Рекомендации органам местного самоуправления по
Применению Федерального закона от 06.10.2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» В сфере культуры на территории Челябинской области
Анализ ситуации С 1 января 2006 года вступает в действие Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации от 06.10.2003 года №131-ФЗ. Современное законодательство сконцентрировало ответственность за обеспечение доступа населения к культурным благам на уровне местных органов власти. К их компетенции отнесены аспекты формирования культурной политики, в т.ч.: -решение вопросов собственности, условий финансирования, структуры и численности сети учреждений культуры; -определение уставных задач и механизмов их реализации; -утверждение критериев оценки эффективности оказания слуг в области культуры. Требования реформы кардинально изменили характер государственного социального заказа, отменив принцип финансирования сети и введя принцип оплаты услуг и финансовой поддержки проектов и программ. Это следует рассматривать в контексте реформы бюджетного сектора, которая предусматривает замену принципа финансирования сети на финансирование услуг. Ранее законодатель относил к предметам веления местного самоуправления «создание условий для деятельности учреждений культуры» (ст.6 ФЗ от 28.08.1995г. №154-ФЗ). В новом законе прописано «Создание условий для организации досуга и обеспечение жителей поселения услугами организаций культуры» (ст.14,16 Закона №131-ФЗ). Понятие «Условий для организации досуга» подразумевает ряд ответственных действий по обеспечению материальной базы, финансирования и других ресурсов в целях создания условий для организации досуга. В предложенных условиях сеть бюджетных учреждений, в том числе организаций культуры других организационно – правовых форм, может быть рассмотрена как базовое условие для создания услуг культуры и досуга.
Согласно Федеральному закону №131-ФЗ финансирование услуг культуры осуществляется непосредственно из бюджетов муниципальных образований соответствующего уровня. Исполнение расходных обязательств органов местного самоуправления муниципальных образований за счет средств бюджетов других уровней является недопустимым (ст.31 Бюджетного кодекса РФ). Главным нововведением стало установление двух типов муниципальных образований: - сельских или городских поселений; -муниципальных районов и городских округов. К вопросам местного значения поселения (городского или сельского) и городского округа в области культуры могут быть отнесены (ст.14,16 Закона №131-ФЗ): -организация библиотечного обслуживания населения; -создание условий для организации досуга и обеспечение жителей поселения (городского округа) услугами организаций культуры; - охрана и сохранение объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения, расположенных в границах поселения (городского округа); -создание условий для массового отдыха жителей поселения (городского округа) и организации обустройства мест массового отдыха населения. К вопросам местного значения муниципального района могут быть отнесены (ст.15 Закона РФ №131-ФЗ): -организация библиотечного обслуживания поселений; -организация предоставления дополнительного образования в сфере культуры. Разграничение расходных полномочий будет сопровождаться и разграничением объектов собственности. Из собственности муниципальных района в собственность поселений должно быть передано имущество, необходимое для решения поселениями вопросов местного значения в области культуры, отнесенных законом в их компетенции. В собственности муниципальных районов могут находиться лишь межпоселенческие библиотеки, а также имущество, предназначенное для предоставления дополнительного образования в сфере культуры (ст.50 Закона №131-ФЗ).
В целом, уменьшение объема бюджетных полномочий муниципального района может повлечь ослабление координирующей роли районных органов управления культуры, невозможность осуществления культурных проектов и программ районного значения, снижение качества культурного обслуживания населения. В Законе нечетко сформулированы и бюджетные полномочия поселений и городских округов, касающиеся создания и поддержки муниципальных организаций культуры и искусства, в том числе музеев, сохранения и развития традиционного народного художественного творчества. Поддержки народных художественных промыслов. Нечеткость формулировок бюджетных полномочий, отсутствие квалификационных кадров и финансовых средств, необходимых для покрытия расходов, могут нанести непоправимый урон развитию сети учреждений культуры, особенно в сельских поселениях, и поставить под вопрос сам факт их существования. Из Закона №131- ФЗ следует, что муниципальное образование может осуществлять за счет средств своего бюджета не только те расходы, которые отнесены действующим законодательством к расходным полномочиям (расходным обязательствам) муниципального образования соответствующего уровня. Поэтому, принимая во внимание прогнозы о дефиците бюджетов муниципальных образований, учитывая основания возникновения права собственности исключительно для реализации полномочий по предметам ведения, можно сделать вывод, что бюджеты поселений в подавляющем большинстве не смогут осуществлять расходы, направленные на содержание объектов культуры, которые сегодня содержаться за счет консолидированного бюджета района с использованием дотаций и субсидий, т.е. всего комплекса государственной поддержки.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|