Что такое экономическая психология 9 глава
⇐ ПредыдущаяСтр 18 из 18 Стеничность — характеристика высокого жизненного тонуса, проявляющегося в повышенной активности, высокой работоспособности человека, преобладании положительных эмоций, способности к преодолению трудностей, длительной, непрерывной деятельности. Стереотип социальный — устойчивые социальные установки человека в отношении людей определенной категории, возникшие у него под влиянием жизненного опыта или мнения других людей. Стресс — состояние нервно-психической напряженности, возникающее в трудных, экстремальных ситуациях, при воздействии на человека сильных и сверхсильных раздражителей окружающей среды. Обеспечивает адаптацию человека к быстро и резко изменяющимся обстоятельствам жизни. Стрессор (синоним — стресс-фактор) — сильное или сверхсильное внешнее или внутреннее воздействия, вызывающее стресс. Ступор — состояние обездвижеиности с полной или частичной потерей речи и ослабленными реакциями на раздражение, в том числе и болевое. Сублимация (замещение) — один из механизмов психической защиты, при котором напряжение человека в конфликтной ситуации снимается путем преобразования в формы, более приемлемые для индивида и социального окружения. Частным случаем сублимации является переключение энергии сексуальных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества. Понятие введено З.Фрейдом. Субсенсорный — находящийся за пределами порогов ощущения и восприятия. Субтест ~ тестовое задание, входящее в комплексный тест, направленный на измерение сложной психической функции или качества. Субъективный — основанный на индивидуальной интерпретации человеком фактов, событий, явлений; зависимый от установок или эмоций человека. Суггестия?— внушение, гипноз.
Суггестопедия — обучение, основанное на гипнотическом внушении. Суицид — самоубийство. Сукцессавнын — последовательный. Супер-эго (синоним — сверх-Я) ~ одна из инстанций организации психической жизни человека в концепции З.Фрейда, играющая роль цензора, совести и ответственная за нравственное развитие, формирование идеалов. Сурдопедагогика— отрасль дефектологии, изучающая проблемы обучения и воспитания детей с нарушениями слуха. Сурдопсихология — раздел специальной психологии, изучающий психическое развитие глухих и слабослышащих детей. Схоластика (в обыденной речи) — оторванные от жизни абстрактные рассуждения. Тактильный — относящийся к осязанию. Тезаурус— словарь, представляющий терминологию какой-либо отрасли знания, систематизированную по определенному принципу. Тезаурус является словесной моделью соответствующей отрасли знания. Телекинез — термин парапсихологии, обозначающий приведение в движение различных физических объектов с помощью психического воздействия. Темперамент — совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей, характеризующих динамику психической деятельности человека: интенсивность, скорость, изменчивость, темп и ритм протекания психических процессов, а также степень интенсивности и уравновешенности психических состояний. Тест (проба, испытание) — стандартизированная психодиагностическая методика, предназначенная для изучения психических функций и качеств человека, предполагающая выполнение им определенных заданий (ответы на вопросы, решение задач, выполнение каких-либо движений, действий). Предполагает количественное выражение оценок характеристик и соотнесение их с нормативными данными среднего нормального человека. Тифлопсихология — раздел специальной психологии, изучающийпсихическое развитие слепых и слабовидящих детей.
Толерантность — способность человека переносить неблагоприятные внешние воздействия и факторы окружающей среды, выносливость по отношению к неблагоприятным факторам, терпимость к чужому образу жизни, поведению, взглядам, мнениям. Тонус — длительно поддерживаемый уровень активности организма и его отдельных систем. Транзактный (транзакционный) анализ— совокупность взглядов американского психолога Э. Берна и его последователей о том, что судьба человека в значительной степени предопределена особенностями его бессознательного, которое как бы влечет его к определенным событиям — успеху, неуспеху, трагедиям и т.д. По взглядам Э. Берна, в бессознательном как бы сидит некий маленький человек и дергает за веревочки, управляя жизнью большого человека по сценарию, который зафиксировался в его бессознательном жизненными ситуациями, имевшими место в детские и юношеские годы. Транзакция — взаимодействие. Тревожность — индивидуальная психологическая особенность, проявляющаяся в повышенной склонности человека испытывать беспокойство и тревогу в самых различных жизненных ситуациях. Тремор — автоматические стереотипные движения, быстрые ритмические колебания конечностей или туловища, вызванные непроизвольными мышечными сокращениями, дрожание. Тренинг — обучение практического характера, направленное на формирование знаний, умений и навыков, на развитие интеллектуальных и личностных качеств. Тренинг социально-психологический — метод групповой психологической работы, ориентированный на развитие определенных социально-психологических умений и навыков. Умственная отсталость — стойкое, необратимое нарушение психического развития (в первую очередь интеллектуального), обусловленное недостаточностью центральной нервной системы. Уровень притязаний — максимальный успех, на который рассчитывает человек в том или ином виде деятельности, уровень трудности, степень сложности целей, которые он выбирает для достижения & деятельности, на которую он считает себя способным. Установка — готовность, предрасположенность человека к определенным действиям, возникающая на основе предыдущего опыта, готовность воспринимать или действовать определенным образом в определенной ситуации.
Ф Фанатизм — крайняя приверженность какой-либо идее или делу, сопровождаемая снижением контроля за своим поведением, нетерпимостью к любым другим взглядам, некритичностью в суждениях об объекте увлечения, основанная на слепой вере в правильность своих суждений и действий. Фасшитация (фацилитация) социальная — обусловленное социальными контактами взаимовлияние людей, повышающее их активность. Проявляется в активизации психических процессов, улучшении самочувствия, в улучшении результатов деятельности человека в условиях, когда он находится в окружении, работает в присутствии или вместе с другими людьми. Фатализм — представление о неотвратимой предопределенности событий в мире; вера в судьбу, в неизменное предопределение свыше. Фемининный — имеющий отношение к особенностям поведения, установкам и т.п., которые считаются психологическими признаками женщины. Фиксация (негибкость) — склонность придерживаться стереотипных, привычных взглядов. Филогенез (в психологии) — процесс изменения психики в эволюции и историческом развитии. Флегматик — человек флегматического темперамента, характеризующийся пониженной реактивностью, медленным темпом движений, уравновешенностью, инертностью, • невозмутимым устойчивым настроением, слабо развитой экспрессией. Фобия — навязчивые состояния страха перед определенными объектами и ситуациями, не представляющими реальной угрозы, (навязчивый страх покраснеть, страх пребывания на открытых местах, страх смерти, страх перед школой и тд.). Развиваются при некоторых психозах. Фрустрация — психическое состояние, связанное с переживанием неудачи, которое возникает при наличии реальных или мнимых непреодолимых препятствий на пути к достижению цели, удовлетворению потребности. Состояние фрустрации проявляется в различных отрицательных переживаниях: разочаровании, гнетущем напряжении, тревоге, крушении надежд в достижении желаемой цели, чувстве безысходности и отчаяния, агрессии.
Характер — совокупность устойчивых индивидуально-психологических особенностей, формирующих типичное отношение человека к тем или иным предметам и явлениям, жизненным обстоятельствам, другим людям и самому себе, которая определяет типичные способы реагирования на различные жизненные обстоятельства и обуславливает типичный способ поведения в каких-либо жизненных условиях. Харизма — приписывание личности "богом данных" свойств, вызывающих преклонение перед ней и веру в ее особые способности и возможности. Харизматическому лидеру, выступающему, как правило, в роли избавителя и благодетеля, обычно приписываются все успехи его сторонников, а в его неудачах обвиняются другие люди или обстоятельства. При этом эти неудачи также используются для прославления лидера. Холерик — человек холерического темперамента, характеризующийся силой нервных процессов, высокой работоспособностью, повышенной возбудимостью, резкостью движений и эмоциональной реактивностью, быстротой, порывистостью, неуравновешенностью, склонностью к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроения. Ц Циклоид (по классификации Э. Кречмера) — тип личностей, представляющих собой в психическом плане "прямые несложные натуры, чувства которых в естественной и непритворной форме всплывают на поверхность и в общем каждому понятны". Циклоидная акцентуация характера — тип акцентуации, для которого характерно чередование фаз хорошего и плохого настроения с различными периодами. Циклотимия — процесс периодической смены возбуждения и депрессии. Честолюбие — стремление человека к успехам для повышения авторитета и признания со стороны окружающих. Чувства — устойчивые эмоциональные отношения человека к явлениям действительности. ш Шизоидная акцентуация характера — тип акцентуации, связанный с такими чертами, как эмоциональная холодность, замкнутость, интроверсия, неразвитость эмпатии, необычность мышления и др. Шизофрения — болезненное состояние, для которого характерна потеря контакта с реальностью и возникновение противоречивых чувств и реакций, парадоксальных мыслей. э Эгоизм — предпочтение своих личных интересов интересам других людей или общества. Эготизм '— самовлюбленность, преувеличенное мнение о себе, своих достоинствах. Эгоцентризм — употребляется в психологической литературе в двух основных значениях: 1) центрация личности на собственных целях, на собственной точке зрения, неспособность человека изменить свою позицию по отношению к чужому мнению; 2) черта личности, проявляющаяся в преувеличенном подчеркивании своего "Я", крайнем эгоизме, игнорировании того, что происходит с другими людьми (употребляется в этом случае как синоним эгоизма).
Эзотерический — тайный, скрытый, предназначенный только для посвященных. Эйдетическая память — зрительная память, выраженная в сохранении ярких, наглядных образов предметов, способность воспроизводить их в течение достаточно длительного времени. Человек как бы продолжает воспринимать предмет в его отсутствие. Эйфория — психическое состояние чрезмерной веселости, не вызванное какими-либо объективными обстоятельствами. Характеризуется благодушием, радостью, беспечностью, безмятежностью, беспричинным радостным настроением. Нередко проявляется у душевнобольных. Экзальтация — восторженное, возбужденное состояние, болезненная возбужденность. Эклектика — "издерганность" из разных источников, не объединенная общим теоретическим пониманием. Например, ' эклектические взгляды. Экспансивный — несдержанный в проявлении своих чувств. Экспектации (социальные ожидания) — ожидание человеком определенных отношений и оценок от других людей. Экспертиза психологическая — привлечение специалистов-психологов для решения вопросов в практике судебно-след-ственных органов, органов здравоохранения, социального обеспечения, образования и трудоустройства и т.д. Экспрессия— выразительные движения, сила проявления чувств и переживаний. Экстернал — тип личности, для которого характерна склонность приписывать ответственность за результаты своей деятельности влиянию других людей, окружающим обстоятельствам, а не себе. В случае неудачи больше обвиняет в ней других людей или окружающие обстоятельства, а не себя, тем самым как бы снимая с себя ответственность. Экстраверсия — психологическая характеристика направленности личности на окружающих людей, внешние события, явления, в основном на то, что происходит вокруг него. Проявляется в высоком уровне общительности, живом эмоциональном отклике на внешние явления. Экстраверт — индивидуум, обращенный к внешнему миру и социальной жизни, контактный. Эксцесс — крайнее проявление чего-либо, излишество; нарушение нормального хода чего-либо, например общественного порядка. Эмпатия — понимание человеком эмоционального состояния другого человека путем сопереживания, вчувствования в переживания другого человека. Эпилеятоидная акцентуация характера— тип акцентуации, связанный с такими чертами, как склонность к злобно-тоскливому настроению, к накоплению раздражительности, агрессии, внутренней неудовлетворенности, проявляющихся в форме гнева, злости, ярости, жестокости, конфликтности. Нередко проявляется вязкость мышления, скрупулезность, педантичность и др. Эталонная группа — реальная или воображаемая группа, с которой индивид соотносит свое поведение, в которой видит эталон оценок социальных фактов. Эффект ореола — явление, имеющее место при восприятии и оценке людьми друг друга в процессе общения. Заключается в том, что на содержание знаний, умений, оценок личности другого человека оказывает влияние специфическая установка, имеющаяся по отношению к этому человеку у воспринимающего. Эта установка возникает на основании раннее сложившегося образа, статуса, репутации человека и некоторых других характеристик, которые выполняют роль "ореола", мешающего видеть действительные черты и проявления объекта восприятия. "Я" — понятие, используемое во многих психологических теориях для обозначения внутреннего мира личности. Я-концепция — динамическая, но относительно устойчивая система представлений человека о самом себе, складывающаяся из осознания своих физических, интеллектуальных, эмоциональных качеств и самооценки личности. литература 1. Блейхер В.М., Крук И.В., Боков С.Н. Практическая патопсихология: Руководство для врачей и медицинских психологов. Ро-стов-н/Д.: Феникс, 1996. 2. Немое Р.С. Психология: Учеб. для студентов высших пед. учеб, заведений: В 2 кн. Кн. 1. Общие основы психологии. М.: Просвещение; Владос, 1995. 3. Конюхов Н.И. Словарь-справочник практического психолога. Воронеж: НПО "МОДЭК", 1996. 4. Коллектив. Личность. Общение: Словарь социально-психологических понятий / Под ред. Е.С. Кузьмина и В.Е. Семенова. Л.: Лениздат, 1987. 5. Краткий психологический словарь / Сост. Л.А. Карпенко; Под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. М.: Политиздат, 1985. 6. Майерс Д. Социальная психология. СПб.: Питер, 1996. 7. Немое Р.С. Психология: Пособие для учащихся 10—Пкл. М.: Просвещение, 1995. 8. Пезешкиан Н. Психотерапия повседневной жизни. Тренинг в воспитании партнерства и взаимопомощи. М.: Медицина, 1995. 9. Курбатов В.И. Стратегия делового успеха: Учеб. пособие для студентов вузов. Ростов-н/Д: Феникс, 1995. 10. Человек — производство — управление: Психологический словарь-справочник руководителя / Под ред. А.А.Крылова и В.П.Сочивко. Л.: Лениздат, 1982. 11. Психология личности: тесты, опросники, методики / Авт.-сост.: Н.В. Киршева, Н.В. Рябчиков. М.: Геликон, 1995. 12. Психология: Популярный словарик / Сост. А.Д. Андреева, Т.В. Вохмянина, Н.И. Гуткина и др.; Под ред.И.В. Дубровиной. М.: Издательский центр "Академия"; ИЦ "Кафедра", 1997. 13. Психологический словарь / Под ред. В.В. Давыдова, А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова и др.; НИИ общей и пед. психологии АПН СССР. М.: Педагогика, 1983. 14. Годфруа Ж. Что такое психология: В 2 т. 2-е изд. М.: Мир, 19%. Т. 2.
Оглавление введение. Кто такой психолог? Что такое психология?..................3 глава 1. Виды психологических знаний .,1. житейская психология.......................................................................... 6 1.2. психологические знания в искусстве.....................................................8 1.3. научная психология............................................................................... 9 1.4. практическая психология......................................................................10 1.5. парапсихология.....................................................................................10 литература....................................................................................................12 глава 2. предыстория психологической профессии 2.1. история психологических знаний в рамках других наук..................13 2.2. Психология становится самостоятельной наукой.............................16 литература....................................................................................................20 глава 3. как становились психологами первые из знаменитых 3.!. вильгельм вундт...................................................................................21 3.2. зигмунд фрейд......................................................................................27 литература....................................................................................................36 глава 4. Психология как профессия 4.1. Что такое профессия.............................................................................37 4.2. профессия психолога...........................................................................38 литература....................................................................................................42 глава 5. научная и педагогическая деятельность ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ 5.1. выдающиеся профессиональные психологи.......................................43 5.2. современные тенденции развития научной психологии...................50 5.3. отрасли научной психологии..............................................................51 5.4. Связи психологии с другими науками................................................57 5.5. научная деятельность профессиональных психологов......................59 5.6. преподавание как сфера деятельности профессиональных психологов.............................................................................................62 литература....................................................................................................63 глава 6. практическая психология как сфера деятельности ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ ПСИХОЛОГОВ 6.1. кому и зачем нужна практическая психология.................................65 6.2. задачи и основные этапы деятельности практических психологов.......................................................................................67 6.3. права и обязанности практических психологов................................69 6.4. основные виды деятельности практических психологов.............................................................................................71 6.5. рабочее место практического психолога............................................76 6.6. оценка деятельности практического психолога................................78 литература....................................................................................................80 глава 7. психологическая работа в медицинской сфере 7.1. ИСТОРИЯ ПРИМЕНЕНИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ В МЕДИЦИНЕ.............81 7.2. задачи и виды деятельности МЕДИЦИНСКИХ ПСИХОЛОГОВ........................................ 7.3. Психология r клинической практике..................................................87 7.4. психотерапия........................................................................................89 7.5. психотерапия и медицинской работе..................................................94 7.6. ПСИХОГИГИРНА, ПСИХОПРОФИЛАКТИКА И РЕАБИЛИТАЦИЯ КАК ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МЕДИЦИНСКОГО ПСИХОЛОГА.............................97 7.7. медицинская психология в системе здравоохранения......................99 литература..................................................................................................103 глава 8. психологическая работа в сфере образования 8.1. история практической педагогической психологии.......................105 8.2. ИСТОРИЯ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ.....108 8,3 ОРГАНИЗАЦИЯ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ СЛУЖБЫ ОБРАЗОВАНИЯ.................,..... 111 8.4. задачи практических психологов в образовании...............................116 8.5. задачи и виды деятельности практических педагогических психологов в России...:........................................................................121 литература..................................................................................................126 глава 9. социальная психология 9.1 история социальной психологии......................................................128 9.2. современная социальная психология...............................................132 9.3 социальная психология на предприятии и фирме...........................134 9.4. Психология в политике.......................................................................136 литература..................................................................................................140 глава 10. Психология труда и организационная психология 10.1. история психологии труда...............................................................141 10.2 задачи и виды деятельности специалистов по психологии труда..- 145 10.3 прикладные отрасли психологии труда...........................................151 литература..................................................................................................154 глава 11. Психология в экономике 11.1. Что такое экономическая психология............................................156 11.2. задачи и функции психолога в сфере экономики..........................158 11.3. Психология в управлении.................................................................162 11.4. Психология в рекламе......................................................................164 литература..................................................................................................168 глава 12. Психология в юридической практике 12.1. история юридической психологии.................................................170 12.2. чем занимается юридический психолог.........................................171 12.3. психологическое консультирование в юридической практике.......172 12.4. суде б но-психологическая экспертиза.............................................175 12.5. пенитенциарная психология............................................................178 литература..................................................................................................181 глава 13. Психология в спорте 13.1. история психологии спорта.............................................................182 13.2. цели и задачи психологии спорта...................................................185 13.3. работа практического психолога в спорте.......................................188 литература..................................................................................................192 глава 14. консультативная психология 14.1. психологическое консультирование как профессиональная деятельность психолога......................................................................193 оглавление 14.2. Виды психологического консультирования....................................195 14.3. профессиональная компетентность психолог а-консультанта.......197 глава 15. подготовка профессиональных психологов 15.1. подготовка профессиональных психологов ЗА РУБЕЖОМ............................................................................................203 15.2. подготовка профессиональных психологов в России...............................................................................................210 15.3. содержание профессионального психологического образования. 213 15.4. последипломное образование профессиональных психологов.....218 глава 16. психологическое сообщество 16.1. Кто составляет психологическое сообщество................................221 16.2. публикации и поиск психологической информации.........................................................................................223 16.3. конференции и повышение квалификации....................................225 i 16.4. профессиональные общества и ассоциации..................................227 I литература..................................................................................................232 глава 17. профессиональные и личностные качества психолога, | профессиональная этика психолога J 17.1. профессиональные качества психолога..........................................233 I 17.2. личностные качества психолога.......................................................^jl 17.3. этика профессиональной деятельности психолога...........................2яН литература..................................................................................................^f^l терминологический словарь......................................................:..24j литература.............................................................................................
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|