Мотивы обращения к каналаммассовой коммуникации
Стр 1 из 2Следующая ⇒ АУДИТОРИЯ – АКТИВНЫЙ УЧАСТНИК ОБЩЕСТВЕННОГО ДИАЛОГА В наше время, когда динамично идет процесс обновления всей жизни совет- ского общества, одним из показателей процесса демократизации, особенно в цен- тральных органах массовой информации, можно считать все более ярко выражен- ное отношение к аудитории не столько как к объекту воздействия, сколько как и к активному участнику общественного диалога. Для того чтобы этот диалог был действительно эффективен, необходимо хорошо знать психологические особен- ности аудитории массовой коммуникации. Такая постановка вопроса в принципе не нова. Как известно, В.И. Ленин указывал, что для эффективного ведения идео- логической работы необходимо знать и понимать настроения и психологию масс (Полн. собр. соч., т. 25, с. 245; т. 41, с. 192; т. 44, с. 497). Аудитория в данном случае безусловно является одной из разновидностей массы, как субъекта общественного сознания. Весьма интересный анализ массы дает Б.А. Грушин (1987). Масса, по его мне- нию, представляет собой специфический тип социального субъекта, общность, которая качественно отличается от всех видов групповых общностей. Он выделя- ет 4 основных ее признака: Первый – статистический характер общности, находящий выражение в том, что данная общность совпадает с множеством дискретных единиц; не представля- ет собой какого-либо самостоятельного целостного образования, отличного от со- ставляющих его индивидов. Любая группа независимо от ее размеров представля- ет собой целостный организм. А здесь мы имеем дело со статистической общно- стью, характеристика которой совпадает с характеристикой ее членов. Второй, еще более существенный признак – вероятностная природа общности.
Она находит свое выражение в том, что вхождение в данную общность носит не- упорядоченный, случайный характер, осуществляется по формуле «может быть, а может и не быть». В результате этого такая общность всегда отличается откры- тыми, размытыми, пульсирующими границами, количественно и качественно не- определенным составом. Третий признак – ситуативный характер существования общности. Он нахо- дит свое выражение в том, что общность образуется и функционирует исключи- тельно на базе и в границах той или иной конкретной массовой деятельности. Масса невозможна вне этой деятельности, в результате чего она оказывается все- гда неустойчивым образованием. (Эта замкнутость на ситуации конкретной мас- совой деятельности создает очень большие сложности для выявления различных видов массы, для фиксирования особенностей их функционирования. И, наконец, четвертое, что описано наиболее полно в литературе, что дейст- вительно очень существенно, но не является ключевым свойством массы, – гете- рогенность (разнородность) ее состава. Масса имеет откровенно внегрупповую природу, межгрупповую, разрушает границы между всеми существующими в об- ществе социальными, демографическими, политическими, религиозными, образо- вательными и т. п. кругами (Грушин, 1987, с. 211 – 212). 52 Аудитория массовой коммуникации, безусловно, обладает всеми выделенны- ми Б.А. Грушиным признаками. Аудитория отдельных каналов массовой комму- никации существует как реальность, образующаяся в процессе длительного или случайного взаимодействия с данным каналом. Ее составляют как отдельные лю- ди, так и самые разнообразные группы (большие и малые). Индивидуальность восприятия массовой коммуникации может быть достаточно большой. Каждый человек осмысливает сообщение по-своему, на основе своего уникального
социального опыта. Однако коммуникатор должен ориентироваться на социаль- но-типические особенности восприятия сообщений массовой коммуникации, по- скольку массовая коммуникация – это межгрупповое общение и аудитория при всей своей внешней неопределенности, анонимности и рассредоточенности обла- дает устойчивыми типическими характеристиками, знание которых особенно необходимо для эффективного функционирования канала массовой коммуни- кации. Вот почему особенность социологических и социально-психологических исследований аудитории заключается в том, что объектом исследования здесь вы- ступает не отдельная личность, а группа в самых разнообразных проявлениях. В исследованиях аудитории массовой коммуникации можно выделить не- сколько направлений: от чисто количественных подсчетов размеров аудитории разных каналов и отдельных передач до весьма сложного качественного анализа аудитории, где главное внимание уделяется изучению социально-демогра- фического состава аудитории, ее социально-психологических характеристик, их связи с реальным поведением аудитории, образом жизни и с межличностным общением. Выявление количественного и социально-демографического состава аудито- рии, например, по возрасту, полу, профессии и т. д. – это собственно задачи со- циологического исследования, но их результаты являются важными предпосыл- ками социально-психологического анализа. Социально-психологические характеристики аудитории охватывают довольно широкий круг явлений. Сюда прежде всего относятся субъективные побудитель- ные причины обращения аудитории к различным каналам массовой коммуника- ции, т. е. мотивы обращения к этим каналам, социальные установки аудитории, ценностные ориентации, социальные стереотипы и т. п. Мотивы обращения к каналаммассовой коммуникации В исследованиях аудитории в западных странах большое внимание уделяется выявлению мотивов обращения к телевидению. При опросах аудитории амери- канские телезрители называют чаще всего такие мотивы, как: получение инфор- мации, развлечение, «разменная монета» для облегчения общения с людьми и те- мы для бесед с друзьями. К другим мотивам относят: компенсацию одиночества,
сопереживание событий, недоступных телезрителям в собственной жизни (Harris, 1984; Dominick, 1983; McQail, 1983). Отмечается ослабление мотива обращения к телевизору как к «источнику совета и помощи» (Harris, 1984). Как видно из ре- зультатов исследований, в основе перечисленных мотивов лежат главным53 образом такие потребности, как потребность в информации (функция в соци- альной ориентировке), потребность общения с другими людьми (функции контак- та в различных вариантах), а также потребность в развлечении (функция эмо- циональной разрядки). Большинство телезрителей одновременно указывают на несколько мотивов обращения к телевидению, но при разной их ранжированности. Первые места, как правило, занимают «информационные» и «развлекательные» мотивы. Вместе с тем различные аудитории обычно имеют свои «специфические мотивационные профили», особенно в отношении конкретного типа передач. Так, например, аме- риканский исследователь Р. Компези, изучавший на преимущественно женской выборке мотивы обращения к просмотру дневных телесериалов, обнаружил, что первые места занимали «развлекательный» и «общенческий» мотивы. По данным профессора Аризонского университета М. Харриса, «общенческий» мотив по от- ношению к телевидению является ведущим для студентов (Harris, 1984). В ди- пломной работе Е. Пименовой (1989), изучавшей, в частности, мотивы обращения школьников, учащихся педтехникума и студентов младших и старших курсов к телепрограмме «Взгляд» при помощи теста «неоконченного предложения», «об- щенческий мотив» был обнаружен лишь у студентов старших курсов, причем по своей выраженности он заметно отставал от информационного и развлекательно- го мотивов. У всех групп, кроме студентов младших курсов, первое место явно за- нимал информационный мотив. Для большинства обследованной аудитории эта передача является источником прежде всего информации, причем информации компетентной и неординарной. Исключением здесь является лишь группа студен-
тов-первокурсников, для которых «Взгляд» – это прежде всего развлекательная программа, где звучит разнообразная музыка. Это, вероятно, можно объяснить тем, что студенты первых курсов, попав в вузовские условия, оказываются пере- груженными новой и разнородной информацией, и поэтому они особенно остро чувствуют потребность в эмоциональной разрядке, в развлечении. Интересно на- блюдение американского исследователя А. Флинна о том, что никто не издевается над телевидением больше, чем студенты, и тем не менее они проводят у экрана массу свободного времени, поскольку, как считает Флинн, просмотр телепередач для студентов – это отдых от холодной логики и вычислений, преобладающих в их учебе (цит. по: Harris, 1984, р. 9). Ярко выраженная «информационная» направленность мотивов аудитории не только в отношении телевидения, но прессы и радио была обнаружена и в иссле- довании В.А. Лосенкова и Н.Н. Цветаевой, проведенном в Ленинградской области (Человек социалистического общества.., с. 101-102), в дипломном исследовании радиоаудитории Е. Арутюнян (1988) и др. Сопоставление результатов исследований разных авторов по аналогичным проблемам помогает выявить некоторые общие тенденции в процессах массовой коммуникации, но для более детального сопоставления этих исследований необ- ходимы конкретные знания использованных методик, задач и условий исследований. 54 «Телевизионное насилие» и детская аудитория При анализе социально-психологических исследований аудитории специаль- ного внимания заслуживает проблема показа на телеэкране сцен насилия и их воздействия в первую очередь на детскую аудиторию. Эта проблема особенно остро стоит в западных странах и прежде всего в США. В обиход западной науч- ной литературы даже вошел специальный термин «телевизионное насилие». Этот термин, как правило, объединяет в себе все демонстрации нанесения какого-либо повреждения или ущерба персонажам телевизионных программ. Литература по данной проблеме огромна. Без ее рассмотрения не обходится практически ни одна солидная публикация по массовой коммуникации (W. Weis, 1970; Domenick, 1983; McQail, 1983, a. etc). Актуальность этой проблемы объяс- няется прежде всего тем, что передачи, содержащие сцены насилия, составляют основу многих программ западного, и прежде всего американского, телевидения. Так, например, согласно данным известных американских исследователей (Television and Social Behavnor, 1975), сцены насилия в американском телевидении; со- ставляют в среднем 8 эпизодов в час, при этом самый высокий процент показа этих сцен наблюдается в детских мультфильмах. Авторы исследования объясняют
это одной причиной – диктатом тех, кто финансирует телевидение, т. е. рек- ламодателей, которые настаивают на том, чтобы их реклама показывалась во вре- мя передач, возбуждающих внимание и интерес телезрителей. Специалисты по рекламе считают, что наиболее полно этим условиям отвечают фильмы, насы- щенные насилием. Многочисленные исследования подтверждают, что показ теле- визионного насилия является питательной средой для преступности, что продол- жительное пребывание детей в атмосфере телевизионного насилия учит их вос- принимать агрессию как нормальный образ жизни. По данным одного из исследо- ваний в США, 63% осужденных заявили, что нарушили закон, подражая телеви- зионным персонажам, а 22% благодаря телевидению научились «технике престу- плений» (За рубежом. 1983.. № 52). Известный американский психолог У. Брон- фенбреннер, специально анализировавший проблему воздействия телевидения, считает: «Есть все основания полагать, что это средство массовой коммуникации играет значительную роль в порождении насилия в американском обществе и поддержании его «на высоком уровне», в том числе и среди подрастающего поко- ления» (1976, с. 87). Подобные выводы ученых (Baker, Ball, 1969; Bandura, 1973; Gerbner, 1976; McQail, 1983, etc.) вызывают озабоченность и растущую тревогу американской общественности. По данным опроса Гэллапа, в 70-е гг. против «те- левизионного насилия» выступали каждые двое из трех американцев, но они не могли преодолеть сопротивления владельцев фирм, производящих телевизоры, и рекламодателей. В результате проблема «телевизионного насилия» продолжает оставаться в США и других западных странах одной из самых острых. Так, на- пример, в Англии в 80-е годы исследования У. Белсона подтвердили результаты его исследований 70-х годов о связи просмотров детьми и подростками сцен те- ленасилия и антисоциального поведения (цит. по: Dominick, 1983, р. 448). Эти и другие аналогичные результаты снова приводят многих современных исследователей к выводу о том, что «восприятие сцен насилия на телеэкране по- вышает агрессивность по крайней мере части аудитории» (Dominick, 1983, р. 457). По данным М. Липтона, в 1984 г. 67% опрошенных американских телезрителей считали, что телевидение оказывает на детей скорее отрицательное, чем положи- тельное воздействие (Lipton, 1984). В нашей стране подобных исследований не проводилось, однако в связи с рос- том преступности среди подростков, возможно, появится необходимость в их проведении.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|