: международный опыт и российская действительность // Рынок ценных бумаг. - № 11/12 (384/385). – 2009. [17] Концепция управления государственным долгом Омской области на период до 2010 года (утвержденная Указом губернатора Омской области от 28 июня 2007 г. N 84 [18] СПС «Гарант»: Борисов А.Н. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации. - 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЗАО «Юстицинформ», 2008. [19] Закон Нижегородской области от 7 сентября 2006 г. № 83-З «О государственном долге Нижегородской области» [20] Закон Волгоградской области от 30 апреля 2008 г. № 1678-ОД «Об управлении государственным долгом Волгоградской области», ст. 6
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|