Общая характеристика стандартов разных видов
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2
Множество действующих в России стандартов в основном подразделяются на четыре вида: ) основополагающие - устанавливают общие методико-организационные положения для определения области деятельности, общетехнические правила и нормы, обеспечивающие техническое единство и взаимосвязь различных видов производств; ) на продукцию и услуги - в этих стандартах устанавливаются требования к однородной продукции или услуге либо к конкретной услуге или продукции; ) на производственные и технологические процессы - в данных стандартах устанавливаются основные требования к методам выполнения различного вида работ на любых производствах, а также технологических процессов; ) на методы контроля - эти стандарты определяют методы проведения контрольных и проверочных измерений, испытаний и анализа продукции при ее создании, сертификации и использовании в различных производственных процессах. Первый вид стандартов (основополагающих) подразделяется в свою очередь на два главных подвида: ) общетехнические, регламентирующие обозначения, термины, определения, а также номенклатуру показателей качества. Кроме того, указанные стандарты устанавливают общие методы проектирования подготовки какого-либо производства, хранения, испытаний, транспортировки, эксплуатации и ремонта техники любого вида; ) организационно-методические, регламентирующие общие положения и построение технической документации, включая информационную совместимость ее, а также устанавливают общие требования с обеспечением организационно-технического единства объектов и предметов стандартизации. Стандарты на продукцию в свою очередь делятся на три подвида:
) стандарты общих технических требований; ) стандарты общих технических условий. Эти два подвида стандартов устанавливают разносторонние требования к группе однородной продукции по ее разработке, производству, обращению и безопасной эксплуатации; ) стандарты технических условий выполняют функцию регламентирования правил приемки, методов контроля, упаковки, маркировки, хранения, транспортировки, эксплуатации и ремонта каждой конкретной продукции всех видов - техники, аппаратуры, приборов, оборудования и т. д. Важной является система стандартов в области охраны природы и улучшения использования природных ресурсов (ССОП), ей присвоен общий номер 17. Эта система включает следующие подсистемы или группы: 17.0 - Основные положения; 17.1 - Гидросфера; 17.2 - Атмосфера; 17.3 - Почвы; 17.4 - Земли всех видов; 17.5 - Флора; 17.6 - Фауна; 17.7 - Недра. В частности, группа 17.1 означает „Охрана природы. Гидросфера“, а группа 17.2 - „Охрана природы. Атмосфера“ и т. д., и т. п. Эти группы экологических стандартов регулируют различные стороны деятельности российских предприятий по защите водных и воздушных природных ресурсов.
. ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ сертификация стандарт контроль ГОСТ 12.3.017-79 Ремонт и техническое обслуживание автомобилей. Общие требования безопасности УДК 629.114.004.67;658.58: 658.382:006.354 Группа Т58 ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТАНДАРТ СОЮЗА ССР Система стандартов безопасности труда РЕМОНТ И ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ АВТОМОБИЛЕЙ Общие требовании безопасности ГОСТ 12.3.017-79 ОКП 45 7000 Постановлением Государственного комитата СССР по стандартам от 17 июля 1979 г. № 3583 срок действия установлен с 01.07.80 Постановлением Госстандарта от 13.09.85 № 2907 срок действия продлен до 01.07.90 Несоблюдение стандарта преследуется по закону Настоящий стандарт устанавливает общие требования безопасности работ при всех видах технического обслуживания (ТО) и текущего ремонта (ТР) грузовых и легковых автомобилей, автобусов, тягачей, прицепов и полуприцепов (далее - автомобилей), предназначенных для эксплуатации на дорогах общей сети СССР, которые проводятся на эксплуатационных предприятиях, станциях ТО и в специализированных центрах.
Стандарт не устанавливает требований безопасности при ТО и ТР автомобилей, работающих на газообразном и твердом топливе, а также специального оборудования, смонтированного на автомобилях. . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ . В процессах ТО и ТР могут иметь место следующие опасные и вредные производственные факторы: движущиеся автомобили, машины и механизмы; незащищенные подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы; загроможденность рабочих мест готовой продукцией, инструментами, приспособлениями, материалами; неправильная расстановка автомобилей в местах их хранения или в помещениях для ТО и ТР; отсутствие специальных приспособлений, инструмента и оборудования для веления работ в соответствии с принятой технологией; повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны: повышенная температура поверхностен оборудования, материалов: повышенные или пониженные температура, влажность и подвижность воздуха рабочей зоны: повышенные уровни шума, вибрации на рабочем месте при ремонтных и контрольно-диагностических операциях; незащищенные токоведущие части электрооборудования (электроустановок): недостаточная освещенность рабочей зоны; вредные компоненты в составе применяемых материалов, воздействующие на работающих через кожный покров, дыхательные пути, пищеварительную систему и слизистые оболочки органов зрения и обоняния. . При проведении ТО и ТР необходимо соблюдать требования ГОСТ 12.1.004-85 и ГОСТ 12.1.010-76. . Оборудование, приборы, инструменты и приспособления - по ГОСТ 12.2.003-74. . Процессы ТО и ТР должны соответствовать требованиям ГОСТ 12.3.002-75, а также других стандартов и ТУ, распространяющихся на эти процессы. . При проведении ТО и ТР следует соблюдать «Санитарные правила организации технологических процессов и гигиенические требования к производственному оборудованию», утвержденные Минздравом СССР.
. Процессы ТО и ТР должны быть безопасными на стадиях: подготовки автомобилей к ТО и ТР; непосредственного выполнения работ; испытаний и проверок систем автомобилей; заправки автомобилей горюче-смазочными материалами и спецжидкостями; хранения и транспортирования автомобилей, деталей, агрегатов и материалов; удаления и обезвреживания отходов производства. . Загрязнение производственных помещений (производственных площадок) и окружающей среды в процессах ТО и ТР не должно превышать предельно допустимых концентраций согласно требованиям СН 245-71, утвержденных Госстроем СССР. . При проведении ТО и ТР запрещается использовать неисправные оборудование, приспособления, инструмент. . ТРЕБОВАНИЯ К ТЕХНОЛОГИЧЕСКИМ ПРОЦЕССАМ . Требования безопасности труда необходимо соблюдать при: подготовке рабочего места; подготовке объекта для ТО и ТР; проведении работ; уборке рабочего места. . ТО и ТР необходимо выполнять в специально предназначенных для этой цели местах (постах) с применением устройств, приспособлений, оборудования и инструмента, предусмотренных определенным видом работ. . Перед установкой на пост ТО и ТР автомобили следует очистить от грязи, снега и вымыть. . Автомобиль, установленный на напольный пост ТО или ТР, необходимо надежно закрепить путем подстановки не менее двух упоров под колеса, затормозить стояночным тормозом, при этом рычаг коробки перемены передач должен быть установлен в положение, соответствующее низшей передаче; на автомобилях с бензиновыми двигателями следует выключить зажигание, а на автомобилях с дизельными двигателями - перекрыть подачу топлива. На рулевое колесо автомобиля необходимо навесить табличку с надписью «Двигатель не запускать: работают люди!». . При обслуживании автомобиля с помощью подъемника на механизме управления подъемником следует вывесить табличку с надписью «Не трогать: работают люди!». В рабочем положении плунжер подъемника должен быть надежно зафиксирован упором, предотвращающим самопроизвольное опускание подъемника.
. Посты ТО на поточных линиях с принудительным передвижением автомобилей должны быть оборудованы сигнализацией с обратной связью и возможностью с любого поста произвести экстренную остановку процесса передвижения. Передвижение автомобилей с поста на пост допускается выполнять только после получения сигналов со всех постов об окончании работы и подачи на все посты сигнала, предупреждающего о начале передвижения. При использовании в качестве предупреждающего звукового сигнала последний должен превышать уровень шума на рабочих местах на 6-8 дБ А. . Автомобили, устанавливаемые на поворотные стенды, необходимо надежно закрепить при помощи устройств, предусмотренных конструкцией стенда; топливо и рабочие жидкости слить, аккумуляторные батареи демонтировать; все незакрепленные предметы из кузова, кабины и салона удалить. . При работе с высоко расположенными агрегатами (деталями) автомобиля следует применять устойчивые подставки или лестницы-стремянки, соответствующие требованиям ГОСТ 12.2.012-75. . Агрегаты и узлы массой более 20 кг допускается поднимать и перемещать только с помощью подъемно-транспортных механизмов. . Подъем и транспортирование узлов и агрегатов подъемно-транспортными механизмами необходимо осуществлять с помощью специальных приспособлений по схеме захвата объекта транспортирования, предусмотренной для данного вида работ. . Запрещается выполнить какие-либо работы на автомобиле, один край которого приподнят подъемным механизмом, но не установлен на специальные подставки. . Снятие с автомобиля деталей и агрегатов, заполненных жидкостями, следует производить только после полного удаления (слива) этих жидкостей. . Мойку и очистку двигателей, деталей и агрегатов автомобилей необходимо производить в моечных устройствах или емкостях специально предназначенными для этого веществами. . Мойку агрегатов и деталей топливной аппаратуры и двигателей, работавших на этилированном бензине, следует осуществлять только после предварительной нейтрализации отложений тетраэтилсвинца. . ТО и ТР систем питания двигателей, работающих на бензине с антидетонационными присадками, необходимо производить после полной нейтрализации сборочных единиц систем питания. . Перед пуском двигателя автомобиль следует затормозить стояночным тормозом, рычаг коробки перемены передач установить в нейтральное положение. . При пуске двигателя пусковой рукояткой запрещается применить дополнительные рычаги и усилители, а также брать рукоятку в обхват кистью руки. Поворот рукоятки необходимо осуществлять снизу вверх.
. Пуск двигателя и трогание автомобиля с места следует производить при условии обеспечения безопасности работающих с данным автомобилем, а также лиц, находящихся вблизи него. . Снятие и установку рессор следует осуществлять после разгрузки их от массы автомобиля путем установки под шасси (кузов) специальных подставок (козелков). . Ремонт или замену подъемного механизма грузовой платформы автомобиля необходимо проводить после установки под платформу дополнительного упора, исключающего возможность падения или самопроизвольного опускания платформы. . ТО и ТР автомобиля следует осуществлять при неработающем двигателе, за исключением случаев, когда работа двигателя необходима в соответствии с технологическим процессом ТО и ТР. . Прежде чем проворачивать коленчатый вал двигателя пли карданный вал необходимо дополнительно убедиться в том, что зажигание выключено (для дизелей - подача топлива прекращена) и установить рычаг коробки перемены передач в нейтральное положение. . Продувку системы питания следует проводить с помощью воздушного насоса, присоединенного к системе раздачи сжатого воздуха, снабженной влагоотделителем. При этом давление воздуха в системе раздачи не должно превышать 0,5 МП а. . Испытание тормозов автомобиля необходимо осуществлять на стенде. Допускается проведение испытания на специальной площадке, при этом ее размеры должны быть такими, чтобы обеспечивать безопасность людей и автомобилей даже в случае неисправности тормозов. . Перед началом ТО и ТР автомобиля-цистерны для перевозки легковоспламеняющихся и взрывоопасных грузов цистерна должна быть заземлена. . Аккумуляторные батареи следует демонтировать и устанавливать с помощью специальных устройств, исключающих падение аккумуляторных батарей. . Все работы, связанные с ремонтом и обслуживанием аккумуляторных батарей, необходимо проводить в специально оборудованных для этих целей помещениях. . Приготовлять электролит следует в специально предназначенных для этого сосудах путем вливания кислоты в воду тонкой струей с тщательным перемешиванием раствора стеклянной или эбонитовой палочкой. . Аккумуляторные батареи, устанавливаемые на зарядку, необходимо соединять зажимами, исключающими возможность искрообразования. . При зарядке аккумуляторных батарей пробки из банок должны быть вывернуты. . Ремонт рамы следует проводить на подставках или на автомобиле с установленными колесами. При ремонте на подставках необходимо обеспечивать устойчивое положение рамы. . Демонтированные кузова и кабины автомобилей, подлежащие ремонту, должны быть установлены на специальные подставки или стенды и находиться в устойчивом и удобном для проведения работ положении. . Рихтовку крыльев и других деталей из листового материала необходимо осуществлять на автомобиле или на специальных стендах. . В целях исключения возможности загорания горючих материалов (обивка кузова, топливо и т. п.) электросварочные работы непосредственно на автомобиле следует проводить согласно требованиям ГОСТ 12.3.003-86. . Пайку и сварку емкостей из-под горюче-смазочных веществ необходимо осуществлять только после полного удаления этих веществ и их паров путем специальной обработки. . Снятие деталей (например, пружин), требующее приложении значительных усилий, следует производить с помощью съемников. . Демонтаж шины с диска колеса необходимо осуществлять после полного снятия давления в камере шины. . Монтаж и демонтаж шины следует проводин, только при помощи предназначенных для этого оборудования, устройств, приспособлений и инструмента с применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих в случае вылета замочного кольца. . Шину на диск колеса, имеющего замочное кольцо, допускается монтировать при условии отсутствия повреждений обода диска колеса и повреждений замочного кольца. Необходимо следить за тем. чтобы замочное кольцо полностью вошло в выемку обола. . Не допускается проводить подкачку колес без снятия с автомобиля, если нарушена сборка колеса или давление в колесе снижено более чем на 40 % от нормативного значения . Накачивание колес, имеющих замочные кольца, следует осуществлять с применением специальных ограждений, обеспечивающих безопасность работающих при вылете замочного кольца. . ТРЕБОВАНИЯ К ПРОИЗВОДСТВЕННЫМ ПОМЕЩЕНИЯМ И ОТКРЫТЫМ ПЛОЩАДКАМ ДЛЯ ХРАНЕНИЯ АВТОМОБИЛЕЙ . Производственные помещения и открытые площадки для хранения автомобилей должны отвечать требованиям СН и П II - 93-74 и СН 245-71. утвержденных Госстроем СССР. . Полы производственных помещений должны быть ровными, стойкими к воздействию агрессивных веществ, используемых в процессах ТО и ТР, а также иметь уклоны для стока воды. . Вдоль всех стен помещений для хранения автомобилей должны быть сооружены колесоотбойные тротуары. . Эстакады и осмотровые канавы, не оборудованные несущим конвейером, должны иметь на всей длине направляющие и предохранительные реборды. . Производственные участки, на которых могут выделяться вредные вещества, пары, пыль и т. д., должны быть изолированы от других помещений. . Помещения и открытые площадки для ремонта и хранения автомобилей должны иметь разметку расстановки автомобилей, выполненную стойкими красителями контрастных цветов. . Канавы, траншеи и тоннели должны быть оборудованы приточной вентиляцией и не должны загромождаться посторонними предметами. . Воздух рабочей зоны - по ГОСТ 12.1.005-76. . Помещения для ТО, ТР и хранения автомобилей должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией. З.10. Помещения и посты, на которых проводят технологические операции с работающим двигателем автомобиля, должны быть оборудованы устройствами для удаления отработавших газов из зоны ведения работ. . Помещение для мойки автомобилей и деталей должно быть изолировано от других производственных помещений. . Помещения, где производят регенерацию масла, зарядку аккумуляторных батарей, малярные и другие работы, связанные с выделением взрывоопасных веществ, должны быть оборудованы приточно-вытяжной вентиляцией с механическим побудителем во взрывобезопасном исполнении, не объединенной с вентиляционными системами других помещений. . Отводимый в атмосферу воздух должен быть очищен в соответствии с требованиями СН 245-71. . Уровень шума на рабочих местах - но ГОСТ 12.1.003 -83, вибрации - по ГОСТ 12.1.012-78. . Помещения для хранения автомобилей не должны непосредственно сообщаться с другими производственными, в том числе складскими помещениями. . Внутренняя отделка стен осмотровых канав, а также помещений, где может иметь место загрязнение стен, должна быть выполнена с учетом возможности их очистки наиболее эффективным способом. . ТРЕБОВАНИЯ К РАЗМЕЩЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ОБОРУДОВАНИЯ И ОРГАНИЗАЦИИ РАБОЧИХ МЕСТ . Производственное оборудование и рабочие места следует размещать с учетом безопасности работающих, а также удобства при выполнении технологических операций. . Каждое рабочее место должно быть полностью оборудовано необходимыми средствами в зависимости от вида выполняемых работ, в том числе средствами наглядной агитации по технике безопасности. . Рабочие места не должны загромождаться. Оборудование, инструменты и приспособления, необходимые для Проведения работ, следует размещать в удобных и легкодоступных местах таким образом, чтобы исключить возможность случайного перемещения или падения этих предметов. . Рабочие места в помещениях с холодным полом (цементный, асфальтовый, клинкерный и т. д.) должны быть укомплектованы деревянными подножными решетками. . Ширина переходных съемных мостков, устанавливаемых поперек осмотровой канавы, должна быть не менее 0,8 м. Количество мостков должно быть равно числу автомобилей, размещаемых на канаве, минус I. . При ТО и ТР автомобилей вне осмотровых канав, эстакад или подъемников рабочее место должно быть оборудовано подкатными тележками (лежаками). . ТРЕБОВАНИЯ К ХРАНЕНИЮ И ТРАНСПОРТИРОВАНИЮ ИСХОДНЫХ МАТЕРИАЛОВ, ГОТОВОЙ ПРОДУКЦИИ И ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА . На постах ТО и ТР, в помещениях для храпения и на открытых площадках автомобили необходимо размещать так, чтобы расстояния между ними, а также между автомобилем и конструкцией здания и оборудованием, исключали возможность травмирования работающих. . Хранение и транспортирование материалов и веществ с опасными и вредными свойствами следует осуществлять способами, исключающими возможность травмирования, интоксикации, загрязнения, загорания, взрыва или других неблагоприятных последствий. . Хранение и транспортирование длинномерных деталей и сборочных единиц (валы, оси, рессоры и др.) необходимо производить с помощью устройств и приспособлений, исключающих возможность самопроизвольного перемещения и падения этих предметов. . Емкости, предназначенные для хранения жидкостей, обладающих пожаро- и взрывоопасными свойствами, следует размешать в соответствии с требованиями, утвержденными Госстроем СССР, ГУПО МВД СССР и Госгортехнадзором СССР. . Хранение отходов производства необходимо осуществлять в специальной таре и только в местах, предназначенных для этой цели. . Автомобили-цистерны для перевозки жидкого топлива следует хранить на открытых площадках или в изолированных помещениях отдельно от других автомобилей. . В местах хранения автомобилей запрещается проводить заправку топливом, а также сливать топливо из баков. . ТРЕБОВАНИЯ К ПЕРСОНАЛУ, ДОПУСКАЕМОМУ К УЧАСТИЮ В ПРОИЗВОДСТВЕННОМ ПРОЦЕССЕ . Рабочих и инженерно-технических работников следует допускать к работе после их обучения, инструктажа и проверки знаний по охране труда, технике безопасности и пожарной безопасности. . Обучение и аттестацию инженерно-технических работников по охране труда необходимо осуществлять один раз в два года. Обучение и инструктаж следует проводить по программам, утвержденным министерствами (ведомствами) и согласованными с ЦК профсоюзов. . С рабочими необходимо проводить инструктажи: вводный - при поступлении на работу; первичный - на рабочем месте; повторные - не реже одного раза в три месяца; внеплановые - при изменении правил по охране труда, изменении технологии, использовании новых типов оборудования и др. . ТРЕБОВАНИЯ К ПРИМЕНЕНИЮ СРЕДСТВ ЗАЩИТЫ РАБОТАЮЩИХ . Для предохранения работающих от воздействия опасных и вредных производственных факторов следует применять средства защиты. . Работающие должны быть обеспечены средствами индивидуальной защиты в соответствии с типовыми отраслевыми нормами выдачи спецодежды, спецобуви и предохранительных приспособлении. . КОНТРОЛЬ ВЫПОЛНЕНИЯ ТРЕБОВАНИЙ БЕЗОПАСНОСТИ . Контроль состояния воздуха рабочей зоны - по ГОСТ 12.1.005-76. . При изменении технологического процесса, изменении режима работы ИЛИ замене оборудования и других мероприятиях, влекущих за собой ухудшение состава воздуха рабочей зоны, необходимо производить внеочередной контроль допустимых параметров. . Контроль шума на рабочих местах - по ГОСТ 12.1 050-86, вибрации по ГОСТ 12.4.012-83. . Контроль электробезопасности следует проводить согласно требованиям «Правил технической эксплуатации электроустановок потребителей» и «Правил техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей» Госгортехнадзора СССР. . Периодичность контроля, устанавливаемая администрацией совместно с профсоюзной организацией предприятия, должна быть не реже одного раза в год.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|